Характеристика психического развития ребёнка младшего школьного возраста в условиях учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика психического развития ребёнка младшего школьного возраста в условиях учебной деятельности



Наиболее важные новообразования происходят во всех областях психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте является мышление. Завершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что в основном развивается словесно-логическое мышление. Если в течение первых двух лет обучения дети много работают с наглядными примерами, то в следующих классах объем этих занятий уменьшается. Образное мышление становится все менее необходимым в образовательной деятельности. В конце младшего школьного возраста появляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна поддержка на наглядность и практические действия, и «художников» с живым воображением. Большинство детей имеют относительный баланс между различными типами мышления. Важным условием формирования теоретической мысли является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет школьнику решать задачи, ориентируясь не на внешние и визуальные признаки и связи объектов, а на внутренние и существенные свойства и отношения[1].

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцировано. По этой причине ребенок «иногда путает буквы и цифры с одинаковым написанием (например, 9 и 6 или буквы d и b). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства – такие как, цвет, форма и величина. Для того, чтобы ребенок более точно анализировал качество предметов, педагог должен выполнять особую работу, обучать его наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то в конце младшего школьного возраста с соответствующей подготовкой возникает синтезирующее восприятия. Развитие интеллекта создает способность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается в описании изображения детьми. Стадии: 2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине; 6-9 лет - описание картины; после 9 лет - интерпретация (логическое объяснение).

Память в начальной школе развивается под влиянием обучения в двух направлениях - улучшается роль и пропорция словесно-логического запоминания (по сравнению с визуально-образным), и ребенок овладевает умением сознательно управлять памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Дети невольно запоминают учебные материалы, которые вызывают у них интерес, забавно представлены в сочетании с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они могут сознательно и произвольно запоминать материал, который их не интересует. С каждым годом обучение все больше зависит от произвольной памяти. У маленьких школьников, как и у дошкольников, хорошие механические воспоминания. Многие из них в начальной школе механически запоминают учебные тексты, что вызывает значительные трудности в средних классах, когда материал становится более сложным и объемным. Улучшение смысловой памяти в этом возрасте дает возможность овладеть довольно широким спектром мнемонических техник, то есть рациональных способов запоминания (разделение текста на несколько частей, разработка плана, методы рационального запоминания и др.).

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной тренировки этой умственной функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель обращает внимание учеников на учебный материал, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточиться на чем-то одном от 10 до 20 минут. Количество внимания увеличивается в 2 раза, повышается его стабильность, переключение и распределение. По мнению В. А. Крутецкого, учебная деятельность в начальных классах в основном стимулирует развитие психических процессов непосредственного познания окружающего нас мира - ощущений и восприятий. Возможности для добровольного регулирования внимания и управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Кроме того, произвольное внимание младшего школьника  требует короткой мотивации.

Гораздо лучше в начальной школе развито непроизвольное внимание. Начало обучения стимулирует его развитие. Характерной особенностью возрастного внимания является его относительно низкая стабильность (что характерно в основном для учеников первого и второго года обучения). Нестабильность внимания у младших школьников является следствием слабости, связанной со старением тормозного процесса. Студенты первого, а иногда и второго класса не умеют сосредотачиваться на длительное время, их внимание легко отвлекается.

Ребенок начинает учиться в школе, имея конкретные мышление. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражающий существенные свойства и признаки в мышлении, что позволит сделать первые обобщения, первые выводы, сделать первые аналогии и построить элементарные выводы. Исходя из этого, ребенок постепенно начинает формировать понятия, названные Л.С. Выготским научными (в отличие от житейских понятий, которые развиваются у ребенка на основе его опыта вне целенаправленного обучения).

Е. И. Туревская[2] выделяет группы риска младшего школьного возраста, связанные с уровнем развития психических функций.

· Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивность): чрезмерная активность, возбуждение, неспособность сосредоточиться. Это чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность - это комплекс расстройств.

· Ребенок левша (10% людей). Снижение координационной способности глаз-рука. Дети плохо рисуют, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме.

Ошибки при определении «право» и «лево». Эмоциональная нестабильность, обида, беспокойство, снижение работоспособности.

Нарушения эмоционально-волевой сферы. Они агрессивные, эмоционально раскованные, стеснительные, тревожные, уязвимые дети. Причины: характеристика семейного воспитания, тип темперамента, отношения с учителями.

Младший школьный возраст - это период интенсивного развития и качественной трансформации познавательных процессов: они начинают приобретать косвенный характер и становятся сознательными и произвольными. Ребенок постепенно осваивает свои психические процессы, учится контролировать восприятие, внимание, память.

По словам Л.С. Выготского, с началом обучения мысль перемещается в центр сознательной деятельности ребенка, становясь доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научного знания, происходит развитие словесно – логического мышления, что приводит к перестройке всех других познавательных процессов. Усвоение основ теоретического сознания и мышления в процессе учебной деятельности приводит к появлению и развитию новых качественных образований, таких как рефлексия, анализ и внутренний план действий.

В этот период качественно меняется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития в сфере мотивации потребностей, который позволяет ребенку действовать не напрямую, а руководствоваться через сознательные цели, нормы, правила и социально развитое поведение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.005 с.)