Экологическое сознание и поведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическое сознание и поведение



ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

КЛАССНЫЙ ЧАС "ЛИЦОМ К ЗДОРОВЬЮ"


М ы предлагаем ознакомиться с ее методической разработкой классного часа "ЛИЦОМ К ЗДОРОВЬЮ".
Эпиграф: " Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа "
(В.Гюго)
Цели:
- раскрыть понятие здорового образа жизни;
- показать морально-нравственные аспекты здорового образа жизни, значение разумного подхода к стрессовым ситуациям;
- информировать ребят о ложном действии "удовольствия", получаемого от применения наркотиков, табака, алкоголя и непоправимых последствиях их использования.
Предварительная подготовка:
1. Подготовка стенда "Стена доверия" (рисунки на тему "Здоровый образ жизни")
2. Разработка проекта " Если бы я был президентом, я бы..., чтобы укрепить здоровье граждан моего государства "
3. Ответить на вопросы анкеты:
1) Существует мнение, что наркотики - это...
2) Существует мнение, что табак - это...
3) Существует мнение, что алкоголь - это...
4) Существует мнение, что СПИД - это...
4. Учащиеся готовят материал по темам:
1) Физкультура и спорт.
2) Питание.
3) Здоровье и гигиена.
4) Курение.
5) Алкоголизм.
6) Наркомания и токсикомания.
7) Положительные эмоции.
8) Экологическое сознание и поведение.

I. Здоровый образ жизни - это совокупность действий и поступков человека, которые направлены на сохранение его духовного и физического здоровья.
Для того чтобы ближе соприкоснуться с аспектами здорового образа жизни, мы должны подробнее рассмотреть материал, относительно некоторых проблем.



 

Материал опережающего задания
Физкультура и спорт

Нет необходимости убеждать кого-то в пользе спорта. Спорт любят все, только одни у телевизора, а другие - в спортзале.
Без физкультуры и спорта не будет ни гармоничного развития, ни здоровья, ни изящной осанки.
Во время перемен не нужно оставаться в сидячем положении, нужно двигаться. Если дома готовим уроки нужно через каждые 45 минут делать перерыв для активной мышечной деятельности. Такая смена умственной и физической нагрузки приносит отдых и сохраняет трудоспособность. Наш век - век гиподинамии, т.е. ограниченной двигательной деятельности. Поэтому утро нужно начинать с зарядки. Это займёт 5 - 10 минут и будет являться зарядом бодрости на весь день. На выходных лучше погулять по лесу, по парку. Нужно укреплять свой организм, чтобы быть всегда энергичным и бодрым.

Питание

Правильно налаженное питание помогает сохранить здоровье и жизнерадостность.

Правило первое: нужно соблюдать разнообразие в питании. В пище должно быть достаточное количество белков (мясо, рыба, творог, яйца, грибы, фасоль, горох), жиров (сливочное и растительное масло, сало и т.д.), углеводов (мука, сахар, крупы, крахмал), витаминов. Каждый должен знать какие витамины содержаться в том или ином продукте питания:
- витамин "С" - в апельсинах, белокочанной и цветной капусте, сладком перце, хрене, укропе, петрушке, зелёном салате, шиповнике, грецких орехах, чёрной смородине, лимоне, яблоках;
- витамин "А" - в рыбьем жире, печёнке, сливочном масле, яичных желтках, молоке, рыбе, моркови, помидорах, тыкве, шпинате, салате, петрушке, вишне, малине, сливе;
- витамин "В" - в дрожжах, муке крупного помола, молодом горохе, фасоли и т. д.
Конечно, нельзя накопить в организме витамины на целый год вперёд. Человеку они необходимы каждый день.

Правило второе: помните об умеренности. Не переедайте. Это не только перегрузка для желудка, но и прямой путь к ожирению. " Кто жаден до еды, дойдёт до беды " - гласит вьетнамская пословица. В умеренных количествах следует употреблять животные жиры, сладости, мучные изделия, острые и солёные блюда, жареную пищу.

