Демократия: признаки, формы и основные институты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демократия: признаки, формы и основные институты.



Термин «демократия» появился в Древней Греции и в буквальном переводе означает «власть народа», «народовластие» (греч. Demos – народ + cratos – власть).

 В современной политической науке демократией иногда называют:

политический режим, основанный на признании народа источником власти и субъектом власти;

политическая система общества;

форма государственного (территориального) устройства.

 Впервые демократия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах). Критериями демократичного общества в эту эпоху были: возможность принятия главных решений всеми свободными гражданами полиса большинством голосов; занятие должностей по жребию; периодические отчеты должностных лиц.

 Не следует отождествлять античную демократию с современными формами, поскольку власть принадлежала не большинству населения, а только гражданам-собственникам земли полиса, составлявшим меньшинство.

 Демократический режим складывается лишь в тех государствах, где на лицо существуют определенные предпосылки демократии.

Предпосылки демократии:

 высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам;

 высокая степень развития общей и политической культуры общества, социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии;

 многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности.

Признаки демократии:

признание народа источником власти и носителем суверенитета;

 Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

формально-юридическое равноправие граждан. Равная возможность участия в политической жизни;

наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;

принцип большинства: именно большинство, а не меньшинство, выражает через институты демократии свою волю;

право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);

политический плюрализм, т.е. наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции;

правовое государство;

система разделения властей;

гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля над ними со стороны общества;

выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

развитая система органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

 4 .2.2. Формы демократии:

прямая (непосредственная), косвенная (представительная)

 Для воплощения в жизнь вышеперечисленных признаков необходимо существование всеобщих институтов демократии.

Всеобщие институты демократии – это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы.

 К организационным формам относятся: выборность высших органов государства; ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами); сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий.

 В соответствии со способом осуществления народом своей власти, выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную); косвенную (представительную).

Прямая (непосредственная) форма демократии.

 Характерной чертой этой формы демократии является то, что в ее рамках народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть.

 Институтами прямой демократии являются собрания, митинги, шествия, демонстрации, обращение в органы власти (петиции), пикетирования, народное обсуждение важнейших вопросов.

Косвенная (представительная) форма демократии.

 Характерной чертой этой формы демократии является то, что народ осуществляет свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент – высший и представительный (выборный) орган власти в стране.

 Недостатками представительной демократии являются:

 фактическое отстранение народа от власти в промежутках между выборами;

 неизбежная бюрократизация и олигархизация власти, отрыв депутатов от рядовых граждан;

 широкие возможности для подкупа должностных лиц;

 слабая легитимность власти вследствие почни полного отчуждения от нее граждан;

 нарушение принципа равенства политических прав граждан за счет чрезмерно широких полномочий депутатов и др.

 4 .2.3. Институты прямой демократии: выборы, референдумы

 Все институты непосредственной демократии можно разделить на:

выборы, имеющие окончательное, общеобязательное значение;

референдумы, имеющие консультативное значение.

Выборы – это процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом.

 Путем выборов формируются парламенты, органы местного самоуправления, избираются главы государств, региональных и местных исполнительных органов власти. Порядок формирования выборных органов государства называют избирательной системой.

Избирательная система включает в себя:

избирательное право – это принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов.

 Принципы участия: всеобщее избирательное право; равное избирательное право (каждый избиратель имеет один голос); прямое избирательное право (каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого депутата); тайное голосование (отсутствие контроля над волеизъявлением избирателей).

избирательный процесс – это порядок и основные стадии в организации выборов.

 К основным стадиям избирательного процесса относятся:

назначение выборов (как правило, главой государства);

организация избирательных округов; создание избирательных комиссий;

регистрация избирателей (составление списков избирателей);

выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

предвыборная борьба (прекращается за день до голосования);

процесс голосования по избирательным участкам;

подведение итогов голосования;

установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

право отзыва депутата – это право избирателей на отзыв депутатов до истечения срока их полномочий.

 В странах, где выборы основаны на принципе свободного мандата, депутаты независимы от избирателей (их большинство, в т.ч. и Россия); в бывших советских республиках выборы были основаны на принципе императивного мандата – депутаты были зависимы от наказов избирателей и могли быть досрочно ими отозваны. В мире существуют две системы распределения мандатов по итогам голосования: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система – это способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Её разновидностями являются мажоритарная система относительного большинства (необходимо набрать простое большинство голосов) и мажоритарная система абсолютного большинства (необходимо набрать 50% голосов + один голос).

Пропорциональная система – это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест, пропорционально полученному каждой партией числу голосов.

Референдум – всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросом государственного значения.

Виды референдумов:

  1. По правовой силе результатов:

консультативные (решения этого референдума не обязательны для исполнения, цель его – выяснить мнение населения);

решающие (решение референдума обязательны и не требуют утверждения каким-либо органом).

 2. По содержанию проектов, выносимых на голосование:

конституционные (принятие конституции, либо внесение изменений и поправок в нее);

законодательные (утверждение или отклонение законопроектов);

плебисцит (определение государственной принадлежности территории всей страны или части спорной территории на основе волеизъявления населения).

 3. По способу организации:

обязательные (выносимый на голосование вопрос может быть решен только референдумом);

факультативные (референдум по данному вопросу не является обязательным).

 Инициатива референдума может исходить от главы государства, всего парламента или группы его депутатов, от определенного числа граждан или органов местного самоуправления.

 На референдум не могут быть вынесены вопросы: об изменении статуса субъекта федерации, о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти, о государственном бюджете, налогах, амнистии и помиловании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.011 с.)