Постановка рангоута и подъем парусов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановка рангоута и подъем парусов



 

Перед постановкой парусов старшина приводит шлюпку, идущую на веслах, носом против ветра. В таблице ниже приведены командные слова при постановке парусов и описаны соответствующие действия гребцов.

 

«Шабаш, рангоут ставить» Гребцы шабашат и прихватывают весла к бортам штертами уключин, чтобы они не скатывались при крене шлюпки. Крюки укладывают на весла, но штертами не прихватывают. Старшина переходит на кормовое сиденье. Гребец № 5 убирает гоночный номер. При стоянке у борта корабля или у пирса вместо этой команды подается команда «Рангоут ставить».
«Ворочай» Гребцы, положив одну руку на парус, а другую под него, переворачивают парус вместе с чехлом по часовой стрелке (глядя с кормы) шнуровкой вверх и быстро расшнуровывают чехол.
«Чехол снять» Парус снова переворачивают, но против часовой стрелки (в обратную сторону) и снимают чехол. Чтобы снять чехол, баковые гребцы берут край чехла, заворачивают его на длину вытянутых рук и передают средним гребцам. Средние гребцы заворачивают чехол дальше и передают его загребным, которые кладут свернутую часть чехла на неразрезную часть. Затем средние гребцы приподнимают кормовую часть паруса, а загребные сдергивают чехол и кладут его в свернутом виде на кормовой решетчатый люк.
«Рангоут разобрать» Гребцы правого борта переносят парус через голову и кладут на весла правого борта.
«Приготовиться рангоут ставить» Гребец № 5 откидывает наметку, а остальные приподнимают топ мачты и продвигают мачту в корму так, чтобы шпор оказался над степсом.
«Рангоут ставить» Гребцы № 1, 2, 3 и 4, не вставая, поднимают мачту в вертикальное положение. Гребцы № 5 и 6 направляют шпор мачты в степс. Гребец № 5 накидывает наметку и вставляет нагель. Старшина шлюпки убирает флаг, меняет румпель и переходит на кормовое сиденье.
  После постановки мачты гребцы правого борта переносят парус на середину, отдают штерты, которыми парус прихвачен к рейку, и передают их старшине шлюпки. Гребец № 6 очищает ванты, передает гребцу № 5 правую вантину, вместе с гребцом № 4 основывает, осаживает и крепит талрепным узлом левую вантину (штерт-ванты пропускают три раза через вант-путенс снаружи внутрь и два раза – через коуш в огоне ванты изнутри наружу и обтягивают вантину снизу вверх). Гребец № 5 принимает от гребца № 6 правую вантину, вместе с гребцом № 3 основывает, осаживает и крепит ее талрепным узлом. Гребцы № 1 и 2 разбирают фок, очищая заднюю шкаторину, передают гребцу № 3 кливер, очищают и заводят фока-шкоты в фасонные обушки; гребец № 1 принимает от гребца № 2 левый фока-шкот и держит в руках оба фока-шкота. Гребец № 3 передает кливер гребцу № 5, очищает переднюю шкаторину фока, основывает и держит в руках фока-галс. Гребец № 5 принимает от гребца № 3 кливер, переходит с ним на носовой решетчатый люк и садится на него с левого борта, очищает переднюю шкаторину кливера, основывает и держит в руках кливер-галс. Гребец № 6 очищает заднюю шкаторину кливера и кливер-шкоты, пропускает правый кливер-шкот под реек и передает его гребцу № 3, а левый кливер-шкот обносит вокруг вантины и передает гребцу № 4, берет и держит в руках фал. Гребцы № 3 и 4 принимают от гребца № 6 кливер-шкоты, пропускают их через обушки на средней банке и передают гребцу № 2, следя за тем, чтобы правый кливер-шкот был также обнесен вокруг ванты и пропущен под реек. Гребец № 4 очищает фал, надевает третную стропку на гак ракс-бугеля и берет в руки фал. Старшина шлюпки руководит действиями гребцов, при осаживании вант следит за тем, чтобы мачта находилась точно в вертикальном положении.
«На фале» Гребец № 6 отвечает «Есть на фале» и держит фал в руках. Гребец № 5 держит кливер-галс. Гребец № 4 держит фал несколько выше гребца № 6. Гребец № 3 держит фока-галс. Гребец № 2 держит оба кливер-шкота. Гребец № 1 держит оба фока-шкота. Старшина шлюпки управляет рулем, находясь на кормовом сиденье с наветренного борта.
«Паруса поднять» Гребцы № 4 и 6 поднимают паруса до места и крепят фал за нагель, находящийся слева от мачты. Крепление производится восьмеркой снизу вверх четырьмя шлагами. Последний шлаг кладется сверху банки ходовым концом под себя и обтягивается. Гребцы № 3 и 5 следят за тем, чтобы при подъеме парусов галсы имели слабину, иначе ракс-бугель до места не дойдет, паруса будут стоять плохо и шлюпка круто не пойдет. Чтобы паруса не наполнялись ветром и не затрудняли выборку фала и осаживание галсов, старшина при подъеме парусов приводит шлюпку против ветра. В свежую погоду это избавляет шлюпку от опасных кренов в то время, когда гребцы заняты подъемом парусов.
«Осадить кливер-галс» Гребец № 5 осаживает и крепит кливер-галс талрепным узлом. Осаживать галс гребцу № 5 помогает гребец № 6.
«Осадить фока-галс» Гребец № 3 осаживает и крепит фока-галс талрепным узлом, ему помогает гребец № 4.
«По местам» Гребец № 2 передает кливер-шкоты гребцам № 3 и 4 и принимает от гребца № 1 левый фока-шкот. Гребцы № 1 и 2 садятся на кормовой решетчатый люк, гребцы № 3 и 4 – на рыбины между загребной и средней банками, гребец № 6 – на рыбины между средней и мачтовой банками, гребец № 5–на носовой решетчатый люк; все – лицом к парусу и ближе к наветренному борту. При таком положении гребцов обеспечивается остойчивость шлюпки и, кроме того, уменьшается опасность накрытия гребцов парусами при опрокидывании.

