Регулирование внешних эффектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование внешних эффектов



Не всегда возможно осуществить интернализацию внешних эффектов, используя инструменты рыночного механизма, поскольку приведенные выше условия оказываются невыполнимыми. В этой ситуации возникает необходимость государственного регулирования последствий экономической деятельности рыночных агентов. Нерыночное регулирование предполагает использование ряда способов, которые можно классифицировать как методы прямого административного регулирования и косвенного экономического воздействия на последствия хозяйственной деятельности рыночных агентов.

Традиционно применяется такой метод прямого государственного регулирования отрицательных внешних эффектов, как стандарты – установленные законом пределы объема производимых внешних эффектов с использованием следующих видов ограничений:

1) на объемы загрязняющих выбросов (за счет прямого ограничения объема выпуска продукции);

2) установление норм содержания вредных веществ в выбросах (за счет изменения величины предложения в связи с ростом издержек производства, вызванным применением нового оборудования и технологий по очистке выбросов).

Установление такого рода стандартов широко распространено в большинстве стран мира. Существуют также определенные стандарты качества воды, воздуха и окружающей среды в целом. Вместе с тем все еще трудно определить оптимальные объемы как отрицательных, так и положительных внешних эффектов для экономики и социальной сферы. В результате практика применения стандартов сопровождается существенными недостатками, что приводит к потерям благосостояния общества:

– сохраняются бесплатно допустимые уровни выбросов;

– не учитывается разная степень остроты экологических проблем в различных регионах;

– не принимаются в расчет различия в уровне предельных частных издержек предприятий.

К новым методам прямого регулирования относится экологическая паспортизация предприятий, деятельность которых связана с производством внешних эффектов для окружающей природной среды. Экологический паспорт предприятия содержит информацию об уровне использования производителем природных и вторичных ресурсов, сведения о его правах природопользования, нормативах воздействий предприятий данного вида отрасли на природу, размерах платежей за ее загрязнение.

Экологический мониторинг – это комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управления, решений, необходимых и достаточных для обеспечения экологической безопасности страны.

К косвенным методам корректировки последствий отрицательных внешних эффектов относится установление специального налога, называемого налогом Лигу. Ставка налога устанавливается в размере, равном величине внешних предельных издержек: Т = МЕС (рис. 8.4).

Рис. 8.4. Применение налога для регулирования отрицательного внешнего эффекта

В результате введения налога частные предельные издержки (МРС) возрастают до уровня общественных предельных издержек (MSC), что позволяет уравнять предельные общественные издержки и предельные общественные выгоды (MSB). Рост издержек определяет сдвиг кривой предложения вверх, что сопровождается сокращением объема выпуска до оптимального уровня (Q1) и установлением рыночной цены Р1, равной предельным общественным издержкам. После выплаты государству налога с каждой проданной единицы продукции производитель получает цену Р3. Таким образом, в результате введения налога соотношение цен для потребителя и производителя изменяется. Возможное при этом сокращение получаемой фирмой прибыли открывает перед производителем альтернативу: прекратить производство и уйти с рынка или обеспечить внедрение новых технологий (оборудования), использование которых позволяет снизить и прекратить негативные воздействия на благосостояние третьих лиц.

Вместе с тем практическое применение налогов ограничено сложностью оценки величины предельных частных издержек, которая изменяется в зависимости от специфики производства различных фирм, состояния экологии в регионах, а также уровня общественного контроля соблюдения принципов и законодательных норм защиты природной среды.

Распространенным способом регулирования положительных внешних эффектов являются субсидии – платежи потребителям или производителям блага. Если субсидии выплачиваются потребителям (продуктовые талоны, денежные выплаты многодетным семьям, стипендии на образование и т.д.), то они стимулируют спрос на благо, вызывающее положительные экстерналии (рис. 8.5).

Рис. 8.5. Регулирование положительных внешних эффектов посредством стимулирования спроса

Для достижения эффективного объема потребления (Q1) с учетом предельного внешнего эффекта (МЕВ) необходимо обеспечить субсидирование потребителя в размере предельного внешнего эффекта (МЕВ) на каждую единицу продукции. Рыночная цена для потребителя снизится до уровня Р1. Вызванный этим рост спроса на продукцию отразится в сдвиге кривой D в положение D 1. Следствием этих изменений является увеличение производства блага до эффективного объема (Q1).

Стимулирование предложения блага обеспечивается субсидированием его производителей (рис. 8.6).

