Глава 4. Результаты царствования Анастасия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Результаты царствования Анастасия



 

Надо сказать прямо, что почти во все время своего многотрудного царствования император Анастасий оказывался на высоте положения. Войны требовали громадных средств, но многоопытный император, умевший распоряжаться финансами, оставил после себя казну с профицитом бюджета 320 тыс. фунтов золота. Эти средства позволили его преемникам провести имперскую стратегию и реформировать государственное управление и армию.

Как он достиг такого результата? — остаётся только гадать. Начав своё царствование с налоговых послаблений, вынужденный вообще отменить налоги на некоторых территориях, прекратив продажу должностей, император, по существу, сам отказался пусть и от сомнительных, но верных источников доходов, которыми ранее не брезговало правительство.

Озабоченный делами правосудия, император начал насаждать в магистратурах юристов, не делая никаких исключений для кандидатов на эти должности. Когда его супруга св. Ариадна просила за Анфимия, приходившегося ей родственником, царственный супруг отказал ей, сославшись на то, что пост префекта могут занимать лишь люди, имеющие специальное образование[1080].

Главное — при Анастасии Римская империя окончательно стала христианским государством, а военное сословие заняло должное подчинённое положение, не претендуя более на высшую власть. При всех религиозных перипетиях ни разу за всё время царствования Анастасия никто не рискнул организовать заговор с целью захвата власти. Далёкий от честолюбивых воинских подвигов, он обращал основное внимание на благосостояние своих подданных. Он восстановил правосудие в судах, облегчил податное бремя подданных и создал высоко эффективную администрацию.

Великолепно образованный (например, император владел обоими языками Империи), он всячески поощрял развитие литературы, особенно римской, которая в его годы зацвела пышным цветом. При нём прошли обучение великолепные юристы, которые позднее будут задействованы при разработке великолепного и великого законодательства императора св. Юстиниана I. Сохранилось два панегирика, написанные Присцианом и Прокопием Газским, в которых прославляется имя Анастасия и св. Ариадны за то благоденствие, которые они даровали Римской империи после тяжёлых лет царствования Зенона. Так, в частности, Прокопий славит многочисленные славные деяния императора: удачные войны на Востоке, благосостояние граждан, строительство Длинной стены во Фракии, маяка в Александрии, устранение кровавых зрелищ и запрет пантомимов. Он отмечает высоконравственный образ жизни царя и его подвиги и сравнивает с Александром Македонским, Киром, Агесилаем[1081].

Наиболее крупной реформой императора Анастасия можно назвать организацию альтернативных способов взыскания с отдельных городских общин поземельного налога, являвшегося главной статьей дохода бюджета. Вообще, современники говорили, что Анастасий заботился о своих подданных, как о собственных детях. Неизменно император освобождал разорённые или подвергнувшиеся нашествию варваров провинции от налогов, посылая от себя личную помощь областям, застигнутым войной[1082]. Среди других знаменательных действий Анастасия следует выделить уничтожение кабальных записей, ведших к закабалению в рабство свободных людей[1083].

Нельзя сказать, что судьба была очень милостива к императору Анастасию. Как уже указывалось выше, помимо длительных войн, в 517 г. Римскую империю постигло страшное нашествие славян, дошедших до Фермопил. А в 518 г. жесточайшее землетрясение поглотило два города в области Дардании, и почти половину остальных — значительно повредило.

Позиция императора по отношению к Халкидону навеяла много субъективизма при описании современниками (и не только ими) царствования Анастасия. Это отношение хорошо иллюстрирует следующая легенда, широко распространённая на Востоке. Однажды ночью, как гласит предание, Анастасию было видение благообразного старца с книгой в руках. Загнув в ней несколько листов, старец сказал императору: «За твоё неверие я вычеркиваю 14 лет!». Тут же выяснилось, что тревожный сон в эту же ночь посетил и Амантия, препозита опочивальни, который видел в сновидении огромного кабана, свалившего сановника с ног и топтавшего его. Толкователь снов философ Прокл разъяснил дело так, что за отступления от веры Господь накажет обоих — и императора, и Амантия[1084].

