Тяговый электропривод самосвала предназначен для преобразования механической энергии, вырабатываемой дизельным двигателем, в электрическую энергию, ее автоматического регулирования, а затем преобразование ее с помощью тяговых электродвигателей в механическую энергию движения, реализуемую в виде регулируемых тяговых усилий и передаваемую через редукторы на ведущие колеса.
Для создания регулируемых тормозных усилий на ведущих колесах.
Состав
Самосвалы грузоподъемностью 120-220 т оборудованы ТЭП переменно-постоянного тока и содержат следующие основные компоненты:
· тяговый синхронный генератор приводимый во вращение дизелем;
· два встроенных в ступицы мотор-колес тяговых электродвигателя постоянного тока с принудительной нагнетательной вентиляцией;
· два силовых трехфазных мостовых неуправляемых выпрямителя;
· установка вентилируемых тормозных резисторов с индивидуальными для каждого тягового электродвигателя тормозными резисторами и общим мотор-вентилятором;
· регулятор тока возбуждения тягового генератора;
· общий регулятор тока возбуждения двух тяговых электродвигателей;
· силовая коммутационная аппаратура, состоящая из контакторов, обеспечивающих коммутацию силовых цепей, цепей возбуждения и реверсирования тяговых электродвигателей;
· система автоматического управления силовой коммутационной аппаратурой;
· приборы контроля.
Конструктивно силовые выпрямители, регуляторы, силовая коммутационная аппаратура, система программного управления, система автоматического регулирования размещены в шкафу управления.
Режимы работы ТЭП
Режимы, задаваемые водителем:
1. Основные:
· тяговый режим при движении вперед и назад;
· режим электрического торможения при движении вперед и назад в двух вариантах.
- При стандартном электрическом торможении усилия формируются за счет регулируемого преобразования кинетической, запасенной самосвалом в процессе движения, в электрическую энергию посредством перевода тяговых электродвигателей в генераторный режим работы и создания на их валах тормозных моментов; электрическая энергия, генерируемая тяговыми электродвигателями, преобразуется в тормозных резисторах в тепловую энергию с последующим рассеянием в окружающей среде.
- При форсированном электрическом торможении, осуществляемом для повышения эффективности торможения при скоростях движения самосвала ниже 20-35 км/ч и обеспечения полной остановки самосвала, тормозные усилия, кроме указанного для стандартного электрического торможения, формируются за счет дополнительного потребления энергии от дизель-генераторной установки.
2. Дополнительные:
· тяговый режим с аварийным возбуждением тягового генератора (при неисправностях системы автоматического регулирования);
· режим аварийного управления (при неисправностях системы программного управления);
· режим движения при питании от внешнего источника в условиях гаража;
· режим ручного или автоматического управления током возбуждения тягового генератора на заторможенном самосвале при проверке технического состояния тягового электропривода и регулировании параметров внешней характеристики дизель-генераторной установки при имитации тягового режима.
Режимы, задаваемые автоматически посредством системы автоматического регулирования:
· режим работы тяговых электродвигателей с ослабленным магнитным потоком возбуждения в основном тяговом режиме при движении вперед;
· режим ограничения скорости движения самосвала (максимальной частоты вращения тяговых электродвигателей).
В ТЭП обеспечивается защита электрооборудования в случаях превышения допустимых значений напряжения и тока силовой цепи, замыкания силовой цепи на корпус самосвала, коротком замыкании силового выпрямителя, буксовании мотор-колес и др.
2.2. Технические характеристики электрических машин, применяемых на технике БЕЛАЗ
2.2.1. Тяговые генераторы
Таблица III‑2
Модель тягового генератора
Ед. изм.