Правило третье: правильное распределение пищи в течение дня. Утром - сытный завтрак, после полудня - обед, вечером, часа за два до сна, - скромный ужин. Медики советуют не менее чем четырёхразовое питание, а для полных людей - и шестиразовое, естественно, понемногу и в определённое время.
Избегайте спешки, недостаточного пережёвывания, еды всухомятку и т.д. Отучайте себя жевать при чтении или у телевизора (конфеты, печенье, орехи).

И последнее: следите за своим весом. Не старайтесь полнеть, а если видите, что это уже происходит, сгоняйте вес с помощью спорта, гимнастики, диеты, но только по совету врача.

Здоровье и гигиена

В настоящее время известно более 10 000 болезней. Здоровье - самая большая ценность и для человека и для окружающих. Крепкое здоровье - это залог бодрости, работоспособности, долголетия. Сохранение здоровья невозможно без соблюдения гигиенических правил.
Массовая гигиена получила распространение лишь со второй половины 19 века, когда начинают изготавливать мыло промышленным способом, и оно становиться доступным многим. А до этого Западная Европа утопала в грязи. Так испанская королева Изабелла Кастильская заметила, что, приняв купель при рождении, она второй раз умывалась перед свадьбой. Генрих Наваррский просит свою возлюбленную: " Не мойся, милая, буду у тебя через три недели ". К воде питали отвращение. Омовение сводилось к тому, что утром лакей лил несколько капель духов на руки, а вечером королю, например, на золотом подносе подавалось смоченное с одного конца полотенце, которым он протирал руки и лицо.
На Руси активную борьбу за гигиену вёл Пётр I, хотя в народе и до его указов любили баню. В наше время, когда почти в каждом доме есть ванна, горячая вода, соблюдение правил гигиены не составляет никакого труда.
Учащиеся в наше время много находятся за столом и многие не следят за правильной осанкой, что приводит к искривлению позвоночника, нарушается симметрия тела, идёт нагрузка на тазовые кости и изменение формы таза. В школе на переменах нужно больше двигаться, чтобы не атрофировались не только мышцы, но и весь организм. В этом случае будет ослабляться работа сердца, лёгких и других органов, будет снижаться обмен веществ. Малейшая нагрузка на такой организм может вызвать заболевание.

Алкоголизм

Злоупотребление спиртными напитками приводит к расстройству деятельности сердечно-сосудистой системы, почек, печени, желудка, кишечника, психики. Пьянство укорачивает жизнь на 15 - 20 лет. Под влиянием алкоголя у 43% мужчин было установлено ослабление половой функции. Будучи неспособным к нормальной супружеской жизни и не зная покоя от мысли, что такой аномалии нет у их жён, алкоголики склонны обвинять своих жён в измене.
Под влиянием алкоголя глубокие изменения происходят в половой системе женщине: нарушается менструальный цикл, нередко возникает бесплодие. Пьющая женщина - это страшно. Она более несдержанна, развязна, чем мужчина, более агрессивна, цинична. Если пьянство отца приводит к рождению умственно отсталых или не вполне полноценных детей, то пьянство матери, и тем более во время беременности, ведёт к рождению детей - инвалидов, не способных к нормальному умственному и физическому развитию, к труду и нередко умирающих в первые месяцы жизни. Употребление алкоголя может стать причиной выкидыша, рождения мёртвого ребенка, расстройства их физического и умственного развития, эпилепсии.
Не случайна пословица: " Муж пьёт - полдома горит. Жена пьёт - весь дом горит ". Социологи подсчитали, что событий, за которые "нельзя не выпить", у человека набирается 40 - 50 за год. Не много ли?

