Глава 9. Перспективы развития гражданской обороны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Перспективы развития гражданской обороны



Исторический опыт показывает, что каждые 10-15 лет происходят изменения характера, способов и методов решения задач гражданской обороны. Это обуславливается изменениями в военно-политической обстановке, во взглядах на характер вооруженной борьбы, способы и масштабы применения военной силы; появлением новых систем оружия и планов их боевого использования. Существенную роль играют также внутригосударственные политические, социальные и экономические условия.

Так, на рубеже 60-70 годов прошлого века, с возрастанием реальной угрозы ракетно-ядерной мировой войны, системы местной противовоздушной обороны во всем мире стали трансформироваться в системы гражданской обороны, которые должны были обеспечивать защиту всего населения на всей территории страны от всех поражающих факторов оружия массового поражения.

Следует отметить, что проблемам гражданской обороны в ядерный век уделялось большое внимание со стороны политического и военного руководства большинства ведущих стран. При этом сама целесообразность её существования в условиях невозможности обеспечить реальную защиту от широкомасштабного применения ядерного оружия даже ставилась под сомнение. Однако она продолжала существовать и развиваться, прежде всего, в рамках военных постулатов противостоящих государств. Более того, учитывая важность решаемых задач, гражданская оборона была выведена на стратегический уровень и рассматривалась как важный фактор стратегической безопасности.

Анализ влияния военно-политических, военно-технических и социально-экономических факторов на состояние и перспективы развития гражданской обороны позволяет наметить общие тенденции, на основании которых будет строиться гражданская оборона на период до 2030 года. Прежде всего, организация и ведение гражданской обороны будет и впредь являться одной из важнейших функций государства, её роль и значение в обеспечении национальной безопасности страны значительно возрастёт. При определении основных направлений дальнейшего развития гражданской обороны крайне важно выявить общие тенденции в развитии внешних (внешнеполитических и военных) и внутренних (внутриполитических и социально-экономических) условий. Эти изменения обуславливаются развитием военно-политической, военно-технической, социально-экономической обстановки в стране
и в мире, ролью и местом мероприятий гражданской обороны в обеспечении национальной безопасности государства.

В настоящее время военно-политические, военно-технические и социально-экономические условия, определяющие роль и место гражданской обороны, можно сформулировать следующим образом:

снижение вероятности глобального вооруженного конфликта, однако сохраняется высокая опасность возникновения региональных и локальных вооруженных конфликтов;

принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия, снизили возможность применения оружия массового уничтожения. Однако имеется масса примеров распространения оружия массового уничтожения среди государств, а также фактов применения его против вооруженных формирований и мирного населения не только армиями противоборствующих сторон, но и экстремистскими организациями. Поэтому полностью исключить возможность применения оружия массового уничтожения нельзя;

возрастание угрозы мирового терроризма, расширение зон его распространения практически по всем регионам мира, а также усиление стремления террористических организаций к овладению средствами массового поражения;

изменение характера вооруженной борьбы. В концепциях ведения новых войн все большая роль отводится высокоточному обычному оружию и оружию на новых физических принципах;

усиление угроз невоенного характера, связанных с качественно новыми средствами экономической, технологической, этнической, конфессиональной, нравственно-психологической и других форм экспансии.

снижение экономических возможностей ряда стран вследствие экономического кризиса в современных условиях накладывает существенные ограничения на финансирование мероприятий по развитию гражданской обороны.

Разноплановость представленных условий и факторов затрудняют выбор однозначных концепций и доктрин развития гражданской обороны.

Основным вопросом в настоящее время продолжает оставаться вопрос
 – к какой войне готовить гражданскую оборону? К ядерной, как это происходило во второй половине ХХ века, или только к войне с применением обычного высокоточного оружия. Ясно, что способы защиты, объем задач, количество привлекаемых сил
и средств для их решения, затраты на подготовку и другие компоненты гражданской обороны будут кардинально отличаться в зависимости от выбранной концепции.

Многие зарубежные и отечественные специалисты предполагают, что вследствие признания невозможности достижения победы в ядерной войне и глобальной катастрофичности её последствий, вероятность возникновения подобного рода военного конфликта настолько мала, а возможности защиты населения и экономики при современных средствах поражения настолько сомнительны, что гражданская оборона в свете этого теряет всякий смысл[137].

С другой стороны, в соответствии с Военной доктриной[138] (п. 27) Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против неё и (или) её союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации
с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Таким образом, есть все основания полагать, что вероятность возникновения ядерной войны сохранится еще долгое время.

