Нетрадиционными источниками права являются: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нетрадиционными источниками права являются:



- Принципы права

- Правовая доктрина

- Религиозные догмы

56. Система источников права в современной России.

Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.

Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Любой акт, противоречащий Конституции, признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён.

 

57. Юридический обычай как источник права.

Правовой обычай – юридически-значимое правило поведения, сложившееся в результате многократного повторения, признанное в силу своего повторяющегося характера общезначимым и получившее официальное одобрение гос-ва.

Обычай – это первый исторически-сложившийся источник права.

Содержание правового обычая прямо не закрепляется в действующем законодательстве. Для обеспечения его действия необходима отсылка на допустимость его применения в НПА.

 

58. Юридический прецедент как источник права

Юридический прецедент – это решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, является образцом при рассмотрении в дальнейшем аналогичных дел органами равностоящего или нижестоящего уровня.

Юридический прецедент является источником права в тех странах, которые признают его таковым, а именно страны общего права: Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Новая Зеландия, Канада, Австралия.

Различают судебный и административный прецедент, в зависимости от органа, который принял соответствующее право.

Административный прецедент - это решение административно-исполнительного органа государственной власти, которое берется за образец в последующих рассмотрениях аналогичных дел административного характера.
Судебный прецедент - это решение, принятое высшим судебным органом по конкретному делу, которое считается обязательным для других судов при рассмотрении аналогичных дел.

 

59. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды.

НПА – это официальный документ, принимаемый от имени государства в порядке установленной государственной процедурой, содержащий правовые нормы и обеспечиваемый силой государственного принуждения.

 

Признаки НПА:

1. НПА – результат правотворческой деятельности государства (издание, изменение, отмена прав.норм)

2. Содержит в себе правила поведения общего характера (нормы права)

3. Принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке

4. Имеют определенную документальную форму (выпускаются в виде официального документа)

5. Направлены на регулирование типовых общественных отношении

6. Обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций, в том числе при помощи государственного принуждения.

Классификация НПА:

1. В зависимости от юридической силы (способность НПА действовать и порождать юрид.значимые последствия):

- законы (административные, уголовные кодексы, Конституция и тд)

- подзаконные НПА (указы президента, постановление правительства)

2. В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества:

        - акты, принятые в результате референдума

        - акты, изданные государственными органами

        - акты органов местного самоуправления

        - акты локального действия, издаваемые руководителями и администрацией учреждений, организации и предприятии

3. В зависимости от срока действия:

        - постоянные (не ограничены в своем действии временным промежутком, действуют до отмены - Конституция)

        - временные – (ограничены временным промежутком, конкретными сроками, либо конкретными обстоятельствами – ввод/отмена чрезвычайного положения)

4. По сфере действия:

   - общегосударственные – действующие на всей территории страны

   - региональные – акты субъектов федерации

   - местные – принимаемые органами самоуправления

   - локальные – действуют в рамках одного предприятия, организации, учреждения

5. По предмету правового регулирования:

   - акты, регулирующие отношения в государственно-правовой сфере, гражданско-правовой, уголовно-правовой

 

60. Закон: понятие, признаки, виды.

Закон – НПА, принимаемый высшими законодательным органом государства либо народом по итогам референдума в особом процедурном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общие отношения с точки зрения потребностей и интересов населения страны.

 

Признаки:

1. Содержит нормы права и является основным источником права.

2. Принимаются только высшими законодательными органами государства либо непосредственно народом в результате референдума, а также законодательными органами субъектов федерации и автономных региональных единиц унитарного государства.

3. Принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни.

4. Обладают высшей юридической силой.

5. Принимаются и вводятся в действие в особом процессуальном порядке (для принятия закона в конституции предусмотрено определение основных стадий законотворческого процесса).

6. Не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства.

7. Представляют собой ядро всей правовой системы государства

Классификация:

Конституционные – обладают высшей юридической силой, поскольку определяют и закрепляют основные начала государственного и общественного строя и правовое положение личности, детализируя положения статей конституции.

Обычные – принимаются и действуют только в соответствии с законами и регулируют определенные ограниченные сферы общественной жизни.

По субъектам принятия:

- принятые народом на референдуме

- принятые федеральным собранием

- принятые законодательными органами РФ

Подзаконный акт – правотворческие акты компетентных органов, которые принимаются на основании его исполнения закона и не противоречат ему; обладают меньшей юридической силой.

