Теоретические и методологические основы безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и методологические основы безопасности



I. ВВЕДЕНИЕ

 

«Безопасность жизнедеятельности» - обязательная  для изучения дисциплина в рамках базовой  части «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр»), реализуемого Российской академией правосудия.

 «Безопасность жизнедеятельности» - новая дисциплина в системе знаний, предоставляемых Российской академией правосудия. Она представляет собой область научных зна­ний, изучающей общие опасности, угрожающие социуму, законо­мерности их возникновения и проявления и разрабатывающая со­ответствующие способы защиты от них в любых условиях обита­ния человека.

Бакалавр по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» обязан знать мир опасностей, который реально существует и является постоянным спутником нашей жизни. Он должен понимать, что современный мир опасностей во многом субъективен и, к сожалению, негативно влияет на здоровье людей, природу и состояние техносферы. Уровни материального, социального и морального ущербов, обусловленных воздействием опасно­стей, огромны. Они непрерывно нарастают во многом из-за техногенных и антропогенных опасностей, обусловленных развитием техники, ростом численности населения Земли и его урбанизацией.

Для ограничения и снижения негативного влияния опасно­стей на нашу жизнь и природу человек обязан владеть осно­вами культуры безопасности жизнедеятельности и бережного отношения к природе. Каждый бакалавр должен обладать основными приёмами и способами реализации безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, знать требования безопасности к современной технике и тех­нологиям. Реализация этих требований с целью минимизации или полного устранения ущерба от опасностей -важнейшая целевая функция каждого бакалавра.

При реализации своих обязанностей в области безопасно­сти бакалавр должен понимать, что его конкретные решения должны быть направлены на снижение негативного влияния внешних причин на травматизм и смертность работающих и населения и, в конечном итоге, на решение демографиче­ских проблем России.

Цель образования по дисциплине - приобретение студентами необходимых знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной и социально-бытовой деятельности.

Основные компетенции дисциплины:

1. П онимание проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека.

2. Овладениеприёмами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества.

3. Формирование:

- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- культуры профессиональной безопасности, способностей идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

- способностей обоснования и рационального принятия решений с точки зрения безопасности.

В результате освоения дисциплины студент должен:

1. Знать основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, способы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

2. Уметь:

- идентифицировать основные опасности среды обитания человека;

- оценивать риск их реализации;

- выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

- выбирать рациональные способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности.

Владеть:

- законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды;

- требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;

- способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;

- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;

- навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях студентов, полученных ими при изучении профессиональных, естественно-научных и гуманитарных учебных дисциплин, а также при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе (колледже). «Безопасность жизнедеятельности» изучается на лекциях, практических (ПЗ) занятиях, семинарах (С) и в ходе самостоятельной работы (СР).

Уровень дисциплины ЗНАТЬ – это основной объём сведений, которые студенты получают в ходе лекций.

Уровень дисциплины УМЕТЬ решается на ПЗ, на которых закрепляется как лекционный материал, так и знания, полученные в ходе самостоятельной работы (СР) и научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

Уровень дисциплины ВЛАДЕТЬ достигается студентами в ходе семинаров, где детально отрабатываются все вопросы изучаемого материала в рамках предстоящей профессиональной деятельности.

Учебно-материальное обеспечение курса включает специализированный класс «Безопасность жизнедеятельности», класс  персональных компьютеров с установленным на них необходи­мым программным обеспечением «Консультант» и «Гарант» и подключёнными интернет-ресурсами по основам безопасности жизнедеятельности (принадлежность кафедры информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия), а также специальный медиа-курс на DVD –дисках.

Рабочая программа дисциплины построена по модульно-блочному принципу. Под модулем (разделом) курса «Безопасность жизнедеятельности» понимается укрупненная логико-понятийная тематика, характеризующаяся общностью используемого понятийно-терминологического аппарата. Каждый модуль (раздел) состоит из трёх блоков (рис.1.1):

- инвариантного блока, включающего ядро – необходимый минимум знаний, принципов и понятий курса «Безопасность жизнедеятельности»;

- вариативного блока, под которым понимается укрупненная группа области знаний курса «Безопасность жизнедеятельности»;

- блока вузовской образовательной программы с конкретными научно-практическими знаниями применительно к направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция» квалификация бакалавр.

