Анализ туристских ресурсов России и их состояние 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ туристских ресурсов России и их состояние



 

Концепция устойчивого развития туризма ООН - ВТО, Глобальный этический кодекс туризма, Хартия туризма, а также рекомендации международных туристских конвенций и деклараций предполагают бережное и разумное туристское природопользование, а также сохранение и приумножение туристских ресурсов.

В силу своей специфики туризм занимает важнейшее место в группе отраслей народного хозяйства, имеющих выраженную ориентацию на использование природных ресурсов.

Если продукция других отраслей национальной экономики транспортируется к потребителю, то результатом деятельности туристской отрасли являются целевые перемещения потребителей (туристов) к местам сосредоточения рекреационных ресурсов, т.е. потребление туристских ресурсов происходит в месте их размещения. При этом в отличие от других отраслей, в туристской отрасли не происходит изъятие, «переработка» и глобальные изменения качественных и количественных характеристик туристских ресурсов.

В ряде случаев туризм служит катализатором при использовании природных ресурсов, он первый вовлекает в оборот ранее не используемые природные комплексы и объекты культурного наследия. Однако для предоставления многоцелевых туристских услуг различным социальным категориям населения необходимы самые разнообразные туристские ресурсы: уникальные природные ресурсы; природные и искусственно созданные человеком ресурсы; наличие объектов культурного наследия и т.д.

Туристская деятельность сопровождается значительным потреблением туристских ресурсов, поэтому туризм наиболее заинтересован в их сохранности, регулировании потребления и их воспроизводстве. Отсюда возникает проблема разумного природопользования, связанная с борьбой с загрязнением, восстановлением и охраной окружающей среды от негативного воздействия объектов индустрии туризма и инфраструктуры туризма.

В исследованиях динамики территориальных рекреационных систем (предназначенных для отдыха, восстановления сил) российские и зарубежные ученые - В.С. Преображенский, Ю.А. Веденин, А.Ю. Александрова, И.В. Зорин, Ю.С. Путрик, В.Б. Сапунова, X.В. Опашовски, Ю.А. Штюрмер и др. - акцентировали внимание на характере эволюции туристских ресурсов под действием рекреационных нагрузок и влиянии этого процесса на деятельность туристов.

Основная цель исследований - решение вопросов туристского природопользования и выработка предельно допустимых норм нагрузки для различных типов ландшафта.

На базе исследований для последующей разработки концепции экономической оценки туристских ресурсов были использованы три типа туристского природопользования:

· туристско-оздоровительный;

· туристско-спортивный;

· туристско-познавательный.

Туристско-оздоровительный тип природопользования предназначен для удовлетворения потребностей в оздоровлении и восстановлении физических и психических сил человека. Он связан с постепенными изменениями структуры и свойств потребляемых туристских ресурсов, в том числе природных комплексов, и требует значительных усилий для их последующего восстановления.

При проведении функционального зонирования территорий зоны дислокации туристско-оздоровительного комплекса должны быть удалены от зон массового рекреационного использования, а экскурсионную деятельность в этих зонах надо строго регламентировать.

Туристско-оздоровительному типу природопользования свойственна интенсивная нагрузка на туристские ресурсы, способствующая их значительным изменениям, часто приобретающим необратимый характер. Такой тип природопользования требует строгой нормативно-правовой регламентации потребления туристских ресурсов, их регулярного мониторинга и постоянного обновления.

Туристско-познавательный тип природопользования предназначен для развития интеллектуальных и духовных сил человека, его воспитания и приобщения к природным и культурным ценностям. Осуществляется это путем не вещественного потребления высокоаттрактивных (высокопривлекательных) культурных и природных туристских ресурсов в местах их размещения.

При данном типе природопользования туристским ресурсам, как в целом, так и их отдельным свойствам должны быть присущи: доступность, аттрактивность, уникальность, экзотичность, живописность, контрастность и др.

Использование туристско-познавательного типа природопользования связано со значительными, но непродолжительными по времени рекреационными нагрузками на природные комплексы и объекты культурного наследия.

Для эффективного туристско-познавательного типа природопользования необходима высоко развитая инфраструктура: разветвленная и благоустроенная дорожная сеть, инженерные коммуникации, система связи, наличие комплекса объектов жизнеобеспечения и восстановления сил и т.д.