Курение

Открытие Америки (1492 г.) подарило человечеству два знаменитых растения - картофель и табак. Гёте заметил, что картофель стал для человека благословением, а табак - карой. В США запрещена реклама табака, а за курение в общественном месте взимают штраф. Трое из четырёх американцев не курят.
У ещё неокрепшего молодого организма быстрее, чем у взрослого формируется непреодолимое влечение к наркотизации организма в любых формах: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Некоторые люди оправдывают курение тем, что оно не даёт им пополнеть. Но ведь есть более эффективные и безопасные методы: уменьшение количества потребляемой пищи, занятия физической культурой, различные диеты и т.д.
Воздух, которым дышат сегодня люди, засорён пылью, выхлопными газами.…А курильщики поглощают ещё сигаретный дым, никотин и другие яды табака. Курение оказывает резко отрицательное влияние на все жизненно важные процессы в организме. Быстрее развивается утомляемость, ослабевает память, нарастает раздражительность. Доказано, что у курильщиков возрастает риск заболевания болезнями сердца в 2 - 3 раза, раком лёгких болеют в 15 раз чаще, а риск заболеть раком лёгких возрастает у злостных курильщиков в 46 раз. Курение влияет на содержание гемоглобина в крови.
Уродства у курящих матерей встречаются в 2 раза чаще, чем у матерей, которые не курят. Чаще всего уродуется нервная система плода: дети раздаются с водянкой головного мозга, недоразвитым спинным мозгом, и т.д.
Специалисты предлагают два способа борьбы с курением:
1-й: постепенное отвыкание путём медленного снижения количества выкуриваемых сигарет;
2-й: полный отказ от курения, замена сигареты конфетой. Избавление от вредной привычки, прежде всего победа каждого человека над своей слабостью.

Борьба с курением, (факты)

- В конце 16 века в Англии за курение казнили, а головы казнённых с трубкой во рту выставляли на площади.
- Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекари имеют право продавать табак, только как лечебное средство.
- В Турции курильщиков сажали на кол.
- В Россию завезли зелье в начале 17 века, курильщиков также не миловали. В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех у кого будет найден табак, надобно пытать и бить кнутом, пока тот не признается, откуда добыл…
- В школах Пекина юного курильщика ожидает изнурительное наказание - тренировка на велотренажёре. Педагоги полагают, что подобный метод не только отучит провинившегося от сигареты, но и приобщит к спорту.

Наркомания и токсикомания

Наркомания - это болезненное влечение к употреблению некоторых лекарств, веществ, парализующих центральную нервную систему. Это опий, гашиш, снотворные средства, стимуляторы центральной нервной системы.
В чём вред наркомании?
1 - е: организм начинает разрушаться, сгорают нервные клетки, снижаются защитные реакции организма, человек подвержен заболеваниям. Наркотики вызывают предраковые процессы в лёгких, атрофию мозга, разрушается кровь.
2 - е: идёт общая деградация личности в 15 - 20 раз быстрее, чем от алкоголя.
3 - е: наркоманы - потенциальные преступники: стремясь получить свою дозу наркотика, часто прибегают к насилию, преступлению.
Наркоманов преследуют навязчивые идеи, чрезмерная раздражительность. Часто наркоманы прибегают к попытке покончить с собой.
Проявлением токсикомании подростков является увлечение вдыханием паров различных химикатов: клея, бензина, ацетона, красок и других средств бытовой химии. Известно, что продолжительное нюханье может вызвать красочные галлюцинации. При передозировке возникают устрашающие видения, спасаясь от которых нюхальщик может, например, выпасть в окно. Токсические вещества воздействуют на мозг, нервные клетки которого погибают. В короткие сроки может развиться слабоумие.
Статистика показывает, что 60% молодёжи приобщилась к наркотикам из любопытства.
Формула: "Я попробую и брошу" - самая распространённая ловушка. Ни под каким видом, ни под каким предлогом - ни из любопытства, ни из смелости, ни из чувства товарищества - не принимайте наркотики и токсические средства.

Положительные эмоции

Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело,
И только Воля говорит: "Иди!"
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой друг, ты будешь человек!

(Р.Киплинг)

