Виды монархии: ограниченная и неограниченная. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды монархии: ограниченная и неограниченная.



к неограниченным монархиям относят абсолютную монархию, восточной деспотии, теократическую монархию, характеризуется полновластием монарха.

Ограниченная монархия характеризуется ограничением власти монарха, наличием представительного органа власти, если ограничение полномочий монарха закреплено на уровне конституции, такая монархия называется конституционной.

 

29. Республика как форма правления: понятие, признаки, виды.

Республика – форма правления, при которой верховная власть формируется выборным путем и осуществляется от имени населения представительными органами гос.власти (президент и парламент).

Признаки:

· Представительный характер высших органов гос. власти (президент и парламент осуществляют свои властные полномочия от имени граждан государства)

· Срочный характер власти

· Формирование высших органов власти выборным путем

· Возможность досрочного прекращения полномочий органов гос. власти

· Юридическая ответственность представителей гос. власти за принимаемые решения

Виды: президентская, парламентская, смешанная.

 

30. Форма территориально-государственного устройства: понятие и виды.

Форма административно-территориального устройства раскрывает территориальную организацию гос. власти в соотношении целостного гос-ва с его составными частями.

Виды:

§ Простая(унитарное гос)

§ Сложная форма(федерация, конфедерация)

 

31. Унитарное (простое) государство: понятие, признаки, виды.

Унитарное гос-ва – ( простая форма гос. устройства) это целостное гос-во, административно-территориальные единицы которого не обладают политической самостоятельностью.

Признаки:

· Централизация власти

· Единство и однородность территории

· Наличие единых для всей страны высших органов гос. власти

· Деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку

· Административные единицы не обладают политической самостоятельностью и не имеют признаков гос-ва

· Наличие только одной общегосударственной конституции

· Наличие единой системы законодательства

· Единое гражданство для всей страны

· Единая денежная система

· Общая финансово-кредитная и налоговая политика

· Парламент, как правило, имеет однопалатную структуру

Виды:

1. Простое

2. Сложное (имеющее в составе одну или несколько автономий)

Автономия – самоуправление определенной части территории гос-ва, отличающейся национальными, географическими, бытовыми условиями.

I. Централизованное – управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками.

II. Децентрализованное – на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы.

III. Относительно-централизованное – управление в территориальных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

 

32. Федеративное государство: понятие, признаки, виды.

Федеративное – сложное союзное гос-во, части которого обладают определенным объемом политической самостоятельности.

Признаки:

· Территория федерации состоит из территориальных субъектов

· Субъекты обладают определенной политической самостоятельностью (имеют признаки государственности)

· Наличие 2х уровневой системы органов гос. власти

· Высшая законодательная, исполнительная, судебная власть принадлежит общефедеральным органам

· Имеется единая союзная конституция, в которой разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром

· Наличие единых вооруженных сил и т.п., подчиняющихся центральному правительству

· Наличие 2х уровневого законодательства

· Парламент, как правило, 2х палатный

Виды:

По способу образования:

o Договорные (объединение ранее самостоятельных гос. образований)

o Конституционные (учрежденные актами гос. органов)

По характеру образования субъектов:

o Национальные

o Территориальные

o Комплексные / смешанные

По степени равенства правового статуса субъектов:

o Симметричные (все составные части имеют одинаковый конституционно-правовой статус)

o Ассиметричные

33. Конфедерация как переходная форма государственного устройства.

Конфедерация - союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей.

Признаки:

§ слабый уровень интеграции составляющих ее частей

§ наличие гос. суверенитета и иных признаков гос-ва

§ отсутствие единых высших органов гос. власти

§ право свободного выхода из конфедерации

Региональное государство - гос-во, в котором большинство адм. тер.единиц являются автономными образованиями.

 

34. Политический режим: понятие и виды.

Политический режим - это система методов, приёмов, способов осуществления политической власти.

Признаки:

1. степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы формирования

2. соотношения прав и свобод человека и гражданина с правами гос-ва

3. гарантированность прав и свобод личности

4. положение СМИ, степень гласности в обществе и прозрачность гос. аппарата

5. место и роль негос. Структур политической системе общества

6. соотношение между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти

7. характер правового регулирования, стимулирующий/ограничивающий, в отношении граждан и должностных лиц

8. учет интересов меньшинства при принятии политических интересов

9. доминирование определенных методов при осуществлении политической власти

10. степень верховенства закона во всех сферах жизни

11. мера полит. Плюрализма, в том числе многопартийности

12. полит.июрид. Положение и роль в обществе силовых структур гос-ва

 

35. Демократический политический режим: понятие и признаки.