Туристско-спортивный тип природопользования предназначен для удовлетворения потребностей человека в полном восстановлении физических сил за счет использования специального туристско-спортивного и физкультурно-оздоровительного режимов, включая тренирующий режим. Этот тип природопользования связан с уникальными, экзотическими, иногда труднодоступными природными комплексами, с преодолением естественных преград, препятствий, экстремальных природных условий. Туристско-спортивный тип природопользования включает массовое занятие: водными видами спорта (парусным, серфингом, сплавом, дайвингом, подводным кладоискательством, водомоторным спортом; горнолыжными видами спорта, а также альпинизмом, скалолазанием, мотовелосипедным туризмом и т.д.).

В широком смысле понимаются ресурсы:

·экономические;

·природные;

·культурно-исторические;

·трудовые;

·финансовые;

·социальные;

·производственные.

Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Главную роль в формировании туристского продукта играют природные ресурсы. В соответствии с федеральным законодательством часть наиболее высокоаттрактивных ресурсов имеет статус особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия.

Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Такие территории относятся к объектам общенационального достояния.

С учетом специфики использования особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений, различают следующие категории территорий:

·государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

·национальные парки;

·природные парки;

·государственные природные заказники;

·памятники природы;

·дендрологические парки и ботанические сады;

·лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Особо охраняемые природные территории регионального значения выступают собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особо охраняемые природные территории местного значения представляют собой собственность муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Государственные природные заповедники - природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, целью которых служат сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

- охрана природных территорий с целью сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

- организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

- осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

- экологическое просвещение;

- участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

Национальные парки - природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность; они предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

К задачам национальных парков относятся:

сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

сохранение историко-культурных объектов;

экологическое просвещение населения;

создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

осуществление экологического мониторинга;

восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Туризм и отдых на территориях национальных парков осуществляются в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на выполнение деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.

Природные парки - природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность; предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

На природные парки возлагаются следующие задачи:

сохранение природной среды, природных ландшафтов;

создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, и быть предназначенными:

комплексные - для сохранения и восстановления природных ландшафтов;

биологические (ботанические и зоологические) - для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

палеонтологические - для сохранения ископаемых объектов;

гидрологические (болотные, озерные, речные, морские) - для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

геологические - для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Дендрологические парки и ботанические сады - природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты - территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральными водами, лечебными грязями, рапами (особыми грязями) лиманов и озер, лечебным климатом, пляжами, частью акваторий и внутренних морей, другими природными объектами и условиями).

Субъектам федерации предоставлено право дополнять и изменять приведенную классификацию с учетом местных условий.

В Москве принята следующая классификация природных территорий:

· национальный парк;

· природный парк;

· природно-исторический парк;

· экологический парк;

· природный заказник;

· памятник природы;

· заповедный участок;

· ботанический сад;

· городской лес.

Кроме природных ресурсов, в туристской деятельности используются искусственно созданные человеком ресурсы и объекты показа. Такие ресурсы составляют культурное наследие и культурное достояние государства.

Культурное наследие народов Российской Федерации - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Культурное достояние народов Российской Федерации - это совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132 ФЗ (ст. 1) под туристскими ресурсами понимаются природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Как правило, туристские ресурсы определяют формирование видов туристского бизнеса в том или ином регионе.

Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства:

· аттрактивность (привлекательность);

· климатические условия;

· доступность;

· степень изученности;

· экскурсионная значимость;

· пейзажные и видеоэкологические характеристики;

· социально-демографические характеристики;

· потенциальный запас;

· способ использования и др.

Туристские ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях. Условно их можно подразделить на две группы:

·природные (природно-рекреационные);

·инфраструктурные (рекреационно-познавательные). Развитие туристского бизнеса требует наличия обоих групп.

Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры, просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.

Туристский бизнес в условиях рынка может быть осуществлен при наличии:

·капитала;

·технологии;

·кадров;

·туристских ресурсов.

Это означает, что недостаточно, имея капитал, приобрести технологию, сформировать кадровую команду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфики туристского бизнеса в условиях рынка. Четвертая составляющая бизнеса - туристские ресурсы - является наиболее дешевой (в России пока нет федерального налога на туристские ресурсы), поэтому и достигается высокая рентабельность предпринимательской деятельности в сфере туризма. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает.

Существует изначальное преимущество в части туристского бизнеса тех стран или регионов, где туристские ресурсы, созданные природой и человеком, наиболее привлекательны как по климатическим условиям, так и по отличительным ресурсным факторам.