Противоречия в оценке целесообразности создания и содержания мощной системы гражданской обороны в значительной мере связаны, в том числе,
и с различиями во взглядах на способы развязывания, характер и масштабы ядерной войны. Начнется ли она в условиях полной внезапности для населения или после периода обострения международной обстановки и кризиса, в ходе которого военно-политическое руководство примет решение о проведении мероприятий по линии гражданской обороны? Будут ли ядерные удары наноситься по городам, или противник ограничится военными объектами? Будет ли ядерный конфликт иметь ограниченный характер или он перерастет во всеобщую ядерную войну? Как долго продлится ядерная фаза конфликта?

Для разработки планов гражданской обороны необходимо иметь наиболее вероятный базовый сценарий войны. В любом другом случае реальное планирование мероприятий становится невозможным, причем этот базовый сценарий должен иметь ни крайне пессимистический, ни слишком оптимистический характер.

С одной стороны, при наихудшем варианте развития военно-стратегической обстановки (например, в условиях внезапного начала всеобщей ядерной войны) гражданская оборона существенного влияния на выживаемость и восстановление страны оказать не сможет. С другой стороны, по мнению ряда военных специалистов, при оптимальном построении оборонительных и наступательных систем государства,
в первую очередь, с учетом сохранения компонентов противоракетной обороны, гражданская оборона может обеспечить защиту до 80% населения страны при любом варианте вооруженного конфликта.

В последние десятилетия актуальным стал вопрос о роли и значении мероприятий гражданской обороны в условиях войны с применением обычного высокоточного оружия. Прогнозные оценки возможных угроз и опасностей, показывают, что возможные последствия современных военных конфликтов с применением такого оружия будут характеризоваться:

ограниченными потерями среди населения;

массированным психологическим и информационным воздействием;

нарушением систем управления;

поражением транспортной инфраструктуры и ряда базовых отраслей экономики;

появлением масштабных очагов поражения от вторичных факторов;

разрушением систем жизнеобеспечения.

Здесь следует рассмотреть несколько аспектов.

Первый – неоспоримо, что в условиях обычного высокоточного оружия, которое, как правило, будет применяться, в первую очередь, по военно-стратегическим
и военно-экономическим объектам, значимость мероприятий гражданской обороны значительно возрастает. Действительно, население находится вне зон прямого поражения, и даже обычные простейшие защитные сооружения значительно снижают его потери.

Второй – многие из объектов экономики являются потенциально опасными
с точки зрения воздействия вторичных факторов поражения. Это взрыво-, пожаро-, радиационно-, ядерно-, химически-, гидродинамически опасные объекты, которые
в результате разрушения являются дополнительными источниками поражения всего окружающего, порой в больших масштабах, чем от прямого воздействия средств поражения. Таким образом, ликвидация последствий применения высокоточного оружия потребует привлечения значительных сил, прежде всего, гражданской обороны.

Третий – анализ опыта современных вооруженных конфликтов позволяет сделать вывод, что само население становится объектом удара ОСП и ВТО (Югославия, Ирак, Сирия, Украина). Следовательно, актуальность задачи защиты мирного населения от поражающих факторов ОСП и ВТО в ближайшей перспективе не снизится.

Таким образом, гражданская оборона, призванная обеспечить жизнедеятельность населения и государства в экстремальных условиях военного времени и в обозримом будущем остается важной государственной функцией. При этом она должна быть готова к военным конфликтам любого характера, в том числе и с применением ядерного оружия.

Следовательно, можно констатировать, что национальная безопасность России не будет достаточной, если не будут решены на необходимом уровне проблемы защиты и выживания населения, живучести экономики и устойчивости государственного управления в сложных условиях ведения возможной вооруженной борьбы в XXI веке.

В современных условиях и в ближайшей перспективе гражданская оборона будет выступать как активная форма участия всего населения страны, всех органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, при этом выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.

Суть этих функций заключается в следующем:

решая проблемы сохранения людских ресурсов и экономического потенциала страны, гражданская оборона выполняет важную роль в оборонных функциях государства;

обеспечивая защиту и жизнедеятельность населения в военное время, спасая
и оказывая помощь пораженным и пострадавшим, гражданская оборона решает важнейшую часть социальных функций государства;

повышая устойчивость функционирования объектов экономики, защищая материальные и культурные ценности, снижая опасность возникновения вторичных очагов поражения в условиях войны, а в конечном итоге – снижая наносимый противником ущерб, гражданская оборона осуществляет значительный объем экономических функций государства.

