Основные идеи экспериментальной педагогики, педагогики действия (В. А. Лай). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные идеи экспериментальной педагогики, педагогики действия (В. А. Лай).



Представители экспериментальной педагогики сосредоточились прежде всего на исследованиях психологии ребенка, чтобы из нее выделить воспитание, которое ребенок должен получить.
К реалистически мыслящим педагогам относится немецкий ученый Вильгельм Август Лай (1862-1926), который полагал, что лабораторный эксперимент дает ценный материал для определения новых путей воспитания. В основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые надлежит изучать как в лабораторных, так и в обычных условиях. Деятельность ребенка является реакцией на окружающий мир, и ее следует организовывать, учитывая особенности, рефлексы, потребности физиологии и психологии детей.
В. А. Лай выдвинул идею создания школы действия, опираясь на тезис о единстве восприятия, его умственной переработки и внешнего выражения, что должно составлять основные элементы обучения. Это положение он рассматривал исходя из природы ребенка, т. е. как реакции моментального приспособления к окружающим условиям. Позитивные результаты воспитания зависят от психолого-биологического фактора, т. е. Лай ограничивал предмет педагогической науки только биологическими факторами.

В. А. Лай биологизировал педагогику и механистически трактовал процесс воспитания. Он полагал, что всякое внешнее раздражение вызывает во всех организмах, начиная с простейших и кончая человеком, ответное движение, или реакцию. Эту механическую схему он применил и к процессу воспитания, и к процессу обучения.
Экспериментальная педагогика выдвинула тезис о существовании врожденных умственных способностей. Этот тезис нашел оформление в идеях педоцентризма — педологии. Педология — наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка, получившая свое название в 1893 г., появлением своим обязана ученым-педаго- гам Эрнсту Мейману и Эдуарду Торндайку. Как самостоятельная область научного знания педология могла состояться только с появлением экспериментальной педагогики и психологии, благодаря успехам в области физиологии, медицины, социологии.

Видный представитель немецкой экспериментальной педагогики Эрнст Мейман (1862-1915) объединил в работе «Курс лекций по введению в экспериментальную педагогику» данные, полученные в педагогике, психологии, психопатологии, анатомии и физиологии, и констатировал тот факт, что нецелесообразно проводить педагогические эксперименты на уроках в обычной школьной обстановке.
Эдуард Торндайк (1874-1949) — американский психолог — исходил из учения бихевиоризма, согласно которому воспитание сводится к дрессировке — развитию желательных реакций на определенные стимулы. Экспериментальную педагогическую работу ученый свел практически только к тестам. Наряду с тестами для проверки умственной одаренности были введены тесты успеваемости, которыми определялась степень развития ребенка по данному предмету. Американский психолог высказался за теорию социального научения человека, сформулировал закон «проб и ошибок», указал, что при научении человека важна такая закономерность, как «знание результатов».

26. Первые декреты Советского правительства по народному образованию. Деятельность Наркомпросса по реализации новой концепции развития школы, общественного дошкольного воспитания.

- Декретом от 9 ноября 1917 года была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования. Всю работу по реорганизации системы образования возглавил Народный комиссариат просвещения, созданный в 1918 году. В этих воззваниях он изложил основные принципы и задачи Советского правительства в области народного образования: всеобщее обязательное начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народному образованию, демократизация народного образования, учет местных и национальных особенностей, привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительства новой школы. В 1923 году сформулировали главную идею новой педагогики: школа должна идти в своей работе от ребенка, его интересов, раскрывая постепенно окружающий мир и делая его активным участником этого мира. При этом характерно, что жесткая идеологизация мировоззрения детей в процессе обучения диссонировала с идеями детской и педагогической свободы.

11 декабря 1917 года было принято постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению». В январе 1918 года были ликвидированы учебные округа, упразднены должности директоров и инспекторов народных училищ.

20 января 1918 года был принят декрет Совета народных комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», провозгласивший отделение церкви от государства и школы от церкви. Этим декретом объявлялась свобода совести, отменялись всякие ограничения и привилегии, связанные с принадлежностью к тому или иному вероисповеданию. Декрет не допускал преподавания религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы. Этим декретом устранялось влияние церкви на молодое поколение.

