Чем они отличаются. Рассмотрим каждый. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем они отличаются. Рассмотрим каждый.



1). Наиболее распространенным поводом является заявление о преступлении.

Заявление делается непосредственно присутствующим на месте принятия и регистрации заявителем.

Заявления могут быть письменными и устными (ст. 141 УПК).

Письменное заявление о преступлении должно быть составлено и подписано заявителем,

а устное заявление составляется со слов заявителя, должностным лицом правоохранительного органа, и оформляется протоколом устного заявления о преступлении.

Заявление должно содержать:

Данные о заявителе,

 краткое изложение фактов происшествия (дату, место, описание события, является ли сам заявитель пострадавши или он просто обладает сведениями, сумма ущерба, просьба о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, факт предупреждения заявителя за ложный донос, предусмотренный ст. 306 УК.

Например:

О краже

Прошу привлечь к уголовной ответственности неизвестных мне лиц, которые 22.12.2014 года, в период времени с 17 до 22 часов незаконно проникли в мою квартиру 28 дома 15 по ул. Ванеева Советского района г.Н.Новгорода и похитили принадлежащее мне имущество: сотовый телефон «нокиа» стоимость 15 тыс рублей, золотые ювелирные изделия на сумму 50 тыс рублей, деньги 50 тыс рублей, всего на общую сумму 115 тыс рублей.

Об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК предупрежден.

 

Устное заявление о преступлении (неизвестном правоохр.орг.) может быть также сделано и при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства. В этом случае оно заносится в протокол следственного действия или судебного заседания. Затем выносится постановление о выделении материалов из уголовного дела (протокола) и направлении его для регистрации, проверки и принятии решения о возбуждении уголовного дела.

 

Обратите внимание, что заявитель должен лично присутствовать при составлении заявления и собственноручно подписать его. Только в этом случае сообщенную о преступлении информацию можно назвать заявлением. ( Заявителем может быть лицо, в отношении которого было совершено преступление или очевидец преступления).

 

2). Следующий повод к возбуждению уголовного дела сообщение, полученное из иных источников.

Если у заявителя нет возможности присутствовать при составлении лично, то сообщение о совершенном или готовящемся преступлении может быть передано им:

- по телефону в дежурную часть оперативному дежурному.

- по почте, факсимильной связью – в отделения делопроизводства, в ОВД или иной правоохранительный орган – оттуда в дежурную часть

- посредством интернет – сообщений – в дежурную часть

Вся эта информация о преступлениях, переданная без личного присутствия (а посредством чего-то или кого-то) будет уже называться сообщениями, полученными из иных источников. Должностным лицом, принявшим такие сообщение о преступлении составляется рапорт об обнаружении признаков состава преступления.

 

Также сообщениями о преступлении полученными из иных источников следует признавать:

- сообщения о преступлении, распространенные в средствах массовой информации;

- сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности;

- сведения, полученные в результате процессуальной, административной или иной должностной деятельности уполномоченными лицами

- сведения, полученные от иных должностных лиц, обязанных передать информацию о преступлении.

 

В этой связи

Необходимо знать, круг должностных лиц обязанных сообщать о ставших им известных фактах преступных деяний:

 

А. Так, сотрудники Госавтоинспекции обязаны передать в дежурные части органов внутренних дел сообщения о дорожно-транспортных происшествиях с пострадавшими (вне зависимости от степени вреда причиненного здоровью) – согласно приказу МВД от 29 августа 2014 г. N 736

Б. Подразделения вневедомственной охраны обязаны передать в дежурные части ОВД сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации, поступившие с объектов повышенной опасности и объектов, подлежащих государственной охране (зданий администрации) – согласно приказу МВД от 29 августа 2014 г. N 736

В. Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана информировать правоохранительные органы о всех случаях нарушения правил техники безопасности, повлекших вред здоровью сотрудников и окружающей среде - согласно приказу МВД от 29 августа 2014 г. N 736

 

Г. Сотрудники лечебных учреждений обязаны передавать сведения об обращениях граждан с травмами насильственного характера - согласно приложению к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 565н «ПОРЯДОК ИНФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ О ПОСТУПЛЕНИИ ПАЦИЕНТОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЮТСЯ ДОСТАТОЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛАГАТЬ, ЧТО ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ ПРИЧИНЕН В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ».