СГД 89/38-8
СГД2 89/38-8
СГД 101/32-8
ГС-525
ГС-525А
Применяемость
-75145, -75131
-7514, -75132
-75303, -75306
-75132
-75131
Мощность
кВт
800
800
1400
800
800
Линейное напряжение:
В
наибольшее
700
700
775 / 780
700
700
наименьшее
490
490
720 / 650
490
490
Фазный ток статора:
А
наибольший
510
510
625 / 670
510
510
наименьший
350
350
590 / 555
350
350
Частота электрического тока
Гц
100 / 127
100 / 127
100 / 127
100
127
Частота вращения
мин¹
1500 / 1900
1500 / 1900
1500 / 1900
1500
1900
КПД
%
93,6 / 92,0
93,6 / 92,0
94,6 / 93,3
95
95
Максимальная частота вращения
мин¹
1700 / 2100
1700 / 2100
н/д
1700
2100
Минимальная частота вращения
мин¹
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
Выпрямленное значение напряжения:
В
наибольшее
2х900
2х900
2х1000
2х900
2х900
наименьшее
2х610
2х610
2х910
2х610
2х610
Выпрямленное значение тока в течение 30 с, не более
А
1200
1200
1800
920
920
Наибольший ток возбуждения, соответствующий точке продолжительного режима
А
231±15 / 196±15
231±15 / 196±15
230±25 / 185±20
210
210
Масса
кг
2900
3100
3250
2800
2800
Щетки:
Тип
ЭГ-14
ЭГ-14
н/д
н/д
н/д
Размеры
мм
(2х12,5) х32х40
(2х12,5) х32х40
н/д
н/д
н/д
Количество
6
6
н/д
н/д
н/д
Таблица III‑2. Окончание
Модель тягового генератора
Ед. изм.
ГС-517А
ГС-523
ГС-523А
ГСН-500/8
КАТО
Применяемость
-75216
-75303
-75306
-75145, -7514,
-7512А, -75125, -7515
Мощность
кВт
1400
1400
1400
800
800
Линейное напряжение:
В
наибольшее
670
н/д
780
700
н/д
наименьшее
505
720
650
490
н/д
Фазный ток статора:
А
наибольший
850*
600
670
510
н/д
наименьший
640*
555
555
350
н/д
Частота электрического тока
Гц
100
100
127
100 / 127
н/д
Частота вращения
мин¹
1500
1900
1500 / 1900
н/д
КПД
%
95,5
95,5
95
95
н/д
Максимальная частота вращения
мин¹
1010
н/д
н/д
н/д
н/д
Минимальная частота вращения
мин¹
330
н/д
н/д
н/д
н/д
Выпрямленное значение напряжения:
В
наибольшее
850
н/д
н/д
2х900
н/д
наименьшее
650
н/д
н/д
2х610
н/д
Выпрямленное значение тока в течение 30 с, не более
А
1850** / 2160***
1800
1800
1200
н/д
Наибольший ток возбуждения, соответствующий точке продолжительного режима
А
160 при 660В
235
215
210
н/д
Масса
кг
4000
3100
2750
2900
н/д
Щетки:
Тип
н/д
ЭГ-4
ЭГ-4
ЭГ-2А****
н/д
Размеры
мм
н/д
н/д
н/д
(2х12,5) х32х80
н/д
Количество
н/д
н/д
н/д
6
н/д
2.2.2. Тяговые двигатели
Таблица III‑3
Модель тягового двигателя
Ед. изм.
