Концепции затрат (издержек) производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепции затрат (издержек) производства



Концепции затрат (издержек) производства

Издержки исследовали еще классики политэкономии. Так, А. Смит вводит понятие абсолютных издержек. Д. Риккардо - сравнительных. Издержки для них - средние общественные затраты экономических ресурсов на единицу (чего стоит отдельная единица продукции на среднем предприятии), либо как цена производства с учетом рентных платежей.

а) Марксистская

Издержки производства – то, чего товар стоит капиталисту; как сумма расходов на приобретение средств производства и рабочей силы (постоянного и переменного капитала). Отдельно выделяли действительные издержки производства товара (затраты труда), образующие его стоимость. Т.о, было разделение на затраты капитала и труда.

б) Маржиналистская (Менгер, Визер).

Издержки как психологическое явление, основанное на предельной полезности (т.н. сумма, уплаченная за факторы производства, определяются предельной полезностью, которой они обладают с точки зрения покупателя). Издержки рассматриваются для отдельного предприятия, издержки и доходы которого рассматриваются как функции от масштаба производства.

в) Субъективная теория издержек альтернативных возможностей (Ф. Визер)

Издержки производства товара равны наивысшей полезности тех благ, которое общество могло бы получить при альтернативном использовании затраченных ресурсов (перевод взглядов маржиналистов на математическую основу способствовал появлению теории минимизация издержек).

г) Институционалистская теория издержек (Кларк, Гобсон).

Исследование типов издержек (индивидуальные и общественные, абсолютные и дополнительные, финансовые и производственные, кратко и долгосрочные), а также накладных расходов. Понятие человеческих издержек - измеряются качеством и характером трудовых усилий, способностями лиц.

д) Неоклассическая – издержки как сумма постоянных и переменных затрат на приобретение факторов производства. Теория трансакционых издержек рассматривает издержки обращения (по реализации – реклама, содержание рынков); введена Р. Коузом. Функция рынка – в экономии транзакционных издержек; преимущество – тенденция к минимизации затрат каждого участника обмена на получение инфы.

 


Содержание управления затратами на предприятии

Управление издержками с целью их минимизации – составная часть управления предприятием в целом, что необходимо для:

а) получения максимальной прибыли (тк прибыль = В – З);

б) улучшения финансового состояния фирмы (рост ликвидности за счет увеличения активов и снижения краткосрочной задолженности);

в) повышение конкурентоспособности предприятия и продукции;

г) снижение риска банкротства.

Для решения проблемы снижения издержек на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменения производственных обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. учитывать все влияющие на снижение издержек факторы.

Программа включает:

1) комплекс мероприятий, связанных с улучшением использования рабочей силы:

- определение и поддержание оптимальной численности персонала;

- повышение уровня квалификации;

- обеспечение опережающего роста ПТ по сравнению с ЗП;

- применение прогрессивных форм и систем оплаты труда;

- совершенствование нормативной базы (нормирования);

- улучшение условий труда;

- механизация и автоматизация производственных процессов;

- обеспечение мотивации высокопроизводительного труда.

2) связанные с улучшением использования основных средств:

- освобождение от излишних машин и оборудования;

- сдача имущества предприятия в аренду;

- улучшение качества оборудования и ремонта основных средств;

- обеспечение большей загрузки машин;

- применение ускоренной амортизации;

- повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего оборудование.

3) связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия (позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства);

4) по более рациональному использованию материальных ресурсов:

- внедрение новой техники и безотходной технологии (использование отходов);

- совершенствование нормативной базы предприятия;

- улучшение качества продукции, снижение % брака;

- использование более прогрессивных материалов.

5) связанные с совершенствованием организации производства и труда:

- внедрение бригадной формы организации;

- совершенствование организационной структуры управления фирмой;

- внедрение НОТ (научной организации труда);

- углубление концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства.

Комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм реализации.

 

Состав затрат предприятия

Издержки – денежное выражение затрат производственных ресурсов, которые необходимы для осуществлением предприятием своей деятельности (производственной и коммерческой).

Себестоимость продукции (работ, услуг) – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также др. затрат на пр-во и реализацию.

В с/с продукции добычи нефти вкл.:

а) затраты на подготовку и освоение пр-ва;

б) за право на добычу полезных ископаемых;

в) оплату труда;

г) непосредственно связанные с добычей и промысловой подготовкой нефти;

д) на ремонт оборудования;

е) по обслуживанию производственного процесса – фе, обеспечению энкой и мт;

ж) по обеспечению нормальных условий труда и ТБ.