 

При движении под парусом обязанности распределены следующим образом. Старшина шлюпки управляет рулем, находясь у наветренного борта. Гребец № 1 – на правом фока-шкоте. Гребец № 2 – на левом фока-шкоте. Гребец № 3 – на правом кливер-шкоте. Гребец № 4 – на левом кливер-шкоте. Гребец № 5 – впередсмотрящий. Гребец № 6 следит за фалом.

Гребцы подветренного борта, сидящие на шкотах, управляют шкотами; гребцы наветренного борта дают шкотам слабину.

Впередсмотрящий наблюдает впереди по курсу шлюпки и с подветренной стороны и докладывает обо всем обнаруженном. Содержание доклада: что обнаружено, борт, курсовой угол, дистанция. Пример доклада: «Шлюпка справа 15, дистанция 100 метров».

Старшина должен проверить, как выполнен подъем парусов. При правильной постановке паруса не морщатся, передние шкаторины обтянуты втугую, галсовые углы находятся на высоте планширя. Если галсовые углы окажутся ниже планширя, то при перемене галсов нижняя шкаторина будет цепляться за планширь, если выше–центр парусности окажется выше нормы и шлюпка получит большой крен.

Если паруса, поднятые до места, морщатся при обтянутых галсовых углах, нужно немного потравить или еще больше обтянуть кливер-галс. Если и это не помогает, необходимо спустить паруса и перенести вперед или назад по рейку третную стропку.

Иногда необтянутую переднюю шкаторину фока стараются прижать к мачте с помощью штертов. Этого делать не следует – лучше выпрямить ее с помощью туго обтянутого галса.

Шкоты должны быть выбраны так, чтобы паруса не полоскали, но и не были слишком стянуты. Правильность натяжения шкотов определяется по легкому дрожанию (заигрыванию) передних шкаторин при движении в бейдевинд или галфвинд и по заигрыванию задних шкаторин при движении в бакштаг или фордевинд. При необходимости производятся подгонка и выхаживание парусов.

Ставить паруса нужно как можно быстрее, так как шлюпка в это время неуправляема, ее может развернуть лагом к ветру, навалить на корабль, бочку и т. д. Гребцы шлюпки должны отлично знать свои обязанности, уметь выполнять обязанности других гребцов и оказывать помощь друг другу при постановке и уборке парусов.

 

Уборка парусов и рангоута

 

Чтобы при уборке парусов шлюпку не опрокинуло, и паруса не упали в воду, старшина приводит шлюпку к ветру.

