Социальный статус и социальная роль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный статус и социальная роль



Социальный статус и социальная роль

План.

Социальный статус – характеристика положения человека в обществе.

2. Признаки социального статуса:

1) место жительства;

2) уровень образования и профессия;

3) стиль поведения и одежды и т.д.

3. Основные виды социальных статусов:

1) предписанный (аскриптивный, заданный, врожденный) и достигаемый (дескриптивный, приобретенный).

2) Формализованный и неформализованный.

3) Смешанный.

4) Главный, личный, значимый, привлекательный статусы.

4. Компоненты социального статуса:

1) Статусные права и обязанности

2) Статусный диапазон

3) Статусные символы

4) Статусный образ или имидж

5) Статусная идентификация.

Статусный набор. Иерархия статусов. Статусный ранг.

Связь социального статуса и социальной ролью.

7. Структура ролевого набора личности:

1) Основные и ситуационные роли;

2) роли в семье;

3) роли в малом социуме;

4) роли в профессиональной деятельности;

5) роли в гражданской деятельности и т.д.

8. Ролевой конфликт и его виды:

1) Внутриролевые конфликты

2) Межролевые

3) Личностно-ролевые

Способы разрешения ролевых конфликтов.

1) Рационализация

2) Разделение

3) Регулирование

Преобладание достигаемых статусов в современном обществе.

 

Вопрос 1. Социальный статус – характеристика положения человека в обществе.

Социальный статус – положение человека в социальной структуре группы или общества, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Различают главный статус – наиболее характерный для человека, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют (н-р, студент). Личный статус – положение, которое человек занимает в малой или первичной группе, в зависимости от того как он оценивается по личным качествам (хороший студент).

Человек может занимать разное положение в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т.д. Любой человек занимает несколько позиций в обществе. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный – все это статусы.

Вопрос 4. Статусный набор. Иерархия статусов. Статусный ранг.

Статусный набор — совокупность всех статусов, за­нимаемых данным индивидом.

Существует определенная иерархия статусов: меж­групповая — имеет место между статусными группами; внутригрупповая — имеет место между статусами индивидов в рамках одной группы.

Место в иерархии статусов называется статусным ран­гом. Выделяют следующие виды статусных рангов: высокий, средний, низкий.

Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерар­хиях проявляются в расхождении статусов, которое возника­ет при двух обстоятельствах:

- когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;

- когда права и обязанности одного статуса несовмести­мы с правами и обязанностями другого (например, статус де­путата несовместим со статусом министра).

Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и об­щество, в котором он живет. Это находит свое выражение в понятиях «престиж» и «авторитет».

Престиж — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

Авторитет — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.

Вопрос 5. Компоненты социального статуса:

Вопрос 6. Связь социального статуса с социальной ролью.

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

Вопрос 10. Преобладание достигаемых статусов в современном обществе.

План.

Организации

 

Это социальная группа, в которой между членами отсутствуют устойчивые связи и социальная структура, нет общих ценностей и норм, а взаимоотношения имеют односторонний характер. Квазигруппы существуют непродолжительное время, после окончания которого они или окончательно распадаются, или под воздействием обстоятельств превращаются в устойчивые социальные группы, нередко являясь их переходным типом

Разновидности квазигруппы:

аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств;

- фан-группа — объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;

- толпа — временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

Основные свойстваквазигрупп:

+ Анонимность (индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в квазигруппе, не ощущает социального контроля и ответственности)

+ Внушаемость (н-р, толпа: члены более внушаемы)

+ Социальная заражаемость (быстрая передача эмоций, настроений индивиду, а также быстрая их перемена)

+ Бессознательность (индивиды как бы растворяются в толпе и пропитываются коллективными бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе обусловлены подсознательным и имеют иррациональный и непредсказуемый характер).

Вопрос 5. Понятие и признаки социальных групп:

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и групповые (социальные группы).

Социальная группа -- своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, закладывается основа социальной жизни.

Человек нуждается в группе и зависит от нее: люди выживают только сообща. Уже в первобытном обществе люди жили социальными группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20--30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи.

Изменение образа жизни

Позитивное

• Отношения, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью.

• В группе человек совершенствует свои коммуникативные умения

• От членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя. Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

Негативное

• Цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм

• Воздействие, которое группа оказывает обычно на одаренных творческих личностей: их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, а сами неординарные личности сдерживались, подавлялись в своем развитии, преследовались.

• Иногда человек идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.

Таким образом, несмотря на то что реальное общество составляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъектами общественных отношений являются социальные группы.