 


 

 

 


Рис.1.1. Модульно-блочная архитектура программы

«Безопасность жизнедеятельности»

 

II. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы

 (по учебному плану)

Количество зачётных единиц и часов по формам обучения
Очная 
Зачётные единицы - общая трудоёмкость 2 з.е. – 72 ч.
Всего аудиторных занятий из них: 34
ü Лекции 18
ü Семинарские ü (практические занятия) 16
ü Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС 38
Форма итогового контроля Зачёт

 

 


III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачётных единиц и часов)

для студентов очной формы обучения

 

 

№ п/п

 

 

Разделы (темы) дисциплины

Всего

Количество часов по

видам учебных занятий

 (по учебному плану)

Л С (ПЗ) СР

РАЗДЕЛ I

Жизнедеятельности

1 Тема 1.1. Введение в безопасность жизнедеятельности. Безопасность как научная категория, её предмет и основные понятия.   2 2  
2 Тема 1.2. Основные направления и средства формирования культуры безопасности.       2
  ВСЕГО по разделу I 6 2 2 2

РАЗДЕЛ II

 Влияние среды обитания и опасностей на человека

3 Тема 2.1. Современный мир опасностей.   2 2  
4 Тема 2. 2. Современный мир и его влияние на окружающую природную среду.       2
  ВСЕГО по разделу II 6 2 2 2

РАЗДЕЛ III

РАЗДЕЛ IV

Техногенного происхождения

8 Тема 4.1. Система обеспечения безопасности при опасных и чрезвычайных ситуациях различного происхождения.   2 2  

Семинары и практические занятия

9 Тема 4. 2. Защита населения от поражающих факторов ЧС разных видов.       4
  ВСЕГО по разделу IV 8 2 2 4

РАЗДЕЛ V

РАЗДЕЛ VI

РАЗДЕЛ VII

РАЗДЕЛ VIII

IV. ПРОГРАММА КУРСА

 

Раздел I

Раздел II

РАЗДЕЛ III

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инвариантный блок

Тема 3.1. Сущность и содержание чрезвычайных ситуаций.

Сущность и содержание чрезвычайных ситуаций. Опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации. Определение аварии и катастрофы. Стихийное бедствие – как опасное явление или процесс геофизического, гидрологического, атмосферного или происхождения катастрофической ситуации. Экологическая катастрофа, как разновидность стихийного бедствия.

Условия возникновения ЧС. Стадии развития ЧС. Поражающие факторы ЧС.


Классификация ЧС. По источникам или сферам возникновения, по масштабам распространения, по причине возникновения, по характеру поражения, по скорости развития и распространения, по конфликтности, по возможности предотвращения.

Классификация ЧС в соответствии с Постановлением Правительства №304 от 21.05.2007 г. Понятие риска.  Основные причины и профилактика ЧС. Чрезвычайные ситуации военного характера.

РАЗДЕЛ IV

Происхождения

Инвариантный блок

РАЗДЕЛ V

Чрезвычайных ситуаций.

Инвариантный блок

РАЗДЕЛ VI

Раздел VII

Раздел VIII

Жизнедеятельности

Инвариантный блок

V. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

 

