Вопрос 4. Типы конфликтов по сферам проявления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Типы конфликтов по сферам проявления.



1) экономические;2) политические;3) бытовые;4) культурные;5) социальные;6) межнациональные;7) религиозные.

Вопрос 5. Виды социальных конфликтов:

1) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);Внутриличностный конфликт проявляется внутри индивида и часто по природе является конфликтом целей или взглядов. Его интенсивность повышается с увеличением количества вариантов решения, с достижением баланса между положительным и отрицательным исходом конфликта и восприятием важности его источника

2) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы); в межличностный конфликт вовлекаются два или более индивида, если они воспринимают себя находящимися в оппозиции друг к другу относительно целей, расположений, ценностей или поведения каждого из них. Это наиболее распространенный тип конфликта.

3) Внутригрупповой - Может возникать в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины и т. д. (пример – см. вопрос 5).

4) межгрупповой- в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и целиМожет иметь профессионально-производственную или эмоциональную основу. Носит интенсивный характер. Развитие межгруппового конфликта приводит к внутриорганизационному конфликту.

5) конфликт принадлежности - человек входит в две группы, которые конкурируют между собой.

6) конфликт с внешней средой - неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев;

В предотвращении и своевременном разрешении общественных конфликтов большую роль играет социальная политика, проводимая государством. Ее сутью является регулирование социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.

Вопрос 6. Стадии социального  конфликта:

Пример: на предприятии необходимо сократить штат сотрудников. Администрация объявила список тех, кто подлежит увольнению. Кандидаты на увольнение потребовали объяснить, почему именно их должны сократить. Они написали заявления в комиссию по трудовым спорам и решили обратиться в суд.

1) предконфликтная – стороны осознают растущее напряжение. Противоречия между работниками и администрацией накапливаются.

2) Непосредственно конфликт – со стороны администрации вывешены списки кандидатов на увольнение, со стороны работников – требования объяснить, почему увольняют именно их. Помни! Разрастание конфликта называется эскалацией. Эскалация конфликта, как правило, сопровождается увеличением числа его участников.

3) Разрешение конфликта. В данном случае – арбитраж, обращение в комиссию по трудовым спорам. Помни! Завершение конфликта не всегда означает его разрешение. Разрешением конфликта называют решение его участников о прекращении противоборства. Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт.

Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают достижение консенсуса. Консенсус — это согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях. Консенсус не означает единогласия, поскольку добиться полного совпадения позиции сторон практически невозможно, да и не нужно. Главное, чтобы ни одна из сторон не высказывала прямых возражений; также при разрешении конфликта допускается нейтральная позиция сторон, воздержание от голосования и т. п.

4) Послеконфликтная стадия – принимаются меры для окончательного устранения противоречий между противостоявшими сторонами: сотрудники уволены, предприятие продолжило работу в уменьшенном составе работников.

Разрешение конфликта может быть как полным, так и частичным. При полном разрешении конфликта образ врага трансформируется в образ партнёра. При частичном разрешении конфликта сохраняются причины, породившие конфликт.

Социальные конфликты могут привести как к дезинтегративным, так и к интегративным последствиям. Дезинтегративные усиливают ожесточение и разрушают нормальные партнерские отношения. Интегративные последствия помогают разрешить проблемы, найти выход из ситуации.

Вопрос 7. Способы разрешения конфликтов (конструктивные и деструктивные).

1) Применение силы - одностороннее использование власти или силы той стороной, которая счи­тает себя сильнее.

2) Компромисс - решение пробле­мы через взаимные уступки сторон;

3) Переговоры - разрешение конфликта путём обсуждения между собой.

4) Посредничество (медиация) - в процессе переговоров участвует посредник, цель которого помочь договориться, при этом стороны сами создают своё решение.

5) Арбитраж - третья сторона контролирует процесс и исход переговоров.

Вопрос 8. Пути выхода из социального конфликта:

1. Невмешательство – надежда на то, что все образуется само собой;

2. Реставрация – возвращение общества к доконфликтному состоянию с учетом новой ситуации;

3. Обновление – активный выход из конфликта путем отбрасывания всего старого, развития нового

4. Насильственное подавление

5. Арбитраж (ООН)

Вопрос 9. Последствия социального конфликта: позитивные (информирование о наличии социальной напряженности, стимулирование социальных изменений, снятие социальной напряженности) и негативные (создание стрессовых ситуаций, дезорганизация социальной жизни, разрушение социальной системы)

Пример из ЕГЭ: позитивные последствия и примеры:

1. Конфликт может стать источником саморазвития человека (после ссоры с подругой Виктор принял решение заняться самообразованием: прочитал много книг, стал эрудированным, его уровень самооценки повысился)

2. Конфликт может способствовать корректировке человеком жизненных планов (после конфликта с начальником и увольнения М. стал успешным бизнесменом)

3. Конфликт может служить источником нововведений, развития предприятия (после критики профсоюзом деятельности руководства на предприятии была введена новая система поощрения труда новаторов и рационализаторов, которая способствовала развитию предприятия и повышению мотивации труда работников).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.005 с.)