Правоприменение: основные стадии. Акты применения права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоприменение: основные стадии. Акты применения права.



Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени Г-ва, выполняя возложенные на них специальные ф-ии и полномочия. Перед нами - одна из форм гос. деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены, хотя вопрос этот в литературе небесспорный.

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.).

На второй стадии - при выборе нормы - дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму.

Третья стадия предполагает проверку юр. силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана.

На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения.

Акты применения права - официальный акт-документ, закрепляющий решение компетентного органа по юр. делу и содержащий государственно-властное, индивидуально-конкретное правовое предписание.

Можно отметить следующие признаки актов применения: содержат индивидуально-властное предписание, обязательность исполнения которого гарантируется, в том числе принудительными возможностями Г-ва; внешне выражены в форме акта-документа, т.е. имеют преимущественно письменную форму (хоть могут иметь устную форму или выражаться в форме конклюдентных действий); характеризуются специальными атрибутами, т.е. содержат указание о наименовании, дате и месте применения акта, кому адресовано содержащееся в акте предписание, подпись должностного лица (органа) и т.п., ссылки на применяемый закон. Отсутствие этих атрибутов может повлечь признание принятого решения незаконным. Так, если приговор не подписан кем-то из судей, он подлежит отмене (п. 10, ч. 2, ст. 381 УПК РФ). В акте применения права различают описательную, мотивировочную и резолютивную части. Требования, предъявляемые к некоторым правоприменительным решениям, закрепляются непосредственно в законе (ст. 197 ГПК РФ, ст. 303-309 УПК РФ); распространяют свое действие в отношении строго определенных фактов и персонально определенных субъектов; не имеют обратного действия во времени; доводятся до сведения заинтересованных лиц в установленном законом порядке (так, приговор суда должен быть немедленно провозглашен в зале судебного заседания председательствующим (ст. 310 УПК РФ).

Акты применения права следует отличать от нормативных правовых актов. Главное отличие заключается в том, что нормативный акт есть источник права, содержит нормы права, распространяется на неопределенное количество фактов и лиц, действует более или менее продолжительное время. Акт применения права не содержит норм права, он содержит предписание, которое касается конкретного лица, и, как правило, исчерпывается однократным применением (сравним Федеральный закон "О гражданстве" и Указ Президента Российской Федерации о приеме в гражданство конкретного лица).

Предписание, содержащееся в акте применения права, не может выходить за пределы общей нормы, содержащейся в нормативном акте. Правоприменитель не волен выходить за пределы общей нормы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.004 с.)