II. Проводится тест "Как вы беспокоитесь о своём здоровье? "

На предлагаемые вопросы отвечать "да" или "нет".
1. Регулярно ли вы проходите медицинское обследование?
2. Вам нравиться по телевизору смотреть передачи о здоровье?
3. Регулярно покупаете и употребляете витамины?
4. Стараетесь не есть того, что плохо сказывается на вашем здоровье?
5. Используете ли травы и другие средства народной медицины?
6. Покупаете ли и читаете книги по медицине?
7. Часто говорите о своём здоровье и болезнях?
8. Если у вас болит голова, боитесь, что это может быть опухолью мозга?
9. Кажется ли вам, что страдаете необычными недугами?
10. Имеете привычку ложиться в постель, если расстроены или обеспокоены?
11. Начинает ли у вас что-нибудь болеть (например, голова), когда вы много и напряжённо работаете?
12. Вас обвиняли когда-нибудь в симуляции болезни?
13. Пропуская важные, но неприятные встречи, вы оправдывались тем, что плохо себя чувствовали?
14. Приходится ли вам притворяться, что у вас что-то болит, чтобы не ходить в школу?
15. Ваша мама сильно волнуется, когда вы болеете?
16. Вы сразу ложитесь в постель, когда заболеете?
17. Боитесь ли заразиться инфекционными болезнями?
18. Часто ли посещаете врача?
19. Много ли лекарств у вас дома?
20. Есть ли в вашей семье наследственные болезни?
21. Сильно ли беспокоитесь о своём здоровье?
22. Вы ежедневно проверяете свой вес?
23. Часто ли у вас кружиться голова?
24. У вас бывает ускоренное сердцебиение?
25. Регулярно рассматриваете свой язык?
За ответы "да" - 1 очко, за ответы "нет" - 0
14 - 25 очков: своим чрезмерным беспокойством о здоровье вы можете вызвать у себя какую-нибудь болезнь. Научитесь расслабляться и принимать вещи такими, какие они есть. Следите за своим здоровьем, но пусть это не играет определяющей роли в вашей жизни.
4 - 13 очков: у вас достаточно разумное отношение к здоровью, но не позволяйте этой заботе стать целью вашей жизни. Интерес может очень легко перерасти в навязчивую идею.
3 очка и меньше: у вас вполне разумное отношение к своему здоровью.

III. Ребятам предлагаются отрывки из песен, а учащиеся должны будут сопоставить их с тем или иным направлением здорового образа жизни.

1) Поднимайтесь поскорей!
Рассчитайтесь по порядку!
Приглашаем всех зверей
На весёлую зарядку.
Упражненье началось:
Ноги вместе, руки врозь!
Раз, два, три, четыре.
Ноги выше, руки шире!
2) Разогнулась радуга - дуга -
Африку засыпали снега!
Бегает на лыжах каждый зверь!
Если ты не веришь мне -
Поверь!
3) Напилася я пьяна,
Не дойду я до дома.
Довела меня тропка дальняя
До вишнёвого сада…
4) День искриться радостью,
Вдаль меня манит,
Надо мною радуга
Весело звенит,
У ручья над ивою
Слышу соловья,
Самая счастливая
В это утро я.
5) Много дорожек прошёл этот ёжик.
А что он подарит дружку?
Об этом он Ване
Насвистывал в ванне
Дырочкой в правом боку!
6) На плечах рюкзак тяжёлый,
Но турист не унывал,
Музыкант - турист весёлый
Шёл и песню напевал.
7) Я ложусь в двенадцать спать,
Силы нет раздеться.
Вот бы сразу взрослым стать,
Отдохнуть от детства.
8) Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти!
9) От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.

IV. Теперь можно подвести обобщение проекта " Если бы я был президентом я бы..., чтобы укрепить здоровье граждан моего государства ".

 

Сценка

Появляется Старичок. Он стонет и прихрамывает. К нему подбегает ученик, усаживает на стул.

Ученик: Эй, Дедушка, как ты дошел до жизни такой? Наверное, долго смотрел телевизор? Физкультурой не занимался?

Старичок: Ох-хо-хо! Как я устал! (Садится, тяжело дышит). А ведь я был красивым и здоровым! Только вот злая волшебница Гиподинамия превратила меня в такого, такого … (Плачет).

Ученик: У нас в школе все ребята знают, как бороться со злой волшебницей Гиподинамией! Как сохранить свое тело красивым и здоровым! А ну-ка, ребята, поможем Старичку! Двигаются все!

(Исполняется ритмичный танец, во время которого Старичок становится стройным и веселым)

Старичок: Спасибо, дети! Спасибо (Убегает).