ДК-722Д
ДК-722Е
ЭК-420А
ДК-724ДМ
ТЭД-6
ТДК 8940-А
ЭД-136
ЭДП-360
Применяемость
-7512,
-7514,
-75145
-7512,
-7514,
-75145
-75131,
-75132
-75216,
-75303,
-75306
-75131,
-75132,
-75216
-75131
-75216
-7512,
-7514,
-75145
Режим работы
S1 (продолжительный)
Номинальная мощность, кВт
кВт
360
380
410
560
640
584
593
360
Напряжение:
В
номинальное
750
750
740
700
840
840
775
750
максимальное
800
800
900
1000
1000
н/д
1000
900
Ток якоря:
А
номинальный
520
550
616
550
810
750
815
520
максимальный
1200
1200
н/д
1100
1500
н/д
1140
1200
Частота вращения:
мин¹
номинальная
1100
1070
670
590
1140
1140
1010
1100
максимальная
2850
2850
2500
1850
2600
2600
2600
2850
Вращающий момент
Н.м
3390
3390
5984
9060
12700
н/д
5621
3120
КПД
%
92,1
92,1
92,3
92,0
94,2
н/д
94,2
92,3
Степень возбуждения
%
100
100
100
70
100
100
н/д
100
Вид возбуждения
послед.
послед.
послед.
смешан.
н/д
н/д
послед.
послед.
Класс нагревостойкости
н/д
н/д
H
F,H
H
н/д
F,H
F,H
Способ охлаждения
IC 17
IC 17
IC 17
IC 17
ICA 11
н/д
ICA 17
ICA 17
Расход охлаждающего воздуха
м³/с
1,33
1,33
н/д
1,83
2,15
н/д
1,48
1,33
Масса
кг
2000
2000
2400
4100
н/д
2800
3000
2000
2.2.3. Установки вентилируемых тормозных резисторов
Таблица III‑4
Модель установки вентилируемых тормозных резисторов
Ед. изм.
УВТР 2х600
УВТР 2х750
Сопротивление групп резисторов
Ом
1,4
1,05
Допустимое превышение температуры резистора при температуре окружающего воздуха 40о.C, в наиболее нагретой точке, не более
град. С
800
800
Расход охлаждающего воздуха при напряжении электродвигателя вентилятора 210 В, не менее
м³/мин
300
600
Номинальный ток группы резисторов
А
650
800
Номинальное напряжение группы резисторов
В
910
840
Масса установки, max
кг
670
933
Основные параметры вентилятора с электродвигателем:
Номинальная мощность электродвигателя
кВт
16,25±0,25
16,25±0,25
Номинальная частота вращения
мин¹
3100
2000
Предельные допустимые превышения температуры частей электродвигателя:
град. С
обмотки якоря
140
140
катушки полюсов
155
155
коллектора
95
95
подшипников
100
100
Тип двигателя
ЭТВ-20М3
ЭТВ-20М3
Масса электродвигателя, max
кг
195
195
Раздел.3. Шины
3.1. Выбор, назначение, техническое обслуживание
Одним из важнейших факторов эффективности использования карьерной и специальной техники, выпускаемой ПО «БЕЛАЗ», является правильный выбор, применение, и техническое обслуживание пневматических шин повышенной проходимости со специальным карьерным рисунком протектора.
Эксплуатационные затраты на шины составляют 25-30 % и более от суммы расходов на транспортирование горной массы автосамосвалами, поэтому увеличение пробега шин имеет важное значение для сокращения затрат.
Решающим фактором, определяющим эффективность использования шин, являются: эксплуатационные качества, работоспособность шин, технический уровень их эксплуатации.
Технический уровень эксплуатации шин зависит от соблюдения правил ухода за ними, правильной загрузки автосамосвалов и равномерности распределения горной массы в кузове, состояние и параметры подъездных и карьерных дорог, а также подъездов в забоях и на отвалах, скорости движения, квалификации водителей. На срок службы шин влияет крепость транспортируемых горных пород, температура окружающей среды, количество осадков, климатические условия.
Производство шин различной конструкции, исполнения с разными типами протектора позволяет сделать правильный их выбор по установке на технику БЕЛАЗ в соответствии с условиями эксплуатации. При этом следует руководствоваться совместным решением производителя шин и пользователем техники БЕЛАЗ.