№ п / п Наименование разделов дисциплины и тем семинаров Время, час

РАЗДЕЛ I

РАЗДЕЛ II

 Влияние среды обитания и опасностей на человека

2 Семинар 2.1. Взаимодействие общества и природы.   Форма проведения – тематический семинар.   Вопросы для обсуждения   1. Взаимодействие человека со средой обитания. - обмен потоками вещества и энергии. Характерные потоки масс, энергии и информации в среде обитания; - аксиома о воздействии среды обитания на человека. 2. Объекты и зоны защиты: - критерии оценки опасностей; - источники и факторы социальных рисков; - концепция приемлемого риска; - системы безопасности, схема комплексной системы обеспечения комфортности человека в техносфере. 3. Естественные, техногенные, антропогенные и социальные опасности. Доклад (сообщение) 10…15 мин. «Задачи профессиональной деятельности в противодействии техногенным, антропогенным и социальным опасностям». ЛИТЕРАТУРА Нормативные правовые акты   1. Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Феде­рации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого разви­тия» от 04.02.1994 г. № 236. 2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. Специальная и научная литература (основная)   1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. 16-е издание, переработанное и дополненное – М.:ИТК «Дашков и К°», 2011. Стр.278…290 2. Белов С.В., Девисилов В.А., Ильницкая А.В., и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. Издание восьмое, стереотипное - М.: «Высшая школа», 2009.Стр. 35…42, 50…96.   Специальная и научная литература (дополнительная)   1. Пряхин В.Н., Соловьёв С.С. Безопасность жизнедеятельности в природообустройстве: Курс лекций и тестовых заданий для студентов вузов. - Издание третье, исправленное и дополненное. – С.-П. -Москва - Краснодар, 2009. Стр. 7…14.   Интернет-ресурсы   1. Безопасность. Образование. Человек: информационный портал. Материалы, посвященные обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности: нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ, ссылки на другие ресурсы. http://www.bezopasnost.edu66.ru. 2. Хроники катастроф: чудеса света и природы. Сведения об истории возникновения и разновидностях катастроф. Материалы о техногенных катастрофах и редких, необычных природных явлениях. Меры безопасности при катастрофах. http://chronicl.chat.ru/security.htm. 3. Web-cайт Министерства природных ресурсов и экологии. http://www.mnr.gov.ru. 4. Web-сайт МЧС Российской Федерации.  http://www.mchs.gov.ru. 2

РАЗДЕЛ III

РАЗДЕЛ IV

Техногенного происхождения

4 Семинар 4.1. Актуальные проблемы защита населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Форма проведения – тематический семинар.   Вопросы для обсуждения 1. Государственная политика в области предупреждения и ликвидации ЧС: - основная проблема современности - создание гарантий безопасного проживания населения; - предупреждение и ликвидация ЧС, режимы функционирования ЧС; - сигналы оповещения, аварийно-спасательный работы, управление при ликвидации ЧС. 2. Комплекс мероприятий по предотвращению ЧС: - защитные мероприятия, общие принципы РСЧС; - превентивные оперативные и послеликвидационные меры предотвращения ЧС. 3. Особенности реализации мероприятий в системе обеспечения безопасности в условиях ЧС различного происхождения для профессионального профиля деятельности.   Доклад (сообщение) 10…15 мин. «Назначение, задачи и структура РСЧС». ЛИТЕРАТУРА Нормативные правовые акты   1. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794. 2. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ. 3. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ. 4. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. № З-ФКЗ. 5. Постановление Правительства РФ «О гражданских организациях граж­данской обороны» от 10.06.1999 г. № 620. 6. Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в облас­ти защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера» от 04.09.2003 г. № 547. 7. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ. 8. Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года». Утверждена решением Правительства РФ № 534-р от 29 марта 2011 г.   Специальная и научная литература (основная) 1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. 16-е издание, переработанное и дополненное – М.:ИТК «Дашков и К°», 2011. Стр.239...249. 2. Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Бакалавриат. - 3-е издание, переработанное – ИЦ «Академия», 2011. Стр.60…68.   Специальная и научная литература (дополнительная) 1. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и персонала предприятий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. - Минобрнауки РФ. Федеральное агентство по образованию, Шахты.: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»), 2007. Стр.55…60. Интернет-ресурсы 1. Безопасность и здоровье: технологии и обучение. Электронные образовательные материалы в сфере БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ. http://risk-net.ru. 2. Web-сайт МЧС Российской Федерации.  http://www.mchs.gov.ru.   2

РАЗДЕЛ V

РАЗДЕЛ VI

РАЗДЕЛ VII

РАЗДЕЛ VIII

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Цель самостоятельной работы - формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, поиску новых и неординарных решений, аргументированному отстаиванию своих предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссий.

 В отведённое для самостоятельной работы учебное время следует вни­мательно ознакомиться с содержанием данного Учебно-методического ком­плекса и получить в библиотеке основную и самостоятельно подобрать дополнительную литературу. УМК по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» находится на сайте электронного обучения Российской академии правосудия http://see.raj.ru.