Демократический режим — это способ функционирования политических систем общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти.

Признаки:

· свободная деятельность различных партий, объединений, движений, функционирующих в рамках конституции

· идеологический плюрализм, то есть наличие в обществе различных идеологических течений, концепций и отсутствие господствующей идеологии

· формирование органов государственной власти выборным путем

· наличие в обществе демократических прав и свобод, их реальная гарантированность

 

36. Тоталитарный политический режим: понятие и признаки.

Характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти.

Признаки:

· наличие в государстве одной правящей партии, которая является ядром государственной власти

· господство одной идеологии и нетерпимость к идеологическому плюрализму

· «культ личности» в обществе, его государственное обеспечение

· функционирование административно-командной системы в государстве

· бесправие граждан, жесткая регламентация их деятельности

 

37. Характеристика современной России с точки зрения формы государства.

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 Конституции Российской Федерации сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Конституционное (государственное) право является основополагающей отраслью права Российской Федерации.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство. А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

38. Государственный механизм: понятие и структура.

Механизм гос-ва – система гос. органов, учреждений, организаций и предприятий, взятая в их взаимодействии и практическом функционировании.

Элементы:

-гос. организации (подразделения осуществляющие охранительную деятельность)

-гос. учреждения (подразделения осуществляющие деятельность по выполнению функций в социально, культурной и научной сферах)

-гос. предприятия (подразделения осуществляющие от имени гос-ва хоз-эконом. деятельность, производят продукция либо обеспечивают производство 

 

39. Государственный аппарат: понятие и структура.

Аппарат гос-ва – система всех наделенных полномочиями гос. органов, созданных для решения стоящих перед ними задач и осуществления его функций.

Назначение:

· разработка и принятие общеобязательных правил поведения

· установление системы юрид. гарантий, обеспечивающих эффективную реализация правовых предписаний

· осуществление надзора и контроля за соблюдением законности и поддержанием правопорядка

· осуществление правосудия

Признаки:

o формируется по воле гос-ва для реализации его функций

o от имени гос-ва осуществляет законотворческую, исполнительно-распорядительную деятельность, деятельность по осущ правосудия

o обладает монополией на гос. принуждение

o состоит из гос. органов (закон., исп., судеб.власть)

o в основу формирования и функционирования гос. аппарата положен профессиональный принцип (сотрудники осуществляют свою деятельность на проф. Основе и не должны заниматься другими видами возмездной деятельности)

 

40. Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Гос. орган - это относительно-самостоятельное, структурно-обособленное звено гос.аппарата, создаваемое гос-ом для реализации целей и задач, наделенная для этого соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу гос-ва.

Признаки:

§ наделенгос-властными полномочиями по изданию предписаний властно-распорядительного характера и имеющих значение для всего населения и обязательных к исполнению

§ формируется по воле гос-ва для реализации его функций

§ наделен определенной компетенцией

§ может иметь внутреннюю структуру

§ имеет территориальный масштаб деятельности

§ занимает определенное место в системе властной иерархии

§ состоит из гос. служащих

Гос.служащий – гражданин РФ, состоящий на гос.должности, исполняющий права и обязанности, установленные

§ имеет собственную организационную и материальную базу

Виды

I. по территориальному масштабу: федеральные и региональные

II. по порядку образования: представительные и производные

III. по способу образования: выборные и назначаемые

IV. по характеру осуществляемых полномочий: законодат., исполнит., судебные, контрол.надзорные, институт главы гос-ва

V. по времени действия: постоянные и временные

 

41. Принципы формирования и функционирования государственных органов.

Демократизм – гос.аппарат, формируется при активном участии народа и осуществляет свою деятельность в целом в интересах народа.

Централизм – реализация принципа подчинения нижестоящего органа властиуправления вышестоящему

Федерализм – способ (принцип) территориальной организации государства, выраженный в характере взаимоотношений субъектов федерации между собой и федеральными органами государственной власти.

Выборность – замещение должности путем выборов.

Назначаемость – замещение должности по назначению.

Коллегиальность – руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов.

Единоначалие – во главе органа управления (его структурного подразделения), предприятия, учреждения или организации стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения.

Открытость/гласность – широкое обнародование через СМИ процесса и результатов работы органов исполнительной власти.

Профессионализм – наличие спец.подготовки у работников гос.органов, учет этого при приеме на работу и продвижении по службе, регулярный контроль за соответствием уровня проф.подгововки занимаемой должности.

