Особенности влияния родителей на успешность детей в школе в младшем школьном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности влияния родителей на успешность детей в школе в младшем школьном возрасте



 

Нынешняя ситуация в сфере образования отличается тем, что наряду с утверждением гуманистических ценностей, созданием новых типов и видов учебных заведений, обновлением содержания образования, признанием

вариативной педагогической практики и другими положительными тенденциями, проблема взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи остается без должного внимания.

Развитие школы всегда связано с повышенной активностью участия семьи в образовательном процессе. В то же время, энтузиазм многих школ в отношении платных образовательных услуг, основанных на высокооплачиваемых родителях или нововведениях, порожденных внутришкольными проблемами, наносит ущерб только интересам и здоровью детей и взрослых, только увеличивают риск невключения родителей в школьную жизнь своих детей.

Социально-образовательные данные указывают на разрушение традиционного семейного образа жизни, снижение уровня жизни и социальной защиты большинства семей, чрезмерную занятость родителей и, как следствие, рост напряженности в семьях. Статистические данные указывают на ухудшение здоровья детей, увеличение числа детских домов и бытового насилия. Все это становится сдерживающим фактором для развития школы[7].

В нестабильной социальной среде школа призвана стать хранилищем человеческих отношений, лидером в формировании ценностей и моделей социального сотрудничества на благо каждого человека. Миссия современной школы - это, помимо прочего, быть школой демократии, гуманизма и сотрудничества не только для детей, но и для родителей.

В современных условиях особая роль в развитии сотрудничества между образовательным учреждением и семьей принадлежит начальной школе, что определяется рядом причин. Разнообразие начального образования, фактическая практика развития образования, сокращение почти вдвое числа детей, посещающих детский сад до школы, переход к образованию с 6 лет по программам четырехлетней начальной школы предназначен для своевременного включения родителей в школьную жизнь и требует «готовой» родительской позиции.

Однако большинство родителей будущих первоклассников не имеют опыта личного участия в жизни современной школы, и необходимо позаботиться о том, чтобы создать особые условия для подготовки родителей к активному включению в школьную жизнь.

Для решения проблемы подготовки родителей к участию в жизни современной школы предлагается выстроить новое взаимодействие с семьей в период адаптации в первом классе. Успешное начало ребенка в школьной жизни является результатом совместных усилий семьи и школы. Успешно став партнерами в период адаптации, родители и учителя смогут повести ребенка  нелегким школьным маршрутом.

Полное включение  родителей в школьную жизнь подтверждает ребенку важность его обучения, что, безусловно, влияет на его желание учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Школа, заботясь об этом, создает условия для уменьшения разобщенности и разделения сфер жизни ребенка, когда семья – это один замкнутый мир, одна культура, школа – другой мир и другая культура, а переменка и улица – третья. Введение родителей в современную школу подразумевает, среди прочего, создание общего языка и общего поля деятельности, где все происходит в интересах развития ребенка.

Активное овладение родителями первоклассников основ современной школы и помощь в определении их родительского положения, имевшее место в период адаптации, могут еще больше снизить риск несостоятельности детей и недовольство родителей. Для организации адаптационного периода предлагается использовать алгоритм, разработанный в соответствии с концепцией образовательного учреждения начальная школа - детский сад, позволяющий координировать взаимодействие многих участников в период адаптации. Алгоритм проведения периода предусматривает множество форм семейной работы и возможность выбирать лучшие варианты для данного контингента родителей.

Для родителей работа по алгоритму означает их знание логики и этапов работы алгоритма, возможность участия в планировании событий, предусмотренных алгоритмом, и выбор того, как включить их в школьную жизнь. Для этого каждой семье предоставляется алгоритм - памятка на весь период адаптации. Ожидается, что в конце периода адаптации будет достигнут качественно новый уровень взаимодействия с родителями, что поможет разработать и согласовать условия индивидуального родительского соглашения с каждой семьей, заключение которого по итогам адаптационного периода будет не формально-правовой процедурой, а механизмом развития образовательного учреждения. Был использован многолетний опыт учителей начальной школы - детского сада, чтобы найти лучший вариант для поддержания первоклассников и их семей в период адаптации. Основные идеи работы могут быть реализованы в условиях любой другой начальной школы, работающей в режиме полного школьного дня.

«Современная школа» рассматривается как идеальная личностно-ориентированная система, которая может учитывать интересы и способности каждого участника образования. Это требует развития реального образовательного учреждения:

от диктата школы в жизни семьи к поиску согласия с семьей,

от стратегии адаптации ребенка и семьи к требованиям школы к стратегии адаптации школы к ребенку и его семье,

от предложения родителям готовых вариантов образования к совместной разработке образовательных программ,

от контактов родителей преимущественно с одним учителем к взаимодействию со всем школьным сообществом.

 «Знакомство родителей с современной школой» означает:

создание условий для облегчения и сокращения времени адаптации первоклассников к школе благодаря активизации роли семьи,

расширение восприятий родителями современной школы, активация родительской позиции во взаимодействии со школой,

развитие родительского сообщества, создание родительского актива

Подведем итоги первой главы.

Изучение влияния родителей на обучение младших школьников, до сих пор находится на ранней стадии. Очень часто родители думают, что обучение и его результаты полностью независимы от них, что это обязанности учителей. Начальная школа – это связующее звено, где родители всегда стараются обратить внимание на образование своего ребенка. Задача школы-учителя состоит в том, чтобы познакомить родителей с учебным процессом.

Для этих целей используется различные классные часы, родительские собрания и игровые мероприятия. Учителя делают многое для того, чтобы взаимодействие с родителями было эффективным, но их цель - создать единую область образования, а не обучения и развития познавательных интересов. Чем старше ребенок, тем сложнее осуществлять контроль. Но дело не в контроле, а в укреплении уверенности родителей, в воспитании хорошего друга, который с детства привык делиться всем с родителями и который чувствует в этом необходимость.

Многие рекомендации даются в том случае, если ребенок не любит читать, или по развитию отдельных психических процессов, таких как воображение. Анализ периодических изданий позволяет сделать вывод о том, что учителя в значительной степени полагаются на поддержку семьи в воспитании и развитии детей, на воспитание таких качеств, как  трудолюбие и организованность, однако публикаций посвященных развитию познавательных интересов в семье не найдено.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.007 с.)