Самостоятельная работа заключается в изучении отдельных тем курса (заданий на самостоятельную работу)  по рекомендуемой  учебной литературе, в подготовке к практическим занятиям, к рубежному контролю и зачёту.

В ходе са­мостоятельной работы каждый студент обязан выполнить задания  на самостоятельную работу по разделу (теме), прочитать основную и дополнительную литературу, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников, выделить непонятные термины и найти их значение в словарях. Перечень заданий на самостоятельную подготовку приведен в п. IX. Материалы самостоятельной работы представляются преподавателю перед зачётом.


Рекомендации по выполнению, содержанию и оформлению

Контрольных заданий

 

Персональные контрольные задания выполняются согласно разделу VIII. Они выбираются самостоятельно или назначаются преподавателем согласно списку (п.VIII). Для выполнения контрольного задания необходимо:

 

ü Выбрать литературу из рекомендуемого списка для выполнения контрольного задания. Самостоятельно подобрать дополнительную литературу.

ü Согласно выбранной теме контрольного задания составить план, который должен включать:

- Введение;

- Содержание;

- Параграфы (1, 2, и т.д.);

- Заключение;

- Список использованной литературы.

ü На поставленные вопросы отвечать аргументированно и кратко, по сути, дополняя их, по возможности, графиками, рисунками и таблицами, учитывая требования нормативных правовых актов по данному вопросу.

ü Контрольное задание оформляется по принятой в академии форме для письменных контрольных работ. Общий объём не более 5…6 стр. (формат текста Microsoft Word, Шрифт Times New Roman, 14, интервал точно - 20).

ü Выполненное контрольное задание в рукописном или печатном варианте представляется преподавателю не позже 7…14 дней до начала экзаменационной сессии.

В положительную сторону отмечаются контрольные задания, выполненные в формате презентации Microsoft Power Point или в рамках другой презентационной программы.

 

ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ (ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ)

 

При подготовке к семинару можно выделить два этапа.

Первый этап – организационный, уяснение задания на семинар и подбор рекомендованной литературы. 

Второй этап - закрепление и углубление теоретических знаний. Включает непосредственную подготовку к занятию, которую необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы.

Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а его основная  (главная) часть. Остальной материал восполняется в процессе самостоятельной работы. Таким образом, работа с рекомендованной литературой обязательна!


Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснений явлений и фактов безопасности жизнедеятельности, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов применительно к вариативному и вузовскому блокам. Необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.

Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.

При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. При этом  необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.

 

VII. ЗАДАНИЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

№ п / п Наименование разделов и тем самостоятельной работы Время, час

РАЗДЕЛ I

РАЗДЕЛ II

 Влияние среды обитания и опасностей на человека

2 Тема 2.2. Современный мир и его влияние на окружающую природную среду. Формы взаимодействия общества и природы. Негативная деятельность человека по отношению к природе. Загрязнение среды обитания. Источники и объекты загрязнения. Загрязнение Мирового океана, водоёмов, рек и озер. Влияние окружающей природной среды на физическое здоровье человека. Вредные последствия интенсивной хозяйственной деятельности. Влияние увеличения населения Земли на загрязнение природной среды и истощение природных ресурсов. Роль развитых стран в оказании помощи для создания системы экологической безопасности. Объективные и субъективные причины загрязнения природной среды. Техногенное воздействие на природу. Техногенные изменения в производственной сфере. Нарастание вторичных негативных воздействий на природную среду. Изменение природных компонентов в крупном городе.   ЛИТЕРАТУРА Нормативные правовые акты   1. Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Феде­рации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого разви­тия» от 04.02.1994 г. № 236. 2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. Специальная и научная литература (основная)   4. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. 16-е издание, переработанное и дополненное – М.:ИТК «Дашков и К°», 2011. Раздел II. Стр.94…116. Интернет-ресурсы   1. Безопасность. Образование. Человек: информационный портал. Материалы, посвященные обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности: нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ, ссылки на другие ресурсы. http://www.bezopasnost.edu66.ru. 2. Хроники катастроф: чудеса света и природы. Сведения об истории возникновения и разновидностях катастроф. Материалы о техногенных катастрофах и редких, необычных природных явлениях. Меры безопасности при катастрофах. http://chronicl.chat.ru/security.htm. 2

РАЗДЕЛ III

РАЗДЕЛ IV

Техногенного происхождения

5

Тема 4.2. Защита населения от поражающих факторов ЧС разных видов.