Равный доступ к гос.службе – право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации.

Законность – соблюдение и исполнение законодательства (законов и подзаконных актов), все органы гос-ва должны формироваться и действовать в соответствии с законодательством своей страны.

 

42. Политическая система общества: понятие и структура.

Политическая система общества – упорядоченная на основе права и иных соц.норм, совокупность институтов, взаимодействующих в рамках полит.процессов т принимающих участие в полит.жизни страны.

Элементы:

§ Институциональная подсистема

§ Нормативная подсистема

§ Функциональная подсистема

§ Политическое сознание

§ Политическая практика

§ Политическая идеология

§ Политическая культура

 

43. Место и роль государства в политической системе общества.

Гос-во является ядром полит.системы общества и играет важную роль в полит.жизни, поскольку:

1. Выступает в качестве единственного официального представителя всего населения

2. Выражает общие интересы

3. Определяет основные направления развития и функционирования общества

4. Вправе принимать властные решения на всей юрисдикционной территории, т.к. обладает монополией на законотворчество и легализованное принуждение

5. Располагает спец.аппаратом управления и принуждения, органами власти, армией, полицией и т.д.

6. Является единственным носителем суверенитета, т.е. верховенством и независимостью от др.власти

7. Располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан и др.субъекты

8. Владеет специфичным набором материальных ценностей (гос.собственность, бюджет,валюта)

 

44. Правовое государство: понятие и принципы.

Правовое государство (идеал), в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и последовательного связывания, с помощью права полит.власти, в целях недопущения злоупотребления.


Признаки:
- главенство права и закона во всех сферах жизни общества
- равенство всех перед законом
- разделение властей на три ветви
- реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность
- признание прав и свобод человека высшей ценностью
- взаимная ответственность личности и государства
- политический и идеологический плюрализм
- стабильность законности и правопорядка в обществе


Принципы:
1.Приоритет права
2.Верховенство закона
3.Разделение властей
4.Правовая защищенность человека и гражданина

 

45. Гражданское общество как предпосылка формирования правового государства.

Гражданское общество – совокупность внегос.отношений образующих особую сферу интересов свободных индивидов собственников и их объединений.
Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства.
Гражданское общество и правовое государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.
В развитых странах Запада сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства. Он включает три основных элемента:
•осуществление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную;
•создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти;
•функциональное представительство, т.е. развитие каналов связи между государством и обществом в виде различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители групп и объединений по интересам.

 

46. Социально-исторические предпосылки возникновения права.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).
Социальные предпосылки:

- запрет на кровосмешение (табу на инцест)
- смена полигамных отношений моногамными и появление семьи в современном смысле понятия

- утрата родовой общиной соц.однородности, основанной на кровном родстве

- формирование новых видов соц.связей и соц.групп: семейные, производственные, имущественные

- укрупнение и усложнение соц.организации общества (племена, союзы племен)

 

47. Понятие и признаки права.

Право (в формально-юрид.смысле) – система общеобязательных, формально определенных, исходящих от гос-ва и им санкционированных правил поведения субъекта, направленных на урегулирование общ.отношений и обеспечиваемых при помощи гос.принуждения.

 

Признаки:

1. Общезначимость

2. Общеобязательность (обязательно для исполнения всеми, к кому обращены нормы права)

3. Публичность

4. Неразрывная связь с гос-вом

5. Формальная определенность (нормы права-не абстрактные призывы, а веления строго определенные по содержанию: четко запрещает, обязывает или дозволяет совершать действия)

6. Нормативность (прав.норма-стандарт поведения, рассчитанный на многократное применение, обращенный к широкому кругу субъектов и регулирующий поведение людей в типовой общ.ситуации)

7. Системность (нормы права находятся во взаимозависимости, структурно организованы, представляют единую систему, состоящую из взаимозависимых элементов)

 

48. Место и роль права в системе социального регулирования.

Социально регулирование - упорядочение общественных отношений, при помощи комплекса социальных норм.

Различают два основных вида социального регулирования - индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование - это упорядочение поведения людей при помощи разовых решений, касающихся отдельных случаев, конкретных лиц. Нормативное регулирование - упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т.е. стандартов, образцов, моделей поведения, распространяющиеся на все аналогичные случаи. С помощью общих правил (социальных норм) достигается единый порядок в обществе.