Нормируемые – за предельно допустимые выбросы в среду, на содержание транспорта, обучение по договорам, на рекламу, командировочные и тд.

Величина затрат зависит от цен на ресурсы и от технологии их использования.

 


Позаказный

Объект калькулирования – отдельный заказ, или работа. Хотя заказы время от времени повторяются, желательно каждый раз заново оценить стоимость работ – тк каждая единица затрат отличается от любой другой единицы затрат.

Службы предприятия при данном методе должны предварительно оценить стоимость работ, связанных с выполнением заказа. В производственной сфере на заказ составляют предварительную спецификацию.

В сфере обслуживания договорная цена на заказ устанавливается в 2 этапа:

1) Разрабатывается общий бюджет;

2) Рассчитывается цена услуги (выявляется одна статья прямых затрат либо несколько).

Метод обратной калькуляции

Когда продавец занимает очень незначительную долю на рынке, то он не может воздействовать на цену товара. Мы не можем заранее рассчитать цену исходя из производственных затрат, тк не уверены, что потребители будут готовы эту цену заплатить.

Тогда проблему калькуляции можно решить, рассчитав предельно допустимую цену франко-склад поставщика, которую он может заплатить продавцу, исходя при этом из заданной величины МД (или валового дохода).

Предприятие рассчитывает предельно допустимые издержки производства, исходя из заранее заданной цены реализации. Также имеются данные о норме прибыли, плановом объеме продаж в натуральном выражении и сметная себестоимость.

а) Найти целевую стоимость единицы АТС= Р – (Р*норма прибыли); найти себестоимость единицы

б) Найти с/с на плановый объем продаж ТС = АТС * Q.

в) Найти разницу между сметной и целевой (рассчитанной) себестоимость.

На эту разницу необходимо сократить затраты на производство данного объема продукции, не снижая ее качество, если хотим сохранения прежнего уровня рентабельности продаж.

Для этого анализируется нормативная (сметная) калькуляция и рассматриваются варианты замены по тем элементам затрат, по которым это возможно сделать.

 


Расчет материальных затрат

При расчете материальных затрат основное внимание уделяется оценке материальных запасов при их списании на затраты производства. Необходимо определить, по какой стоимости учитывать отпускаемые в производство запасы.

При решении этой проблемы следует выбрать один из трех методов оценки материальных запасов. Применяется один из методов по конкретному наименованию или однородной группы материалов производится в течение отчетного периода и отражается в учетной политике пр-тия. Выбор метода зависит от конкретных условий, при которых происходит оценка запасов, и от целей производства.

а) по средневзвешенной стоимости

б) Метод ФИФО

Первые поступившие в производство оцениваются по стоимости их приобретения. При высокой инфляции и значительном темпе роста цен метод вызывает увеличение прибыли. В зависимости от скорости оборота МПЗ учет затрат может отставать от реальности, тк выручка от реализации указывается в текущих ценах, а затраты в составе стоимости в старых.

в) ЛИФО

Основан на допущении, что ресурсы, первыми поступившие в производство, должны быть оценены по стоимости последних по очередности приобретения.

Выбор метода оценки МПЗ имеет важное значение, так как он влияет на результаты деятельности, в т.ч. на размер налога на прибыль и имущество. Предприятие может применять в течение года метод оценки, различный по каждому виду МПЗ.

Если руководство предприятия в данном отчетном периоде в условиях инфляции желает получить максимальную прибыль и высокие дивиденды для акционеров, приоритет отдается методу ФИФО. Если цель – снизить потери от инфляции, то ЛИФО.

При принятии управленческих решений можно оценивать матресы по ценам замещения – тем, по которым они могут быть закуплены в будущем.

 


Расчет трудовых затрат

Системы – сдельной или повременной оплаты (вкл. нормированные задания).

Для увеличения ПТ может вводиться система материального стимулирования работника (рост объема продаж по цене большей, чем стоимость производства) – лишь бы количество не увеличилось в ущерб качеству. Проще возможный максимальный (без ущерба для качества) объем установить в качестве нормированного задания при ЧСТ более высокой.

Помимо прямой ЗП, издержки на трудовые ресурсы содержат:

а) отпускные – зависят от почасовой оплаты труда и продолжительности отпуска; относят прямо на с/с;

б) надбавки за сверхурочные (если связаны с общим высоким уровням занятости на предприятии) – на накладные расходы и косвенно на себестоимость; если надбавки вызваны срочным выполнением конкретного заказа – прямо на него относятся.

