Глава 9. После пробуждения: пастырское служение на западе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. После пробуждения: пастырское служение на западе



 

Эта книга — как гобелен, сотканный из нитей множества учений, отражающий драмы и глубочайшие озарения людей, жизнь которых прошла в медитации и которые имели возможность сверхчувственного опыта. Я стремилась охватить самые важные особенности, почти все, что мне удалось обнаружить за шесть лет исследований. И все же это лишь фундамент, отдельные разбросанные искорки, ибо тайна Кундалини позволяет перебросить мост между наукой и мистицизмом, древней историей и современным опытом, поставив вопросы о том, что есть человеческое и что есть божественное. Мы используем ограниченные конструктивные возможности левого полушария мозга для объяснения сфер, недоступных его познанию. Я сознаю, что лево-полушарное измерение моего ума склонно к упрощениям, предлагая простые ответы с тем, чтобы пролить хоть какой-то свет на столь загадочный и неопределенный процесс, как пробуждение Кундалини. Моя правополушарная часть, напротив, предпочла бы воздвигнуть некий величественный монумент, предоставив каждому интуитивно уловить в нем то, что не может быть выражено только лишь словом.

Один из вопросов, над которым я часто размышляю во время этого процесса, это вопрос, в чем состоит разница, если она вообще существует, между такими великими святыми, как Рамакришна или Йогананда, и теми, кто идет более скромными духовными путями, как герои этой книги? Не слишком ли самонадеянным было бы смешивать в одну кучу опыт психотерапевтов и санитарок, домашних хозяек и бизнесменов, студентов и врачей с опытом людей, заслуживших признание образца просветленности и покоя?

Некоторые мудрецы допускали, что ту необъяснимую тьму и смятение психики, которые имеют место при психических заболеваниях, или «вдохновенную» злую силу людей типа Гитлера можно отнести за счет искаженного и несоразмерного извержения Кундалини. Я не могу согласиться с таким подходом. Хотя хаос пробуждения встревоженного разума определенно может поставить психику в условия чрезмерного давления, я не могу поверить в то, чтобы тот, кто в течение достаточно длительного времени был подвержен этому процессу, не испытал в конце концов нечто вроде экстаза и более глубокого сострадания человечеству. Нет сомнения в том, что Гитлер был просто безумен, а кроме того нес архетипическую энергию, которая была подавлена сумраком времени и места, где он пришел к власти. Мощные силы могут собираться в психике, не имеющей ничего общего с пробуждением Кундалини.

Гопи Кришна приписывает способность мыслить психической энергии, поступающей по нервным каналам в мозг. Он считает, что после пробуждения Кундалини метаболические процессы в теле сразу же ускоряются и нервная система в целом создает излучение, проникающее в мозг и заставляющее его развиваться подобно "плоду в утробе". В конечном счете это преобразует сознание и "рождает высший тип разума". Согласно Кришне, такое развитие может иметь место только после пробуждения Кундалини. Фактически, он считает Кундалини энергией, ответственной за все замечательные и необъяснимые явления, которые когда-либо были отмечены в человеческом опыте, — начиная от безумия и кончая духовным и художественным даром гения.

Сравнение Кундалини и гениальности поднимает ряд вопросов перед теми, кто изучает эти явления. Можно ли «создать» гения, следуя духовным практикам? Все ли, кто проявляет гениальность, испытали пробуждение Кундалини? Способствуют ли подобные веши развитию сознания своей исключительности и могут ли явиться причиной нездоровых тенденций эго? Кришна чувствовал, что будущее планеты зависит от способности ученых понять эту основополагающую энергию и применить ее таким образом, чтобы способствовать расширению сознания, творческих способностей и талантов, которые могут быть направлены на решение социальных и экологических проблем.