Ученик (вдогонку): Помни, что злая волшебница Гиподинамия не побеждена. Как только ты забудешь о физкультуре и спорте, перестанешь двигаться, она снова заколдует тебя!

Старичок (за сценой): Помню! Помню!

Наступило время для блиц-опроса. Вы все внимательно слушали информацию одноклассников о пользе правильного питания, полноценного сна, закаливания, других слагаемых здоровья и наверняка успели приготовить друг другу вопросы по услышанному.

(В ходе блиц-опроса прозвучали вопросы: Соблюдает ли гигиену ученик, если он заботится о чистоте тела, но не переодевается в домашнюю одежду, возвращаясь из школы? Что способствует полноценному сну? Почему витамины обязательно должны входить в рацион питания? Какой вред приносит организму увлечение табаком и алкоголем?)

Подводя итоги опроса, можно с уверенностью сказать, что все вы отлично усвоили слагаемые здоровья. Вы правильно заметили, что вредные привычки мешают человеку вести здоровый образ жизни. В настоящее время ни одна из пагубных привычек не уносит столько здоровья, как курение табака. По этому поводу позвольте рассказать вам одну притчу.

(Ведущий поясняет, что притча – это краткий иносказательный поучительный рассказ)

Притча

В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист! Божественный лист! В нем средство от всех болезней!»

Подошел мудрый старец, сказал:

Этот «Божий лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.

Купцы с радостью смотрели на него.

Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах «Божественного листа»?

И мудрец пояснил:

Вор не войдет в дом курящему потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой! И его станут бояться собаки. Наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости…

Отошли крестьяне от купцов и задумались…[3].

Давайте и мы с вами задумаемся над вопросом: почему подросток начинает курить, хотя и знает, что курение опасно для здоровья?

Ученики высказывают предположения, что с помощью сигареты ребята хотят выглядеть взрослыми;

курят потому, что это как бы модно и красиво;

существует мнение, будто курение табака помогает людям похудеть;

подростки тянутся к сигарете, считая, что курение успокаивает нервы.

Каждый подросток стремится воспитать в себе человека сильного, смелого, духовно обогащенного. Но едва ли это осуществимо для тех, кто с юных лет курением сильно подрывает свое здоровье. Действительно, бытует ошибочное мнение о табаке как о средстве, помогающем избавится человеку от избыточной массы тела и снять возбудимость нервной системы. Однако решить эти проблемы помогает не курение, а двигательная активность. Опыт наших прославленных чемпионов показывает, что безграничная преданность и любовь к спорту, неудержимое стремление к намеченной цели творят чудеса: превращают неповоротливых в ловких, раздражительных в спокойных, полных в подтянутых, медлительных в быстрых. Недаром народная пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

(Ведущий обращает внимание ребят на пословицы, записанные на доске)

Сегодня вы назвали несколько причин влечения к курению. И все-таки основная из них, на мой взгляд, заключается в том, что подросток боится показаться «белой вороной» в компании сверстников. Зачастую ему вовсе не хочется курить, но он не знает, как отказаться от протянутой сигареты, не прослыв при этом «маменькиным сынком».

Мне кажется, безвыходных положений не бывает. Нужно лишь найти такой ответ, который позволит нам выйти из неприятной ситуации, не потеряв свое лицо.

Что же мы можем сказать тем, кто предлагает нам сигарету? Давайте подумаем вместе.

Ответы учеников:

я занимаюсь спортом, а курение и спорт – вещи несовместимые;

никотин – сильнейший яд, который способствует возникновению многих заболеваний, а у меня и так много проблем со здоровьем; желтые зубы, преждевременные морщины, неприятный запах изо рта меня не привлекают; у меня аллергия на табачный дым.

Ведущий: Спасибо за ваши ответы. Мне приятно сознавать, что сегодня вы научились говорить «нет» вредным привычкам.

(Звучит музыка. Появляется Фея)

Но что это? Я вижу прекрасную Фею. Вероятно, она тоже хочет похвалить вас за стремление соблюдать здоровый образ жизни. (Музыка смолкает).