В этом случае актуальна теория шотландского экономиста и философа А. Смита об абсолютном изначальном преимуществе стран, обладающих тем или иным уникальным ресурсным потенциалом, изложенная в его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Это один из тех примеров, где такой потенциал, имеющийся в одной или нескольких странах, не «тиражируется» по желанию человека в другую страну, т. е. если в стране нет богатых нефтяных или иных месторождений, то она не может стать вторым Кувейтом или Брунеем.

Для туризма такое утверждение также справедливо, хотя некоторые туристские ресурсы можно искусственно создать человеком или по крайней мере улучшить их качественные показатели. Однако, как отмечалось ранее, многократно увеличивается их стоимость и снижается конкурентоспособность туристских услуг в таком регионе (стране).

Пользуясь теорией сравнительного преимущества английского экономиста Д. Рикардо, а также используя теорию соотношения факторов Хекшера-Олина (шведские экономисты), можно утверждать, что страны, обладающие большим капиталом, выступают экспортерами капиталоемких товаров и услуг и импортерами трудоемких товаров и услуг. Это означает, что пока в России не будет создана высококапиталоемкая туристская индустрия, фактор туристского «невидимого экспорта» при наличии внутреннего спроса на туристские услуги будет направлен из России, т.е. в структуре туризма будет преобладать выездной туризм.

Для изменения данной ситуации при ограничении капитала следует выработать такую государственную политику в области туризма, при которой национальный туризм должен стать привлекательной инвестиционной отраслью, как для внутренних, так и зарубежных инвесторов.

Развитие индустрии туризма возможно только при наличии в конкретном регионе привлекательных природных или иных туристских ресурсов, представляющих собой основу планирования.

До сих пор так и нет однозначного ответа на вопрос: Какими же туристскими ресурсами обладает Россия и ее регионы на сегодняшний день?

Утверждения о том, что Россия обладает «колоссальными» (дословно) туристскими ресурсами, имеющиеся в Концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284, несостоятельны.

Во-первых, такие «колоссальные» ресурсы не подтверждаются никакими количественными и качественными параметрами, ибо не существует к настоящему времени концепции их учета, паспортизации, сохранения и воспроизводства.

Во-вторых, не принята в России единая терминология, соответствующая международной, и не унифицированы количественные и качественные показатели туристских ресурсов.

В-третьих, после распада СССР Россия потеряла как минимум Уз высокоаттрактивных и ранее доступных туристских ресурсов: часть Балтийского побережья с наиболее развитой туристской инфраструктурой и туристской индустрией (Рига, Юрмала, Паланга и т.д.), Черноморское побережье Грузии, всю туристскую и санаторно-курортную инфраструктуру Крыма и часть Азовско-Черноморского побережья Украины, уникальные природно-ландшафтные туристские центры Карпат, часть Каспийского побережья, центры альпинизма и горнолыжного туризма в зоне Памира, Тянь-Шаня, Кавказского хребта, уникальные туристские зоны озер Севана, Иссык-Куля, а также центры туризма и отдыха в республиках Молдова, Казахстан, Азербайджан и др. В перечисленные регионы вкладывалось ежегодно от 50 до 65% всех инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие туризма.

В-четвертых, часть привлекательных туристских ресурсов, находящихся в зоне межнациональных конфликтов Кавказского региона, выключена из единого туристского пространства России, а инфраструктура туризма и предприятия туристской индустрии данного региона пришли в полный упадок.

Если продолжить объективную оценку туристских ресурсов России, то следует отметить, что многие из них, обладая выигрышными атрибутами экзотики или уникальности, проигрывают зарубежным аналогам по доступности, уровню сервиса, безопасности, экологическим параметрам и цене. Это означает, что данные ресурсы не отвечают требованиям Глобального этического кодекса туризма и Эстерсундской (1995 г.) декларации по безопасности туризма и уменьшении риска путешествий.

С учетом экономической теории подобия стран, теории жизненного цикла товаров и услуг и мотивации туристских путешествий, можно было бы предположить, что страны с подобными природными и климатическими условиями могли бы частично стать нашими туристскими «донорами». Однако этому препятствует наша не гибкая ценовая политика (или ее отсутствие).