Предоставление субсидий ведет к сокращению предельных издержек производства блага и смещению кривой его предложения (S) вниз в положение S С. Новое равновесие на рынке отражает снижение рыночной цены до уровня Рс и увеличение объема продаж до Qc.

Рис. 8.6. Регулирование положительных внешних эффектов посредством стимулирования предложения

29.Влияние внешних эффектов на распределение ресурсов

Эффективное распределение ресурсов осуществляется при таком выпуске, когда цены товаров равны предельным затратам (Р=МС). Однако, рынок не учитывает предельные внешние затраты, если производители не оплачивают ряд потребляемых ими ресурсов. Так химический комбинат, сбрасывающий отходы в озеро, фактически бесплатно использует воду, ухудшая положение отдыхающих, рыбоводческих фирм и т.д.

Таким образом, при существовании отрицательных внешних эффектов предельные частные издержки оказываются ниже предельных социальных издержек. Иными словами, производители принимают решения об объемах выпуска, основываясь на заниженных затратах (рис. 16-5):

Рис. 16-5. Внешние издержки и потери общественного благосостояния

Общественно-эффективный выпуск (q*) соответствует точке пересечения кривых предельной социальной выгоды (MSB) и предельных социальных затрат (MSC). При этом равновесная цена должна быть Р*. Однако на рынке равновесие достигается в точке пересечения функций рыночного спроса и предложения (т. Е'). При этом функция предложения отражает лишь предельные частные издержки.

Поскольку предельные внешние затраты не оплачиваются и не учитываются рынком, фактическое производство определяется точкой пересечения кривых предельной частной выгоды1 (МРВ) и предельных частных затрат (MPC). Значит, фактический выпуск (q') будет больше эффективного, при заниженной цене (Р') на данный товар. Иными словами, отрасль использует слишком много производственных ресурсов в сравнении с их оптимумом. Площадь треугольника E*FE' составляет общественные потери мертвого груза, возникающие из-за неоплаты предельных внешних затрат.

Эффективное распределение ресурсов не достигается и при положительных внешних эффектах. В данном случае рынок не учитывает предельные внешние выгоды. Например, если рядом с пасекой имеется поле гречихи, прибыль пчеловода возрастает, но на доходах производителей гречихи этот факт никак не отражается. Следовательно, предельные частные выгоды от производства товаров, приносящих положительные внешние эффекты, оказываются ниже социальных выгод (рис. 16-6):

Рис. 16-6. Внешние выгоды и потери общественного благосостояния

Здесь, как и в предыдущем случае, общественно-эффективный выпуск соответствует точке пересечения кривых MSC2 и MSB и составляет q* при цене Р*. Фактическое же производство (q') оказывается ниже, т.к. определяется точкой пересечения кривых рыночного спроса и предложения. Последние отражают лишь предельные частные выгоды (МРВ) и предельные частные затраты (МРС). Поскольку частные выгоды в данном случае меньше общественных выгод и не учитываются рынком, отрасль недоиспользует ресурсы, производя слишком мало продукции. Площадь треугольника E*FE' составляет общественные потери мертвого груза, возникающие из-за неоплаты рынком предельных внешних выгод.

30.Внешние эффекты в производстве и потреблении.

Внешние эффекты

Внешние эффекты (их еще называют экстерналии (англ. externality) – влияние деятельности одного экономического агента на благосостояние другого, которое не находит отражения в рыночной цене блага. При отрицательном внешнем эффекте третьи лица, не вовлеченные в сделку (то есть это ни продавцы, ни покупатели), несут издержки. При положительном внешнем эффекте третьи лица имеют выгоды.

Как мы показывали в предыдущих главах, цены являются лучшим носителем информации в рыночной экономике, позволяя миллионам покупателям и продавцов получать релевантные сигналы и координировать усилия. Однако при наличии внешних эффектов рыночный механизм дает сбой: ведь цены не отражают интересов всех участников рынка, и рыночное равновесие уже не является эффективным.

 

Рассмотрим подробнее действие отрицательных и положительных внешних эффектов

Для того, чтобы оценить влияние внешних эффектов на рыночное равновесие, мы обратимся к знакомым графикам спроса и предложения. По главе «Спрос» мы помним, что спрос представляет собой готовность заплатить за товар предельного покупателя, который выбирает между различными вариантами удовлетворения потребительского спроса. То есть спрос отражает частные предельные выгоды (marginalprivatebenefits, MPB). Предложение товара отражает предельные издержки на производства товара производителей, которые имеют ресурсы и делают выбор между производством различных товаров. Кривая предложения отражает предельные частные издержки (marginalprivatecost, MPC).