5 июня 1918 г. был принят декрет СНК о передаче в ведение Народного комиссариата по просвещению всех учебных и общеобразовательных учреждений и заведений. Сосредоточение всех общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в ведении Наркомпроса обеспечивало единство школьной реформы.

Большое значение для улучшения учебной работы школы и облегчения работы учителей имел декрет о введении новой орфографии (октябрь 1918 года), так как в старой школе много времени и сил уходило на изучение трудной орфографии в ущерб развитию речи и знакомству с классическими художественными произведениями. На I Всероссийском съезде по просвещению (25 августа - 4 сентября 1918 года) была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет и II ступень — 4 года; в совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу.

- После октябрьских событий 1917 года началась перестройка всей системы образования. Всю работу по реорганизации школ возглавил Народный комиссариат просвещения(НКП). Принятые государственные акты и правительственные декреты («Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918), «основные принципы единой трудовой школы РСФСР» (1918)) утверждали демократические принципы в образовательной сфере: принцип единой школы, бесплатной, светской, с обучением на родном языке, предоставление равных прав мужчинам и женщинам в области образования, политехнизацию содержания образования. Выше обозначенные документы творчески интегрировали лучшие достижения зарубежной педагогики и отечественной школы. В 1930 году было принято постановление о введении в СССРвсеобщего обязательного начального образования.

Однако реформа 1917 – 1931 гг. осуществлялась в русле жесткого классового и партийного подходов, что обусловило чрезмерную идеологизацию и политизацию учебных

программ, особенно по гуманитарному циклу. В результате, при всей прогрессивности реформы (в ее основу была положена педагогика развития личности), она привела к дестабилизации системы просвещения: вводимые комплексные программыразрушали традиционную систему учебных предметов, знаний и навыков,метод проектовразрушал классно-урочную систему. Школа растворялась в социальной среде. Возникла угроза утраты ей, как общественным институтом, своих специфических задач – служить средством освоения молодежью опыта, накопленного предшествующими поколениями в различных сферах жизни, обеспечивать воспроизводство основных научных, технических и социальных достижений. Все это рельефно показали неутешительные итоги вступительных экзаменов в ВУЗы конца 20-х гг.

Выдвинутой на рубеже 20-30-х гг. задаче подготовки значительного контингента квалифицированных кадров должна была соответствовать иная образовательная парадигма. Была осуществлена стабилизационная контрреформа, получившая отражение в партийно-правительственных постановлениях 1931 – 1936 гг., когда в основных чертах была воспроизведена прежняя, существовавшая в начале ХХ в.школа учебы: вновь был установлен примат знаний, трудовое обучение было полностью выведено из учебных планов, школа оказалась изолированной от внешней среды, восстановлена школьная форма, введен ученический билет, в содержании образования появились вновь такие предметы, как логика, психология, устанавливались строгие нормы и правила, регламентирующие всю школьную жизнь, восстанавливались ежедневные домашние задания, вернулись и «классные дамы» (классные руководители). Грамотность населения возросла с 33% в 1916 г. до 62% в 30-е гг.

Как и всякая стабилизационная реформа, преобразования 30-40-х гг. были положительно восприняты массовым учительством, руководителями органов образования, большинством родителей, так как они были конкретны, понятны, привычны. Задачи, которые возлагались на эту контрреформу, были выполнены с лихвой. Была подготовлена вторая волна советской интеллигенции, прежде всего технической, которая во многом обеспечила существенные достижения страны в 1950-1960-е гг. во всем этом проявилась и значительная роль общеобразовательной школы.

Условия военного времени (1941-1945) поставили перед органами управления народным образованием и перед школой новые задачи: охватить всех детей школьного возраста различными формами обучения, обеспечить их воспитание в патриотическом духе. В тылу, куда эвакуировали детей из прифронтовых районов, не хватало школьных зданий (многие школы работали в 2 – 3, нередко и в 4 смены). Огромные трудности школа испытывала и с обеспечением учителями (произошло резкое сокращение численности педагогических кадров, в кадровом составе заметно увеличился процент женщин, появилось много слабо подготовленных работников)

27.Развитие школы и педагогики в 1930-е годы. Постановления ЦК ВКП (б) о школе и перестройка содержания учебно-воспитательной работы. Борьба с педологией.

Деятельность Наркомпроса по реализации новой концепции развития школы. Опытно-показательные учреждения Наркомпроса. Создание рабфаков и демократизация высшей школы. Создание школ ФЗУ, ШКМ и ФЗС.

