Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм реализации юридической ответственности. Роль органов юстиции в механизме реализации юридической ответственности.
Реализация правовых норм – это практическое осуществление их предписаний в правомерном поведении людей (граждан и их объединений, должностных лиц и других субъектов права). Реализация права составляет непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление. В юридической литературе в зависимости от видов юридических норм и характера право реализующих действий выделяют четыре формы реализации права: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение. Соблюдение – воздержание от поступков, запрещенных действующим правом. Речь идет о такой форме реализации права, при которой субъект строго следует установленным правилам, т.е не совершает тех действий, которые ему не дозволены. Исполнение – такая форма реализации права, при которой субъект совершает активные действия, связанные с претворением в жизнь обязывающих предписаний. В этой форме реализуются обязывающие юридические нормы. Исполнение как форма реализации обладает следующими особенностями: 1) исполнение права вытекает из его обязательного государственно- волевого характера (обязывающие юридические нормы); 2) исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Использование – такая форма реализации права, при которой субъект использует возможности, предоставляемые ему юридической нормой. Речь идет о реализации правомочных норм, предоставляющих гражданам (организациям) права и свободы. Использование правомочий может проявляться в демонстрациях, осуществление свободы слова, подача имеющих юридическое значение жалоб и заявлений и др. По усмотрению субъекта, здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. При соблюдении и исполнении норм права, фиксирующих запреты (пассивные обязанности) и активные обязанности у адресатов, рамки свободы ограничены. Соответствующие субъекты должны поступать только в соответствии с запретом или обязанностью. В случае использования субъективного права (дозволения) у адресата нормы свобода достаточно широка. Во-первых, здесь существует альтернатива: адресат может использовать или не использовать свое субъективное право (отказаться участвовать в выборах, не требовать уплаты долга, не подавать искового заявления в суд и т.д.). Во-вторых, управомоченный субъект может выбрать разные варианты реализации своего права (проголосовать за одного из многих кандидатов по своему выбору или против всех, требовать от должника лишь часть долга, отсрочить его уплату, увеличить или уменьшить сумму иска). Данные формы реализации права называются непосредственными. Это связано с тем, что субъекты права реализуют нормы права (запреты, обязанности, субъективные права) самостоятельно. Они не обращаются за содействием в государственные органы. Министерство юстиции РФ по поручению Президента РФ участвует в экспертизе законов РФ, направленных к нему на подпись, по поручению Правительства РФ рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти по вопросам законопроектной деятельности Правительства РФ, дает заключение о необходимости разработки законопроектов. Министерство юстиции само разрабатывает законопроекты, вносимые Правительством РФ в порядке законодательной инициативы, или участвует в их подготовке. Оно координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов, осуществляет их юридическую экспертизу при поступлении в Правительство РФ. Министерство юстиции проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, и в случае их несоответствия Конституции РФ или федеральному закону представляет мотивированное заключение в орган государственной власти, принявший правовой акт. В связи с этим главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлением Правительства РФ предписано направлять в Министерство юстиции РФ копии правовых актов после их принятия. На Министерство юстиции РФ возложено осуществление работы по систематизации законодательства, в связи с этим оно ведет банк нормативных актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов РФ.
108 Законность: понятие и принципы Законность- это явление многогранное и универсальное, соотносимое со всеми институтами правовой системы общества. Во-первых, она характеризует правовой порядок формирования гражданского общества - формирования его экономической системы, социальной структуры, политических отношений, интеллектуального компонента и др. Во-вторых, законность -это правовой способ взаимодействия государства и общества. С одной стороны, здесь необходимо предоставление качественных услуг структурами публичной власти; с другой стороны - уважение к закону, исполнение обязанностей и т.п. В-третьих, это средство приведения общества к согласию, равновесию и благополучию. В объеме понятия законности различают три аспекта. 1. Законность - конституционный принцип - универсальное требование правовой организации общества, служащее руководством для достижения целей правовой упорядоченности жизни (п. 2 ст. 15 Конституции РФ). Место юридического закрепления принципа законности свидетельствует о подчиненности всех других норм, даже Конституции РФ этому требованию. 2. Законность - метод государственного руководства обществом. При всех различиях в методах решения задач, стоящих перед обществом (организации, насилия, сотрудничества, произвола), метод законности предполагает последовательное задействование потенциала демократии, развертывание творчества и инициативы населения, обеспечение жизненных интересов населения на основе реализации основных прав и свобод. Это всегда оборачивается прогрессивным развитием общества. 3.Законность - это государственно-правовой режим последовательной реализации прав и свобод, исполнения юридических обязанностей, упорядоченности и стабильности социальных связей. Одновременно это устранение произвола, противодействие неблагоприятным факторам жизни ~ терроризму, наркотизации и т.п. Законность - конституционное требование к состоянию правовой системы по реальному выражению права в законодательстве и соблюдению, точному и единообразному исполнению и применению норм права всеми субъектами права, ориентированное на установление режима урегулированности общественных отношений.
109 Гарантии законности: понятие и виды Гарантии законности представляют собой комплекс организационных, политических, экономических, идеологических факторов и юридических мер, которые занимаются обеспечением соблюдения законов, прав граждан и интересов общества и государства. Существуют общие условия, которые создают благоприятную среду гарантии законности. К ним относятся политические, экономические, идеологические, социальные и общественные условия. Экономические условия представляют собой обеспечение равноправного наличия различных форм собственности, утверждение и охрану частной собственности, устойчивую денежную систему и налоговую политику, свободу частного предпринимательства, полную и своевременную оплату труда, и т. д. К политическим условиям относятся развитие и совершенствование демократических устоев общества, разделение властей и их сотрудничество между собой, формирование правового государства, плюрализм мнений и идеологическое многообразие, гласность, обеспечение многопартийности и свободного развития общественных организаций и т. д. Идеологические условия подразумевают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, которая базируется на уважении к закону, внутреннем согласии людей с нормативными предписаниями. Сюда относятся широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, развитие правосознания, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыков и умений использовать правовые нормы в повседневной жизни. Социальные условия обусловливают высокий жизненный уровень населения, заботу о социально не защищенных слоях общества, обеспечение и охрану прав и свобод личности. Общественные условия представляют собой активное привлечение граждан к борьбе с нарушениями закона, профилактике правонарушений, формирование атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или могущих переступить закон. Специальные юридические гарантии являются совокупностью установленных законодательством способов и средств, которые направлены на устранение, предупреждение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права. Эти гарантии включают: 1) улучшение качества законодательства, его совершенствование; 2) эффективное и исчерпывающее регулирование правовыми средствами всех отношений, нуждающихся в юридической регламентации; 3) эффективную и четкую деятельность правоохранительных органов – прокуратуры, суда, специальных инспекций, милиции, направленную на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности и т.д.; 4) контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями, усовершенствование юридической службы государственных, частных и иных учреждений и организаций; 5) принятие специальных институтов и процедур, которые направлены на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, и др.), тщательную разработку процессуальных норм при анализе уголовных, гражданских и иных дел; 6) принятие мер ответственности (юридических санкций) за правонарушение.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.005 с.) |