Источники (формы) права. Понятие и виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники (формы) права. Понятие и виды



В юридической науке используется два понятия - форма права и источник права.

Под формой права принято понимать специфическое выражение правовых норм, придание им

свойства общеобязательности. Можно считать формой права официальное закрепление

содержания норм права в целях придания им общеобязательности как государственно-властных

велений.

Термин "источник права" имеет несколько смысловых значений - основание права; его исходное

начало; письменный документ; причина, факторы, действия; сила права.

В 60-х гг. XX в. в отечественной юридической литературе шел спор по поводу употребления

терминов "форма" и "источник" права. Предлагалось использовать понятие "форма права" вместо

"источник права" (проф. А.Ф. Шебанов). Однако эта позиция не получила поддержки в науке, а

вместо этого предлагалось уточнить термин "источник права" и называть его "юридически

формальный источник права" (проф. С.А. Голунский, проф. С.Ф. Кечекьян, проф. М.С. Строгович,

проф. С.Л. Зивс). Одновременно предлагалось выделять источники права: 1) в материальном

смысле; 2) в идеальном смысле; 3) в юридическом, или формальном, смысле.

Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни

общества или способ бытия людей. Иногда данные источники права называют социальной основой

права.

Источник права в идеальном смысле предполагает те философские идеи, которые легли в основу

данной правовой системы.

Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы

внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о

правилах, моделях поведения субъектов права.

В последующее время выделяется источник права в политическом смысле, под которым

понимается государство как источник позитивного права. Как полагают авторы этого

предложения, именно интеллектуально-в                           олевая деятельность носителей государственной власти

является связующим звеном между источниками права в материальном смысле и

документальными источниками.

В настоящее время термины "источник права" и "форма права" используются в юридической науке

как тождественные. При этом чаще всего рассматриваются юридические источники, или

источники в юридическом смысле.

В литературе приводятся следующие определения юридических источников - это официальные

формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А.В.

Мицкевич). Или другое, но близкое определение: это официально-документальные и иные формы

или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического

значения (проф. В.И. Гойман).

ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА:

 

1)Обычаи, обыкновения и традиции, сложившиеся в экономической социальной и политической жизни.

2)Судебные прецеденты или иная правотворческая деятельность судебных органов.

3)Религиозные книги, трактаты, священные писания.

4)Договоры НП содержания (международные договоры, ратифицированные государством; внутригосударственные договоры).

5)Правовые доктрины (это философско-правовые учения).

6)Общепризнанные принципы и нормы международного права.
7) Законы и подзаконные НПА, которые принимаются полномочными госорганами или всенародным голосованием.

 

Это 7 основных источников (форм) права, используемых в мировой практике. В РФ используются не все.

Правовой обычай.

Считается первым источником права.

Это исторически сложившееся, в силу многократного применения, правило поведения ставшее общеобязательным и обеспечиваемое принудительной силой государства. Там, где обычное право является основным источником права, то совокупность этих обычных прав образует правовую семью (в первую очередь это относится к африканским гос-ам). Обычаи формировались в процессе жизненной практики. Считается, что первым возникло право, а не государство, в виде обычаев (появились как первые социальные регуляторы поведения людей). Мальцев, Туманов поддерживают эту точку зрения.

Правовой обычай используется и в романо-германской, англо-саксонской и иных правовых семьях. У нас в ГП (ст.105), прописан в кодексе торгового мореплавания, в консульском кодексе. КП – первое заседание Госдумы открывает самый старейший по возрасту депутат (В.И. Долгих – открывал последний раз).

Договор нормативного содержание (договорное право).

Отношение к договору, как к источнику права складывалось ещё в античности. В то время римские юристы рассматривали консенсус, договоренность между сторонами, как универсальный правообразующий фактор.

С позиции современной теории права, нормативный договор представляет собой соглашение между сторонами путем учреждения взаимных прав и обязанностей. Т.е. это такой договор, который содержит нормы права.

К таким относятся международные договоры, также внутригосударственные договоры.

Приоритетным не только в международном, но и в конституционном, трудовом праве (т.е. в частном, а не только в публичном праве). 