По субъектам издания и сфере распространения подзаконные акты подразделяются на:

- общие (норм.указы президента, постановления правительства)

- ведомственные

- местные

- внутриорганизационные

 

61. Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

Действие НПА в пространстве распространяется либо на всю территорию государства, либо на определенную её часть; это зависит от органа, принявшего НПА.

 

62. Действие нормативных актов во времени. «Обратная сила закона».

Действие НПА во времени связано с рядом моментов:

1. Момент вступления акта в законную силу.

2. Период действия НПА.

3. Момент утраты актом юридической силы.

4. Возможность ретроспективного действия НПА (обратная сила закона).

НПА вступает в силу:

· В результате указании в НПА конкретной даты

· В результате указания на иные обстоятельства, с которыми связано вступление в законную силу документа (с момента принятия, подписания, опубликования)

· В результате приложения установленных государством правил и сроков.

Согласно закону о порядке опубликования и вступления в силу ПКЗ ФКЗ АПФЗ, законы всыпают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования в Российской газете, в парламентской; в собрании законодательства РФ либо на официальном интернет портале правовой информации. Законы о поправках конституции вступают в силу со дня публикованная, Нормативный акты президента и правительства РФ всыпают в силу через 7 дней после их официального опубликования.


Прекращение деиствия НПА во времени происходит в результате:

1. Истечение срока, на который был принят НПА
2. Объявление об утрате им юридической силы
3. Принятие компетентным органом нового юридического документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений.
4. Устаревание НПА в связи с исчезновением обстоятельств, которые он регулировал.
5. Признание акта не конституционным и в следствии этого юридически ничтожным по решению конституционного суда.

Обратная сила закона – сумма принципов, определяющая возможность применения вновь принятого закона к отношениям, имеющим место в период препятствовавший его принятию. Конституция РФ предусматривает, что закон устанавливающий или отягчающий ответственность обратной силы не имеет.

Обратную силу могут иметь законы отменяющие налоги или снижающие их размер; смягчающие или отменяющие юридическую ответственность.

 

Переживание закона – применение отмененного, уже недействующего в момент применения закона фактов, которые имели место в период его действия.

 

63. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Действие НПА по кругу лиц означает, что законы распространяются либо на всех субъектов, проживающих в гос-ве, либо на определенную их часть.
Критерии разграничения круга лиц:
1. Социальный статус (матери, дети, пенсионеры, студенты)
2. Наличие или отсутствие гражданства
3. Профессиональный статус (депутаты гос.думы, полиция, военные силы)
4. Домициль (место длительного проживания в каких-либо условиях-крайний север)

 

64. Норма права: понятие, признаки.

Норма права - установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое его принудительной силой, общеобязательное формально-определенное правило поведения субъектов, содержащее меру их свободы, ответственности и регулирующее типовые общественные отношения.

Общие признаки соц.норм, присущие прав.нормам:

1) это правило, регулирующее поведение людей в обществе

2) регулирует отношения только между людьми

3) носит сознательно-волевой характер

4) имеет общий характер

5) обладает нормативностью (образец/эталон поведения)

 

Специфические признаки правовой нормы:

а) непосредственная связь с государством (устанавливается и санкционируется государством, реализуется им, охраняется от нарушений и обеспечивается мерами гос.воздействия, в том числе принудительного характера)

б) общеобязательность (обязательность для всех субъектов вне зависимости от их особенности и соц.статуса)

в) представительно-обязывающий характер (предоставляет свободу действий, направленных на реализацию законных прав; обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивающие свободу отдельных лиц)

г) формально-юридически закреплены (в ст.НПА, либо ином источнике права)

д) регулирует основные общественные отношения (регулирует определенный вид общественных отношений, определяя для него типовой вариант поведения людей; расчитано на многократное применение; распространяет свое действие на неперсонофицированный круг субъектов)

е) микросистема и структурная определенность (представляет собой микросистему из 3х взаимообусловленных элементов: гипотеза, диспозиция, санкция)

65. Классификация правовых норм.

I. Специальные

Нормы начала - предписания, закрепляющие основы гос. и общественного строя, взаимоотношений гос-ва и личности, прав и свобод граждан, преимущественно сосредоточены в Конституции.

Нормы принципы - закрепляют основные направляющие начала юрид.деятельности (принцип разделения властей).

Нормы цели - определяют и юридически закрепляют перспективные цели политико-правового развития.