 

«На фале» Гребец № 6 отвечает «Есть на фале», снимает лишние шлаги фала с нагеля и, оставив один шлаг, держит фал в руках. Остальные гребцы готовятся подбирать паруса в момент их спуска.
«Паруса долой» Гребец № 6, не снимая последний шлаг с нагеля, травит фал. Гребцы № 1, 2, 3, 4 подбирают паруса, не допуская их падения в воду. Гребец № 5 обтягивает переднюю шкаторину кливера, придавая рейку горизонтальное положение, и подбирает кливер в шлюпку.
  После спуска парусов гребцы садятся на свои места на банках (за исключением гребца № 5) и приступают к уборке парусов. Старшина меняет румпель, ставит кормовой флаг и руководит уборкой парусов. Гребец № 5 отдает кливер-галс и передает кливер гребцу № 3. Садится на свое место на банке, отдает правую вантину и помогает гребцу № 6 обтягивать и крепить фал и ванты. Гребец № 6 принимает от гребцов № 3 и 4 кливер-шкоты, сматывает и передает их вместе с кливером гребцу № 3. Принимает от гребцов № 4 и 5 ванты, обтягивает и крепит на мачте фал и ванты. Гребец № 3 отдает фока-галс. Принимает от греб-цов № 5 и 6 кливер и кливер-шкоты. Передает галсовый угол кливера гребцу № 1. Укладывает кливер и кливер-шкоты на фок вдоль рейка. Гребец № 4 снимает третную стропку с ракс-бугеля, отдает левую вантину и передает ее гребцу № 6. Гребец № 1 очищает и передает правый фока-шкот гребцу № 2. Принимает от гребца № 3 галсовый угол кливера, обтягивает и вместе с гребцом № 3 укладывает кливер на фок вдоль рейка. Гребец № 2 очищает, сматывает и укладывает на фок вдоль рейка фока-шкоты.
Укладка фока Для укладки фока гребцы № 1, 2, 3, 4, 5 садятся на весла у своих банок лицом внутрь шлюпки. Гребцы № 2 и 4 очищают нижнюю шкаторину фока и передают ее гребцам правого борта, которые растягивают ее по рейку, придерживая галсовый угол фока у переднего нока рейка. Затем гребец № 2, перебирая заднюю шкаторину фока, и гребец № 4, перебирая переднюю шкаторину, очищают и складывают фок пополам. Сложенную пополам середину фока передают гребцам правого борта, которые укладывают ее вдоль рейка. Гребцы № 1 и 2 укладывают в складки паруса пришитые флаг и флюгарку. Гребцы обоих бортов тщательно закатывают остаток фока вместе с кливером и прихватывают паруса к рейку пятью штертами. Прихватывать паруса шкотами или одним длинным концом не рекомендуется, так как это увеличивает время уборки и постановки парусов.
Крепление фала и вант Фал и ванты крепятся на мачте следующим образом. Конец фала обносят вокруг гака фока-галса и гака ракс-бугеля (расстояние между гаками должно быть около 1 м), обтягивают, снова обносят вокруг гаков и остаток фала крепят вокруг мачты полуштыком. Ванты очищаются, заводятся штертами за гак фока-галса, обтягиваются и остатки штертов крепятся вокруг мачты полуштыком (поверх фала). Фал и ванты можно крепить и другим способом – гак ракс-бугеля завести за гак фока-галса, обтянуть фал, вместе с вантами обнести его несколько раз вокруг мачты и концы закрепить полуштыками.
«Паруса перенести» Гребцы правого борта переносят паруса на правый борт.
«Наметку откинуть» Гребцы № 3, 4 и 6 придерживают мачту, гребец № 5 вынимает нагель и откидывает наметку.
«Рангоут рубить» Гребцы № 5 и 6 приподнимают мачту и наклоняют топом в корму. Остальные гребцы подхватывают ее и кладут на банки шпором в нос, топом под заспинную доску.
«Чехол» Гребцы правого борта переносят паруса на середину и кладут на банки правее мачты. Гребцы № 1 и 2 кладут чехол на рангоут шнуровкой вниз и, раскатывая его, передают на нос, после чего надевают неразрезную часть чехла на парус. Гребцы № 3 и 4, приподнимая парус, помогают загребным надеть чехол, а затем все гребцы растягивают его по парусу.
«Ворочай» Гребцы переворачивают парус вместе с чехлом по часовой стрелке шнуровкой вверх, зашнуровывают его и поворачивают в обратную сторону (шнуровкой вниз). Шнуровку производят одновременно с обоих концов, продевая стройки в противоположные люверсы, а затем от кормы к носу и от носа к корме стропой пропускают через соседние, обтягивают и в середине связывают между собой.

 

После уборки рангоута и парусов начинают движение на веслах, для чего подаются команды «Уключины вставить», «Весла разобрать» и т. д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.008 с.)