Умер император в понедельник 9 июля 518 г. седовласым старцем в возрасте 88 или даже 90 лет. Смерть его была скоропостижна (от разрыва сердца) и случилась ночью во время грозы. Некоторые слухи, будто царь погиб от удара молнии, явно имеют своим источником позднюю месть православных ригористов, имевших основания быть недовольными Анастасием[1085].

Да, объективно, Римские епископы были православными и стояли за Халкидон, и по-своему были правы, хотя и покупали свою победу ценой целостности Римской империи. Но субъективно был прав и Анастасий, сделавший всё для её реставрации и поддержания единства Церкви. Кто из них более прав — знает только Бог. Но, расставаясь с земной жизнью, Анастасий мог повторить слова, незадолго перед смертью сказанные им папе Гормизде: «Мир мой даю вам, мир мой оставляю вам».

С прекращением династии императора св. Льва Великого завершился первый период существования христианской Римской империи. Воцерковив Вселенную, утвердив Православие в качестве государственной и обязательной для подданных религии, мягко  сведя на «нет» последние остатки язычества, Византия подошла к новому этапу своей жизнедеятельности, который откроет славная и великая династия святого императора Юстиниана I.

 


[1]  Володин Э. Византийский дар. Наследие Византийской империи.

 

[2]  Суворов Н.С. Предисловие к книге Ф. Маасена «Девять глав о свободной Церкви и свободе совести» // Временник Демидовского юридического лицея. Кн. 29. Ярославль, 1882. С. XX, XXI.

 

[3]  Суворов Н.С. Предисловие к книге Ф. Маасена «Девять глав о свободной Церкви и свободе совести» // Временник Демидовского юридического лицея. Кн. 29. Ярославль, 1882. С. Xx.

 

[4]  Боханов А.Н. Ромейская имперская традиция и русское имперское перевоплощение в XV–XVI веках.

 

[5]  Уэр Каллист, епископ. Церковь эпохи Вселенских Соборов.

 

[6]  Воробьёв С.М. Несколько замечаний к вопросу об историческом значении Персидской империи Ахеменидов // Имперское возрождение. № 1 (21) 2009. С. 76–79.

 

[7]  Покровский И.А. История римского права. Петроград, 1915. С. 303.

 

[8]  Покровский И.А. История римского права. Петроград, 1915 С. 192, 193.

 

[9] Там же. С. 305.

 

[10] Евсевия Памфила слово василевсу Константину, по случаю тридцатилетия его царствования // Памфил Евсевий. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998. С. 260.

 

[11]  Кулаковский Ю.А. История Византии. В 3 т. Т. 1. СПб., 2003. С. 58–60.

 

[12]  Дилль Ш. История Византийской Империи. М., 1948. С. 31, 32.

 

[13] «Приветственное слово Отцов, собравшихся в Константинополе в императорском дворце Трулле, к благочестивейшему императору Юстиниану» // «ДВС». В 4 т. Т. 4. СПб., 1996. С. 271.

 

[14]  Дилль Ш. Основные проблемы византийской истории. М., 1947. С. 21.

 

[15]  Дилль Ш. Основные проблемы византийской истории. М., 1947. С. 28.

 

[16]  БрентаноЛ. Народное хозяйство Византии. М., 2010. С. 33, 34.

 

[17]  Дилль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке. СПб., 1909. С. 138, 139.

 

[18]  Данте Алигьери. Монархия. Книга I, II, 3; I, VIII, 3–5; II, XI, 4. М., 2010. С. 4, 9, 37.

 

[19]  Дилль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке. С. 145, 146.

 

[20]  Прокопий Кесарийский. Война с вандалами // Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. Война с персами. Тайная история. М., 1993. Книга I, глава XXV. С. 236.

 

[21]  Дилль Ш. История Византийской Империи. С. 81, 82.

 

[22] «Послание папы Геласия императору Анастасию» // Задворный А. История Римских пап. От св. Феликса II до Пелагия II. М., 1997. С. 27.

 

[23]  Грибовский В.М. Народ и власть в Византийском государстве. Опыт историко-догматического исследования. СПб., 1897. С. 44, 45.

 

[24]  Дилль Ш. История Византийской Империи. С. 39.