 

При наличии внешних эффектов на рынке существуют неучтенные в цене интересы третьих лиц, экстернами (externalities). Это и есть внешние эффекты: неучтенные предельные выгоды (marginalexternalbenefit, MEB) или неучтенные предельные издержки (marginalexternalcost, MEC).

 

Рассматривают следующие виды внешних эффектов:

 

1.    Отрицательный внешний эффект в производстве

2.    Отрицательный внешний эффект в потреблении

3.    Положительный внешний эффект в производстве

4.    Положительный внешний эффект в потреблении

 

Отрицательный внешний эффект в производстве

Наиболее популярный пример отрицательного внешнего эффекта в производстве – это загрязнение окружающей среды. Например, крупный промышленный завод сливает сточные воды в реку и выбрасывает диоксид углерода в атмосферу. В результате этого ущемляются интересы многих лиц: люди больше не могу купаться в чистой воде и дышать свежим воздухом, недвижимость и земля в стоящем рядом на берегу реки коттеджном поселке начинает падать, а располагающееся рядом рыбное хозяйство начинает терять уловы рыбы. Ни один из данных эффектов не учтен в цене продукции завода.

 

 

В этом случае предельные общественные издержки (marginalsocialcost, MSC) оказываются больше предельных частных издержек (то есть издержек завода) на величину предельных внешних издержек (то есть на величину внешнего эффекта):

MSC = MPC + MEC

Графически данная ситуация изображается следующим образом:

 

 

При наличии отрицательного внешнего эффекта в производстве предельные общественные издержки оказываются выше предельных частных издержек. При этом предельные общественные выгоды равны предельным частным выгодам.

В этом случае равновесие рынка находится в точке, тогда как общественно оптимальное равновесие находится в точке B.

То есть с точки зрения общества товара должно производиться и потребляться меньше, а стоить он должен дороже.

Отрицательный внешний эффект в потреблении

Также возможна ситуация, когда потребление блага сопровождается отрицательным внешним эффектом для третьих лиц. Классическим примером является прослушиване громкой музыки. В этом случае ваше потребление создает издежрки для соседей.

В этом случае предельные общественные выгоды (marginalsocialbenefit, MSB) оказываются ниже предельных чатсных выгод (marginalprivatebenefit, MPB) на величину предельных внешних выгод (marginalexternalbenefit, MEB).

MSB = MPB - MEB

С точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться меньше, и стоить он должен дешевле.

Положительный внешний эффект в производстве

Классическим примером положительного внешнего эффекта в производстве являются инновации. Фирмы в процессе производственной деятельности в поиске эффективных способов производства нередко прибегают к инновациям, которые вскоре становятся доступными для всего общества.

В этом случае предельные общественные издержки (marginalsocialcost) оказываются ниже предельных частных издержек (marginalprivatecost) на величину предельных внешних издержек (marginalexternalcost):

 

MSC = MPC - MEC

 

При положительном внешнем эффекте в производстве товара с точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться больше, а стоить он должен дешевле.

 

Положительный внешний эффект в потреблении

Допустим, вы решили облагоустроить собственный подъезд. На свои деньги вы покупаете красивые кустарники и деревья, вешаете на стены красивые картины. Но выгоду от вашей покупки получаете не только вы, но и остальные жители подъезда.

В этом случае третьи лица получают выгоды от процесса вашего потребления, и предельные общественные выгоды (marginalsocialbenefit) становятся выше ваших предельных частных выгод (marginalprivatebenefits) на величину предельных внешних выгод ваших соседей (marginalexternalbenefit):

 

MSB = MPB + MEB

 

 

С точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше и стоить он должен дороже.

Данные примеры внешних эффектов позволяют сделать вывод: при отрицательных внешних эффектах, в производстве или потреблении, с точки зрения общественных интересов товара должно производиться меньше, то есть он производится в избыточном количестве. При положительных внешних эффектах, наоборот, товар производится в недостаточном количестве. То есть с точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше.

Поскольку внешние эффекты приводят к неэффективному распределению ресурсов, общество ищет способы их устранения. Устранение внешних эффектов заключается в обращении внешних эффектов во внутренние издержки или выгоды, и называется этот процесс «интернализация».

Интернализация – обращение внешних эффектов третьих лиц во внутренние издержки или выгоды участников рынка.

Один из способов интернализации внешних эффектов заключается в налогообложении или субсидировании участников, которые производят отрицательный или положительный внешний эффект.