Это действительно может быть эволюционным направлением этого процесса, но если говорить об эго, то предвидение великих свершений в результате духовного пробуждения несет определенный риск. Подобные усилия могут сохранить навсегда дуалистические интеллектуальные разногласия, так часто поощряемые рационалистическим умом. В результате духовное пробуждение становится достижением, честолюбивым стремлением и серьезной ответственностью. Преимуществом такой точки зрения может явиться то, что оно привлечет людей сильной воли, целью которых являются духовные поиски, но мне приходилось наблюдать, как борьба разума эго за совершенство, достоинство и превосходство может значительно задержать духовный прогресс: традиционно искатели духовного пути скромно и смиренно ожидают развития, отказавшись от эго. Многие святые, достигшие просветления, пришли к своей цели через ревностное служение и глубокую любовь к Богу, отстранив свой ум от мирских достижений.

Я предпочитаю относиться к пробуждению Кундалини не как к достижению, а как к раскрытию, развитию духа, ума и тела, углубляющему понимание и признательность за чудо существования и ведущему психику к мирному принятию естественных циклов жизни и смерти. Я полагаю, оно способствует расширению развития правого полушария головного мозга, приводя к возникновению новых каналов и структур, позволяющих проявиться повышенным творческим способностям, проницательности, непосредственности и способности интуитивного понимания. Кроме того, оно позволяет сознанию подключаться к сферам тонкого и причинного тела и выйти за их границы. Кульминационный момент пробуждения Кундалини подталкивает сознание к расширению до космического масштаба и устойчивому блаженству. Известно, что подобное раскрытие существовало всегда и всегда было доступно человеку, по крайней мере на протяжении того исторического периода, о котором имеются какие-то сведения. Ко всему этому следует относиться с большим уважением, чтобы способствовать его развитию одновременно с достижениями левого полушария, что даст возможность индивидууму достигнуть большей целостности.

Сейчас мы настолько опустошены духовно, что ждем от телевизионных сериалов, на которые затрачиваются миллиарды долларов, что они научат нас морали. Мы больше не рассчитываем найти истинную духовность ни у проповедников, ни в религиозных организациях, и мы спешим дискредитировать и опровергнуть любое очевидное доказательство духовного зова у своих друзей или коллег. Культурологически давно пора пересмотреть наше представление о том, что значит быть человеком, наделенным духовностью, понимая под этим естественную реакцию, зов нашего глубинного Я, толкающий нас к установлению гармоничных отношений со своим глубочайшим потенциалом и с большим количеством людей на планете. В то же время, духовные переживания приводят нас к непосредственному соприкосновению с теми измерениями сознания, которые лежат за пределами линейного мышления и систем верований, расширяя понимание и выводя его за границы догм, ритуалов и запугивающих теорий, которые уродуют современные религии и делают их неспособными тронуть душу.

Истинная духовная встреча способна разрушить изнутри все ограничения эго и открыть перед нами широкие перспективы — для некоторых удивительное и радостное событие. Это помогает нам осознать свою ограниченность и отделенность. Это помогает нам познать боль человеческую и то, что другие страдают ради нас. Иисус был не единственным, кто принял на себя боль мира. Каждая жертва, каждый преступник, каждое страждущее существо берет на себя какую-то долю общего дела. То, что они принимают на себя, не приходится нести другим. Что бы мы ни переносили, мы переносим не только себя ради, но и ради них. Сбрасывая шоры эго и соприкасаясь с творческой энергией всеобщего, мы ощущаем свою вовлеченность в этот коллективный процесс, направляемый безграничным космическим потоком. Мы освобождаемся от «я» и открываем для себя «не-я», частью которого являемся.

Подобные проблески, хотя они и глубоко изменяют наше отношение к жизни, вовсе не делают нас хорошо осведомленными во всех ее вопросах и способными читать мысли любого человека, точно так же, как они не решают личных проблем и не отменяют необходимости думать и принимать решения. Тем, кто достиг духовного пробуждения, приходится преодолевать заблуждения и проекции эго. У одних пробуждение питает способность любить, а других словно помещает в кокон отстраненного покоя. Для многих людей оно подобно весеннему дождю, который питает посевы и очищает воздух. Для других это вихрь, который переворачивает их жизнь и вызывает опасные физические и эмоциональные расстройства. Не каждый, кто испытывает Ее энергию и силу, становится Кришнамурти, или учителем безумной мудрости, подобным Да Фри Джону, или опьяненным Богом святым, подобным Рамакришне.