 

[25]  Рансимен С. Великая Церковь в пленении. История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. СПб., 2006. С. 137.

 

[26]  Сиропул Сильвестр. Воспоминания о Фераро-Флорентийском Соборе (1438–1439). СПб., 2010. Воспоминание второе, часть 21. С. 37.

 

[27]  Рансимен С. Сицилийская вечеря. История Средиземноморья в XIII веке. СПб., 2007. С. 36, 37.

 

[28]  Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. М., 1983. С. 138, 139,

 

[29]  Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. М., 1983. С. 139.

 

[30]  Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской Империи. В 7 т. Т. 1. М., 2008. С. 588.

 

[31]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. М., 2004. С. 63, 64.

 

[32]  Князький И.О. Император Диоклетиан и закат античного мира. СПб., 2010. С. 39, 40.

 

[33]  Васильевский В.Г. Лекции по истории Средних веков. СПб., 2008. С. 88.

 

[34]  Спасский А.А. Обращение императора Константина Великого в христианство // Спасский А.А. Обращение императора Константина Великого в христианство. Исследования по истории древней Церкви. СПб., 2007. С. 41.

 

[35] Там же. С. 42.

 

[36]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998. Книга I, глава 13. С. 35.

 

[37] Там же. Книга I, глава 16. С. 37.

 

[38]  Феофан Византиец. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта // Феофан Византиец. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. Прииск Понтийский. Сказания Прииска Понтийского. Рязань, 2005. С. 14.

 

[39]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. С. 92, 93.

 

[40]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Книга I, главы 20–22, С. 39–40.

 

[41]  Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской Империи. Т. 1. С. 594–596.

 

[42]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. С. 121–132.

 

[43]  Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской Империи. Т. 1. С. 602, 603.

 

[44]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. С. 134–138.

 

[45]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Книга I, глава 27. С. 43.

 

[46] Там же. Книга I, главы 31, 32. С. 44, 45.

 

[47]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. С. 144, 145.

 

[48]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. С. 150.

 

[49] Там же. С. 146.

 

[50] Там же. С. 150–152.

 

[51] Там же. С. 153.

 

[52]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Книга I, глава 38. С. 48.

 

[53]  Аллар Поль. Христианство и Римское государство от Нерона до Феодосия. СПб., 1898. С. 137, 138.

 

[54]  Евсевий Памфил. Церковная история. М., 2001. Книга 10, глава 5. С. 450, 451.

 

[55]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. С. 197, 198, 210, 211.

 

[56]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Книга I, глава 40. С. 50.

 

[57] Там же. Книга I, главы 43, 45. С. 51, 52.

 

[58]  Евсевий Памфил. Церковная история. Книга 10, глава 5. С. 453.

 

[59]  Евсевий Памфил. Церковная история. Книга 10, глава 7. С. 458.

 

[60]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Книга II, главы 20, 21. С. 72, 73.

 

[61]  Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. Ярославль, 1908. С. 42, 43.

 

[62]  Робертсон Дж. С. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. В 2 т. Т. 1. Пг., 1916. С. 170.

 

[63]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Книга II, главы 24–42, 56. С. 74–83.

 

[64]  Робертсон Дж. С. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 1. С. 173.

 

[65]  Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. Ярославль, 1908. С. 39, 40.

 

[66]  Робертсон Дж. С. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 1. С. 170, 171.

 

[67]  Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. // Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника. СПб., 2006. С. 239, 240.

 

[68]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Книга I, глава 44. С. 52.

 

[69]  Евсевий Памфил. Церковная история. Книга 10, главы 5, 6. С. 455–457.

 

[70]  Рудоквас А.Д. О христианизации римского права в эпоху императора Константина Великого // «Древнее право». № 1 (9). 2002. С. 168.

 

[71] Там же. С. 171, 172.

 

[72] Там же. С. 173–178.

 

[73]  Грегоровиус Фердинанд. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М., 2008. С. 37.

 

[74]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. С. 177, 178.

 

[75]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. С. 168, 169.

 

[76] Там же. С. 180, 181.

 

[77] Там же. С. 182–184.

 

[78]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. С. 189–191.

 

[79]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Книга I, глава 49. С. 54.

 

[80] Там же. Книга I, главы 51, 52, 53, 54. С. 55–57.