Единообразие школьной системы означало что «все дети должны поступать в один и тот же тип школы и начинать свое образование одинаково; все имеют право идти по лестнице к её наивысшим ступеням». В то же время отрицалась однотипность школы, либо её «уравниловка», что выразилось в создании в 20-е годы различных типов школ (школы-клубы, школы-коммуны, школы-студии и др.). В сельской местности особую роль сыграли опытно-показательные учреждения при Наркомпросе, аналогичные Первой опытной станции по народному образованию С.Т. Шацкого, либо «Школе жизни» Н.И. Поповой и др.

Первая опытная станция по народному образованию была создана в 1919 году с двумя отделениями (сельским – в Калужской области и городским – в Москве) и представляла собой научно-производственное объединение нового типа, в которое входили школы I и II ступеней с интернатами для детей, детские сады, внешкольные учреждения для взрослых, а также курсы повышения квалификации учителей. Руководил практической и опытной работой всех учреждений Станции выдающийся российский педагог Станислав Теофилович Шацкий(1878 – 1934). Его считают основателем нового направления в педагогической науке – социальной педагогики, изучающей процессы становления и развития личности ребенка в широком социальном окружении. Проблема воздействия социального окружения на формирование личности ребенка нашла отражение в таких работах С.Т. Шацкого, как «Изучение жизни и участие в ней», «Школа и строительство жизни», «Деревенские дети и работа с ними» и др.

Рассматривая различные модели школы, различные подходы к взаимосвязи её с социальным окружением, педагог пришел к выводу, что школа должна быть центром, организующим детское окружение в широком масштабе: экономику, быт, природные условия, – то есть факторы, формирующие человеческие типы. Гармонизация различных видов деятельности детей должна осуществляться согласно склонностям и интересам каждой личности. С.Т. Шацкий раскрыл механизм действия такой организации, показал конкретные пути и формы организации деятельности её воспитанников.

Педагогом были также определены пять основных элементов детской жизнедеятельности: физический труд, игра, искусство, умственная деятельность и социальная жизнь. Организацию трудовой деятельности соединение обучения с производительным трудом он ставил на первое место, при этом обращая внимание на то, что детский труд должны пронизывать игра, искусство, творчество, эстетическое окружение. «Нельзя обучить искусству, надо думать о жизни детей в сфере искусства», – писал педагог-новатор. Он стремился включить как можно больше детей в различные формы управления делами коллектива. Из целей и сущности воспитания как подготовки человека через организацию его деятельности к жизни в обществе вытекает принцип самодеятельности и самоуправления. Он связан с разновозрастным строительством детского коллектива, является основой сотрудничества старших подростков с младшими детьми, сотрудничества педагога и детей. Стиль взаимоотношений учителя и детей, в понимании С.Т. Шацкого и его коллег, – это уважение к личности ребенка, доверие, глубокая человечность, правдивость, простота и жизнерадостность.

Для реализации на практике новых принципов обучения и воспитания в 1918 году в деревне Литвиновичи Могилевской губернии известным белорусским историком, педагогом, публицистом Пантелеймоном Николаевичем Лепешинским(1868 – 1944) была создана первая советская опытно-показательная школа-коммуна, в которой он разрабатывал содержание образования, методы учебно-воспитательной работы, организационные основы новой школьной модели.

В связи с наступлением на Беларусь белополяков в 1919 – 1920 учебном году школа была эвакуирована в Москву, где продолжила свою работу под руководством Моисея Михайловича Пистрака(1888 – 1940), талантливого продолжателя идей П.Н. Лепешинского. Сам П.Н. Лепешинский был направлен для организации школьного дела в Туркестан.

Построенная на принципах коллективной деятельности, ученического самоуправления, равенства прав учащихся и педагогов, школа-коммуна стала прообразом школы будущего. Основное внимание в ней было направлено на связь обучения с жизнью, с общественно полезным трудом, что явилось основой нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному строительству нового общества. Свои теоретические положения по основам организации новой социалистической школы П.Н. Лепешинский изложил в ряде статей: «Школа и жизнь», «О единой трудовой школе» и др. В них он противопоставлял старой школе новую, в которой «организация труда и все обстоятельства школьной жизни строятся на началах свободного самоопределения и самодеятельности учащихся, для которых школа является не только средством приобретения технических навыков и выработки мировоззрения, но и источником социального воспитания, которая готовит деятельных членов коммунистического общества», – писал П.Н. Лепешинский.