Д. Сотрудники оперативных подразделений обязаны передавать информацию о всех выявленных ими фактах правонарушений, преступлений, оформляя такое сообщение рапортом - согласно закону об ОРД

 

Е. Следователь, расследуя уголовное дело, может выявить факты о еще каких-то совершенных преступлениях.Такое сообщение заносится в протокол следственного действия – согласно ч. 4 ст. 141 УПК. А затем оформляется рапортом о выявленном преступлении.

 

Все это также будут сообщения о преступлении полученные из иных источников.

Должностным лицом, принявшим такое сообщение составляется рапорт об обнаружении признаков состава преступления.

 

3) Следующий повод к возбуждению уголовного дела – явка с повинной. - Это добровольное сообщение в правоохранительные органы лица о совершенном им преступлении.

Явка с повинной является не только одним из поводов к возбуждению уголовного дела, но и может послужить обстоятельством смягчения наказания при постановлении приговора.

С учетом этого, пленум ВС РФ №2 от 11.01. 2007 г, в редакции от декабря 2013 года «О практике назначения судами уголовного наказания»
 разъяснил, что при решении вопроса о том, действительно ли состоялась явка с повинной, необходимо проверять:

- 1. являлось ли заявление, поданное в органы расследования добровольным

- 2. знало ли подозреваемое лицо о том, что органы расследования располагают сведениями о преступлении и подтвердило это. Если да, то такое подтверждение им факта участия в совершении преступления не может расцениваться как явка с повинной.

Явку с повинной тщательно проверяют, поскольку достаточно часто бывают случаи самооговора в совершении менее тяжкого преступления с целью избегания раскрытия другого, более тяжкого.

Если в явке с повинной сообщаются сведения о совершенном преступлении группой лиц, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в отношении других членов группы.

4). Еще один повод к ВУД – это постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Осуществляя какой-либо из видов прокурорского надзора, прокурор может выявить признаки преступления. Сам возбудить уголовное дело прокурор в настоящее время не уполномочен, поэтому направляет материалы в органы расследования.                                                               

По сути такое ПОСТАНОВЛЕНИЕ прокурора является разновидностью сообщений о преступлении, полученных из иных источников.

Однако, законодатель придает ему особое значение, поскольку закрепляет в УПК правило (ст. 148 ч1 (1) УПК), в соответствии с которым отказать в возбуждении уголовного дела по таким материалам, переданным прокурорм можно только с согласия руководителя следственного органа.

 

«–»  До 22.10.2014 года существовал еще один повод к возбуждению уголовного дела – Материалы, направленные налоговыми органами для решения вопроса о ВУД по статьям «уклонение от уплаты налогов и сборов» и «неисполнение обязанностей налогового агента» (ст. 140 ч1 (1) УПК.

При наличии этой статьи возбуждение уголовных дел в сфере налогообложения возможно было только при сообщении об этом и поступлении материалов проверки налоговых органов, что перекрывало деятельность органов уголовного преследования по самостоятельному выявлению таких преступлений.

В настоящее время федеральным законом № 308-ФЗ от 22.10.2014 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" ч1 (1) ст. 140 УПК признана утратившей силу.

А это значит, что выявлять такого рода преступления правоохранительные органы теперь смогут самостоятельно, подключая налоговые органы официально только к проверке фактов уклонения от уплаты налогов (об этом чуть позже).

5) повод - Материалы, направленные Центробанком РФ в соответствии с законом о Центробанке РФ, а также конкурсным управляющим финансовой организации для решения вопроса о возбуждении у/дела по ст. 172.1 УК РФ

После регистрации заявления, сообщения о преступлении уполномоченные должные лица приступают к их проверке.

 

б) проверка информации о преступлении: порядок и способы

Для возбуждения уголовного дела недостаточно лишь одного повода. Уголовно-процессуальный закон (ч.2 ст. 140) устанавливает, что наряду с наличием одного из вышеуказанных поводов необходимо также основание для возбуждения уголовного дела. Т.е. наличие достаточных данных, указывающих на признаки конкретного, определенного преступления.

