Роль павлова в создании учения О внд и психической деятельности человека. Классификация и биологическое значение условных рефлексов, их отличия от безусловных. Импринтинг и другие виды научения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль павлова в создании учения О внд и психической деятельности человека. Классификация и биологическое значение условных рефлексов, их отличия от безусловных. Импринтинг и другие виды научения.



Павлов изучал основные процессы, протекающие в коре больших полушарий. Используя разработанный им метод условных рефлексов, он заложил основы науки о высшей нервной деятельности. Изучая закономерности ВНД, Павлов установил, что существует 2 вида торможения условных рефлексов: внешнее или безусловное и внутреннее или условное. На основании изучения условных рефлексов и оценки внешнего поведения животных И.П. Павлов выделил 4 типа ВНД. В основу своей классификации он положил 3 показателя процессов возбуждения и торможения: силу, уравновешенность и подвижность.

 

Условные рефлекс - это индивидуально приобретённые в процессе жизнедеятельности реакции организма на раздражение.

Свойства условных рефлексов:

1. формируются в течение всей жизни в результате взаимодействия индивида с внешней средой;

2. не отличаются постоянством и без подкрепления могут исчезать;

3. не имеют постоянного рецептивного поля;

4. не имеют постоянной рефлекторной дуги;

5. для возникновения условнорефлекторной реакции не требуется действие специфического раздражителя.

Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных рефлексов.

Все условные рефлексы делятся на классические и инструментальные.

1. классические проявляются одной пассивной реакцией. 2. инструментальные - это рефлексы, способствующие достижению или избеганию раздражителя.

 

По рецепторам, выделяют экстерорецептивные и интерорецептивные условные рефлексы. Экстерорецептивные возникают в ответ на раздражение внешних рецепторов и служат для связи организма с внешней средой. Интерорецептивные - на раздражение рецепторов внутренней среды. Они необходимы для поддержания постоянства внутренней среды.

По эфферентному звену условнорефлекторной дуги выделяют двигательные и вегетативные условные рефлексы.

 

Биологическое значение условных рефлексов состоит в том, что они дают возможность намного лучше и точнее приспособиться к условиям существования и выжить в этих условиях.

 

Безусловные:

1. они являются врождёнными, т.е. наследуются;

2. наследуются всеми представителями данного вида

3. для возникновения безусловнорефлекторной реакции необходимо действие специфического раздражителя (механическое раздражение губ вызывает сосательный рефлекс у новорождённого);

4. у них имеется постоянное рецептивное поле

5. они имеют постоянную рефлекторную дугу.

 

1. Научение по механизму импринтинга=«запечатление». Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению.

2. Условно-рефлекторное научение. Жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов.

3. Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или ситуация, с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить.

4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, когда, еще не владея символической функцией речи, ребенок приобретает опыт в основном путем подражания

 

 

57

Условные рефлексы, как форма приспособления к изменяющимся условиям существования. Механизмы образования и классификация условных рефлексов.

Условные рефлексы - это индивидуально приобретённые в процессе жизнедеятельности реакции организма на раздражение.

Свойства условных рефлексов:

1. формируются в течение всей жизни в результате взаимодействия индивида с внешней средой;

2. не отличаются постоянством и без подкрепления могут исчезать;

3. не имеют постоянного рецептивного поля;

4. не имеют постоянной рефлекторной дуги;

5. для возникновения условнорефлекторной реакции не требуется действие специфического раздражителя.

Условные рефлексы образуются только при определённом сочетании свойств раздражителя и внешних условий. Для выработки условного рефлекса используется сочетание индифферентного или условного раздражителя и подкрепляющего безусловного. Индифферентным называется такой раздражитель, который в естественных условиях не может вызвать данную рефлекторную реакцию, а безусловным - специфический раздражитель, который всегда вызывает возникновение этого рефлекса. Для выработки условных рефлексов необходимы следующие условия:

1. действие условного раздражителя должно предшествовать воздействию безусловного;

2. необходимо многократное сочетание условного и безусловного раздражителей;

3. индифферентный и безусловный раздражители должны иметь сверхпороговую силу;

4. в момент выработки условного рефлекса должны отсутствовать посторонние внешние раздражения;

5. ЦНС должна быть в нормальном функциональном состоянии.

Все условные рефлексы в зависимости от возникающего поведения делятся на классические и инструментальные.

1. классические проявляются одной пассивной реакцией.

2. инструментальные - это рефлексы, способствующие достижению или избеганию раздражителя.

 

По афферентному звену условнорефлекторной дуги, т.е. рецепторам, выделяют экстерорецептивные и интерорецептивные условные рефлексы. Экстерорецептивные возникают в ответ на раздражение внешних рецепторов и служат для связи организма с внешней средой. Интерорецептивные - на раздражение рецепторов внутренней среды. Они необходимы для поддержания постоянства внутренней среды.

 

 

58

Врожденные формы поведения: безусловные рефлекс и инстинкт, их значение в приспособительной деятельности организма и механизмы образования

Безусловные рефлексы - это врождённые ответные реакции организма на раздражение. Свойства безусловных рефлексов:

1. они являются врождёнными, т.е. наследуются;

2. наследуются всеми представителями данного вида

3. для возникновения безусловнорефлекторной реакции необходимо действие специфического раздражителя (механическое раздражение губ вызывает сосательный рефлекс у новорождённого);

4. у них имеется постоянное рецептивное поле

5. они имеют постоянную рефлекторную дугу.

Все безусловные рефлексы, в зависимости от их значения, делят на 3 группы:

1. витальные (жизненно важные). Они обеспечивают сохранение индивида. К ним относят пищевые, оборонительные, ориентировочные и др.;

2. ролевые. Обеспечивают соответствующее положение в среде себе подобных. Эти безусловные рефлексы лежат в основе полового, группового или родительского поведения

3. безусловные рефлексы саморазвития. Они не нужны для ребенка в данный момент, но обеспечивают его будущие потребности

Одной из сложных форм врождённого поведения являются инстинкты. Это комплекс безусловнорефлекторных реакций, которые обеспечивают такую последовательность действий, которая характерна всем представителям данного вида в конкретной ситуации. Пример - инстинкт самосохранения. Большинство безусловных рефлексов осуществляется без участия коры, однако они находятся под контролем коры и входят в состав приобретаемых условных рефлексов.

 

59



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.221.18 (0.009 с.)