в) Потери рабочего времени по организационным причинам – на общепроизводственные или обзехоз (по месту возникновения).

г) Издержки, связанные с соцвыплатами – на с/с продукции прямо.

На небольших предприятиях расчет основной ЗП с учетом соцвыплат и накладных используется для определения Р предложения (услуг).

 


Планирование себестоимости продукции

Планирование с/с позволяет узнать, какие затраты потребуются на выпуск и реализацию, и какие фин рез-ты можно ожидать в плановом периоде.

План по с/с вкл:

а) смету затрат на пр-во (по экономическим элементам);

б) себестоимость всей ТП и РП;

в) плановые калькуляции по изделиям;

г) расчет снижения с/с ТП.

С/с ВП содержит сумму всех затрат на мт и обработку. С/с ВП = затраты на производство по смете за вычетом затрат, не включаемых в с/с вп и изменения рбп (+ изменение остатков предстоящих расходов).

СВП = ЗП.СМ – ЗН.ВП – ЗБ + ЗП.Р

С/с ТП включает с/с ВП за вычетом изменения остатков НЗП и ПФ плюс внепроизводственные расходы. С/с ТП = С/с ВП +- (ПФ+НЗП) + внепроизв.

СТП = СВП  (ПФ + НП) + ЗВ.П

С/с РП = с/с ТП – прирост с/с остатков нереализованной продукции.

Расчет с/с единицы продукции – калькуляция. Она может быть сметной (на изделие или заказ), плановой (на освоенную продукцию, предусмотренную ПП) или нормативной (по нормам затрат на момент ее составления).

Методы планирования с/с:

а) нормативный – нормы и нормативы юза мат, труд, фин ресов;

б) по технико-экономическим факторам – с учетом технических факторов (внедрения новой техники), организационных (совершенствование ОП), изменение объема и ассортимента ВП, уровень инфляции, специфические факторы (изменение горно-геологических условий месторождений).

Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем ВП, ТП, изменение норм и цены на материальные ресурсы.

а) Мероприятие по росту ПТ:

∆СС=(1-(Iзп/Iпт))*УВзп*100%

б) Мероприятия, направленные на рост объема производства:

∆СС=(1-(IFC/IQ))*УВFC*100%

в) Направленные на изменение норм на материальные ресурсы и цен на них:

∆СС=(1-IЦ*IН))*УВМАТ. РЕСОВ*100%

IН – изменение норм.

 


Основные типы бюджетов

Построенные по принципам "снизу вверх" и "сверху вниз", долго и краткосрочные и тд.

а) Составленный "снизу вверх" – сбор и фильтрация инфы от исполнителей к руководству компании. Много времени уходит на согласование бюджетов - предоставляемые снизу показатели изменяются руководителями, что может вести к негативной реакции подчиненных. Часто – в РФ из-за неопределенности перспектив развития рынка и нежелания руководителей заниматься планированием.

 б) Составленный "сверху вниз" – руководство должно понимать особенности организации и мочь сформировать реалистичный прогноз на период. Бюджеты отдельных подразделений здесь более согласованы.

в) Долгосрочные (более 2 лет) и краткосрочные (менее года); второй в рамках первого. Долгосрочный уточняется по прошествии каждого периода и продлевается на +1.

г) Постатейные – жесткое ограничение суммы по каждой статье без возможности переноса в другую (сказано х на рекламу – больше не дадут).

д) Бюджеты с временным периодом – не израсходованный на конец периода остаток ср-в не переносится на след. период. Минус – неравномерность расходования.

е) Гибкие (цифры ставятся в зависимость от объема пр-ва или продаж) и статичные (не зависят).

ж) Бюджеты с нулевым уровнем (каждый раз составляется заново) и преемственные (шаблон, в который вносятся коррективы).

 


Содержание системы СУЗ

Стратегическое управление затратами (СУЗ) – с 80х годов.

Затраты учитывают по видам деятельности (почему они возникли, а не где). Деятельность – специфические функции, выполняемые работником предприятия в пр-ном процессе (фе, сбор внутренней оперативной инфы, механическая обработка сырья). Внутри каждого подразделения определяется перечень видов деятельности.

СУЗ существует только в компьютерной форме – виды деятельности кодифицируют, изменяют формы первичной отчетности и заносят данные в машину.