Вопрос 9. Организации.

В современных условиях, когда требуется огромная работа по координации деятельности и ресурсов, возрастает значение организаций.

Организация — это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (больницы, учебные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения и т. д.)..

МАЛАЯ ГРУППА.

План.

1. Понятие и характерные чертымалой группы:

1) Психологическая общность

2) Поведенческая общность

2. Признаки малых групп:

1) Пространственное и временное соприсутствие людей.

2) Наличие постоянной цели совместной деятельности.

3) Наличие в группе организующего начала.

4) Разделение и дифференциация персональных ролей

5) Наличие эмоциональных отношений между членами группы.

6) Выработка специфической групповой культуры.

3. Классификация малых групп:

1) формальные и неформальные

2) номинальные и реальные

3) Референтные (эталонные)группы, элитарные и группы членства.

4) социально положительные; асоциальные — социально деструктивные; антисоциальные — криминальные, преступные группы.

4. Межличностные отношения в группах:

1) Межличностная совместимость

2) групповая сплоченность

3) групповое давление

4) конформность

5. Положение личности в группе:

1) Лидерские роли,

2) стили лидерства.

3) Нейтральные, Конформисты, Нонконформисты, Приближенные,«белые вороны», Изгои.

6. Функции малой группы:

1) функция социализации;

2) функция координации действий (помогает выполнить работу, непосильную для одиночки);

3) удовлетворяет потребность людей в социальном одобрении, уважении, доверии

 

МАЛАЯ ГРУППА - немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении, на основании чего возникают как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы поведения.

Минимальный размер малой группы – два человека, максимальный – несколько десятков человек. По данным социально-психологических исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5-7 человек.

Для малых групп характерны:

Психологическая общность: люди осознают свою принадлежность к определенной группе — группе, имеющей свои особые групповые интересы, нормы, ценности и цели.

Поведенческая общность:

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ — это определенные правила, которые выработаны или приняты группой и которым должно подчиняться поведение ее членов.

План.

 

Социальное неравенство – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Основа стратификации — неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже – классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) запрещен, в других он ограничен, а в третьих полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество — закрытым или открытым.

Положительное в социальном неравенстве:

· Стимулируют конкуренцию

· Усиливает способность людей к продвижению.

Отрицательное в социальном неравенстве:

· Ведет к социальным конфликтам

· Порождает праздных людей.

Вопрос 2. Классические направления стратификационных теорий:

1) Марксистская стратификационная теория. Автор – К.Маркс. Главный тип стратификации – классовая стратификация, в основе которой лежат экономические факторы (отношение к собственности). Согласно Марксу, минимальное неравенство либо его полное отсутствие наблюдалось в первобытнообщинном строе. Неравенство появилось и стало углубляться врабовладельческих и феодальных обществах, достигло максимума в период классического капитализма и будет нарастать быстрыми темпами по мере развития данной формации. Теорию Маркса можно назвать “эскалацией неравенства”. Его теория абсолютного и относительного обнищания пролетариата гласит, что “богатые становятся богаче, а бедные — беднее”.

Социальная мобильность

План.

Понятие социальных фильтров

Место жительства.

Н-р, сельская молодежь, переселившаяся в город, достигает более высокого положения по сравнению со своими отцами, чем коренные горожане по сравнению со своими.

Миграционные процессы.

Иммигранты, приезжающие в страну из других стран, занимают нижние позиции в социальной структуре, вытесняя или поторапливая с продвижением вверх коренных жителей. Тот же эффект создает миграция в города из сельской местности. Благодаря эмиграции и миграции возникали новые города, страны и государства. Известно, что в городах рождаемость невысока и постоянно снижается. Следовательно, все крупные города, особенно города - миллионеры, возникли благодаря иммиграции.

Социальный статус семьи.

Пример: Данные социологов в разных странах свидетельствуют, что выходцы из нижнего слоя среднего класса, то есть «белых воротничков», и высшего слоя рабочего класса, то есть «синих воротничков», наиболее редко наследовали профессии отцов и были высокомобильными. Напротив, представители высшего класса и профессионалы чаще наследовали род занятий своих родителей.

7) Уровень образования.

Чем выше уровень образования, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице. В США обнаружен факт: хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов продвинуться, сколько плохо образованный выходец из среднего класса, хотя второму могут помогать родители.

Национальность.

План.

1. Понятие этносаи его признаки:

1) наличие территории проживания;

2) общность языка, традиций, обычаев;

3) общность исторического и социокультурного опыта;

4) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

2. Предпосылки складывания этноса:

Вопрос 3. Признаки нации.