Своим регулирующим воздействием право обеспечивает организованность, стабильность и порядок в обществе. С помощью права в обществе решаются социальные конфликты и противоречия. Право несет в общество информацию о добре и справедливости, вытесняет из общества вредные для него отношения. Право служит мерой общественной и личной свободы. В рамках права люди, их объединения и организации могут действовать свободно. Таким образом, в условиях социально неоднородного общества право выполняет важную и необходимую функцию согласования различных интересов людей, их объединений, общества в целом, предоставление общественным отношениям признаков стабильности, упорядоченности с помощью специфических юридических средств.

 

Задачи права:

1. примирение запросов личности и общества, предоставление каждому наиболее широкого поля развития и применения своих дарований, наиболее полного удовлетворения своих потребностей, поскольку это не нарушает общественных интересов.

2. закрепление в стройных и широких формулах приобретенного людьми многовекового опыта общественной жизни и созданных борьбой общественных классов правовых положений.

3. обеспечение человечеству твердой опоры на пути к достижению высших форм общественного быта, социальной справедливости.

 

Роль права:

1. право ликвидирует хаос и устанавливает порядок

2. право закрепляет наиболее ценное для общества поведение (наиболее эффективные для прогресса общества общественные отношения на данный момент)

3. право устанавливает рамки борьбы классов, социальных групп, индивидов за свои права, предотвращает гибель общества в борьбе одних против других.

 

49. Соотношение права и морали.

Предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.

Их единство:

1. и право и мораль исходят из единых общечеловеческих социальных ценностей и представлений о добре, справедливости, равноправии и т.д.

2. и право и мораль – это образцы, определяющие границы поведения людей в типичных жизненных ситуациях.

3. общие цели: достичь сбалансированного, социально полезного и прогрессивного общественного развития.

4. единство обусловлено показателями уровня социально-культурного развития общественно-политической системы.

Их различия:

1. в способах и субъектах формирования: мораль – создается стихийно в повседневной практике всего общества, выражает не только общечеловеческие интересы, но и отражая систему общества, она выражает интересы отдельных социальных групп. Право – создается в установленном порядке го-вом, или с санкции гос-ва, государство формирует национальную систему права.

2. в характере воздействия на сознание и поведение людей: мораль соблюдается добровольно, она отражает глубину личного осознания общественного долга, способность человека к объективной оценке.

3. в формах внешнего выражения: мораль действует через общественное мнение, путем приоритетного формирования нравственных обязанностей, долга и закрепление в общественном сознании общих принципов, внутренних убеждений (будь вежлив, уважай старших…). Иногда она получает письменное подтверждение в программных документах общественных организаций, религиозных догматах.

4. в уровне требований и оценочных критериях: нормы морали предъявляют к человеку более высокие требования, она оценивает не только поведение, но и личность, право регулирует внешние поступки человека со стороны правомерного, неправомерного, соответствия или нарушения закона.

5. методах и средствах обеспечения реализации: мораль обеспечивается общественным мнением, при этом общество само решает как отреагировать на не соблюдение этих норм, она может регулироваться всеми людьми и каждым конкретно. Право обеспечивается экономической, организационной и принудительной мощью государства. Меру ответственности за нарушение четко устанавливает закон.

Их взаимодействие:

1. Право, как и мера свободы, нуждается в моральном самоограничении личности, а мораль в ряде юридических ограничений во имя общественной нравственности.

2. Мораль составляет нравственную основу права.

3. Право влияет на формирование, развитие и защиту моральных норм.

Их противоречия:

1. возможное не совпадение интересов общества и государства

2. некритическим копированием законодателем зарубежных стандартов.

3. единство права, разнородность морали.

4. динамичность морали, консерватизм права.

5. разница критериев оценки поведения субъекта.

6. не совпадение уровня требований.

 

50. Принципы права: понятие и классификация.

Принципы права – основные исходные начала, положения, руководящие идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора

1)Общеправовые (присущие всему праву в целом)

- справедливость

- гуманизм

- демократизм

- единство прав и обязанностей

- формальное равенство

2) отраслевые (для отдельной области)

3) межотраслевые (для нескольких областей права)

- принцип неотвратимости нормативной ответственности, состязательности и гласности судопроизводства.

 

51. Основные типы правопонимания (нормативистский подход).

Нормативистская теория права – теория, которая была создана в начале xx в.

Суть:

1) весь мир делится на реальную общественную жизнь, «мир сущего»;

2) и на не связанное с ним право, «мир должного», которое представляет собой пирамиду, в основании которой расположены индивидуальные акты, а на вершине – «основная норма».

Представители: Г. Кельзена, Р. Штаммлера, П.И. Новгородцева.