Преимущества СУЗ:

а) ясна причина образования затрат – проще разрабатывать мероприятия по снижению;

б) более точное представление о с/с отдельных видов продукции;

в) возможность учета ряда накладных расходов как прямых;

г) возможность многомерного анализа затрат – по пр-ным линиям, потребителям, каналам сбыта;

д) внедрение СУЗ в комп. форме могут стать стимулом для реинжениринга (затраты на внедрение как инвестиции в управление);

Сложность – РСБУ (ряд затрат выведен из состава с/с – например, погашение процентов по банковским ссудам после определенного момента).

 


Концепции затрат (издержек) производства

Издержки исследовали еще классики политэкономии. Так, А. Смит вводит понятие абсолютных издержек. Д. Риккардо - сравнительных. Издержки для них - средние общественные затраты экономических ресурсов на единицу (чего стоит отдельная единица продукции на среднем предприятии), либо как цена производства с учетом рентных платежей.

а) Марксистская

Издержки производства – то, чего товар стоит капиталисту; как сумма расходов на приобретение средств производства и рабочей силы (постоянного и переменного капитала). Отдельно выделяли действительные издержки производства товара (затраты труда), образующие его стоимость. Т.о, было разделение на затраты капитала и труда.

б) Маржиналистская (Менгер, Визер).

Издержки как психологическое явление, основанное на предельной полезности (т.н. сумма, уплаченная за факторы производства, определяются предельной полезностью, которой они обладают с точки зрения покупателя). Издержки рассматриваются для отдельного предприятия, издержки и доходы которого рассматриваются как функции от масштаба производства.

в) Субъективная теория издержек альтернативных возможностей (Ф. Визер)

Издержки производства товара равны наивысшей полезности тех благ, которое общество могло бы получить при альтернативном использовании затраченных ресурсов (перевод взглядов маржиналистов на математическую основу способствовал появлению теории минимизация издержек).

г) Институционалистская теория издержек (Кларк, Гобсон).

Исследование типов издержек (индивидуальные и общественные, абсолютные и дополнительные, финансовые и производственные, кратко и долгосрочные), а также накладных расходов. Понятие человеческих издержек - измеряются качеством и характером трудовых усилий, способностями лиц.

д) Неоклассическая – издержки как сумма постоянных и переменных затрат на приобретение факторов производства. Теория трансакционых издержек рассматривает издержки обращения (по реализации – реклама, содержание рынков); введена Р. Коузом. Функция рынка – в экономии транзакционных издержек; преимущество – тенденция к минимизации затрат каждого участника обмена на получение инфы.

 


Содержание управления затратами на предприятии

Управление издержками с целью их минимизации – составная часть управления предприятием в целом, что необходимо для:

а) получения максимальной прибыли (тк прибыль = В – З);

б) улучшения финансового состояния фирмы (рост ликвидности за счет увеличения активов и снижения краткосрочной задолженности);

в) повышение конкурентоспособности предприятия и продукции;

г) снижение риска банкротства.

Для решения проблемы снижения издержек на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменения производственных обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. учитывать все влияющие на снижение издержек факторы.

Программа включает:

1) комплекс мероприятий, связанных с улучшением использования рабочей силы:

- определение и поддержание оптимальной численности персонала;

- повышение уровня квалификации;

- обеспечение опережающего роста ПТ по сравнению с ЗП;

- применение прогрессивных форм и систем оплаты труда;

- совершенствование нормативной базы (нормирования);

- улучшение условий труда;

- механизация и автоматизация производственных процессов;

- обеспечение мотивации высокопроизводительного труда.

2) связанные с улучшением использования основных средств:

- освобождение от излишних машин и оборудования;

- сдача имущества предприятия в аренду;

- улучшение качества оборудования и ремонта основных средств;

- обеспечение большей загрузки машин;

- применение ускоренной амортизации;

- повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего оборудование.

3) связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия (позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства);

4) по более рациональному использованию материальных ресурсов:

- внедрение новой техники и безотходной технологии (использование отходов);

- совершенствование нормативной базы предприятия;

- улучшение качества продукции, снижение % брака;

- использование более прогрессивных материалов.

5) связанные с совершенствованием организации производства и труда:

- внедрение бригадной формы организации;

- совершенствование организационной структуры управления фирмой;

- внедрение НОТ (научной организации труда);

- углубление концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства.

Комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм реализации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.088 с.)