Сценка

Фея: Здравствуйте, ребята! Я пролетала над школой, видела чудесную радугу, слышала ваши выступления о необходимости беречь здоровье. Вы все говорили правильно и убедительно. Но особенно мне понравилась фраза о том, что «начинать утро с зарядки – значит встать пораньше с постели и успеть за день сделать много хороших и добрых дел».

Чтобы шагать в ногу со временем, совершенствуясь духовно и физически, предлагаю вам разучить гимнастический комплекс человека, живущего в XXI веке. Не будем откладывать, начнем прямо сейчас?

Каждое утро, выпрямившись во весь рост, вспоминаем:

Я – человек! (Фея говорит громко и торжественно).

Всегда готов встать рядом или впереди.

Протянуть руку помощи.

Легко нагнуться к малому или слабому.

Подставить плечи под груз тревог или забот.

Обернуться к отставшим.

Дотянуться до мечты.

Перепрыгнуть через усталость и боль.

Пронести через всю жизнь дружбу и любовь.

Бороться с собственной тенью.

Глубоко вздохнуть по несбывшемуся.

И повторить весь комплекс опять и сначала до победы [4].

Молодцы, ребята! За ваше старание я готова исполнить самые сокровенные желания, связанные с укреплением здоровья.

(Фея поочередно подходит к ученикам, внимательно их слушает и, слегка коснувшись волшебной палочкой, произносит: «Желание исполнится», «Твоя мечта тоже сбудется», «Да будет так» и т.д.)

Фея: Ваши желания, ребята, непременно исполнятся, но при одном условии: вы все будете дружить с физкультурой и спортом.

А сейчас пришло время проститься с вами. Счастья вам и здоровья! Помните, что быть здоровым – это значит жить в радости!

(Фея покидает ребят)

Ведущий: У меня такое чувство, будто мы только что побывали на поле чудес. Согласитесь, не

каждому выпадает удача видеть настоящую Фею.

Ну, а если речь зашла о поле чудес, то пора бы объявить …

Ученики (хором): Рекламную паузу.

Сейчас мы будем «рекламировать», а точнее сказать, пропагандировать здоровый образ жизни с помощью ваших великолепных рисунков.

Приглашаю всех на выставку детского художественного творчества. Как вы считаете, ребята, какое название подошло бы для нашей выставки рисунков?

Ответы учеников:

здоровью – «да», вредным привычкам – «нет»;

мы за здоровый образ жизни;

физкультура против курения, алкоголя и наркотиков;

здоровье или вредные привычки: выбирайте сами.

А что выбирают ученики нашего класса?

Ученики (хором): Здоровье!

В таком случае вам необходимо знать, что формирование физических качеств идет по определенному, созданному самой природой расписанию.

Ведущий зачитывает текст на плакате:

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА.

В возрасте от 7 до 9 лет лучше развиваются ловкость и координация движений;

от 10 до 12 лет – быстрота;

от 13 до 14 лет – скоростно-силовые качества;

с 15 до 16 лет – выносливость;

возраст с 17 до 19 лет наиболее благоприятен для совершенствования качеств, приобретенных за предшествующие годы [5].

(Ведущий спрашивает у ребят, какие качества у них сейчас формируются)

Таким образом, на формирование того или иного качества, необходимого для нормальной жизнедеятельности, природа отвела человеку ограниченный отрезок времени. Так что, друзья, не упустите время!

Судя по рисункам, у многих из вас есть способности к художественному творчеству. Хотелось бы надеяться, что природа не обделила вас и поэтическим даром. Предлагаю провести литературную игру буриме, в ходе которой нужно будет сочинить четверостишия, используя следующие рифмы: остановись – откажись, фрукты – продукты [2].

Напоминаю участникам игры, что содержание стихотворения должно быть связано с темой классного часа.

(Пока юные поэты сочиняют стихи, звучит тихая музыка)

Через несколько минут учащиеся зачитывают четверостишия:

Располнел? Остановись! Эй, дружок, остановись,

От мучного откажись! От жирной пищи откажись,

На столе пусть будут фрукты – Зелень, овощи и фрукты -

Вот полезные продукты. Вот прекрасные продукты.

Стал курить? Остановись! Хворым стал? Остановись!

Ты от зелья откажись. 4'> Ты от лени откажись.