Таким образом, состояние гражданской обороны и впредь будет играть важнейшую роль обеспечении безопасности Российской Федерации.

В «Основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года»[139] отмечается, что основными факторами, влияющими на состояние гражданской обороны в современных условиях, являются:

нарастание рисков возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе связанных с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов производственной и транспортной инфраструктуры, критически важных и потенциально опасных объектов;

увеличение в среднесрочной и долгосрочной перспективе размера возможного ущерба от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и объема работ по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

угроза возникновения очагов вооруженных конфликтов и их эскалации;

сохранение вероятности возникновения эпидемий, в том числе вызванных новыми, неизвестными ранее возбудителями инфекционных заболеваний человека
и животных;

растущая угроза проявлений экстремизма

В качестве приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны определены[140]:

совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;

совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

совершенствование методов и способов защиты населения, материальных
и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах
и чрезвычайных ситуациях;

развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

В целях реализации этих приоритетных направлений в основу развития гражданской обороны целесообразно заложить следующие основные принципы:

приоритет решения задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций и спасению человеческой жизни;

постоянная готовность к выполнению возложенных задач;

оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации;

централизация и координация управления гражданской обороной на территории Российской Федерации;

соблюдение законности;

разумная достаточность сил и средств гражданской обороны, их адекватность современным угрозам безопасности личности, обществу и государству;

доступность оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

оправданность рисков и обеспечение безопасности при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм
и милосердие;

интеграция с международными спасательными силами.

Развитие гражданской обороны должно осуществляться путем внедрения новых форм и методов, а также повышения эффективности традиционных способов защиты. в том числе:

использование средств индивидуальной защиты и простейших средств защиты;

укрытие работающего персонала в защитных сооружениях гражданской обороны, а населения – в приспособленных под укрытия защитных сооружениях;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, а также рассредоточение работников организаций.

В условиях применения невоенных средств воздействия на население Российской Федерации основными задачами гражданской обороны будут являться:

при экономических воздействиях – осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;

при информационных воздействиях – защита информационного ресурса, информационно-психологическая поддержка населения;

при крупномасштабных террористических акциях – оперативное ведение аварийно-спасательных работ и предупредительные меры по смягчению последствий террористических актов;

при других способах воздействия – информационно-психологическая поддержка населения, первоочередное жизнеобеспечение населения.

Гражданская оборона должна быть в одинаковой мере готова как
к выполнению своих задач в военное время, так и к действиям в условиях гибридных войн, а также по обеспечению безопасности от террористических проявлений, а также от других возможных угроз и опасностей.

Система гражданской обороны должна строиться, исходя из трех основных вариантов возможной обстановки:

вариант войны с массированным применением обычного высокоточного оружия и нелетального оружия на новых физических принципах;

вариант гибридной войны с возможным применением всего комплекса экономического, политического, информационного, психологического воздействия;

вариант возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.

Гражданская оборона должна строиться в общем комплексе с системой мобилизационной подготовки, системой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, системами обеспечения обороноспособности и внутренней безопасности страны.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны должна осуществляться:

в мирное время – в плановом порядке в пределах объемов выделенных средств;

в угрожаемый период – в ускоренном порядке на основе мобилизационных планов;

в период начала и ведения боевых действий – в максимально короткие сроки
с привлечением всех возможных средств и ресурсов.

При этом заблаговременное создание ресурса гражданской обороны должно обеспечить выполнение возложенных на нее задач в мирное время, активному противодействию угрозам и опасностям военных конфликтов и выполнению задач
в начальном периоде боевых действий.

Финансирование мероприятий гражданской обороны должно осуществляться на паритетных началах государством, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, частным сектором (бизнесом), гражданами в порядке, установленном законом. Выбор приоритетов в подготовке и финансировании мероприятий гражданской обороны должен осуществляться на основе важности этих мероприятий для выполнения поставленных целей, а также на основе критерия «эффективность-стоимость».

Руководство и управление гражданской обороной должно осуществляется на основе централизации в принципиальных вопросах организации и строительства гражданской обороны с предоставлением широкого круга полномочий субъектам Российской Федерации в сфере подготовки и ведения гражданской обороны.