 

Комплекс мероприятий, позволяющих предотвратить появление ЧС. Защитные мероприятия, общие принципы защитных мероприятий в соответствии с государственной политикой в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Превентивные, оперативные и послеликвидационные меры предотвращения ЧС. Возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, пострадавших в ЧС. Гуманитарная помощь, пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности или потери кормильца, безвозмездное предоставление жилья и др.

Особенности реализации мероприятий в системе обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуациях различного происхождения для профессионального профиля деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

 

1. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794.

2. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ.

3. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ.

 

Специальная и научная литература (основная)

3. АрустамовЭ.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. 16-е издание, переработанное и дополненное – М.:ИТК «Дашков и К°», 2011. Стр.239...249.

4. МихайловЛ.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Бакалавриат. - 3-е издание, переработанное – ИЦ «Академия», 2011. Стр.60…66.

 

Специальная и научная литература (дополнительная)

11. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и персонала предприятий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. - Минобрнауки РФ. Федеральное агентство по образованию, Шахты.: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»), 2007. Стр.55…60.

Интернет-ресурсы

1. Безопасность и здоровье: технологии и обучение. Электронные образовательные материалы в сфере БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ. http://risk-net.ru.

2. Межведомственный портал «Спас-Экстрим».

http://www.spas-extreme.ru.

2
 

РАЗДЕЛ V

РАЗДЕЛ VI

РАЗДЕЛ VII

РАЗДЕЛ VIII

VIII. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Условия безопасности труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Анализ и профилактика.

2. Несчастные случаи и травматизм на производстве. Причины и профилактика.

3. Основные источники химического загрязнения воздуха жилой среды.

4. Физические факторы жилой среды и их значение в формировании условий жизнедеятельности человека. Обеспечение полноценной световой среды на рабочем месте.

5. Физические факторы жилой среды и их значение в формировании условий жизнедеятельности человека. Шумы в жилой среде. Источники, влияние на организм, меры защиты.

6. Физические факторы жилой среды и их значение в формировании условий жизнедеятельности человека. Вибрация в условиях жилищ, её влияние на организм человека. Меры защиты.

7. Физические факторы жилой среды и их значение в формировании условий жизнедеятельности человека. Электромагнитные поля, источники, влияние на организм человека, меры защиты.

8. Обеспечение оптимальных условий деятельности по Вашему профессиональному профилю - варианты (примеры) создания световых и климатических условий на рабочем месте.

9. Здоровый образ жизни и его составляющие.

10. Конкретные примеры пропаганды здорового образа жизни.

11. Вариант системы безопасности образовательного учреждения с Вашей точки зрения.

12. Влияние алкоголя на здоровье человека и его последствия.

13. Влияние на организм человека курения табака. Проблемы борьбы с курением. Профилактика.

14. Наркомания и токсикомания. Влияние на здоровье человека и последствия. Профилактика наркозависимости.

15. Новый вид зависимости – музыкальный «наркотик».

16. Криминогенные ситуации в повседневной жизни. Правила личной безопасности.

17. Варианты (примеры) снижения криминогенной ситуации в московском регионе.

18. Как избежать нападения преступника на улице и в других общественных местах. Как действовать при встрече с преступником.

19. Город, зоны повышенной опасности. Меры безопасности в городских условиях.

 

 

Литература для выполнения контрольных заданий

Нормативные правовые акты

1. Указ Президента РФ «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотроп­ных веществ» от 06.06.2003 г. № 624.

2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1.

3. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ.

4. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1997 г. № 52-ФЗ.

5. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан» от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ. с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288.

6. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ.

7. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных ве­ществах» от 08.01.1998 г. № З-ФЗ.

8. Постановление Правительства РФ «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» 01.07.1995 г. № 675.

9. Постановление Правительства РФ «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований  промышленной безопасности на опасном производственном объекте» от 10.03.1995 г. № 263.

10. Постановление Правительства РФ «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра» от 24.01.1998 г. № 1371.

11. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных произ­водственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ.