1. Проживание на одной территории, на которой действует единое законодательство. Границы ее признаны другими государствами.

2. Этническая общность. В это понятие входят культура, язык, история, образ жизни.

3. Особую роль среди признаков нации играет общность экономической жизни. На основе товарно-денежных отношений разрушается натуральная замкнутость и обособленность, складывается единый общенациональный рынок, крепнут экономические связи между отдельными частями нации. Это создает прочную базу для ее единства

4. Государство. Каждый народ имеет право называть себя нацией, если он организован в государство и имеет свое законодательство, систему управления и т. д.

5. Национальное самосознание. Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте. Национальное самосознание базируется на исторической памяти, знании истории, традиций своего рода, эмоционально-ценностной оценке своего прошлого, современного состояния нации, ее взаимосвязей с другими народами. Личность осознает свою национальную идентичность, свою принадлежность к определенной нации, понимает национальные интересы. Именно оно играет чрезвычайно важную роль, ведь человек должен понимать, что он является частью своего народа. Он должен не только почитать его законы, но и любить его. Национальное самосознание определяет чувство патриотизма, ценности для человека его родины. (н-р, Россия     всегда есть Россия несмотря на то, какое в ней правительство). Человек осознает еще и вклад нации в мировую культуру. Народ, в действительности не считающий себя нацией, даже обладая всеми ее вышеназванными признаками, считается народом, но не нацией. Н-р, немцы после Второй мировой войны перестали считать себя нацией, поэтому именуются просто «немецким народом», а вот патриотичные американцы, по сути, являясь смесью множества этносов, – это нация. Взять последнего президента Америки: являясь гаитянином в этническом плане и негром – в расовом, он тем не менее американец.

Межнациональная интеграция.

Помни:

Экологические

5) Экстерриториальные: несовпадение границ с границами расселения народов.

6) Исторические: прошлые взаимоотношения народов

7) Конфессиальные

8) Различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

9) Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей.

10) Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

3. Типы межнациональных конфликтов:

1) Государственно-правовой (Чечня-Россия)

2) Этнотерриториальный (Нагорный Карабах)

3) Этнодемографический (конфедерация народов Кавказа и российские власти)

4) Социально-психологический (права русских в Прибалтике)

4. Национализм и его виды:

1) Умеренный национализм (гражданский)

2) Этнический (защитный)

3) Державно-государственный (воинствующий)

4) Бытовой

5. Формы национализма:

1) Расизм

2) Шовинизм

3) Геноцид

4) Апартеид

5) Ксенофобия.

6. Пути разрешения межнациональных конфликтов в 21 веке: (пример – Минские соглашения по урегулированию военного конфликта на Донбассе. Ведет «нормандская четверка»: Россия, Украина, Франция и Германия)

1) Применение правовых механизмов (юридизация конфликта)

2) Переговоры

3) Информационный

4) Государственная политика поддержки многокультурности

5) Улучшении жизни граждан

6) Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров.

7. Межнациональные конфликты на территории СНГ и РФ.

 

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, которая характеризуется взаимными претензиями, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений.

Межнациональные конфликты (в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую составляет ряд политически самостоятельных стран, населённых разными этносами. Межэтнические конфликты возникают внутри государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных националь­ностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм — совокупность неправильных пред­ставлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм — уверенность в правоте собственной куль­туры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписыва­ние ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Вопрос 2. Причины возникновения межнациональных конфликтов:

1) Социально-экономические: неравенство в уровне жизни, допуске к благам;ПРИМЕР- ШОТЛАНДИЯ;

2) Культурно-языковые: недостаточное использование языка и культуры в общественной жизни. Пример – русские в Прибалтике.

3) Этно-демографические:быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

4) Экологические: ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природ­ных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

5) Экстерриториальные: несовпадение границ с границами расселения народов; или: Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину (н-р, ингуши, чеченцы; или: Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство; Армяно-Азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха. Еще пример: Осети́но-ингу́шскийконфли́кт — этнополитический конфликт на территории Пригородного района Северной Осетии (Российская Федерация), приведший к вооружённым столкновениям 31 октября — 4 ноября 1992 года, многочисленным жертвам со стороны осетинского и ингушского населения. По состоянию на 2016 год не урегулирован. Исторически: 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей в Среднюю Азию, а уже 7 марта Чечено-Ингушская АССР была упразднена. На части территории упразднённой автономии была образована Грозненская область, а остальные территории были поделены между соседними Грузинской ССР, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР. Теперь ингуши хотят забрать свою территорию.

