Происхождение права: причины, пути, теории.. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение права: причины, пути, теории..



Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим гос-во. Однако м/у нормами первобытного общ-ва и нормами права сущ-ла более глубокая преемственность, чем м/у органами родового самоуправления и органами гос-ва. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы гос-вом и стали важными ист-ками права (обычным правом).

Цари ранних гос-в в своих законах пытались подд-ть начала соц.справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. (законы Хаммурапи, XII таблиц, реформы Солона). Право регламентировало общ.отн-я в интересах экон-ки господств-го класса.

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общ.взаимосвязей, углубления и обострения соц.противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объектив.необх-ть в принципиально новых регуляторах общ.отн-ий.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письм.ист-ках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспеч-я реал-ии правовых норм, появл-ся новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были обще-во в целом, его общ.лидеры, то в условиях гос-ва это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значит-но ужесточаются меры наказания за посягат-ва на соб-ть соц.верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зав-ти от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщин.

Пр-сс возн-я гос-ва и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга.

Основные теории возникновения права.

1) теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманист.) начал. Право - Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассм-мая теория опирается не на науч.доказ-ва и аргументы, а на веру.

2) теория естественного права Сторонники считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное гос-вом законодательным путем, и естественное право.

Мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. Естест.право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

«+» данная теория утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека. Благодаря ей стали различать право и закон. Она концептуально соединяет право и нравственность.

«-» состоит в том, что не всегда представления о праве как справедливости и несправедливости можно объктивировать в правовой действительности.

3) позитивистская теория (К. Бергбом; Г. В. Шершеневич) – как оппозиция естест.праву, вводит понятие «субъективного права» как производной от «объективного права», установленного и созданного гос-вом.

«+» - возможность становления, стабилизации правопорядка, детальное изучение догмы права - структуры правовой нормы, оснований юрид.ответ-ти, класс-ии норм и НА, видов интерпретации. Гос-во делегирует субъектив.права и устан-ет юрид.обяз-ти в нормах права, составляющих закрытую совершенную с/с. Позитивизм отождествляет право и з-н.

«-» - вводимая данной теорией искусственная огранич-ть права как с/с от фактич.общ. отн-ий, отсут-е возм-ти нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований сод-я права, его целей.

4) историческая школа права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) - право зарождается и разв-ся исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историч.школа права смыкается с религ.воззрениями.

5) нормативистская теория. Право — это совок-ть норм, внешне выраж-х в з-нах и иных НА. Автор концепции - Г. Кельзен, по мнению ктр-го право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными эл-тами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юрид.сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юрид.силы.

«+» - такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодат-ва, обеспечивает опред.режим законности, единообразное примен-е норм и инд.-властных велений, содействует формир-ю «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания гр-н, обеспечивает формальную опред-ть права, что позволяет четко обозначать права и обяз-ти субъектов, фиксировать меры и ср-ва гос.принуждения, в-пятых, позволяет абстрагироваться от классово-полит.харак-к права, что особенно важно при правоприменении.

«-» - отрицание обусловленности права потреб-тями общ.разв-я, игнорирование естест. и нравств.начал в праве и роли правосознания в реал-ии юрид.норм, абсолютизации гос.влияния на правовую с/с.

6) психологическая теория, родоначальник Л.И.Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность - правовые эмоции человека. Подразделяется на: а) переживание позитивного права, установленного государством; б) переживание интуитивного, личного права.

«+» - теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.

«-» - односторонний характер теории, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.

7) социологическая теория права зародилась в середине XIX столетия (Л.Дюги, С.Муромцев, Е.Эрлих, Р.Паунд). Социол.теория рассм-ет право как эмпирическое явл-е. «Право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общ.отн-е, защищенное гос-вом.

«+» - а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, устан-е гос-вом, но и всю совок-ть сложившихся в общ-ве правовых отн-ий; в) учение подчеркивает роль права как ср-ва соц.контроля и достижения соц.равновесия, возвышает роль судебной власти.

«-» - отрицание нормативности как важн.св-ва права, недооценка в праве нравственно-гуманист.начал, смешению одного из ф-ров обр-я права - интереса - с самим правом.

8) Марксистская (материалистическая) концепция происх-я права. Марксизм доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общ-ва. Поэтому право не м.б. выше экономики, оно становится иллюзорным без экономич.гарантий. В этом заключено несомненное дост-во марксист.теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отн-ями, видит в праве лишь волю экон-ки господ-го класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возн-е предопределено и др.общесоциальными причинами.

Каждая из теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.007 с.)