Сущность понятий «коррекция» и «компенсация», их виды и взаимосвязь. Модели и современные подходы к коррекционно-педагогическому процессу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность понятий «коррекция» и «компенсация», их виды и взаимосвязь. Модели и современные подходы к коррекционно-педагогическому процессу



I. Коррекция представляет собой процесс исправления различных измененных функций человека. Коррекция подразумевает конкретный метод воздействия на человека с целью исправления аномальных дефектов.

Процесс коррекции относится к внешним воздействиям. Методы коррекции используются в случаях различных нарушений функции человека, т.е. восполнение утраченной по каким-либо причинам функции организма.

Компенсация— это процесс замещения отсутствующих или полностью утраченных функций, на основе существующих нормально развитые функции организма. Компенсация утраченных или отсутствующих функций проводится под контролем ВНД. Все компенсационные процессы проводятся в пять этапов:

1) определение пораженной или частично утраченной функции путем сопоставления с нормальным действием другого аналогичного органа, нарушение функций может быть следствием расстройства деятельности самого органа, побочными последствиями травматических ситуаций;

2) проведение оценки степени нарушения функций;

3) создание индивидуальной программы для проведения компенсации;

4) проведение контроля над процессом реализации компенсации;

5) при восстановлении поврежденной или частично утраченной функции процесс компенсации приостанавливается. Коррекция и компенсация взаимно дополняют друг друга во многих процессах, основанных на психологии, но они имеют разные назначения.

Коррекция используется в психолого-педагогических и лечебных целях, которые предназначены для преодоления многих недостатков психического и физического развития человека.

Компенсация представляет собой сложный процесс, направленный на восстановление или замещение утраченных способностей.

Если коррекция может изменить и подстроить способности человека к существующим условиям жизни, то компенсация не всегда дает полноценное возмещение утерянных функций.

Компенсация может остаться на незавершенной стадии и лишь частично восполнить функции. При сбалансированном использовании обоих процессов высока вероятность восполнения потерянных способностей.

Например, при нарушениях опорно-двигательного аппарата одновременная коррекция на психологическом уровне и компенсация отсутствующих органов дает более высокий результат осознания возможности дальнейшего развития.

При этом снижается уровень торможения процессов компенсации и коррекции, так как осознанное приятие собственных недостатков не является преградой к дальнейшему развитию. Оба процесса взаимосвязаны и неотделимы.

II. Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения образовательного стандарта. Важнейшим принципом при выборе сроков, содержания и целей обучения является принцип доступности учебного материала.

Реализация этого принципа выдвигает проблему определения психологической, эмоциональной и социальной готовности ребёнка к школе на разных ступенях обучения:

· в пяти-шестилетнем возрасте – уровень общего развития ребенка (интеллектуального, речевого, социокультурного);

· в шести-семилетнем возрасте – достижение готовности к обучению в начальной школе;

· в девяти-десятилетнем возрасте – достижение готовности к обучению в основной школе (5 – 9 –й классы, по результатам начального обучения);

· в подростковом возрасте – достижение готовности к обучению, социальной адаптации, в том числе – к выбору профессии в средней школе (10 – 11-е классы).

Процесс определения готовности ребенка к обучению в школе и выбора оптимальных педагогических условий осуществляется комплексно специалистами смежных областей знаний:

общей педагогики, логопедии, дефектологии, возрастной педагогической психологии, физиологии, клиники психоневрологических заболеваний, социологии и др. Учитывая изложенное выше, возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, речевым развитием, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Во внедряемой системе коррекционно-развивающего обучения строго определяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.

Система работы в классах коррекционно-развивающего обучения направлена на компенсацию недостатков речевого и общего дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, коррекцию речевых дефектов и недостатков речевого развития путём обогащения словаря и расширения речевой практики, активизацию познавательной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.004 с.)