6) Исторические: прошлые взаимоотношения народов: (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).(н-р, Польша с обидой на Россию, когда Польша была в составе Российской империи)

7) Конфессиональные. Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, кон­фессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации — либерализм, равенс­тво, законность, права человека, рынок, демократия, отделе­ние церкви от государства.

8) Различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти ПРИМЕР- ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ НА «ПОСТСОВЕТСКОМ» ПРОСТРАНСТВЕ

9) Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей.

10) Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

При эскалации (увеличении, наращивании конфликта) происходит уменьшение коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточении агрессивности терминологии, использование СМИ в наращивании психоза и противостояния широких масс населения; искаженное восприятие информации друг о друге; закрепление образа «коварного врага», исключение его из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и применение насилия вплоть до физического уничтожения.

Вопрос 3. Типы межнациональных конфликтов:

Государственно-правовой: неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация, н-р, Чечня-Россия.

Этнотерриториальный: определение границ нации, н-р, территория Нагорного Карабаха спорная для Азербайджана и Армении; претензии на одну и ту же территорию ингушей и североосетинцев.

Этнодемографический: ограничениядля пришлых по сравнению с коренной национальностью, н-р, конфедерация народов Кавказа и российские власти; еще пример: нарушение прав мигрантов-беженцев из Сирии некоторыми европейскими странами;

Социально-психологический: нарушение прав человека, н-р, права русских в Прибалтике.

Национализм – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других интересов, стремление к национальной замкнутости, недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Цели национализма как идеологии или политики. Они могут быть самыми разными:

· борьба против реального или предполагаемого национального угнетения со стороны других народов;

· консолидация народа с целью оформления его в самостоятельное государство;

· мобилизация общества против реальной или предполагаемой внешней угрозы (военной, экономической, политической и т.д.)

Национализм по-разному проявляет свою социально-политическую направленность. Так, движения, связанные с идеями национализма, сыграли роль в национально-освободительной борьбе за освобождение колоний. Однако в наше время национализм превратился в идею превосходства одной нации над остальными.

Виды национализма:

1) умеренный национализм (гражданский)

2) Этнический (защитный). Чтобы легче понять разницу между этническим и гражданским, то есть умеренным национализмом, можно рассмотреть примеры национализма в масштабе отдельных личностей и отвлечённой ситуации. Так, человек, выбравший профессию врача и аргументирующий это желанием помогать представителям своей нации быть здоровыми, будет считаться националистом. При этом он будет рад помочь и представителям других народностей, так как в будущем, возможно, излеченные им представители другой нации будут тепло отзываться о нём как о враче и представителе определённого народа. Такая ситуация – явный пример умеренного национализма. Если же врач принципиально помогает только "своим", небрежно относясь к "чужакам", аргументируя это нежеланием контактировать с людьми другой этнической принадлежности, его можно считать этнонационалистом и ксенофобом. Безусловно, во врачебном деле не должны всплывать такие понятия, как нации и национализм, но в реальной жизни случаи этнонационализма среди представителей как этой, так и других профессий – совсем не редкость.

3) Державно-государственный (воинствующий). Проявляется в стремлении наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов.Первая половина 20 века стала свидетелем острого конфликта противоположных национальных интересов, вылившегося в две мировые войны.

4) Бытовой национализм - это проявление националистических чувств на уровне личности и малых социальных групп. Он обычно выражается в ксенофобии, во враждебном отношении к инородцам и представителям других этнических групп. Его связь с идеологией и политикой не всегда носит прямой и открытый характер, но, тем не менее, она существует. Бытовой национализм - важное средство в руках этнического и державно-государственного "национализмов" - к нему они прибегают для реализации своих целей, на него они опираются и в случае необходимости умело его разжигают; его вспышки редко бывают спонтанными - как правило, за ними стоят соответствующая идеология и политика.

Вопрос 5. Формы национализма:

1) Расизм. — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.Наци́стскаяра́соваяполи́тика — политика расовой дискриминации и ксенофобии в Третьем рейхе, основанной на концепции расовой гигиены. Концепция расовой гигиены подразумевала необходимость разделять людей на представителей высшей расы и низших элементов и необходимость соответствующего отбора. По этой концепции, первых следовало искусственно поддерживать, тогда как воспроизводство вторых требовалось предотвращать; смешение же рас даёт нежелательные последствия. Эта концепция также требовала проводить стерилизацию или уничтожение алкоголиков, эпилептиков, лиц с различными наследственными болезнями, слабоумных. Стремление к поддержанию «расовой гигиены» проявилось в государственных программах принудительного истребления различных категорий граждан (см. «Программа умерщвления Т-4»). н-р, фашистская Германия: немцы – арийская раса, избранная; славяне, евреи, цыгане, молдаване и др. – неполноценные.Осуществление расистских теорий на практике находит своё выражение в политике расовой дискриминации от ограничения каких-либо прав до физического уничтожения.