При всем разнообразии типов новой школы объединяющим фактором явился трудовой политехнический принцип. На первой ступени школы вводился ремесленный труд, на второй – сельскохозяйственный и производственный. Общей целью школьного образования на всех ступенях являлась политехнизация, как «знакомство с методами всех важнейших форм труда». Принцип политехнизма не допускал специализации в трудовой деятельности учащихся раньше 14-летнего возраста.

В плане общего образования «Декларацией» предусматривалось усвоение широкого спектра знаний: на первой ступени школы – «энциклопедия человеческой культуры в связи с природой»; на второй ступени – трудовая энциклопедия, где «она должна слиться с систематическим изучением истории, науки, тесно связанной с экономической жизнью». Такое систематическое энциклопедическое образование, формирующее у ребенка целостное мировоззрение, явилось одним из важнейших достижений нового государства и новой системы образования.

В первые годы становления советской школы коренным образом изменился и контингент учащихся: учиться преимущественно начали дети рабочих и крестьян. Для оказания помощи детям трудящихся в получении высшего образования были созданы рабфаки (рабочие факультеты), или специальные подготовительные отделения при ВУЗах. Начинают открываться детские ясли, что дает возможность женщинам, имеющим детей, также получать образование.

Вопросы национальной политики были определены правительством посредством принятия «Декларации прав народов России», которая провозглашала равенство всех народов, их права на свободное самоопределение и развитие. Функцию управления хозяйственным и культурным развитием народов страны взял на себя Народный

комиссариат по делам национальностей, в котором были выделены соответствующие отделы, отвечающие за культурно-просветительскую (культпросвет) работу: Белорусский, Украинский, Латышский и др. Их деятельность включала в себя создание общеобразовательных школ, организацию подготовки педагогических кадров, издание национальной учебной литературы и др.

Однако система школьного образования в виде двухступенчатой девятилетней школы, принятой в 1918 году «Положением о единой трудовой школе РСФСР», просуществовала недолго. Гражданская война, разруха, острейшая потребность промышленности в специалистах вызвали необходимость проведения коренной реорганизации всей образовательной системы и, в первую очередь, среднего и высшего профессионального звена.

I Всероссийский партийный съезд по народному образованию (декабрь 1921 г.) признал необходимым установить в качестве базовой для профессионального образования семилетку с двумя ступенями: I ступень – 4 года и II ступень – 3 года обучения. Семилетка стала основным типом общеобразовательной школы, а два старших класса предыдущей системы были преобразованы в четырехлетние техникумы (индустриальные, экономические, сельскохозяйственные, педагогические и др.). Техникум становится основной формой получения профессионального образования.

Однако в связи с отсутствием в стране соответствующих условий для реализации на практике партийных рекомендаций (отсутствие средств, педагогических кадров и др.) к 1922 году в РСФСР установилась следующая система общего и профессионального образования:

– начальная школа (фабрично-заводские школы (ФЗУ), учебно-производственные мастерские и другие низшие профессиональные школы) – 4 года обучения;

– основная школа, или семилетка (техникум, профессиональная школа) – 4 + 3 года обучения;

– школа II ступени (высшие учебные заведения) – 4 + 3 + 2 (3) года обучения.

В Беларуси профессиональное образование строилось только на основе семилетки.

В последующие 20-е годы изменения в системе школьного образования выразились в развитии существовавших и возникновении новых предпрофессиональных типов школ. Так в сельской местности на базе школы I ступени начинают открываться школы с сельскохозяйственным уклоном; создаются сельскохозяйственные кружки как форма организации агрономического просвещения в деревне; расширяются школы-коммуны с развитым натуральным хозяйством и др. Прообразом основного типа повышенной школы в сельской местности в 20-е годы, учреждением, которое наиболее эффективно соединяло обучение и производительный сельскохозяйственный труд, стали школы крестьянской молодежи (ШКМ). ШКМ начинают открываться с 1924 года. Их задачи входили три основные элемента: дать учащемуся достаточный культурный уровень, сумму сельскохозяйственных знаний и политически воспитать нового крестьянина.