3.2. Конструкция шин
Пневматические шины являются одним из основных элементов ходовой части автомобиля. В процессе эксплуатации шины должны обеспечивать высокую комфортабельность и безопасность езды, устойчивость и управляемость автомобиля на высоких скоростях, на мокрых дорогах, улучшенные тормозные характеристики, заданную грузоподъемность; влияют на расход топлива и шумообразование.
На всей выпускаемой технике БЕЛАЗ могут применяться две конструкции шин:
· шины с диагональным кордомРисунок III‑1
· шины с радиальным кордом Рисунок III‑2.
Покрышка шин представляет собой торообразную упругую оболочку, непосредственно воспринимающую усилия, действующие при эксплуатации автомобиля, обеспечивает сцепление шины с дорогой. Покрышка состоит из каркаса, брекера, протектора, боковин, бортов.
В каркасе диагональных шин нити корда и брекера в смежных слоях перекрещиваются и имеют в средней части беговой дорожки углы наклона от 450 до 600.
В радиальных шинах нити корда в каркасе расположены по меридиану под углом, близким к 00, а в брекерном поясе идут под углом не менее 650, перекрещиваясь между собой в параллельных слоях. Брекер в основном изготавливается из металлокорда.
Рисунок III‑1. Шины с диагональным кордом
Рисунок III‑2. Шины с радиальным кордом
1 Протектор– наружная резиновая беговая часть покрышки с рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений.
2 Брекер– внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором, предназначенная для смягчения ударных нагрузок при движении.
3 Каркас– основа покрышки с одним или несколькими слоями обрезиненного корда с резиновыми прослойками.
4 Борт– жесткая часть покрышки, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
Радиальные шины характеризуются повышенным пробегом, улучшенным сцеплением с дорогой, пониженным теплообразованием, низким сопротивлением качению, что в сочетании с уменьшенной массой позволяет сократить расход топлива.
По способу герметизации различают камерные и бескамерные шины.
Камерная шина – шина, в которой воздушная полость образуется герметизирующей камерой.
В комплект пневматических шин входят:
· покрышка;
· ездовая камера с вентилем;
· ободная лента.
Автомобильная (ездовая) камера – эластичная кольцеобразная резиновая трубка с вентилем для накачивания воздуха. Обеспечивает упругость шины, надежное крепление покрышки на ободе колеса.
Ободная лента – профилированное эластичное кольцо, располагаемое между бортами покрышки, камерой и ободом колеса, предохраняющее камеру от истирания во время движения.
Бескамерная шина – шина, в которой герметизирующая полость образуется покрышкой и ободом колеса за счет герметизирующего слоя резины, обладающей повышенной газонепроницаемостью.
По конфигурации профиля поперечного сечения, в зависимости от соотношения высоты профиля (Н) к его ширине (В), подразделяются на шины обычного профиля, широкопрофильные, низкопрофильные и сверхнизкопрофильные.
Обычный профиль - отношение Н / В близко к 1
Широкопрофильные - отношение Н / В близко к 0,8
Низкопрофильные - отношение Н/В близко к 0,65
По эксплуатационному назначению шины повышенной проходимости классифицируются следующим образом:
· по типу эксплуатации;
Качества, которыми должны обладать шины повышенной проходимости в зависимости от функций, выполняемых транспортными машинами на которые они установлены.
Тип транспорта
Выполняемые функции
Требования к шинам
Самосвалы,
Тягачи буксировщики,
Поливооросительная машина
Перевозка грунта
Транспортировка
Обслуживание подъездных и карьерных дорог
Теплостойкость, стойкость к порезам, устойчивость к разрыву от удара, износостойкость
Погрузчик,
Бульдозер
Погрузка породы
Перемещение грунта
Стойкость к порезам, износостойкость
Технологический транспорт для металлургических предприятий
(шлаковозы тяжеловозы)
В шинной промышленности принята система обозначений шин для бездорожья.
3.4.1. Обозначение шин фирмы Michelin.
Таблица III‑6
Параметры шин
Ед. изм.