 

[81]  Евсевий Памфил. Церковная история. Книга 10, глава 8. С. 460, 461.

 

[82]  Феофан Византиец. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 21.

 

[83] «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Дмитрия Ростовского». В 13 т. Т. 8. Книга 11. М., 1910. С. 250–259.

 

[84]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Книга II, глава 2. С. 62.

 

[85]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. С. 221–224.

 

[86]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Книга II, главы 4, 5. С. 64, 65.

 

[87]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. С. 225–227.

 

[88]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Книга II, глава 7. С. 66.

 

[89] Там же. Книга II, глава 12. С. 68.

 

[90] Там же. Книга II, глава 18. С. 71.

 

[91]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Книга II, глава 19. С. 72.

 

[92]  Рансимен С. Византийская теократия // Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998. С. 148.

 

[93]  Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 2007. С. 87.

 

[94] Там же. С. 95.

 

[95] «Послание Александра, епископа Александрийского, к Александру, епископу Константинопольскому» // Деяния Вселенских Соборов (далее — ДВС). В 4 т. Т. 1. СПб., 1996. С. 18.

 

[96]  Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 2006. С. 13–16.

 

[97]  Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. Т. 2. М., 1994. С. 332–335.

 

[98]  Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. С. 96, 97.

 

[99] Там же. С. 97, 98.

 

[100] «Окружное послание Александра, епископа Александрийского» // ДВС. Т. 1. С. 15.

 

[101]  Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. С. 98–105.

 

[102]  Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. С. 107.

 

[103] «Послание Императора Константина к епископу Александру и пресвитеру Арию» // ДВС. Т. 1. С. 30.

 

[104] Там же.

 

[105]  Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. С. 109, 110.

 

[106]  Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 9.

 

[107] «Послание Императора Константина к Арию и арианам» // ДВС. Т. 1. С. 34.

 

[108] ДВС. Т. 1. С. 37.

 

[109] ДВС. Т. 1.С. 38.

 

[110]  Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 30, 31.

 

[111] «Послание Императора Константина к Александрийской церкви против Ария» // ДВС. Т. 1. С. 78.

 

[112] См.: ДВС. Т. 1. С. 78. Ср.: Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 34–36.

 

[113]  Спасский А.А. Начальная стадия арианских движений и Первый Вселенский Собор в Никее // Спасский А.А. Начальная стадия арианских движений и Первый Вселенский Собор в Никее. Исследования по истории древней Церкви. СПб., 2007. С. 35.

 

[114] «Речь Императора Константина Святому Собору» // ДВС. Т. 1. С. 44.

 

[115] «Послание Императора Константина к Александрийской церкви против Ария». С. 79.

 

[116] «Послание Императора Константина из Никеи к епископам, не присутствовавшим на Соборе» // ДВС. Т. 1. С. 80.

 

[117]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Книга III, глава 13. С. 108.

 

[118]  Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 41.

 

[119]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженнейшего василевса Константина. Книга III, глава 21. С. 113.

 

[120] «Послание Императора Константина ко всем епископам и народам» // ДВС. Т. 1. С. 79, 80.

 

[121] «Послание Императора Константина из Никеи к епископам, не присутствовавшим на Соборе». С. 82.

 

[122] «Послание Императора Константина к никодимийцам против Евсевия и Феогниса» // ДВС. Т. 1. С. 90.

 

[123]  Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 59.

 

[124]  Терновский Ф.А., Терновский С.А. Греко-восточная церковь в период Вселенских Соборов. Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312–842). Киев, 1883. С. 24.

 

[125]  Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 55–60.

 

[126]  Феофан Византиец. Летопись византийца Феофана от Диоклектиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 28, 29.

 

[127]  Вальденберг В.Е. Государственное устройство Византии до конца VII века. СПб., 2008. С. 21–25.

 

[128]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Книга I, глава 44; Книга IV, глава 24. С. 52, 152.

 

[129] Там же. Книга I, глава 24. С. 41.

 

[130]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. С. 243.

 

[131]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. С. 244, 245.

 

[132]  Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской Империи. Т. 1. С. 622, 623.

 

[133]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. С. 232.

 

[134] Там же. С. 251–254.