 

Закон не требует, чтобы данные о совершенном деянии были установлены во всей полноте, так как это задача последующих стадий.

Однако на момент возбуждения уголовного дела, информации должно быть достаточно, чтобы сделать вывод – 1. это преступление. 2. И нет обстоятельств, влекущих отказ в возбуждении уголовного дела.

Т.о. возбуждая уголовное дело необходимо убедиться, устранить сомнения в том, что:

- что деяние является преступным (есть соответствующая статья в УК)

- оно не малозначительно (иначе административное правонарушение)

- точно определиться с составом и квалифицирующими данными (какая часть, какие пункты статьи)

- убедиться, что нет обстоятельств, исключающих производство по делу (например, сроки давности истекли или отсутствует заявления потерпевшего по делам частно-публичного обвинения)

В этой информации необходимо убедиться если уголовное дело возбуждается по факту совершения и лицо, совершившее преступление – неизвестно (например- кража неизвестными лицами)

Если же дело возбуждается в отношении конкретного лица, то дополнительно  необходимо выяснить:

- подлежит ли ответственности данный субъект (в силу возраста или иммунитетов)

- не нужно ли разрешения соответствующих лиц на возбуждении в отношении него уголовного дела (по лицам особой категории, перчисленных в ст. 447 УПК

- действовал ли он умышленно, либо это случайное стечение обстоятельств.

 

Надо знать, что поспешное возбуждение у/д по непроверенным фактам может привести к неправомерному причинению вреда гражданам в ходе уголовного преследования и возникновения у них права на возмещение вреда (реабилитацию).

 В то же время затягивание с принятием решения о возбуждении у/д может создать условия для уничтожения следов и сокрытия преступления.

Т.е. Чем быстрее - тем лучше, но и чтобы прекращать потом не пришлось за отсутствием состава или события преступления (это все основания для реабилитации).

 

Если невозможно сразу вынести обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении проводится предварительная проверка.

Предварительную проверку проводят: орган дознания - если есть необходимость в проведении комплекса оперативно-розыскных мероприятий.

Следователь или дознаватель – в зависимости от предполагаемой подследственности преступления.

 

Порядок проведения предварительной проверки различается в зависимости от источника получения информации и срока давности произошедшего события:

- либо это сообщение о только что (недавно) произошедшем событии, поступающее, как правило, от пострадавшего или очевидцев

- либо это сообщение от оперативного сотрудника, проводившего оперативную разработку какого-либо преступления.

 

1. Если в дежурную часть поступает заявление или сообщение о недавно совершенном или совершаемом преступлении, то порядок проверки таков:

Оперативный дежурный

1) во-первых – привлекает силы и средства, нацеленные на задержание преступника, пресечение преступления и направляет на место совершения группу немедленного реагирования, или патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных.

2) Затем оперативный дежурный регистрирует сообщение о преступлении и незамедлительно направляет на место происшествия следственно-оперативную группу в составе: следователя (дознавателя), специалиста в области криминалистики, инспектора кинолога и оперативного сотрудника уголовного розыска или отдела по борьбе с экономическими преступлениями.

На месте совершения преступления следователь (или дознаватель) проводит осмотр места происшествия, а также м.б. осмотр предметов, документов, трупов; получает объяснения от пострадавших и очевидцев; изымает в ходе осмотра необходимые предметы, документы; с помощью специалиста изымает образцы для сравнительного исследования, дает оперативному сотруднику поручения об ОРМ с целью обнаружения лиц совершивших преступление и следов. Возвратившись с места происшествия докладывает дежурному об обстановке, о результатах работы. Если есть достаточные данные о том что объективно преступление было – возбуждает уголовное дело и пытается в дежурные сутки с оперативным сотрудником раскрыть преступление по горячим следам.

Если недостаточно данных, есть сомнения в квалификации, составе преступления, то проводит дальнейшую проверку. Срок проверки может быть – до 3 суток или, если есть объективная необходимость – м.б. продлен до 10 или, если нужно провести ревизии, экспертизы, исследование предметов, документов, трупов, провести ОРМ – срок проверки может быть продлен до 30 суток.