Нормы дефиниции - содержат определения конкретных юридических понятий.

Коллизионные нормы - призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями, когда 2 или более нормы, не совпадающего содержания, претендуют на применение к одному и тому же случаю.

 

II. Классические

По функциям, выполняемым в правовом регулировании:

· Регулятивные (устанавливают правила поведения и обязанности субъектов, направленные на урегулирование правомерного поведения)

· Охранительные (предусматривают отрицательную реакцию гос-ва на совершенное правонарушение)

По предмету правового регулирования (по отраслевому признаку):

· Нормы конституционного, гражданского, уголовного и т.д. права

· Нормы материального и процессуального права (отраслевые нормы)

Материальные нормы права закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение.

Процессуальные правовые нормы носят организационный, процедурный характер; определяют порядок нормы и методы реализации норм материального права.

 

По методу правового регулирования:

· Императивные нормы (категорические властные предписания, при реализации которых не допускается никакой свободы их адресата)

· Диспозитивные (предписывают вариант поведения, предоставляя субъектам возможность выбрать один из нескольких вариантов пределов законов)

· Поощрительные (предписания о мерах поощрения, за одобряемый гос-ом и обществом, полезный для них вариант поведения)

· Рекомендательные (устанавливают варианты желательного с точки зрения гос-ва поведения)

По характеру, содержащихся а норме предписаний:

· Управомочивающие (определяют правила возможного поведения субъекта)

· Предписывающие/обязывающие (устанавливают правила должного поведения субъекта)

· Запрещающие (определяют правила недопустимого поведения субъекта)

По действию во времени:

· Постоянные (неограниченны в действии временным промежутком; действуют до отмены)

· Временные (действуют в течении формально-определенного промежутка времени; определяется либо календарным сроком, либо фактической ситуацией)

В зависимости от действия по кругу лиц:

· Нормы общего действия (касаются всех субъектов права)

· Специальные нормы (по отношению определенного круга субъектов)

По действию в пространстве:

· Нормы общего действия (Конституция)

· Локальные нормы (субъектов РФ)

По субъекту правотворчества и юридической силе:

· Нормы, закрепленные в законах

· Нормы, закрепленные в подзаконных НПА

66. Логическая структура правовой нормы.

Логическая структура нормы права может включать в себя один из видов гипотез. Например, она может быть как абстрактной, так и конкретной. В первом случае гипотеза определяет участников и событие по общим признакам, а во втором - по частным. При этом первый вариант наиболее часто встречается в праве и является более продуктивным. Использование же конкретных гипотез ведет к неуклонному росту количества норм права, тем самым запутывая граждан. И с ее применением законодатель часто упускает другие частные случаи из виду.

В зависимости от степени сложности, данное звено структуры может быть сложным или простым. Простая гипотеза устанавливает одно условие, сложная - несколько сразу. При этом одной из разновидностей сложной гипотезы является альтернативная. В данном случае условия человеку выдвигаются или одни, или другие (одно из предложенных). Правило поведения в данной ситуации меняется от сложившихся условий.

Такие элементы структуры нормы права, как абсолютно определенная гипотеза, относительно определенная и абсолютно неопределенная, могут быть выделены исходя из степени своей определенности. Абсолютно неопределенный вид - это случай, когда норма не включает в себя четких формулировок, а предоставляет это право на усмотрение органа власти. Относительно определенная - это гипотеза, в которой законодатель не полностью ограничивает применение юр. нормы, а обуславливает это сдерживанием каких-либо условий, в отличие от абсолютно определенной, где четко и без других вариантов прописана норма.

Бывают гипотезы двухсторонние и односторонние. Первые из них называют только правомерные или запрещенные обстоятельства. А вторые включают в себя как правомерные, так и неправомерные действия, которые приводят в исполнение данную норму. При этом предполагается различное решение, выносимое по данной НП, в зависимости от данных обстоятельств. Например, в случае неявки в зал заседания определенных лиц, надлежащим образом извещенных о судебном процессе (месте его проведения и времени), по уважительным причинам, слушанье откладывается. Если эти же лица не были информированы по данному поводу, то заседание суда также переносится.

67. Гипотеза юридической нормы: понятие и виды.

Гипотеза – это часть правовой нормы, указывающая на условия, при наличии или отсутствии которых реализуется закрепление в норме правового предписания.