 

[135] Там же. С. 255–257.

 

[136]  Терновский Ф.А., Терновский С.А. Греко-восточная церковь в период Вселенских Соборов. Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312–842). С. 24.

 

[137]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. С. 261.

 

[138]  Грегоровиус Фердинанд. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). С. 33.

 

[139]  Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. С. 268–270.

 

[140]  Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Книга IV, главы 62, 63, 64. С. 172, 173.

 

[141] Там же. Книга IV, главы 66, 67. С. 174, 175.

 

[142] Там же. Книга IV, главы 69–71. С. 175, 176.

 

[143]  Кравчук Александр. Императоры. М., 2011. С.830

 

[144]  Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской Империи. Т. 2. С. 270.

 

[145]  Евсевий Памфил.   Жизнь блаженного василевса Константина. Книга IV, главы 68 и 70. С. 175, 176.

 

[146]  Феодорит Кирский.   Церковная история. Книга II, глава 3.

 

[147]  Феофан Византиец.   Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 35.

 

[148]  Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской Империи. Т. 2. С. 269.

 

[149]  Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 36.

 

[150]  Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Первое обличительное слово на царя Юлиана, глава 21 // Творения. В 2 т. Т. 1. М., 2007. С. 67.

 

[151]  Терновский Ф.А., Терновский С.А. Греко-восточная церковь в период Вселенских Соборов. Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312–842). С. 35, 36.

 

[152]  Феодорит Кирский. Церковная история. Книга II, главы 1 и 2.

 

[153]  Робертсон Дж. С. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. В 2 т. Т. 1. Пг., 1916. С. 183, 184.

 

[154]  Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 37.

 

[155]  Успенский Ф.И. История Византийской Империи. В 5 т. Т. 1. М., 2001. 105.

 

[156]  Аллар Поль. Христианство и Римское государство от Нерона до Феодосия. С. 181.

 

[157]  Терновский Ф.А., Терновский С.А. Греко-восточная церковь в период Вселенских Соборов. Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312–842). С. 38, 39.

 

[158]  Феодорит Кирский. Церковная история. Книга III, глава 3.

 

[159]  Аллар Поль. Христианство и Римское государство от Нерона до Феодосия. С. 184.

 

[160]  Алфионов Я. Император Юлиан и его отношение к христианству. М., 1880. С. 56.

 

[161] Там же. С. 57.

 

[162] Там же. С. 58, 59.

 

[163]  Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. Т. 2. С. 281, 282.

 

[164] Там же. Т.2. С. 284, 285.

 

[165]  Васильев А.А. История Византийской империи. В 2 т. Т. 1. СПб., 1998. С. 121, 122.

 

[166]  Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырёх первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. Ярославль, 1908. С. 195, 196.

 

[167]  Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской Империи. Т. 2. С. 285, 286.

 

[168] Там же. Т. 2. С. 280, 281.

 

[169]  Феодорит Кирский. Церковная история. Книга II, глава 4.

 

[170]  Успенский Ф.И. История Византийской Империи. Т. 1. С. 105.

 

[171]  Петр Магистр. Исторические события. Отрывок 15 // Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец. Рязань, 2003. С. 226, 227.

 

[172]  Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской Империи. Т. 2. С. 286–289.

 

[173]  Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 45.

 

[174]  Терновский Ф.А., Терновский С.А. Греко-восточная церковь в период Вселенских Соборов. Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312–842). С. 40.

 

[175]  Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 45, 46.

 

[176]  Феодорит Кирский. Церковная история. Книга II, глава 30.

 

[177]  Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 40, 41.

 

[178]  Марцеллин Аммиан. Римская история. Книга XIV, глава 7, 1. М., 2005. С. 20.

 

[179]  Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. Т. 2. С. 310.

 

[180]  Марцеллин Аммиан. Римская история. Книга XIV, глава 10, 1-16. С. 31–33.

 

[181] Там же. Книга XIV, глава11. С. 33–38.

 

[182]  Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 41, 42.

 

[183]  Марцеллин Аммиан. Римская история. Книга XV, глава 4. С. 46–48.

 

[184]  Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 46.

 

[185]  Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. Т. 2.С. 317, 318.

