Классификация функций государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация функций государства.



Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.

Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой классификации.

Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в_процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции. т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней - осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства — это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и неосновные.

Основные функции — это наиболее общие важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям государства присущ ряд общих черт.

Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др.. с другой стороны, экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.

'Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.

Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

От основных и неосновных функций государства следует отграничивать функции органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме политической системе общества.

 

Коллизионные нормы.

В любом государстве существует и появляется огромное количество норм права. Эти нормы можно классифицировать (разделить) на виды в соответствии с определенным критерием (признаком).

1) Нормы права по предмету правового регулирования: нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, экологического права и др.

2) Нормы права по методу правового регулирования:

2.1. Императивные — нормы, выражающие в категорических предписаниях государства четко обозначенные действия, не допускающие никаких отклонений от исчерпывающего перечисления прав и обязанностей субъектов.

2.2. Диспозитивные — нормы, предписывающие государством вариант поведения, но дающие возможность сторонам регулируемого отношения самим определять права и обязанности в отдельных случаях.

3) Нормы права по характеру воздействия на личность

3.1. Поощрительные — нормы, устанавливающие меры поощрения за одобряемый государством и обществом вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном и продуктивном труде (напр., правила выплаты премий).

3.2. Рекомендательные — нормы, устанавливающие варианты желательного с точки зрения государства поведения субъектов.

4) Нормы права по субординации в правовом регулировании:

4.1. Норма материального нрава — норма, являющаяся первичным регулятором общественных отношений: содержит правило (права, обязанности, запреты), на основании которого возможно решение дела по существу. Например, нельзя совершать убийство.

4.2. Норма процессуального права — норма, устанавливающая оптимальный порядок применения норм материального права: содержит правило, на основании которого возможно решение

дела по-существу.

5. Нормы права по субъектам правотворчества:

нормы органов предста-вительной власти

нормы главы государства

нормы органов исполнительной власти

нормы общественных объединений, коммерческих организаций, трудовых коллективов предприятий

6. Нормы права по действию в пространстве:

Общие, Местные

7. Нормы права по действию во времени:

Постоянные, Временные

8. Нормы права по действию по кругу лиц:

Общие, Специальные

9. Нормы права по функциональной направленности:

9.1. регулятивные - устанавливают права и обязанности субъектов (например, норма, которая закрепляет правомочия собственника: владение, пользование, распоряжение, или норма, которая определяет порядок брака).

9.2. охранительные — устанавливают способы юридической ответственности за нарушение прав и невыполнение обязанностей, закрепленных в регулятивных нормах (например, норма Уголовного кодекса об ответственности за убийство).

Регулятивные нормы права по характеру содержащихся в них предписаний:дозволяющие, обязывающие, запрещающие

Коллизионные нормы, или нормы-арбитры — нормы, которые при наличии противоречия между отдельными нормативными актами по одному и тому же предмету регулирования, должны быть применены в данном случае, т.е. это нормы, регулирующие выбор нормы.

Они призваны решать коллизии (столкновения норм, связанные с особенностями регулирования одних и тех же общественных отношений разными правовыми актами):

1) между конституцией и иными нормативно-правовыми актами; между законами и подзаконными актами; между актами

одного и того же органа, изданными в разное время; между общим и специальным актом;

2) в унитарном государстве с автономными образованиями, наделенными правотворческими полномочиями, — между общегосударственными актами и актами автономного образования; в федеративном государстве — между обще федеральными актами и актами субъектов федерации;

3) между разными государствами.

Большей частью коллизионные нормы входят в состав международного частного права (например, имеется коллизионный механизм регулирования внешнеэкономических договоров).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.009 с.)