Как и в любой другой сфере жизни, каждый из нас вносит в каждый момент этого переживания свой характер, свою личность и свои возможности и каждый откликается на него неповторимым образом. Большинство из тех, кто пробудился для этой связи с экстатическим внутренним Я, вернутся к своему прежнему существованию, но жизнь их при этом, быть может, станет более содержательной, а отношение к будущему более спокойным; может быть, они больше времени станут уделять служению другим, может, станут более энергичными и выразительными, начнут писать стихи, преподавать, проявлять бескорыстную любовь. Можно надеяться, что некоторые в конечном счете искоренят стремления эго, упрочатся в высших состояниях сознания и расширят свой ум настолько, что смогут внести существенный вклад в жизнь общества.

 

Архетипы духовной жизни

 

Индуистские модели просветления традиционно отражают два архетипа, каждый из которых применим лишь к мужскому полу. Один — это гуру, второй — отшельник. Оба находятся за пределами всех жизненных привязанностей, первый необходим другим душам как учитель, второй наслаждается игрой сил, не принимая участия в повседневной жизни. Немногие проявляют в жизни бхакти, преданность божественному, которая внушает другим веру и желание следовать по этому пути. Христианские святые традиционно были социально активны, хотя и в их традициях многое взято у отшельников и бхакти Буддистский путь, в рамках которого человек просто возвращается колоть дрова и носить воду, предполагает, что человек вернется к своей жизни и просто попытается сделать ее чуть-чуть лучше, работая для блага других. Бодхисаттва дает обет перевоплощаться вновь и вновь лишь затем, чтобы служить другим до тех пор, пока каждая душа не обретет свободу. Идея служения человечеству всегда пронизывает духовную литературу любого толка.

Следование духовному пути на Западе и развитие возможности выражать новые аспекты своей человечности может привести к появлению более широкого диапазона архетипов. Мы можем найти новые жизненные пути — более творческие, более взаимодействующие, проникнутые большим уважением ко всему, что нас окружает. Мы можем найти пути сохранять свои человеческие качества и свое благочестие, не проявляя высокомерия и уважая право каждого делать то же самое. Мы можем научиться понимать жизнь как нечто большее, чем просто игру страстей и многочисленные переплетения света и тьмы. Мы можем найти пути, чтобы ослабить тяжелую, тягостную и напряженную серьезность жизни изо дня в день, жестокую конкуренцию и экономическую борьбу, которыми пронизаны все слои общества. Взятие на себя ответственности может стать менее обременительным. Мы можем избавиться от страха смерти и тем самым усилить свою связь с жизнью.

История учит, что постоянное и ежеминутное изменение — основная особенность всего сущего. В итоге каждая цивилизация, каждая эпоха, каждая система верований непрерывно переходит в другую, в то время как эго отчаянно борется за то, чтобы все оставалось как есть, пытаясь задержать естественный процесс жизни и смерти. Изменения, происходящие сейчас в духовном развитии Запада, не столь новы, как может показаться на первый взгляд. Это лишь получившие новый стимул глубоко спрятанные возможности, которые могут быть объединены на основе современной культуры, обогащенной новыми научными достижениями. Каждый открытый для них ум помогает создать основу для того, чтобы принять любые изменения, какие бы ни происходили на этой планете в ближайшие столетия. Вселяет надежду то, что, согласно опросу, четыре с половиной миллиона американцев пытаются заниматься медитацией. Со временем это может дать планете больше света.