 

[186]  Марцеллин Аммиан. Римская история. Книга XV, глава 8. С. 60.

 

[187] Там же. Книга XV, глава 8. С. 60, 61.

 

[188] Там же. Книга XVI, глава 12. С. 98—104.

 

[189] Там же. Книга XVII, глава 8. С. 123, 124.

 

[190]  Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. Т. 2. С. 321, 322.

 

[191]  Марцеллин Аммиан. Римская история. Книга XVII, глава 12. С. 131, 132.

 

[192]  Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. Т. 2. С. 327–329.

 

[193] Там же. Т. 2. С. 333–340.

 

[194]  Марцеллин Аммиан. Римская история. Книга XIX, глава 11. С. 185, 186.

 

[195]  Алфионов Я. Император Юлиан и его отношение к христианству. С. 120.

 

[196]  Алфионов Я. Император Юлиан и его отношение к христианству. С. 121.

 

[197]  Марцеллин Аммиан. Римская история. Книга XX, глава 7. С. 205–207.

 

[198] «Письмо Августа Юлиана Августу Констанцию» // «Император Юлиан. Сочинения». С. 336.

 

[199]  Марцеллин Аммиан. Римская история. Книга XX, главы 8—11. С. 208–213.

 

[200]  Марцеллин Аммиан. Римская история. Книга XX, глава 11. С. 213–218.

 

[201] Там же. Книга XXI, главы 7-11. С. 232–239.

 

[202]  Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Первое обличительное слово на царя Юлиана, глава 48. С. 75.

 

[203]  Успенский Ф.И. История Византийской империи. В 5 т. Т. 1. М., 2001. С. 115.

 

[204]  Марцеллин Аммиан. Римская история. Книга XXI, глава 15. С. 249.

 

[205]  Робертсон Дж. С. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 1. С. 218.

 

[206]  Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Второе обличительное слово на царя Юлиана, глава 17 // Святитель Григорий Богослов. Творения. В 2 т. Т. 1. М., 2007. С. 114.

 

[207]  Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). Сергиев Посад, 1906. С. 291.

 

[208]  Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). Сергиев Посад, 1906. С. 292.

 

[209]  Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). Сергиев Посад, 1906. С. 296.

 

[210] Там же. С. 299, 300.

 

[211]  Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 218.

 

[212]  Бриллиантов А.И. Лекции по истории Церкви. С. 189.

 

[213]  Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 73, 74.

 

[214]  Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. С. 317–319.

 

[215]  Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 75–77.

 

[216] Там же. С. 79.

 

[217]  Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 229.

 

[218]  Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 81.

 

[219]  Робертсон Дж. С. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 1. С. 212, 213.

 

[220] Там же. С. 214.

 

[221]  Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 43.

 

[222]  Лебедев А.П. Вселенские Соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. СПб., 2004. С. 102.

 

[223]  Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырёх первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 230, 231.

 

[224]  Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. С. 322.

 

[225] Там же. С. 329.

 

[226]  Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 82, 83.

 

[227]  Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 83.

 

[228] Там же. С. 84, 85.

 

[229]  Бриллиантов А.И. Лекции по истории Церкви. С. 207.

 

[230]  Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырёх первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 235, 236.

 

[231]  Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 236, 237.

 

[232]  Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 89, 90.

 

[233]  Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 249.

 

[234]  Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 95, 96.

 

[235] Там же. С. 99.

 

[236] Там же. С. 99, 100.

 

[237]  Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). С. 420.

 

[238]  Марцеллин Аммиан. Римская история. Книга XVII, глава 7. С. 121, 122.

 

[239]  Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 101–104.

 

[240]  Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 272, 273.

 

[241] Там же. С. 274.

 

[242]  Феодорит Кирский. Церковная история. Книга II, глава 21.

 

[243]  Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. С. 408–412.

 

[244] Там же. С. 413.

 

[245]  Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. С. 412, 413.

 

[246]  Гидулянов П.В.  Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 277, 278.

 

[247] См., напр.: Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской Империи. Т. 2. С. 278, 296, 308.

 

[248]  Шафф Филип. История христианской Церкви. В 4 т. Т. 3. СПб., 2007. С. 33.

 

[249]  Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 214.

 

[250]  Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 217, 218.

