Авылга кайтып барышлый (Дорога домой) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авылга кайтып барышлый (Дорога домой)



Худ. Илья Максимов

                       

Отец

Мой отец, Морозов Василий Сергеевич родился 25 февраля 1899 года (по старому стилю), то есть 9 марта (по новому стилю) в крестьянской семье. Это подтверждает справка из метрической книги родившихся в д. Тямти Лаишевского уезда. Там же указаны его родители: отец – Сергей Михайлович и мать – Татьяна Семёновна. Фамилии в документе ни у родителей, ни у Василия не указаны.

                                                                                         Морозов В.С.

 

Прежде чем рассказывать про отца, напишу про своих предков по отцовской линии.

Прадед Михаил Игнатьев – старо-крещённый татарин, родился в деревне Тямти Лаишевского уезда Казанской губернии в 1844 году. (Его отец – Игнатий Петров, мать – Мария Егоровна). В 1863 году Михаил вступил в брак с Екатериной Кондратьевной. (Это подтверждает справка из Национального архива). К этому моменту им было по 19 лет. Через год у них родился сын Сергей (мой дед).

Прадед Михаил был известен в деревне смелостью и бесстрашием. Я знаю только одну историю. Однажды мужики соседней деревни Старые Карабаяны (Колбагыш) ночью переставили межевой столбик на лугах, принадлежащих деревне Тямти. Об этом стало известно мужикам из Тямтей, и они решили поставить межевой столб на прежнее место. Мужчины толпой направились к столбу, а мой прадед шёл впереди, опережая всех на метров 100, с дрыном в руке. В общем, межевой столб был водружён на место. Впоследствии эти луга назывались спорными.

У прадеда с женой было четверо детей: три сына – Сергей (мой дед), Фёдор, Семён и дочь Анастасия.

 Сергей занимался крестьянским трудом и был хорошим портным. Фёдор служил на станции Чепчуги. Семён до Октябрьской революции работал на шахтах города Кизила Пермского края. После революции, когда все шахты закрыли, он приехал в деревню и возглавил Комитет бедноты. Дочь Анастасию отдали замуж в деревню Крещёные Савруши.

Моя прабабушка Екатерина Кондратьевна родилась в деревне Крещёные Савруши Мамадышского уезда Казанской губернии в 1844 году. Она была из рода Ибатаевых.

Ибатаев Александр Васильевич в 1938 – 1939 годах работал учителем физики (у которого я учился в 7 классе) и директором Большенырсинской НСШ, построил двухэтажное здание школы. Моя прабабушка сосватала ему девушку из деревни Субаш по имени Андра (Александра) из рода Гузәл. Ибатаев А.В. погиб на войне.

Сестра Ибатаева - Анна Васильевна, тоже работала учителем (в Большесаврушской школе и директором Янцеварской школы. Еще одна сестра Ксения - учителем в селе Большие Савруши. Брат Петр работал учителем Гороховопольских начальных классов Субашской школы, погиб на войне. Прим. авторов книги) и была удостоена Ордена Ленина за многолетний труд в области образования.     

Мой дед Сергей Михайлович родился 2 июня, крещён 5 июня 1864 года в деревне Тямти. Он с весны до осени (включительно) занимался крестьянским трудом, а зимой брал швейную машинку и отправлялся на заработки в районы Закамья (Чистопольский и Аксубаевский), где обшивал чувашей, татар и кряшен.

Прозвище нашей семьи в деревне Тямти было «Сипат». Оно связано с дедом Сергеем: вот каково его происхождение. Однажды после своего возвращения дед разговаривал с деревенскими мужиками, и дядя моего деда Карп (Карпун) спросил его, в каких деревнях тот работал. Дед ответил, что на этот раз он работал в татарских деревнях. Карп спросил: «Как же тебя там звали?» Дед ответил, что к нему обращались по имени Сибагат (В те времена в татарских деревнях квартировать у себя христиан и обшиваться у них не приветствовалось. Поэтому кряшенам, чтобы получать заказы, приходилось скрывать свои настоящие имена. Прим. авторов книги). Карп, услышав по-своему, сказал: «Отныне тебя так и будем звать – Сипат». Это прозвище перешло и к моему отцу.

Будучи на заработках, дед заразился туберкулёзом лёгких, и, по рассказам тёти Ани, младшей дочери деда, в последние годы жизни для лечения болезни пил кумыс из коровьего молока домашнего приготовления.

Женат дедушка был на Татьяне Семёновне из соседней деревни Субаш, примерно тоже 1864 года рождения. Её родители: отец Семён, выходец из зажиточной семьи, мать – Атук (Анна) из д. Старые Карбаяны, из рода Абрамовых (Убрам). Она была родной сестрой Якова Абрамова, которого я хорошо помню и был знаком с его детьми – Сергеем и Варварой.

У деда с бабушкой было пятеро детей: Агриппина, Мария, Василий (мой отец), Анисья и Анна. Они имели 6 десятин земли, держали лошадь, корову, овец и кур.

Бабушка Татьяна Семёновна была смуглокожей красавицей, поэтому кряшены звали её Кара Татый (Черненькая Татьяна). Она любила праздники и застолья и, пока муж ездил на заработки, приглашала к себе подруг и сама ходила к ним в гости, поэтому частенько оказывалась в долгах. И, конечно, супруг был очень недоволен её поведением.

После его смерти в 1908 году Татьяна осталась вдовой с пятерыми детьми. Агриппине было 18 лет, Марии – 15-16 лет, а Василию – 9 лет. Сёстры Анисья и Анна были малолетними.      

Моя тётя Агриппина была очень красивой девушкой, и деревенский парень Сафонов Михаил Григорьевич посылал сватов к её родителям, но получил отказ. Причина заключалась в отсутствии в её семье рабочих рук. Михаил ждал несколько лет, чтобы получить согласие бабушки Татьяны на брак с её дочерью. Это произошло, когда подросли Василий и младшие сёстры Агриппины.

Жили они в то время на позьме Савельевых.  Братья деда Сергея были далеко: Фёдор служил казаком в Чепчугах, Семён работал на шахтах Урала. Может, из-за этого дом пустовал.

После пожара в 1919 году бабушка Татьяна вернулась на свою позьму и построила временное жильё: дом на столбах с земляным полом и двумя окнами на огород. Василий (мой отец) в это время служил в Красной Армии и оказать помощь матери и семье не мог. Со стороны её родителей тоже помощи не было, т.к. её отец Семён скончался в один день со своим сыном Иваном, и мать (моя прабабушка) Анна Абрамовна (Атук) осталась одна.

Она вышла во второй раз замуж за мужика из деревни Алан Поляны по прозвищу Шакуй, который был бездетным зажиточным хозяином. Они с ним приняли на воспитание двоих беспризорных детей: Романа и Анну. Когда эти дети подросли, то поженились друг с другом. 

В 1920 году Шакуй умирает, а Атук продолжает жить с приёмными детьми в Алан Полянах. Но, когда мой отец вернулся из армии, она решила переехать в Тямти, где жила её дочь Татьяна с детьми. Отделившись от воспитанников, бабушка привезла с собой корову, шесть овец и девять колодок пчелосемей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.005 с.)