Однако слишком наивным было бы верить в то, что духовное пробуждение несет только свет. Из описаний состояний, сопровождающих пробуждение Кундалини, совершенно ясно, что чем ярче разгорается источник, тем больше проявляется сил, которые стремятся этому помешать. Это значит, что жить на земле только среди света и мира противоестественно для человеческого рода — как только допускается дуализм, рядом с ними сосуществуют мрак и потрясения. Тень, хорошо известная в философии и психологии, постоянно появляется в наших видениях. Конфликт возникает, как только человек приходит в движение, ибо как только любой из нас пытается найти свой собственный путь, расширить свою территорию или укрепитъ свои личные или политические убеждения, его отбрасывает назад воля других, опять вовлекая в игру противоположностей, что является частью динамики существования. Поэтому то, чего человек может искать — и звезды могут ему в этом временами помогать, — это не совершенство, но здравый ум, целостность и душевное равновесие, так как каждый человек способен сделать что-то для достижения гармонии с Собой глубинным и способен, по крайней мере на мгновение, соединиться с внутренним покоем, состраданием, сознанием единства со всем сущим и блаженством.

Великие духовные учителя вовсе не являются абсолютно «чистыми» и «совершенными» существами, а просто превосходно дисциплинированными, не в смысле жесткости и применения карательных мер, а просто способными поставить общественное благо выше собственных желаний, которые уводят в сторону слабые души. Маловероятно, чтобы человек мог быстро развить подобную способность освобождаться от своих желаний, надеяться на это было бы нереалистично. Если вы задумаетесь над тем, чему учит йога, то увидите, что среди тех, кто был выбран для рождения на этой планете, вообще не может существовать человека, лишенного желаний. С психологической точки зрения преждевременная бесстрастность опасна и при отсутствии достаточно прочной связи с глубинным Я человека может привести к эмоциональной стерильности, экзистенциальному страху и отчаянию.

Большинство из тех, в ком пробудилась Кундалини, не выбирает полного уничтожения своего эго, а следует по пути, который лежит ближе к индивидуации, стремится изменить свой жизненный уклад, используя достигнутую способность проникновения в сущность, гармонию и высокую продуктивность. Они могут проявлять более глубокую экологическую сознательность и сочувствие ко всему, что их окружает. Они могут учить, служить или играть с большей легкостью и с лучшим результатом, чем им это удавалось раньше. Могут развиться их умственные и творческие способности. Они могут достигнуть глубокого понимания духовного потенциала человечества и способствовать углублению этого понимания в культуре, которая, к сожалению, слепа в этом вопросе. Можно надеяться, что они научатся узнавать тень, не позволяя ей бессознательно причинять ущерб или разрушать других. Мне видится такой путь наиболее вероятным для включения опыта пробуждения Кундалини в повседневную жизнь на Западе.

Кундалини — это чистая энергия жизненной силы, часть бесконечного сознания, создающая все формы и распространяющаяся за пределы нашей ментальной концепции времени и пространства. Независимо от того, было пробуждение случайным или преднамеренным, оно обладает потенциалом, чтобы соединить нас непосредственно с богатым опытом и мудростью, если мы готовы им открыться. Первоначальное переживание сатори или самадхи как раз и является таким открытием, мощным всплеском видения или погружения в блаженство, или осознания, которое безусловно может изменить все ваше отношение к жизни, поведение, способность любить. Но это лишь слабое проникновение в то, что нам доступно. Оказывается, что существует бесконечная возможность развития и самовыражения в духовной жизни, точно так же, как существует бесконечное число стилей жизни, характеров и типов личностей, которые должны проявиться на нашей планете за миллионы лет, отведенные человеческому роду.

Кундалини ассоциируется, главным образом, с одухотворением тела и разума, развитием способности человека переживать и удерживать бесконечность. Это развитие происходит медленно, как медленны все эволюционные изменения. Часто болезненно как физически, так и психологически, если этот процесс включает одновременно разрушение блоков с целью развития и отказ от прежних представлений о себе, убеждений и привязанностей. Именно это символизируется разрушительной ипостасью индийской богини Кали — освобождение и отказ от той личности, какой мы себя знаем. Боль от этого усиливается в том случае, когда человек, отвергнутый или дезориентированный своими близкими, неправильно истолковывает свое переживание. Трудно успешно управлять процессом своего преобразования, не встретив понимания и без готовности вверить свое сердце и разум высшему источнику, и именно здесь требуется гуру, который играет роль штурмана.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.43.211 (0.015 с.)