Знай, что овощи и фрукты, - Физкультура, труд и фрукты –

В мире лучшие продукты. 4'> Вот целебные «продукты».

Мне кажется, каждой группе ребят удалось в поэтической форме дать ценный совет тем, кто еще до конца не осознал простую истину: здоровье – главное богатство каждого человека.

Мы можем гордиться, что у нас в республике готовится кумыс, называемый в народе богатырским напитком. Именно на кумысолечение приезжали к нам всемирноизвестные писатели А.П. Чехов и Л.Н. Толстой.

В настоящее время в наших здравницах поправляют здоровье не только жители нашей республики, но и других регионов России. Таким образом, Башкортостан вносит вклад в оздоровление населения всей страны. Вы услышали интересные факты, не правда ли? Но, согласитесь, нельзя исцелить человека, если он не готов расстаться с вредными привычками.

Ребята! Мы с вами – часть природы. Часть этого огромного прекрасного мира с землей и небом, с цветами и деревьями, со зверями и птицами. Ну, а если считаем наш организм частью природы, то не должны допускать небрежного к нему отношения. Траты надо возмещать. Если вы поработали сверх меры или переели, возместите нанесенный организму ущерб прогулкой, слушанием хорошей музыки, приятной беседой, добрым поступком.

И еще. Надо гнать со своего лица сердитое выражение, чаще улыбаться. Психологи установили: улыбка не только признак хорошего настроения, но и способ его улучшить. Будьте же приветливы. Это поможет сохранить здоровье и вам, и тем, кто вас окружает.

Используемая литература

Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. – М.: Медицина, 1991.

Евсеева О.Л. Валеологический праздник «День здоровья». - // Завуч в начальной школе, 2001. – №3.

Объединимся против зла (Семья, школа, общественность за здоровый образ жизни) – г.Октябрьский: Сектор воспитания Дворца детского и юношеского творчества, 1998

Минькина А.А. Прощай, XX век. - // Классный руководитель, 1998. – №1.

Бальсевич В.К. Не упустите время! - // Здоровье, 1985. - №8.

 

 

«Скажем нет курению» Цель: формировать отрицательное отношение к курению; помочь ocoзнать масштабы вреда курения для здоровья человека. Предварительная подготовка 1. Учащимся предлагается найти материал по заданной теме (статьи в периодике, информация из медицинской литературы и т. д.) и подготовить доклады. 2. Изготовление учащимися плаката или стенгазеты на тему классного часа. Ход классного часа Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одур­манивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом. Л.Н. Толстой I. Вступительное слово классного руководителя. О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном по­мещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить не одну, а целых три пощади. Но курильщики только посмеивались: «Видно, я крепче лошади, сколько никотина потребил, а жив!» Утешали себя: табачный деготь остался на фильтре. А как врачи? Разве они не боролись против курения? II. Доклад учащегося. Врачи также выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Начиная с начала 60-х годов ХX века, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись! Оказывается, если человек курит в курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года но сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет - то на 5,5 года; если выкурено от 20 до 39 сигарет - на 6,2 года. Установили, что люди начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и к 30 раз - раком легких. Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мо­йной пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень. Ученые выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого чело­века содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков - в половине пачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трех сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого поступала остановка сердца и прекращалось дыхание. Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память вот почему среди них чаще встречаются неуспевающие в учебе. Ученые выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них наиболее известен никотин: по своей ядовитости он равен синильной кислоте. Окись углерода (угарный газ) вступает в соединение с гемоглобином, который является переносчиком кислорода. При курении пропс ходит резкое уменьшение содержания кислорода в крови. А это очень тяжело переносит головной мозг подростка. Аммиак раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. Вот почему у курильщиков не редкость рыхлость десен, язвочки во рту, часто воспаляется зев, что приводит к возникновению ангин. От длительного курении происходит сужение голосовой щели, появляется осиплость голоса. В последние годы ученые уделяют пристальное внимание веществам, вызывающим рак. К ним в первую очередь относятся бензопирен и радиоактивный изотоп полоний-210. Если курильщик наберет в poi дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный деготь. В нем особенно много веществ, вызывающих рак. Если ухо кролика несколько раз смазан, табачным дегтем, то у животного образуется раковая опухоль. Трудно даже перечислить вредные вещества, содержащиеся в табаке, их ведь насчитали почти 1200! В течение нескольких лет ученые проводили наблюдения над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. А теперь посмотрим, какими оказались сравнительные результаты.
Болезни Курящие Не курящие
1. Нервные 14% 1%
2. Понижение слуха 13% 1%
3. Плохая память 12% 1%
4. Плохое физическое состояние 12% 2%
5. Плохое умственное состояние 18% 1%
6. Нечистоплотны 12% 1%
7. Плохие отметки 18% 3%
8. Медленно соображают 19% 3%