 

[251]  Феодорит Кирский. Церковная история. Книга II, глава 16.

 

[252]  Феодорит Кирский. Церковная история. Книга II, глава 16. С. 216, 217.

 

[253]  Феодорит Кирский. Церковная история. Книга II, глава 16. С. 299.

 

[254]  Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 43.

 

[255] Там же.

 

[256]  Феодорит Кирский. Церковная история. Книга II, глава 12.

 

[257]  Феодорит Кирский. Церковная история. Книга III, глава 3.

 

[258]  Святитель Афанасий Великий. К епископам Египта и Ливии — окружное послание против ариан // Святитель Афанасий Великий. Творения. В 4 т. Т. 2. М., 1994. С. 17.

 

[259]  Святитель Афанасий Великий. Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред Царем Констанцием // Там же. Т. 2. С. 43, 63.

 

[260]  Марцеллин Аммиан. Римская история. Книга XXI, глава 16. С. 249–251.

 

[261]  Терновский Ф.А., Терновский С.А. Греко-восточная церковь в период Вселенских Соборов. Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312–842). С. 38.

 

[262]  Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 214.

 

[263]  Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Первое обличительное слово на царя Юлиана, глава 3. С. 61.

 

[264]  Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Первое обличительное слово на царя Юлиана, глава 40. С. 73.

 

[265] Там же, глава 35. С. 71.

 

[266] Там же, глава 36. С. 71, 72.

 

[267] Там же, глава 37. С. 72.

 

[268]  Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Первое обличительное слово на царя Юлиана, глава 37. С. 72.

 

[269] «Похвальное слово Царице Евсевии»// «Император Юлиан. Сочинения». СПб., 2007. С. 320, 321.

 

[270]  Алфионов Я. Император Юлиан и его отношение к христианству. С. 82–85.

 

[271] Там же. С. 78–81.

 

[272]  Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Первое обличительное слово на царя Юлиана, главы 22 и 23. С. 67, 68.

 

[273]  Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Первое обличительное слово на царя Юлиана, главы 25, 26. С. 68.

 

[274]  Феодорит Кирский. Церковная история. Книга III, глава 2.

 

[275]  Алфионов Я. Император Юлиан и его отношение к христианству. С. 91, 92.

 

[276] Там же. С. 93, 94.

 

[277]  Марцеллин Аммиан. Римская история. Книга XXII, глава 7. С. 263, 264.

 

[278]  Алфионов Я. Император Юлиан и его отношение к христианству. С. 99, 100.

 

[279] «Похвальное слово Царице Евсевии». С. 321.

 

[280]  Алфионов Я. Император Юлиан и его отношение к христианству. С. 104, 105.

 

[281]  Феодорит Кирский. Церковная история. Книга III, глава 3.

 

[282]  Сидаш Т.Г. Император Юлиан // «Император Юлиан. Сочинения». С. 9.

 

[283]  Алфионов Я. Император Юлиан и его отношение к христианству. С. 107, 108.

 

[284]  Марцеллин Аммиан. Римская история. Книга XVI, глава 10, 18. С. 89.

 

[285]  Сидаш Т.Г. Император Юлиан. С. 7, 8.

 

[286]  Марцеллин Аммиан. Римская история. Книга XXII, глава 1. С. 256.

 

[287] Там же. Книга XV, глава 5. С. 77, 78.

 

[288]  Эвнапий Сардиец. Продолжение истории Дексипповой // Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец. Рязань, 2003. Отрывок 26. С. 97.

 

[289] Там же. Отрывок 27. С. 98.

 

[290] Там же. Отрывок 28. С. 99.

 

[291]  Эвнапий Сардиец. Продолжение истории Дексипповой // Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец. Рязань, 2003. Отрывки 18, 25. С. 92, 96.

 

[292] Там же. Отрывок 25. С. 97.

 

[293]  Феодорит Кирский. Церковная история. Книга III, глава 3.

 

[294]  Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 47.

 

[295]  Алфионов Я. Император Юлиан и его отношение к христианству. С. 158, 159.

 

[296] Там же. С. 168–170.

 

[297]  Феодорит Кирский. Церковная история. Книга III, глава 26, 27. Ср.: Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Фео-филакта. С. 53.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.427 с.)