Современная экономика: соотношение рыночных структур. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная экономика: соотношение рыночных структур.



Специфические характеристики конкурентных и неконкурентных взаимодействий в рамках крупных рыночных образований позволяют выделить несколько типов рыночных структур. Под рыночной структурой подразумевают структуру, которая отвечает следующим критериям:

· количество продавцов и покупателей;

· размер продавцов и покупателей (рыночная доля);

· степень однородности продукта;

· наличие и величина барьеров входа на рынок;

· симметрия (асимметрия) информации на рынке;

· воздействие продавцов и покупателей на рыночную цену.

Различные комбинации перечисленных выше факторов дают разнообразные типы рыночных структур.

Для удобства ознакомления с рынком и выделения особенностей поведения фирмы на нем используют следующую схему анализа, приведенную ниже. Предполагается, что структура рынка зависит в первую очередь от фундаментальных условий, как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Фундаментальные
(или базовые) условия — это то, что определяется самой отраслью, ее особенностями в рамках данной экономики.

Схема анализа рынка (решения)

Фундаментальные условия отрасли

Со стороны предложения

· Технология: производственная функция;

· Сырье: наличие, качество, возможность замещения;

· Тип выпускаемого товара;

· Эффект масштаба и эффект разнообразия;

· Местоположение продавцов;

· Наличие специфических активов и специфических инвестиций.

 

Со стороны спроса

· Ценовая эластичность спроса;

· Эластичность спроса по доходу;

· Другие виды эластичности спроса;

· Темпы роста спроса;

· Демографическая структура спроса;

· Местоположение покупателей;

· Способы покупки: магазин, Интернет, каталог, агенты по сбыту;

· Способы оплаты покупки: наличность, потребительский кредит, банковская карта.

Тип структуры отрасли (рыночной структуры)

· Число продавцов и число покупателей.

· Тип продукта: однородный или дифференцированный.

· Размер типичной фирмы рынка.

· Наличие и высота барьеров входа-выхода.

· Полнота и доступность информации о рыночных процессах.

 

Параметры поведения фирмы на рынке

· Выбор продукта и продуктового разнообразия;

· Оптимальный объем выпуска (продажи);

· Оптимальные закупки ресурсов;

· Величина цены и ее динамика;

· Расходы на рекламу;

· Расходы на НИОКР;

· Инвестиционная политика;

· Отношения с конкурентами;

· Отношения с поставщиками ресурсов;

· Отношения с потребителями;

· Отношения с государством;

· Отношения с обществом (этика бизнеса).

 

Результативность функционирования отрасли

· Эффективность продукта (качество товара)(степень удовлетворенности спроса).

· Аллокативная эффективность (эффективность распределения производственных ресурсов).

· Технологическая эффективность (принцип минимизации издержек).

· Динамическая эффективность (технический прогресс).

· Финансовая эффективность (прибыльность фирмы и отрасли).

· Социальная эффективность (гармонизация интересов бизнеса и общества).

· Соблюдение принципов добросовестной конкуренции.


Государственная политика регулирования рыночных структур

· Антимонопольная политика;

· Политика поддержки конкуренции;

· Регулирование барьеров входа-выхода;

· Регулирование инвестиционной деятельности фирм;

· Регулирование отраслевой занятости.

· Налоговая политика;

· Промышленная политика;

· Внешнеторговая политика;

· Макроэкономическая политика.

 

Характерная черта Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Число фирм Одна Несколько Много
Тип продукта Уникальный, близких заменителей нет Стандартизированный Дифференцированный
Контроль на ценами Полный Ограниченный взаимозависимостью Небольшой
Условия вступления в отрасль Блокировано Трудно Сравнительно легко
Типичные отрасли Коммунальное хозяйство Металлургия, нефтедобыча, станкостроение Розничная торговля, швейная, обувная промышленность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.005 с.)