Некурящие люди длительное время находились в помещении вместе с курильщиками. При курении в организм человека проникает 20-25% ядовитых веществ, а 50% вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят». Появился даже специальный термин - «пассивное» курение.

Даже в США, при засилье табачной рекламы, десятки миллионов американцев бросили курить. Тоже происходит и в Англии, Швеции и Финляндии. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией в XXI в.

Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить.

Пословицы

Ад водкі будзе розум кароткі.

Гарэлка працы не дапамагае, а розум паслабляе.

Гарэлка у працы не памочнік.

Дзе чарка, там i сварка.

Набрауся, як свння гразі

Нап'ецца — дык з царам б'ецца, а як праспщца — дык i курыцы біцца.

П'янаму i мора па калена.

П'янаму i чорт з дарогі саступае.

П'янства розум з'ела.

Як п'ян — што мне пан? А як прасплюся — свінні баюся.

Учитель: Сколько муж выпил водки, столько дети и жена пролили слез.

— А что вы думали, когда делали эти рисунки?

Учитель: Сделаем вывод:

Ни при каких причинах не пей и не пробуй спиртных напитков (водки, вина, пива, ликера и др.)

Умей настоять на своем и отказаться от спиртного.

— Если случится беда:

Срочно промыть желудок (2 — 3 стакана воды выпить) и вызвать рвоту. Повторить несколько раз.

При отравлении алкоголем обратиться к врачу. Острое алкогольное отравление — прямая угроза жизни человека.

— Как же нам жить? Что выбирать?

(Я думаю, надо выбирать здоровый образ жизни.) ЗОЖ:

— Я — здоровый образ жизни. Чтобы быть
здоровыми, занимайтесь спортом, не курите, не
употребляйте алкоголь.

Пейте, пейте соки!

Пейте соки летом и зимой. Соки — это природный аккумулятор ценнейших питательных веществ. Они полезны и не содержат алкоголя.

Пейте соки!

— А теперь реклама!

Я — яблочный сок1

Издавна в восточной медицине считалось, что он «придает силу сердцу и желудку», «детей от чахлости спасает». В яблочном соке много пектина. Пектин связывает радиоактивные вещества и способствует их выводу из организма.

Пейте яблочный сок!

Я — грушевый сок1

Он отлично утоляет жажду. В нем достаточно калия. Калий способствует выведению из организма жидкости и увеличивает силу сокращений сердечной мышцы.

Пейте грушевый сок!

3. Я — абрикосовый сок!

Он богат каротином. Такой сок полезен всем, особенно страдающим заболеваниями сердца и сосудов!

Пейте абрикосовый сок!

4. Я — морковный сок!

Морковь едва ли не самый древний овощ. Остатки моркови в окаменелом виде найдены; Швейцарии. Специалисты считают, что они пролежали там не менее 3 — 4 тысяч лет. Морковный сок содержит каротин, который в организме превращается в витамин А — витамин роста. Витамин А укрепляет зрение.

Пейте морковный сок!

5. Я — клюквенный сок!

Каждая моя капелька — это поливитаминная таблетка. Я пользуюсь всеобщим признанием. Все те 24 минерала и много витамина Р. Он укрепляет капилляры.

Пейте клюквенный сок!

Все: Пейте все фруктовый сок — будете здоровы!

Учитель: А теперь угощайтесь соками, напитками. Пейте на здоровье! Спасибо за работу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.146 с.)