Стоимость аналогичных туристских услуг в России не ниже, а в ряде случаев значительно выше по сравнению со стоимостью услуг в странах с подобными характеристиками услуг, при более низком уровне сервиса. Туристско-гостиничный сервис Черноморского побережья Краснодарского края и побережья Азовского моря неконкурентоспособен с сервисом аналогичных предприятий индустрии туризма зарубежных стран в данном бассейне. Поэтому граждане России с невысокими и средними доходами и стран, наших потенциальных туристских доноров (в том числе восточноевропейских), выбирают для своего путешествия Кипр, Турцию, Грецию, Китай и т.д., усугубляя платежный баланс своих стран.

Россия, обладая громадной территорией (первое место в мире), имеет большие возможности по количеству и разнообразию туристских ресурсов, по сравнению с другими странами. Однако основная составляющая туристских ресурсов - природно-климатические ресурсы - проигрывает странам Западной Европы, США, а также странам, расположенным в зоне тихоокеанского и атлантического побережий.

Значительная часть нашей территории находится в зоне мало комфортного климата. Средняя температура января по России - 25° по Цельсию, июля - +12,5°.

Из 13 омывающих Россию морей 6 морей (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) находятся в зоне Северного Ледовитого океана, 3 моря (Берингово, Охотское и Японское) - в северо-восточной и восточной части Тихого океана и только 4 моря (с частичной акваторией) - Балтийское, Черное, Азовское и Каспийское - могут быть включены в прогноз устойчивого туристского потока.

Из 17045,4 тыс. кв м2 территории России 45% занимают леса в таежной и северной зонах, 19% - оленьи пастбища в северных и северо-восточных территориях, 13% - сельскохозяйственные угодия, т.е. 77% территории России практически не могут рассматриваться в качестве основного ресурсного потенциала туризма. По данным экспертов, удельный вес туристского потока на этой территории при всех благоприятных экономических, экологических и иных факторах не превысит 10%.

Наиболее протяженные и мощные речные и озерные бассейны России (реки Лена, Иртыш, Енисей, Обь, Амур, Печора, Северная Двина и др.; озера - Ладожское, Онежское, Байкал и др.) также расположены в неблагоприятных климатических зонах и имеют короткий период навигации. Водные ресурсы Европейской части России - реки Волга, Кама, Ока, Дон, Нева и др., а также Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский и Волго-Донский каналы и ряд крупных озер - более привлекательны в части продолжительности навигации, климатических условий, но загрязнены. Объем сброса загрязненных сточных вод по бассейнам отдельных морей и рек в 2001 г. составлял около 20 млрд. м3 в год. В целом крайне неблагоприятна экологическая обстановка в крупных и средних городах - центрах туризма. Совокупные выбросы вредных веществ в атмосферу только от стационарных источников (без транспорта) составляли в 2001 г., по данным Госкомстата России, около 19 млн. т в год.

Число заповедников и национальных природных парков составляет в сумме 100 (в США около 900). Площадь заповедников, заповедно-охотничьих хозяйств и природных национальных парков достигает всего 1,9% территории России.

Несмотря на огромную территорию страны, емкость благоприятных, доступных, экологически чистых туристских ресурсов весьма скромная. Они расположены в основном в Европейской части Российской Федерации (в Центральном, Центрально-Черноземном, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Поволжском экономических районах).

В России благоприятные туристско-рекреационные ресурсы занимают лишь 8-11% ее территории, при этом ресурсы Европейской части России значительно истощены и требуют много лет для их воспроизводства.

Туристское природопользование связано с рекреационной системой, состоящей из ряда подсистем: турист, природный комплекс, инфраструктура, персонал предприятий, органы управления и др.

Таким образом, обладая значительным территориальным пространством, Россия является действительно обладателем огромного туристского ресурсного потенциала. Однако для развития массового туризма используется пока лишь 1/10 часть ее территории, где туристские ресурсы доступны, в меру комфортны, высокоаттрактивны, но истощены и в ряде случаев загрязнены.

Расширение территориальных зон туристских ресурсов обусловлено проведением специальных исследований их значимости, доступности, аттрактивности, инвестиционной привлекательности. Необходимо также создание Единого кадастра туристских ресурсов и их паспортизации. Кроме того, для этих целей нужна и экономическая оценка туристских ресурсов по соответствующим критериям.

Развитие национального туризма за счет имеющихся доступных локальных туристских зон и территорий требует разработки эффективных программ рационального туристского природопользования, сохранения и воспроизводства туристских ресурсов.

Эти направления связаны со значительными финансовыми затратами с привлечением большого числа трудовых ресурсов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.049 с.)