1. В зависимости от структуры гипотезы:

· Простые (одно условие)

· Сложное (2 и более условий)

· Альтернативная (2 или более условий) В данном случае условия человеку выдвигаются или одни, или другие (одно из предложенных)

2. По наличию и отсутствию юр. условий:

· Положительные (наличие)

· Отрицательные (отсутствие)

3. По форме выражения:

· Абстрактные (общ.условия действия нормы)

· Казуистические (указывает на те условия, которые связаны с частными, специальными случаями, которые нельзя отразить при помощи абстрактной гипотезы)

68. Диспозиция юридической нормы: понятие и виды.

Диспозиция – это часть правовой нормы, непосредственно раскрывающая содержащиеся правила поведения и формирует права и обязанности субъектов в процессе урегулированных данной нормой правоотношений.

1. В зависимости от способа выражения:

· Простые (называется только вариант поведения)

· Описательные (описывает все основные признаки и правила поведения)

· Ссылочные (не содержит полного описания правила поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой статье этого же или другого НПА)

· Бланкетная (правила нет, и указания где искать тоже нет)

2. В зависимости от формы выражения:

· Управомочивающие (предоставляет право)

· Предписывающие (или обязывающие) (определяет обязанности)

· Запрещающие

69. Санкция юридической нормы: понятие и виды.

Санкция – часть правовой нормы, определяющая вид и меру государственного взыскания, применяемого к правонарушителю.

1. По степени определенности:

· Абсолютно-определенные (увольнение,лишение свободы на 2 года)

· Относительно-определенные (устанавливает minи max, или только max границы возможного наказания) (лишение свободы от 3 до 5)

· Альтернативные (штраф, увольнение, лишение свободы или исправительные работы)

· Кумулятивные (содержит основные и дополнительные неблагоприятные последствия)(лишение свободы с конфискацией имущества)

2. По отраслевому критерию:

· Уголовно-правовые

· Административно-правовые

· Дисциплинарно-правовые

3. По содержательному характеру последствий:

· Карательные

· Предупредительные

· Правовосстановительные (алименты)

70. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:

1) структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов;

2) несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта;

3) все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта;

4) разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:

1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;

2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта. Например, ст. 12, 13, 14 Семейного кодекса РФ имеют условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция); ст. 27, 28, 30 говорят об основаниях и последствиях признания брака недействительным (санкция).

 

71. Система права: понятие, признаки, элементы.

Система права - объективно существующее строение права, характеризующийся внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием сост. его норм, объединенных по соответсвующему основанию в отдельные отрасли, институты и другие правовые общности.

 

Элементы:

Отрасль права - наиболее крупная, относительно-автономная совокупность правовых норм, регулирующих качественно-однородные группы общественных отношений.

· Процессуальное право (имеет организационно-процедурный, управленческий характер и регламентирует порядок разрешения юрид.конфликтов)

· Материальное право (содержит нормы, закрепляющие общий принцип и предел должного/возможного/недопустимого поведения)

· Публичное право (объединяет нормы права общезначимого характера, реализующихся независимо от внутренних отношений субъекта к закрепленному в норме предписанию; в рамках отношений власти подчинения, где одной стороной является гос-во)

· Частное право (регулирует отношение между юридически-равными субъектами и регламентирует сферу их частных интересов)

Подотросль права - обособленная, выделившаяся в рамках отрасли права, совокупность прав.норм, регулирующих крупный, относительно-самостоятельный блок общественных отношений.

Институт права - совокупность специализированных прав.норм, характеризующих отдельные юрид понятия, категории, принципы.

Субъинститут права - выделившийся в рамках института, блок прав.норм, регулирующих определенный вид/тип общественных отношений.

 

Признаки:

1. единство и согласованность норм, её составляющий

2. разделение на взаимосвязанные отрасли и др. правовые общности

3. объективность строения

4. непротеворечивость

72. Критерии отраслевого деления: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - фактические отношения людей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведения, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении.
Предмет правового регулирования отрасли права - качественно-однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права
Метод правового регулирования - совокупность взаимосвязанных средств, приемов и способов юридического воздействия на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом регулирования отдельной отрасли права.
Методы - императивный и диспозитивные

73. Понятие отрасли права. Основные отрасли российского права.