2) Шовинизмкрайняя степень национализма. — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновыва­ющая исключительность той или иной нации, противопос­тавление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и не­нависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеда­ний, национальный экстремизм.

3) Геноцид - (от лат. genos — род и caedere — убивать) — пред­намеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиоз­ным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физичес­кое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

4) Апартеид - (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid раздельное проживание) наиболее крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально экономических и гражданских прав вплоть до территориальной изоляции. Н-р, политика расовой сегрегации (вид расовой дискриминации), проводившаяся в Южно-Африканской Республике. В ходе внедрения системы апартеида чернокожие жители ЮАР были лишены почти всех гражданских прав.

5) Ксенофобия - нетерпимость к другим нациям; страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого как опасного и враждебного. Возведённая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей. Н -р, отношение к мигрантам из Сирии в некоторых европейских странах..

План.

Виды брака:

1. моногамия – один партнер (муж, жена) и полигамия: полигиния (многоженство), полиандрия (много мужей). Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия — брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;

2. эндогамия - это правила, которые позволяют выбирать себе супружеского партнера внутри определенных общественных групп (класс, раса, каста, вероисповедание, национальность, племя и др.), н-р, в царской России вступали в брак внутри своего сословий;

 и Экзогамия - это правила, которые запрещают заключение брака внутри определенной общественной группы Как правило, запрещается вступать в супружеские связи с членами своей семьи (инцест).

3. Законный - в органах ЗАГС; Церковный – в церкви; Фактический (его называют гражданский) – основанный только на любви и согласии.

Регулирование семейных отношений российским законо­дательством осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- добровольность брачного союза мужчины и женщины;

- равенство прав супругов в семье;

- разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

- приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;

- обеспечение приоритетной защиты прав и интересов не­совершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Вопрос 5. Основные функции семьи:

1) репродуктивная;

2) социализации

3) хозяйственно- экономическая

4) социально-статусная

5) эмоциональная;

6) защитная

7) Воспитательная

8) Досуговая

Семья выполняет определенные функции. Под функция­ми семьи понимается способ проявления жизнедеятельнос­ти и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу ис­тории менялись: они обусловлены социально-экономически­ми особенностями общества.

Наименование функции Ее сущность
Репродуктивная (от лат. produc - tio — производ­ство) Биологическое воспроизводство населения — на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях — на личностном уровне
Социализации Формирование индивида как личности
Хозяйственно-экономическая Ведение домашнего хозяйства, уход за деть­ми и престарелыми членами семьи. Материальная поддержка несовершенно­летних и нетрудоспособных членов семьи
Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наслед­ственными статусами — национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества
Эмоциональная Оказание психологической поддержки чле­нам семьи
Защитная Физическая, экономическая, психологичес­кая защита членов семьи
воспитательная Развитие личности каждого члена семьи, приобретение первых трудовых навыков; важнейшее средство воспитания – личный пример.
Досуговая (рекреационная) Организация рационального досуга, вза­имообогащение интересов членов семьи

Примеры, иллюстрирующие хозяйственно-экономическую функцию семьи:

1. В семье N. организован труд на подсобном хозяйстве по выращиванию овощей (ведение домашнего хозяйства).

2. В семье N.жена ежемесячно составляет предварительную роспись будущих доходов и предполагаемых расходов семьи (составление и использование семейного бюджета).

Вопрос 6. Формы семьи

1) по составу: нуклеарная (в составе родителей и детей), поколенная (или расширенная; в составе кроме родителей и детей есть еще родственники), полная (и мать, и отец), неполная;

2) по характеру взаимоотношений между членами: традиционная (патриархальная), партнерская (демократическая, эгалитарная).

3) В зависимости от того, кто зарабатывает деньги: Однокарьерная и двухкарьерная

4) В зависимости от того, как наследуется фамилия и имущество: патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных — по матери;

5) В зависимости от того, кто является главой семьи: патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец в матриархальных — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

6) В зависимости от того, из каких страт выходят супруги: гомогенные и гетерогенные семьи. В гомогенных семьях супруги являю



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.124 с.)