Юридическая доктрина (или философско-правовое учение).

-----теории и мнения юристов имели значение как источники права уже на раннем этапе развития государственности. В частности, в 4-5 вв н.э. был принят специальный закон, согласно которому учение известным в то время римских юристов (Гай, Ульпиан, Яволэн, Павел и пр.) признавались обязательными при принятии решения судьями. Судьи были обязаны перед принятием решения ознакомиться с учением этих юристов.

Важное значение ПД имеют в мусульманской правовой семье; наряду со священными книгами используются ПД.

В Китае учение Конфуция, Лао Цзы.

У нас ПД не используется в качестве источника права.

Судебные прецеденты.

Палата Лордов, Высший апелляционный суд, Верховный суд.

В РФ судебный прецедент не признается как источник права. Это документы правовые, но не нормативные.

НПА как основные источники права континент правовой семьи.

НАП – это изданный в установленном порядке акт управомоченного органа гос. власти, органа местного самоуправления или должностного лица, в котором устанавливаются правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неопределенное количество случаев применения.

Принятие НПА происходит в установленном законе порядке.

С точки зрения права НПА является наиболее совершенным источником права.

В РФ.

Не все являются источника ми права. В системе источников, закрепленных в К, главное место занимает сама К – основной закон. Включаются законы, подзаконные НПА – они составляют звеновой? Хребет. Все вместе они называются НПА. НПА характеризуются:

содержат нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц и на неопределенное количество случаев применения;

все они являются письменным документом;

НПА является результатом правотворческой деятельности государства, его органов и должностных лиц;

принимаются с соблюдением определенных процедур;

В НПА выделяют законные и подзаконные акты.

Законные:

принимаются высшим органом гос власти или в порядке референдума;

ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно иных источников права;

регулирует наиболее важные общественные отношения;

закон принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке.

Законы бывают конституционные (в первую очередь сама К; законы, принятие которых предусмотрено конституцией, т.е. ФКЗ; законы, которые вносят дополнения и изменения в конституцию) и обыкновенные законы (кодифицированные, которые принимаются в виде кодексов; текущие, которые принимаются на значительное кол-во времени). Общефедеральные и субъектов РФ.

Подзаконные акты, должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить.

Это НА Президента РФ (указы), Правительства (постановления и распоряжение), федеральных исполнительных органов, министерств, служб, агентств (приказы и инструкции). На уровне субъектов РФ действуют законы, акт президентов (где они есть), постановления правительств (республик), органов власти краев, областей, автономных областей, округов. а также городов федерального значения.

В соответствии с ФЗ об общих принципах местного самоуправления, соотв НА могут издавать и муниципальные образования или органы местного самоуправления. Особый круг составляют корпоративные нормы (или локальные) – это акты, издаваемые в пределах хозяйствующих субъектов (ОАО, ООО, ЗАО, общественных объединений).

Закон: понятие и виды

Законы:

*принимаются высшим органом гос власти или в порядке референдума;

*ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно иных источников права;

*регулирует наиболее важные общественные отношения;

*закон принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке.

Законы бывают конституционные (в первую очередь сама К; законы, принятие которых предусмотрено конституцией, т.е. ФКЗ; законы, которые вносят дополнения и изменения в конституцию) и обыкновенные законы (кодифицированные, которые принимаются в виде кодексов; текущие, которые принимаются на значительное кол-во времени). Общефедеральные и субъектов РФ.

Подзаконные акты, должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить.

Это НА Президента РФ (указы), Правительства (постановления и распоряжение), федеральных исполнительных органов, министерств, служб, агентств (приказы и инструкции). На уровне субъектов РФ действуют законы, акт президентов (где они есть), постановления правительств (республик), органов власти краев, областей, автономных областей, округов. а также городов федерального значения.

В соответствии с ФЗ об общих принципах местного самоуправления, соотв НА могут издавать и муниципальные образования или органы местного самоуправления. Особый круг составляют корпоративные нормы.

Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным

законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные

общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Закон обладает рядом преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами.