Michelin
Размер шины
35/65R33
18.00R25
21.00R35
24.00R35
Модель
* Х RDN A
** X HD1 B
** X KD1 B
** X KD1 B
Исполнение
TL
TL
TL
TL
Тип рисунка протектора
L3
E4
E4
E4
Соответствие слойности к несущей способности шины
36
36
44
48
Наружный диаметр
мм
2010
1668
2048
2152
Ширина профиля
мм
911
525
582
660
Максимально допустимая нагрузка на шину
кг
27200
9170
14310
15950
Внутреннее давление
кПа(кгс/см2)
350
550
550
500
Максимальная допустимая скорость
км/ч
10
50
50
50
Обозначение обода
28.00/3,5
13.00/2,5
15.00/3,0
17.00/3,5
ТКВЧ для плеча 5 км и t = 38 0C
т-км/ч
н/д
192
302
385
Масса шины
кг
н/д
н/д
н/д
н/д
Гарантийная наработка в средних условиях эксплуатации
км
н/д
н/д
н/д
н/д
Ресурс шины в средних условиях эксплуатации
км
н/д
н/д
н/д
н/д
Таблица III‑6. Окончание
Параметры шин
Ед. изм.
Michelin
Размер шины
27.00R49
33.00R51
36.00R51
40.00R57
Модель
** X KD1 B
** X KD1 B
** X KD1 B
** X KD1 B
Исполнение
TL
TL
TL
TL
Тип рисунка протектора
E4
E4
E4
E4
Соответствие слойности к несущей способности шины
54
68
74
78
Наружный диаметр
мм
2676
3027
3196
3552
Ширина профиля
мм
743
904
996
1125
Максимально допустимая нагрузка на шину
кг
28885
43885
49025
63600
Внутреннее давление
кПа(кгс/см2)
600
700
600
600
Максимальная допустимая скорость
км/ч
50
50
50
50
Обозначение обода
19.50/4,0
24.00/5,0
26.00/5,0
29.00/6,0
ТКВЧ для плеча 5 км и t = 38 0C
т-км/ч
567
н/д
744
1152
Масса шины
кг
н/д
н/д
н/д
н/д
Гарантийная наработка в средних условиях эксплуатации
км
н/д
н/д
н/д
н/д
Ресурс шины в средних условиях эксплуатации
км
н/д
н/д
н/д
н/д
Пример:
21.00R35 ** X KD1 B E4
** - характеристика несущей способности шины (прочность каркаса);
Х - обозначает радиальную конструкцию;
KD1 - конструкция протектора;
B - износо- и теплостойкая конструкция;
Е-4 – тип протектора скальный с глубоким рисунком
Все шины Michelin имеют радиальную конструкцию.
Шины имеют один стальной радиальный слой и ряд расположенных по окружности шины стальных поясов, которые усиливают и стабилизируют протектор.
Шины имеют разную внутреннюю конструкцию в зависимости от назначения:
· Тип А - Протектор стойкий к порезам с армированными боковыми стенками, для движения с медленной скоростью, для грунтов, где существует опасность порезов и проколов.
· Тип В – Протектор износо- и теплостойкой конструкции
Для обозначения несущей способности шины (прочности каркаса) используют систему звездочек:
* - легкая конструкция, применяется на медленно движущихся транспортных машинах;
** - применяется для средне- и высокоскоростных транспортных машин
3.4.2. Обозначение шин фирмы Goodyear
Таблица III‑7
Параметры шин
Ед. изм.