К нормативистам в широком смысле слова в современной юридической литературе относят всех тех правоведов, которые полагают, что наука права должна прежде всего заниматься анализом и классификацией действующих правовых норм, построением юридических понятий и схем, не касаясь вопросов социологии и психологии, а главным образом – политики.

Нормы права -  некая совокупность норм, что-то замкнутое само в себе. Они также пытаются объяснять их не общественно-производственными отношениями и не сложившимися международными условиями, а лишь исходя из самих по себе норм.

Государство - «единство внутреннего смысла правовых положений», а также как проявление полной «социальной солидарности». Они подвергают критике то положение, что право является проявлением воли господствующих в обществе классов, не признают того, что юридические законы берут основу для своего содержания в определенных экономических, а также производственных условиях, которые доминируют в соответствующем обществе.

Плюсы:

· связь права и гос-ва

· его обязательное исполнение всеми субъектами

· иерархическая соподчиненность НПА

Минусы:

· отрицаются естественные права человека

· теория может служить обоснованием всевластия гос-ва

52. Основные типы правопонимания (естественно-правовой подход).

Естественно-правовая теория предполагает сосуществование двух систем права: естественного и позитивного.

Позитивное (писаное) – это такое право, которое официально признано и действует в том или ином государстве в виде законов, других правовых актов.

Естественное – существует независимо от государства (право на жизнь, свободу, достоинство)

В теории происхождения государства и права эта теория получила название договорной, а также ее называют теорией договорного происхождения государства и права.

Основные положения естественно-правовой теории:

1) против идеи божественного происхождения государства и права;

2) рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора);

3) народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государства на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.

Представители: Г. Гроций и Б. Спиноза, Т. Гоббс и Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах и др.

Сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права последовательно защищали тезис о том, что народ страны обладает естественным и неотчуждаемым правом не только на формирование государства на базе общественного договора, но и на отпор тиранам, несправедливым правителям.

Плюсы: признание естественных неотъемлемых прав человека

Минусы: не учитываются экономические причины происхождения права

53. Основные типы правопонимания (социологический подход).

Социологическая школа права – это широко распространенное в современной буржуазной юриспруденции направление, объединяющее социологические школы, пытающиеся оправдать и обосновать буржуазное право.

Буржуазное право – это комплекс юридических норм и правил поведения, которые обнаруживают волю буржуазии как господствующего класса.

Основные положения:

1) выступила на словах против безраздельно господствовавшего до этого в буржуазной «науке» права как возможности определенного поведения, совершения тех или иных действий, закрепленных в нормах, игнорирующих опыт, практику;

2) право – это «живое право», которое создается поведением субъектов правоотношений. Субъекты права способны участвовать в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуаций.

Лидером социологической школы права на Западе считают Эрлиха. В его работах проявились характерные для всей социологической школы права черты, а именно:

1) нигилистическое отношение к нормам права;

2) склонность «развенчать закон – юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти»;

3) пренебрежительное отношение к форме права;

4) вульгарно-социологический подход к праву, который пренебрегает его спецификой в комплексе других общественных явлений.

Представители: Эрлих, Дюги, Паунд, Иеринг, Муромцев и Шершеневич.

Плюсы: большое значение придается изучению эффективности права а правоприменительной практике

Минусы: не учитывает опасность произвола со стороны судебных и административных органов

54. Социальное назначение и функции права.

Социальное назначение права в самом общем виде выражается в том, что право - это регулятор общественных отношений, т.е. право призвано регулировать, упорядочивать отношения между людьми в самых различных сферах общественной жизни. Более детально социальное назначение права выражено в его функциях.

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существует несколько видов функций:

1) общесоциальные;

2) специально-юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;

4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

· регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

· регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

2) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

3) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

4) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

5) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам.

55. Понятие и виды источников права.

В силу многозначности понятия «право» в теории права принято выделять понимание источника права в трех различных смыслах:

- В идеальном смысле - это нематериальные факторы осознания и обоснования права (правовые концепции, учения, представление людей о действующем и желаемом праве, правовая идеология, правосознание, правовая культура и наука, божественная воля изъявления)

- В материальном смысле – это реальные условия жизни общества, проявляющиеся в политических, экономических, социальных и других типах отношении.

- В формально- юридическом смысле – форма юридического закрепления и внешнего выражения правовых норм (правовой обычай, НПА, юридический прецедент, договор нормативного содержания и тд.)

Основными источниками права являются:

- НПА (официальный документ, принимаемый от имени государства в порядке установленной государственной процедурой, содержащий правовые нормы и обеспечиваемый силой государственного принуждения)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.241 с.)