Отрасль права - наиболее крупная, относительно автономная совокупность правовых норм, регулирующих качественно-однородные группы общественных отношений.
Подотрасль права - обособившаяся отрасль права, совокупность норм, регулирующих крупный, относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений
Институт права - совокупность правовых норм, характеризующих отдельные юридические понятия, категории, принципы.
Субинститут - выделившийся в рамках института блок правовых норм, регулирующий определенный тип общественных отношений


Признаки системы права:
1) единство и согласованность нормы и ее составляющих
2) разделение на взаимосвязанные отрасли и другие правовые общности
3) объективность строения
4) непротиворечивость


Отрасли права:
Процессуальное право
- арбитражный процесс
- гражданский процесс
- уголовно процессуальное

Отрасли процессуального права имеют организационно-процедурный управленческий характер и регламентируют порядок разрешения юридических конфликтов, главным образом в сфере правосудия.
Материальное право содержит нормы, закрепляющие общие принципы и пределы должного, возможного и недопустимого поведения

 

74. Публичное и частное право.

Отрасли публичного права объединяют нормы общезначимого характера, характеризующийся независимо от внутреннего отношения субъекта к закрепленному в норме предписанию в рамках отношения подчинения, где одной стороной является государства
Отрасли частного права - регулируют отношение между юридически равными субъектами и регламентирующие сферы их частных интересов

75. Понятие системы законодательства.

Систему законодательства в теории права могут понимать в узком, широком и традиционном смыслах.

В узком смысле это система всех действующих законов.

В широком смысле в системе законодательства понимают совокупность всех действующих законов

В традиционном смысле под системой законодательства понимают совокупность всех действующих на данный момент на всей территории государства нормативно-правовых актов.

76. Структура системы законодательства.

Структура системы законодательства может быть представлена в нескольких вариантах:

1. СЗ имеет как горизонтальное (отраслевое), так и вертикальное (иерархическое) строение, где горизонтальное строение обусловлено существующей в государстве системой права (но не абсолютно), а вертикальное строение определяется иерархией НПА в рамках любой из отраслей законодательства.

2.  В федеративном государстве в структуре законодательства можно выделить 2 составляющие:

· Федеральное законодательство

· Региональное законодательство

3. В структуре законодательства можно выделить:

· Обычное законодательство

· Конституционное законодательство (Включает: конституцию, ФКЗ и ФЗ,принимаемые в конституционно-правовой сфере) Юридическая сила в актах конст. зак-ва всегда выше, актам конст. зак-ва не могут противоречить.

4. В структуре системы законодательства можно выделить:

· Текущее з-во (принимается и реализуется в условиях стабильной политико-правовой ситуации в стране)

· Чрезвычайное з-во (принимается и начинает действовать при наличии ЧС)

77. Соотношение системы законодательства и системы права.

Эти системы можно разделить последующими основаниями:

1. Первичным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – НПА

2. Система права вступ. в качестве содержания права, а система з-ва - его формой

3. СП складывается объективно, а на СЗ влияют субъективные факторы. Система с правотворческой деятельностью гос. аппарата

4. Система права имеет первичный, а система з-ва производный от нее характер

5. Система права имеет только горизонтальное отраслевое строение, а система з-ва еще и вертикальное

6. Они различаются по объему, с одной стороны система права шире, поскольку нормы права находят свое выражение не только в НПА, но и в других источниках права. С другой стороны акт з-ва шире, поскольку включает в себя кроме формулировок правовых норм еще и другие элементы(преамбулы, разделы, названия глав)

78. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

Правотворчество – это деятельность компетентных субъектов по принятию, изменению или отмене НПА.

 

Признаки:

1. Осуществляется только уполномоченными на то субъектами

2. Представляет собой установленную государством процедуру принятия, изменения или отмены, осуществляется в рамках правотворческой компетенции.

 

Принципы:

1. Демократизм (выявляется или выражается в норах права воли народа.Учет общественного мнения)

2. Законность (правотворческая деятельность осуществляется по определ. соответствующей нормам права)

3. Профессионализм (процесс правотворчества осуществляют профессионалы, т.к. нормы права …..)

4. Планомерность (процесс правотворчества осуществляется на плановой основе)

5. Своевременность (правильное определение времени подготовки и принятия актов)

6. Исполнимость (учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать)

 

Виды:

1. По субъекту принятия:

· Правотворчество главы государства

· Правотворчество законодательных органов

· Правотворчество исполнительных органов

· Правотворчество органов местного самоуправления

· Локальное правотворчество

2. По степени значимости:

· Законотворчество

· Подзаконное правотворчество (принятие подзаконных НПА)

· Делегированное правотворчество (парламент делегирует правительству принимать в рамках закона)

3. По способу принятия:

· Народное правотворчество (референдум)

· Октроированное (дарованное монархом)

· Вотированное (предполагающее необходимость получения вотума доверия, необходимого числа членов правотворческого органа)

79. Законотворческий процесс: понятие и основные стадии.