Одним из способов интернализации отрицательного внешнего эффекта в производстве, например при загрязнении окружающей среды, выступает налогообложение предприятий, осуществляющих вредные выбросы. Данные налоги называются «налоги Пигу» по имени американского экономиста Артура Пигу, который впервые предложил интернализацию внешних эффектов таким образом.

«Налог Пигу» увеличивает предельные издержки завода таким образом, чтобы новая цена и объем производства отвечали общественно оптимальным интересам:

 

В случае положительного внешнего эффекта в производстве государство может субсидировать производство товара, например, предоставляя налоговые льготы инновационным предприятиям.

 

Но кроме государственного вмешательства существуют и частные способы интернализации внешних эффектов, когда стороны самостоятельно могут договориться об устранении внешних эффектов, и это утверждает великая теорема Коуза.

 

Теорема Коуза

        Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

В начале главы «Рыночное равновесие» мы рассуждали о том, что именно наличие множества рынков, на которых потребитель могут альтернативно удовлетворять потребности, а производители альтернативно решить, какие товары производить из имеющихся ресурсов, делает экономику эффективной, позволяя участникам извлекать нужную информацию из цен. В случае урегулирования судом проблем внешних эффектов и споров между сторонами решается наилучшим образом, когда им доступно максимальное количество возможностей для выработки совместных решений.

Основываясь на приведенных выше рассуждениях, попробуем проанализировать, какой из методов регулирования внешних эффектов является эффективным. Рассмотрим известный случай загрязнения окружающей среды, который является отрицательным внешним эффектом.

Можно предложить три способа регулирования загрязнения окружающей среды:

 

1.    Принудительное сокращение объемов производства

2.    Обложение вредных производств налогов

3.    Организация рынка загрязнений

Рассмотрим каждый из способов подробнее

Принудительное сокращение объемов производства, одинаковое для каждой фирмы, не является эффективным экономическим решением. Разные компании могут по разному загрязнять окружающую среду. Если обязать все компании сократить производство на одинаковую величину, то это будет неэффективным решением. Далее, какие-то компании имеют низкие издержки устранения загрязнений, и могут предпочесть потратить деньги на дополнительное оборудование без сокращения выпуска, а какие-то компании имеют высокие издержки на устранение загрязнений и предпочтут сократить выпуск или же уплатить штраф.

В этом отношении налоги Пигу являются более эффективным методом устранения внешних эффектов. Некоторые компании предпочтут потратить деньги на очистные сооружения и платить меньше налогов, а некоторые предпочтут не снижать выбросы и платить налоги. Но при налогах Пигу мы забыли о выводах нашего предыдущего анализа: загрязнения неэффективны не сами по себе, а потому что они имеют негативный эффект на разнообразных внешних агентов, например, на владельцев расположенных рядом рыбных ферм. В случае налогов Пигу заводы имеют стимулы сокращать выбросы, но тогда владельцы ферм не имеют стимулов самим ставить очистное оборудование. Если же фермеры имеют более низкие издержки по устранению последствий загрязнений, чем заводы, то налоги Пигу будут неэффективным способом решения проблемы с точки зрения общественных издержек.

Третий способ заключается в организации рынка разрешений на загрязнение. Это означает, что завод, производящий загрязнения, должен купить на рыке право загрязнять окружающую среду в размере определенного количества единиц загрязнений (речь идет о квотах на загрязнение). Первоначальное распределение квот на загрязнение построено таким образом: тот, кто обладает технологией с низким уровнем загрязнения, получает большую квоту. Тот, кто обладает технологией с высоким уровнем загрязнения, получает меньшую квоту. Далее между участниками организуется рынок квот.

Рассмотрим модельную работу такого рынка на нашем примере про ферму и завод.

В нашем примере про завод и рыболовную ферму первоначальное распределение таково: ферма имеет все квоты на загрязнение (потому что ее деятельность не загрязняет воду вообще), завод их не имеет вообще. Теперь, для того, чтобы заводу осуществлять свою деятельность, он должен купить их у фермы. По какой цене ферма будет продавать заводу право загрязнять воздух? Посмотрим на логику действия фермы. Если завод не загрязняет воду, то ферма не несет издержек в результате отрицательного внешнего эффекта. Но в то же время она и ничего не получает от продажи квоты на загрязнение. Когда ферма начинает продавать квоты, то завод может начинать загрязнять воду. В этом случае ферма начнет нести издержки в размере отрицательного внешнего эффекта от загрязнения воды заводом, но, в то же время, начнет получать выручку от продажи заводу разрешений на загрязнение. Если подобных ферм и заводом будет много, и информация об их деятельности будет общедоступной, то цена на загрязнения установится на уровне издержек фермы по установке очистных сооружений. Если же издержки по установке очистных сооружений будут ниже у завода, то он предпочтет не платить ферме за разрешения на загрязнения, а поставить очистные сооружения самостоятельно и не осуществлять загрязнение. В любом случае, будет найдено оптимальное с точки зрения общества решение.