 

2. Иной случай - если в дежурную часть поступает сообщение (рапорт) оперативного сотрудника о преступлении, то необходимо понимать, что такой рапорт о преступлении – это уже результат внепроцессуальной оперативной разработки в рамках дела оперативного учета[16].

 Преступление, скорее всего, было совершено не сейчас, оно латентно, скрыто и оперативный работник занимался его разработкой, проводя оперативно-розыскную деятельность – документирование.

В рапорте от оперативника о совершенном преступлении должны быть достоверные и достаточные сведения о том: где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах было их обнаружение; сведения о лице его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами и др. факты имеющие значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела[17].

Кроме такого информационно полного рапорта, к нему должны прилагаться подтверждающие материалы – результаты оперативно-розыскной деятельности: изъятые документы, предметы, опросы лиц, видео, аудио, фото информация.

Зарегистрировав такой рапорт – сообщение о преступлении, оперативный дежурный отдает его (и оперативные материалы) следователю (или дознавателю) для проведения процессуальной проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Проводя проверку таких поступивших на возбуждение оперативно-розыскных материалов следователь (дознаватель) должен проверить:

1. Законность и правильность оформления передаваемых оперативно-розыскных материалов

А. Правильно ли составлены оперативно-служебные документы[18], в соответствии ли с законом были проведены ОРМ (ст.6 ФЗ «Об ОРД»).

Б. Имеются ли приложения к оперативно-служебным документам – предметы, вещества, результаты использования научно-технических средств (кино-, фото-, видеозаписи и др.),

В. Имеется ли разрешение судьи на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища и переданы ли соответствующие документы (ч.5 ст.8, ст.9 ФЗ «Об ОРД»);

Г. Имеется ли Постановление, утвержденное начальником оперативно-розыскного подразделения на проведение оперативного эксперимента, контролируемой поставки предметов, веществ свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, оперативного внедрения.

Д. Обеспечены ли гарантии неприкосновенности отдельных категорий лиц в соответствии с действующим законодательством (ФЗ «О прокуратуре», ФЗ «О статусе судей», ФЗ «О статусе депутатов» и др.). В отношении них – ОРМ – по судебному разрешению.

Е. Есть ли Постановление о рассекречивании, при предоставлении сведений о штатных негласных сотрудниках, об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий (эти сведения составляют гос. тайну).

 

2. Проверить достоверность и оценить полноту предоставляемых сведений для возбуждения уголовного дела:

- где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены;

- при каких обстоятельствах имело место их обнаружение;

- сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны);

- о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Проверка проводится в течении 3 суток, при необходимости – продляется (с разрешения руководителя СО или нач. ОД) до 10 суток, или до 30 суток (с разрешения руководителя СО или прокурор).

 

Какими способами проводится проверка?

Способы проверки поступившего заявления, сообщения, рапорта о преступлении.

В процессе проведения проверки для решения вопроса возбуждения уголовного дела необходимо - с одной стороны собрать достаточное количество информации чтобы точно удостовериться в необходимости начала расследования, с другой стороны – избегать, по возможности стеснения прав граждан, ведь вопрос о необходимости производства пока не решен.

Поэтому возможность и необходимость производства тех или иных проверочных действий постоянно является предметом спора ученых и часто пересматривается законодателем.

Так, До марта 2013 года в стадии ВУД можно было проводить только 3 следственных действия: осмотр трупа, осмотр м.пр-я и освидетельствование,

 остальные проверочные действия были или административными: объяснения, досмотры или оперативно-розыскные, проводимые органом дознания и с трудом признавались доказательствами.

В настоящее время ФЗаконом от 4.03.2013 № 23 в ч.1 ст.144 УПК РФ были внесены изменения, согласно которым дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа теперь вправе при проверке сообщения о преступлении проводить 7 следственных действий: получать образцы для сравнительного исследования, назначать судебную экспертизу и получать заключение, проводить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, проводить освидетельствование.

Кроме того, осталась возможность получать объяснения, истребовать документы и предметы, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследования документов, предметов, трупов; давать органам дознания поручение о производстве ОРМ.

Все это способы получения информации в ходе проведения проверки в стадии возбуждения уголовного дела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.99.7 (0.065 с.)