Законотворчество – это процесс принятия и изменения или отмены законов.

Процедура принятия законов, предполагающая осуществление рядов последовательных стадий называется законотворческим процессом.

1 стадия.

Стадия законодательной инициативы (право компетентного субъекта внести законопроект в гос.думу) (президент, правительство РФ, депутаты гос.думы, совет федерации и его члены, законодательные органы субъектов федерации, конституционному и верховному судам по вопросам их компетенции)

2 стадия.

Обсуждение и принятие законов (проходит в виде чтений). Для принятия ФЗ устанавливается 3 чтения. Для ФЗ о государственном бюджете – 4 чтения.

3 стадия.

Стадия одобрения закона (14 дней на одобрение закона).

80. Систематизация законодательства: понятие, цели, виды.

Систематизация законодательства- это деятельность компетентных субъектов по упорядочиванию НПА и правовых норм в целях удобства пользования или на практике.

Цели систематизации:

1)Правильное уяснение и применение НПА

2)Дальнейшее развитие и совершенствование законодательства

3)Формирование правосознания и правовой культуры субъектов права

Виды:

1. Инкорпорация

2. Кодификация

3. Консолидация

 

81. Кодификация как вид систематизации законодательства.

Кодификация -это совершенная форма систематизации представляющая собой деятельность компетентных субъектов, направленных на коренную, как внешнюю, так и внутреннею переработку действующего законодательства, путем подготовки и принятия нового кодификационного акта(кодекса,устава,положения, основ законодательства)

 

82. Инкорпорация как вид систематизации законодательства.

Инкорпорация -это форма систематизации при которой нормативный материал полностью или частично хронологическом или предметно-тематическом порядке объединяется в различного вида сборники и собрания.

 

83. Консолидация как вид систематизации законодательства.

Консолидация -форма систематизации законодательства предполагающая объединение множества мелких НПА по одному и тому же или сходным вопросам в один укрупненный НПА без изменения внутреннего содержания.

 

84. Правоотношение: понятие, признаки.

Правоотношения - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого связаны между собой взаимно корреспондирующими правами и обязанностями.

Признаки правоотношений:

Социальные признаки правоотношений:

-Может возникать только между людьми
-Может реализовываться только в ходе взаимодействия сторон
-Призвано приводить его участников к достижению каких-либо социально-значимых результатов
Юридические признаки правоотношений:

- Возникает на основе норм права
-Представляет собой форму правомерного поведения(соответствующее право)
-Складываются из субъективных прав и юридических обязанностей взаимного корреспондирующего характера
-Субъектом правоотношений может быть только правосубъектное лицо, обладающее правоспособностью и дееспособностью
-Волевое отношение(осознанное поведение), ибо для его возникновения необходима воля его участников(как минимум одной стороны)
-Отношение возникает по поводу реального блага или ценности
-Обеспечивается системой государственных гарантий и санкций.

 

85. Классификация правоотношений.

По функциям права:
1.Регулятивные, т.е. предназначенные для регулирования общественных отношений
2.Охранительные,возникают в целях обеспеченья и защиты правопорядка

По степени определенности:
1.В относительно-определенных правоотношениях конкретно определены все участник данного правоотношения, т.е. истец-ответчик, продавец-покупатель
2.В абсолютно- определенных отношениях точно определена только управомочиваемая сторона, право которой корреспондирует абсолютное число юридических обязанностей, т.е. все(отношение собственности, авторское отношение)

По отраслевому признаку:
1.конституционно-правововые
2.гражданско- правовые
3.уголовные
4.администратвные
По объему различают:
1.Простые - отношения между двумя субъектами, урегулированные одной правовой нормой.
2.Сложные- отношения между два и более субъектами в процессе которых, реализуется комплекс правовых норм

По продолжительности действия:
1.Кратковременные
2. Долговременные(отношения гражданства, брака)(отношения состояния)

По природе юридической обязанности:
1.Пассивные правоотношения, связанны с осуществлением запретов и пассивных обязанностей.
2.Активные, связанны с осуществлением определенных правовых действий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.173 с.)