С целью создания условий для политехнизации обучения с 1921 года в городах открываются школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) как низшие профессиональные школы на базе начальной ступени образования (4 года обучения), а с 1925 года открываются фабрично-заводские семилетки (ФЗС) как общеобразовательные школы повышенного типа. ФЗС получили наиболее широкое

распространение, начиная с конца 1929 года, и в 1930 – 1934 гг. они становятся основным типом общеобразовательной советской школы в промышленных центрах.

К началу 30-х годов, несмотря на отсутствие существенных отличий в содержании обучения в городской и сельской местности, школы продолжают сохранять свои названия ШКМ, ФЗС, ФЗД (десятилетка по аналогии с семилеткой), а с 1935 года устанавливается единое название для всех однотипных школ – общеобразовательная трудовая политехническая школа с соответствующими звеньями: начальная, неполная средняя (семилетка) и средняя. Рабфаки в этот период постепенно сокращаются и в конце 30-х годов (1939) ликвидируются.

Педагогические взгляды П.П. Блонского. Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936 г.) и его роль в развитии советской школы и педагогики.

В 1936 году было опубликовано постановление ЦК ВКП (б) «О педалогических извращениях в системе Наркомпроса», которое фактически исключило из советской науки педологию, а из школы – должность педалога. Педологию – науку о возрастном развитии ребенка в условиях конкретного социально-исторического окружения – ЦК ВКП (б) заклеймил как «реакционную, антимарксистскую, связанную с теорией расизма». Представителей данной науки обвинили в том, что они якобы засчитывали нормальных детей в категорию умственно отсталых.

Одним из самых известных сторонников данной науки в советское время являлся Павел Петрович Блонский(1884 – 1941), известный российский психолог, педагог и педолог. Им было написано около 200 работ монографического, учебно-методического и экспериментально-исследовательско-го характера. Наиболее известны такие работы, как «Трудовая школа», «Психологические очерки», «Реформа науки», «Память и мышление» и др. Им было написано и несколько учебников по педагогике и психологии: «Основы педагогики», «Педагогика», «Введение в дошкольное воспитание», «Педология» и др. Имя П.П. Блонского было известно в научном мире еще до революции. В советский период профессор преподавал в Московском университете, читал лекции в Московском педагогическом институте, сотрудничал в качестве члена редколлегии в журналах «Трудовая школа», «Социальное воспитание», «Народное просвещение» и др., участвовал в работе научно-педагогической секции ГУС как один из создателей учебных программ для школы.

П.П. Блонский представлял школу как организацию всей жизни ребенка, а не только учебы, поэтому предлагал рассматривать модель школы в форме детского творчества, коммуны, кооперации, где будет обеспечено всестороннее синтетическое образование во взаимосвязи с производительным трудом – идея индустриально-трудовой школы. Большое внимание придавал педагог целям воспитания, считая возможным достигнуть всестороннего развития личности путем соединения умственного образования с эстетическим, физическим, нравственным, трудовым воспитанием и политическим обучением. Через всю дидактическую систему П.П. Блонским проводится идея развивающего обучения, или так называемый «генетический» метод, суть которого заключается, по мнению педагога в том, что «ребенок есть существо, которое развивается, и воспитание есть развитие».

Разрабатывая в целом закономерности развития личности ребенка, закономерности воспитания, П.П. Блонский связывал в единое целое генетику, психологию и педагогику и на этой основе разрабатывал отечественную педологию – науку о возрастном развитии детей в условиях социального окружения. Особую ценность для

педологии 30-х годов и современной науки имеют его теоретические положения о взаимоотношении факторов формирования личности, о роли семьи и воспитания в развитии человека. При изучении возрастных особенностей учащихся профессором был собран богатый материал, характеризующий духовную жизнь, физическое и общественно-политическое развитие детей.

П.П. Блонский акцентировал внимание на том, что в педологии еще мало что обобщено, сформулированы только некоторые закономерности и поэтому трудиться в данном направлении придется много. Однако работать педологам не позволили (как и генетикам, кибернетикам и др.), и тем самым на несколько десятков лет было отложено развитие педагогической и возрастной психологии.

В 1937 году в СССР был окончательно ликвидирован принцип демократизма в школьном образовании. Постановлением «О преобразовании так называемых показательных и опытно-экспериментальных школ в нормальные….» были устранены последние экспериментальные площадки бывшего Наркомпроса, и уже в конце 30-х годов советская школа фактически становится идеологической, тоталитарной, школой принуждения к знаниям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.023 с.)