Good Year
Размер шины
35/65-33
35/65R33
14.00-20 NHS
18.00-25
18.00R25
21.00-35
21.00R35
24.00-35
Модель
NRL D/L-4A
*RL-5K
HRL-3A
HRL-4B
**RL-4
HRL-4B
** RL-4HII
HRL-4B
Исполнение
TL
TL
камерное
TL
TL
TL
TL
TL
Тип рисунка протектора
L-4
L-5
Е-3
E4
E4
E4
E4
E4
Соответствие слойности к несущей способности шины
24
30
18
32
36
36
44
36
Наружный диаметр
мм
2045
2079
1247
1656
1656
2037
2042
2184
Ширина профиля
мм
907
904
376
516
505
610
590
678
Максимально допустимая нагрузка на шину
кг
19000
19000
7100
8750
9000
12850
1400
15500
Внутреннее давление
кПа(кгс/см2)
350
300
625
575
500
550
500
475
Максимальная допустимая скорость
км/ч
10
10
30
50
50
50
50
50
Обозначение обода
28.00/3,5
28.00/3,5
10.00W
13.00/2,5
13.00/2,5
15.00/3,0
15.00/3,0
17.00/3,5
ТКВЧ для плеча 5 км и t = 38 0C
т-км/ч
102
131
н/д
117
139
190
240
234
Масса шины
кг
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
Гарантийная наработка в средних условиях эксплуатации
км
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
Ресурс шины в средних условиях эксплуатации
км
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
Таблица III‑7. Окончание
Параметры шин
Ед. изм.
Good Year
Размер шины
24.00R35
27.00-49
27.00R49
33.00-51
33.00R51
36.00R51
40.00-57
40.00R57
Модель
**RL-3+
HRL-4B
**RL-4H
HRL-4B
**RL-4H
**RL-4H
HRL-4B
**RL-4H
Исполнение
TL
TL
TL
TL
TL
TL
TL
TL
Тип рисунка протектора
E4
E4
E4
E4
E4
E4
E4
E4
Соответствие слойности к несущей способности шины
48
48
54
50
66
70
68
80
Наружный диаметр
мм
2134
2690
2700
3053
3063
3260
3581
3569
Ширина профиля
мм
795
742
752
904
932
1036
1097
1124
Максимально допустимая нагрузка на шину
кг
18000
25000
27250
33500
38750
46250
54500
60000
Внутреннее давление
кПа(кгс/см2)
500
575
575
500
525
525
550
525
Максимальная допустимая скорость
км/ч
50
50
50
50
50
50
50
50
Обозначение обода
17.00/3,5
19.50/4,0
19.50/4,0
24.00/5,0
24.00/5,0
26.00/5,0
29.00/6,0
29.00/6,0
ТКВЧ для плеча 5 км и t = 38 0C
т-км/ч
335
328
423
441
540
598
606
876
Масса шины
кг
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
Гарантийная наработка в средних условиях эксплуатации
км
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
Ресурс шины в средних условиях эксплуатации
км
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д
Пример:
Радиальная шина
Диагональная шина
21.00R35 ** RL-4H E4
** - характеристика несущей способности шины (прочность каркаса);
RL-4Н - конструкция протектора;
Е-4 – тип протектора скальный с глубоким рисунком
21.00-35 36PR HRL-4B E4
36PR – норма слойности;
HRL-4B - конструкция протектора;
Е-4 – тип протектора скальный с глубоким рисунком
Все радиальные шины со стальным кордом имеют название Unisteel с буквенно-цифровым кодом.
Код RL ставится для шин Rock Lug (Скальный грунтозацеп) и указывает, что верхняя часть боковой стенки имеет скальную защиту. Входящий в код номер соответствует отраслевой системе и обозначает:
2 - Тяга
3 - Скала (нормальная глубина)
4 - Скала (глубокий протектор)
Четвертый знак служит для обозначения особенностей конструкции протектора.
Эти символы указывают рекомендуемое давление воздуха в шине для конкретной нагрузки на шину.
На шине указывается код состава резиновых смесей. Для шины с обозначением 2S, число 2 указывает на теплостойкий материал, буква S – стандартную конструкцию.
Диагональная шина типа Hard Rosk Rib (HRL) имеет глубокий рисунок протектора (4), серия (В).
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.434 с.)