Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды правотворческой деятельности
В науке существует несколько подходов к классификации правотворческой деятельности. В зависимости от субъекта правотворчества, а также форм, принимаемых ими нормативных актов выделяют: - Непосредственное правотворчество народа (референдум) является специфическим видом и осуществляется лишь по наиболее важным вопросам (например, принятие Конституции). Референдум – это высшая форма прямого волеизъявления народа по наиболее важным вопросам и законам страны. Таким примером может служить вопрос об изменении границ государства, формы правления или государственного устройства. Для непосредственного правотворчества характерно: решения. Принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой; данные решение не нуждаются в процедуре их утверждения каким-либо органом власти; решения, обязательны на всей территории страны; на референдум может быть вынесен как сам проект закона, так и вопрос о его разработке и принятии. Референдумы могут быть общегосударственными, региональными и местными. - Опосредованное правотворчество, которое подразделяется на законотворчество, подзаконное правотворчество органов исполнительной власти, правотворчество органов местного самоуправления, делегированное правотворчество, локальное правотворчество, санкционированное правотворчество. В качестве самостоятельных Ю.А. Тихомиров и В.М. Сырых выделяют договорное правотворчество и чрезвычайное. Г.А. Гаджиев и В.Д. Зорькин дополняют к ним «негативное правотворчество», осуществляемое Конституционным Судом РФ. Ф.М. Раянов дополняет этот перечень правотворчеством общественных объединений в форме принятия ими уставов своей деятельности. Законотворчество – это вид правотворчества, связанный с деятельностью по принятию, изменению или отмене законов, осуществляемый представительным (законодательным) органом власти в процедурном порядке. Законы (ФКЗ. ФЗ) принимаются Федеральным Собранием РФ, законы субъектов РФ – местными законодательными собраниями (в Москве – Мосгордумой). Подзаконное правотворчество осуществляется органами исполнительной власти – Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов РФ. Так, Президент РФ имеет права издавать указы и распоряжения нормативного и индивидуально-правового характера. Правительство РФ издает по вопросам его ведения постановления нормативного характера и распоряжения – индивидуально-правового характера. Федеральные министерства в рамках своей компетенции издают нормативные акты в форме приказов и постановлений и индивидуально-правовые акты в форме правил и положений. В отличие от законотворчества, подзаконное правотворчество не имеет стадий.
Правотворчество органов местного самоуправления связано с их правом принимать нормативные акты по вопросам местного значения. Как правило, органы местного самоуправления издают решения, постановления и распоряжения. Эти акты являются обязательными к исполнению на территории муниципального образования и могут быть обжалованы в суде. Если правотворчество осуществляется в рамках полномочий, закрепленных в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» 2003 г. (№ 131-ФЗ), то это будет являться самостоятельным видом правотворчества. Если же полномочия закреплены за правительством субъекта или за региональным министерством и были переданы органам местного самоуправления для наиболее эффективной системы управления, то это будет делегированное правотворчество. Делегированное правотворчество – это правотворчество, осуществляемое по поручению или вследствие передачи правотворческих полномочий компетентным органом другому органу или организации. Такой вид правотворчества наиболее распространен в европейских странах (например, парламент может делегировать правительству право издания законов по определенному кругу вопросов с целью более быстрого правового реагирования). Делегированное правотворчество широко применялось в СССР, когда практиковалась передача законотворческих прав профсоюзам, партии КПСС. Договорное правотворчество – это заключение публично-правовыми сторонами договоров и соглашений с нормативным содержанием, например, конституционных, внутрифедеративных, коллективных. В качестве примера выступают: Федеративный договор 1992 года о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами федерации. перезаключенный в 2007 году; Договор об образовании Пермского края.
Локальное правотворчество – это издание на конкретном предприятии, в учреждении или организации нормативных актов, которые имеют ограниченную сферу деятельности и призваны решать управленческие и производственные задачи (ст. 13 ТК РФ). Чаще всего локальные акты издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений. Чрезвычайное правотворчество представляет собой принятие законов и иных нормативных актов для урегулирования общественных отношений, связанных с кризисными ситуациями природного, техногенного, военного или криминального характера. Оно носит временный характер и направленно на поддержание нормального правопорядка в стране. По содержанию данное правотворчество может быть направлено на ограничение отдельных прав и свобод граждан, установление императивных предписаний (например, ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г.). В федеративных государствах правотворчество подразделяется также на общефедеральное и правотворчество субъектов федерации. В зависимости от формы права принято выделять принятие (изменение, отмену) нормативно-правовых актов; признание или санкционирование правовым сложившегося обычая; принятие решения по конкретному делу, которое послужит примером при последующем разрешении подобных дел (создание правового прецедента); заключение нормативного договора (договорное правотворчество). Наряду с этим выделяют также чрезвычайное правотворчество, представляющее собой принятие нормативных правовых актов для регулирования общественных отношений в условиях режима чрезвычайного положения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.006 с.) |