Закон, во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает

высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону; во-вторых, первичным

образом регулирует общественные отношения, т.е. те отношения, для которых впервые

устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные

общественные отношения, например отношения собственности, земельные; в-третьих, действует

прямо, непосредственно, без посредующих актов; в-четвертых, обладает большими

материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. Например, в ст. 104 Конституции РФ

установлено, что законопроекты финансового характера - о введении новых или отмене налогов,

освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др. - могут быть внесены в

законодательный орган только при наличии заключений Правительства Российской Федерации. В

отношении других нормативных правовых актов таких установлений нет; в-пятых, имеет

эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за

соблюдением законности, Уполномоченный по правам человека призван способствовать

восстановлению нарушенных прав и свобод человека на территории Российской Федерации; в-

шестых, к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более

строгие требования, чем к другим актам.

Таким образом, закон является несущей конструкцией и системообразующим фактором всей

системы законодательства государства.

Законы, как известно, неоднородны. В настоящее время в российской правовой системе

существуют следующие виды законов:

1. Основной закон страны - Конституция Российской Федерации. Конституции принимают и

субъекты Федерации - республик. Остальные субъекты принимают уставы. Конституция занимает

верховное место в иерархии системы законодательства, все акты государства не могут

противоречить Конституции.

2. Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в

иерархии нормативных правовых актов. Для конституционных законов характерны следующие

черты:

а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют

избегать частых поправок в текст Конституции;

б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы;

в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые

общественные отношения;

г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;

д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются

только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции Российской Федерации;

е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом

порядке (отсутствие вето Президента, квалифицированное большинство голосов в палатах

Федерального Собрания).

3. К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции

Российской Федерации. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда Российской

Федерации от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации.

Однако представляется, что здесь нет больших особенностей по сравнению с конституционными

законами.

4. Кодекс - самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты

Российской Федерации, принимая законы в виде кодексов.

Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих

однородные общественные отношения. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить

правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен

большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования. Важно также

внести единообразие в регулирование общественных отношений, добиться непротиворечивости

материала, определенной системы вместо множественности актов, действующих в этой сфере,

установить один акт. Форма кодекса целесообразна для отраслевого правового регулирования, что

позволяет кодексу выступать нормативным центром отрасли и служить ориентиром для

отраслевого регулирования актами подзаконного характера.

5. Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения

компетенции по предметам ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Основы -

форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства. Они призваны

установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную

базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения

Российской Федерации и субъектов.

6. Законы о ратификации и денонсации международных договоров выделяются в литературе в

качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся

следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) особая процедура

принятия, так как представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора; в)

закон содержит лишь формулировку "ратифицировать международный договор.., подписанный...".

По нашему мнению, здесь отсутствует какая-либо специфика, поскольку такого рода законы

принимаются как текущие. Нет специфики и в оценке договора, поскольку аналогичные оценки

даются и при представлении в законодательный орган законов финансового характера.

Формулировка же закона - "утвердить" есть и в других законах об утверждении положения или

регламента.

7. Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов - обеспечить единство в

правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром

для законодательства государств - членов СНГ при регулировании определенных сфер

общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних

отношений федерального государства, поскольку призваны гармонизировать правовое

регулирование в масштабе всей страны. Чаще всего модельные законы разрабатываются по

вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерациии оказывают последним

своего рода правовую помощь. Обычно в модельном законе указывается целесообразная его

структура, учитывается федеральное законодательство и предлагаются варианты регулирования

отдельных вопросов с учетом специфики субъекта.

8. Делегированное законодательство - новый вид для России и на федеральном уровне не

использовался. Но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен. Причем

делегирование полномочий предусмотрено не только внутри данного субъекта, но и между

органами республики и федеральными органами.

В принципе, делегированные законы не присущи нашей стране, но в ряде государств мира

существуют, например во Франции, Швеции, Австралии, ФРГ, Италии, Швейцарии.

В качестве еще одного из видов законов называют в литературе законы, принимаемые в порядке

референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только

референдумом. Но такого рода законы принимаются очень редко, поскольку проведение

референдумов требует больших материальных, финансовых и организационных средств__

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.084 с.)