И в этом смысле организация конкурентного рынка разрешений на загрязнения оказываются еще более эффективным методом устранения внешних эффектов по сравнению с налогом Пигу.

 

31. Сетевые внешние эффекты и сетевые рынки

Типичный пример рынка с сетевым внешним эффектом — телефонная сеть. Подключение новых абонентов увеличивает число людей, которым могут позвонить абоненты, подключившиеся к сети ранее, и, тем самым, повышает ценность системы как для настоящих, так и для будущих пользователей. Однако сетевые внешние эффекты характерны не только для систем связи. Они могут присутствовать на рынках взаимодополняющих товаров — в том случае, если полезность данного товара зависит от наличия товара, его дополняющего. Вполне очевидно, что нет смысла располагать пункт проката видеокассет в районе, где ни у кого из жителей нет видеоплейера. И опять-таки, нет смысла покупать видеоплейер, если нет доступа к кассетам для просмотра.

Вследствие сетевых внешних эффектов возникает, таким образом, эффект самовоспроизведения и усиления популярности данного продукта: новые клиенты покупают товар, пользующийся наибольшим спросом, рассчитывая, как раз на больший сетевой внешний эффект, связанный с такой покупкой; но из-за расширения круга потребителей продукта этот сетевой внешний эффект еще более усиливается, что делает продукт еще привлекательнее для новых потребителей.

В результате такой динамики сетевые рынки иногда движутся в направлении монополизации. Сетевая монополия, в отличие от обычной, выгодна потребителям, так как позволяет максимизировать положительный сетевой внешний эффект. Это, однако, не снимает проблемы существования социальных издержек монопольной власти и возникающей в этой связи необходимости контроля над монополией со стороны общества. Более того, появление сетевой монополии осложняет антитрестовское регулирование вследствие ряда присущих ей особенностей.

Во-первых, в роли продукта, ставшего сетевым стандартом, совершенно не обязательно выступает самый перспективный, эффективный и высококачественный продукт, вышедший на данный рынок. Поскольку потребители стремятся заполучить товар, обеспечивающий наибольший сетевой внешний эффект, принятие решения о покупке определяется не только ценой и качеством товара, но и ожиданиями в отношении его рыночного успеха. Ведь потребителям, купившим пусть даже более высококачественный, но проигравший в конкуренции продукт, придется нести дополнительные издержки по переключению на доминирующий сетевой продукт, включающие затраты не только на покупку последнего, но и на обучение пользованию им.

В случае если сетевым стандартом станет более низкий по качеству продукт, указанные издержки переключения могут оказаться достаточно высокими, чтобы удержать потребителей от перехода на явно более высокий по всем параметрам стандарт. Новые потребители могут счесть, что больший сетевой внешний эффект, получаемый от покупки продукта-лидера, перевешивает преимущества в цене или качестве, связываемые с переходом на конкурирующий продукт.

Во-вторых, именно благодаря издержкам переключения сетевая монополия оказывается потенциально весьма устойчивой, поскольку существование таких издержек может служить серьезным барьером для вхождения на рынок новых конкурентов, в особенности если их продукция несовместима с доминирующей на рынке. Устойчивость же сетевой монополии снижает стимулы фирмы-лидера к инновациям. Примером такого развития событий может служить задержка рыночного внедрения технологии цифровых абонентских линий (DSL) для высокоскоростной телефонной связи. Данная технология была доступна уже с начала 1980-х гг., однако телефонные компании обратились к ней лишь во второй половине 1990-х гг., когда почувствовали конкурентное давление со стороны кабельного телевидения, предоставляющего аналогичные высокоскоростные услуги.

В-третьих, фирма — сетевой монополист может обладать преимуществами в продаже дополняющих товаров, позволяющими ей расширить сферу своего господства, распространив его на другие рынки. Указанные преимущества зачастую реализуются в рамках использования сетевым монополистом стратегии связанных продаж, или продаж пакетами, при которой, например, продажа клиенту доминирующего сетевого продукта обусловливается приобретением у монополиста и дополняющего товара.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.052 с.)