 

Специальная и научная литература (основная)

1. АрустамовЭ.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. 16-е издание, переработанное и дополненное – М.:ИТК «Дашков и К°», 2011. Стр.13…88, 117...127.

2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельностии защитаокружающей среды (техносферная безопасность):Учебник для бакалавров всех направлений подготовки в вузах. - 2 издание, исправленное и дополненное. – М.: «Юрайт», 2011. Стр.97…155, 287…334.

3. МихайловЛ.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Бакалавриат. - 3-е издание, переработанное – ИЦ «Академия», 2011. Стр.219...21, 226...235.

Специальная и научная литература (дополнительная)

1. Алексеев В. С., Безопасность жизнедеятельности: конспект лекций для вузов. – М.: Эксмо, 2008. Стр.7…20.

2. Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. - М.: Дашков и К°, 2007. Глава 4. П.4.6.

3. Петров В.С. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Практическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. Стр. 24…29.

Интернет-ресурсы

1. Безопасность и здоровье: технологии и обучение. Электронные образовательные материалы в сфере БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ.

   http://risk-net.ru.

2. Безопасность. Образование. Человек: информационный портал. Материалы, посвященные обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности: нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ, ссылки на другие ресурсы. http://www.bezopasnost.edu66.ru.

3. Межведомственный портал «Спас-Экстрим». http://www.spas-extreme.ru.

4. Ежедневная интернет-газета «АнтиСПИД. НаркоСТОП».

   http://www.noaids.ru.


IX. ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова­нием 12.12.1993 г.).

2. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ.

3. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. № З-ФКЗ.

4. Трудовой кодекс РФ 2011. В редакции от 23.12.2010 г. (действующая редакция).

5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 г. № Пр-1895).

6. Закон РФ «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390.

7. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1.

8. Система стандартов «Охрана природы». System of standards in natyre protection and improving utilizatyon of natyre recousces. General. ГОСТ 17.0.0.01-76. УДК 502.3:006.354. Группа Т58. Дата введения 1977-01-01. С изменениями № 1, 2, утвержденными в июле 1979 г. и августе 1987 г. (ИУС 8-79, 12-87).

9. Система международных стандартов (МС) ISO серии 14000, «Система управления качеством окружающей среды». 1996 г. Пересмотрен в 2004 г.

10. Система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». ГОСТ Р 22.0.01-94. УДК 658.382.3:006.354. ОКСТУ 0022. Дата введения 1995-01-01.

11. Система стандартов безопасности труда. ГОСТ 12.0.001-82. УДК 658.382.3:006.354. 01.07.1983 г.

12. Постановление Правительства РФ «О гражданских организациях граж­данской обороны» от 10.06.1999 г. № 620.

13. Постановление Правительства РФ «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794.

14. Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.05.2007 г. № 304 (ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2011 г. № 376).

15. Постановление Правительства РФ «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» 01.07.1995 г. № 675;

16. Постановление Правительства РФ «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» от 10.03.1995 г. № 263;

17. Постановление Правительства РФ «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра» от 24.01.1998 г. № 1371;

18. Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в облас­ти защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера» от 04.09.2003 г. № 547.

19. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой програм­ме «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» от 20.02. февраля 2006 г. № 100.

20. Правила дорожного движения Российской Федерации (утв. Постанов­лением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090; в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.01.1996 № 3 (не действует), от 31.10.1998 № 1272, от 21.04.2000 № 370, от 24.01.2001 № 67, от 21.02.2002 № 127, от 28.06.2002 № 472, от 07.05.2003 № 265, от 25.09.2003 № 595, от 14.12.2005 № 767, от 16.02.2008 №84, от 19.04.2008 г. № 287, от 29.10.2008 г. № 1041, от 10.05.2010 № 316.

21. Указ Президента РФ «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотроп­ных веществ» от 06.06.2003 г. № 624.

22. Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Феде­рации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого разви­тия» от 04.02.1994 г. № 236.

23. Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности Рос­сийской Федерации» от 10.01.2000 г. № 24.

24. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управ­ления в области пожарной безопасности» от 09.11.2001 г. № 1309.

25. Указ Президента РФ «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» от 21.04.2000 г. № 706.

26. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 5 октября 2009 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.175 с.)