Основными тенденциями в развитии гражданской обороны на ближайшие годы будут:

наращивание возможностей для обеспечения защиты населения от комплекса возможных угроз и опасностей в мирное и военное время;

дальнейшая интеграция систем гражданской обороны и РСЧС;

наращивание мобилизационных возможностей для развертывания мероприятий гражданской обороны в угрожаемый период;

повышение готовности в составе сил и средств мирного времени к решению возложенных задач в районах локальных вооруженных конфликтов, а также
к развертыванию дополнительных необходимых сил и средств для выполнения задач в условиях региональных и крупномасштабной войны;

повышение готовности к выполнению задач при любых вариантах событий, связанных с военными конфликтами, а также при проявлении террористических актов и природно-техногенных чрезвычайных ситуациях;

обеспечение социально-экономических условий для расширения участия граждан в процессе выполнения мероприятий по гражданской обороны;

формирование нового облика гражданской обороны на основе внедрения передовых методов и технологий;

дальнейшее повышение социальной значимости мероприятий гражданской обороны на основе её гуманизации, социальной направленности проводимых мероприятий с учетом интересов конкретного человека;

комплексное формирование материально-технической основы гражданской обороны от возможных опасностей и угроз в мирное и военное время;

организация гражданской обороны по принципу стратегической мобильности, предполагающей возможность поэтапного наращивания её мероприятий по времени
и пространству в зависимости от уровня военных угроз, концентрации сил и средств
в нужное время в нужном месте;

дальнейшее реформирование сил гражданской обороны и их техническое перевооружение;

дальнейшее расширение международного сотрудничества в области гражданской обороны.

Современные условия требуют внесения определенных изменений.

В принципиальном плане необходимо отметить следующее. Прежде всего, необходимо подчеркнуть незыблемость одного из основных принципов организации гражданской обороны – её повсеместность на территории всей страны и на всех уровнях государственного устройства.

В современных социально-экономических условиях актуальность приобретает вопрос о возврате к территориально-производственному принципу организации гражданской обороны, так как существующая в настоящее время её организация только по территориальному принципу значительно сужает рамки её функционирования и сказывается на её эффективности.

Важной задачей является дальнейшее реформирование системы управления гражданской обороной в соответствии с современными условиями. В настоящее время в МЧС России осуществляется переход на трёхуровневую систему управления, которая должна обеспечить эффективную координацию деятельности органов управления и повысить оперативность управления силами гражданской обороны.

С этой целью:

организована работа по пересмотру порядка доведения сигналов по гражданской обороне;

подготовлены изменения в Порядок приведения гражданской обороны в готовность (утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года № 437-13), учитывающие переход на трёхуровневую систему управления (в части исключения полномочий региональных центров МЧС России);

предусмотрено наделение МЧС России полномочиями по определению типовых перечнейпервоочередных мероприятий по гражданской обороне и срокам их выполнения.

Приоритетными задачамиэтого направления деятельностиявляются:

развитие Национального центра управления в кризисных ситуациях;

интеграция ведомственных систем управления и информационных ресурсов;

развитие Центров управления в кризисных ситуациях на региональном уровне;

развитие пунктов управления гражданской обороны, включая подвижные,
и повышение уровня их технической оснащенности;

совершенствование информационной поддержки принятия решенийв области гражданской обороны;

развитие систем оповещения и информирования населения;

комплексное использование возможностей единой сети электросвязи Российской Федерации, для доведения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях

Итогом этой работы будет:

создание единой целостной системы управления в кризисных ситуациях мирного и военного времени, в том числе задействованной в интересах гражданской обороны. Дополнительно должна быть проведена проработка и осуществление комплекса специальных мероприятий по повышению живучести и защищенности системы управления в кризисных ситуациях в условиях применения современных средств поражения, в том числе, обеспечивающих защищенность ЦУКС всех уровней, а также дублирующих пункты управления и связи.

интеграция системы управления гражданской обороны в единую государственную систему управления в военное время;

формирование целостной системы пунктов управления гражданской обороны, определение их перечня для каждого уровня управления и оперативно-технических требований к ним.

Не менее важной задачей является дальнейшее совершенствование структуры и состава сил гражданской обороны. Необходимость постоянного развития сил гражданской обороны обусловлена изменяющимся характером вооруженных конфликтов; а также возложением на силы гражданской обороны задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время. При определении состава и структуры общей группировки сил гражданской обороны в Российской Федерации следует учитывать возможные сценарии отражения вооруженной агрессии (вооруженного конфликта с массированным применением потенциальным противником по объектам тыла
и населению разнотипных «дальнобойных» средств высокоточного оружия), а также имеющиеся возможности противодействия широкому спектру вторичных угроз (вторичных поражающих факторов), возникающих вследствие ведения подобных вооруженных конфликтов.

Состав, структура, оснащение и подготовка сил гражданской обороны должна отвечать следующим основным требованиям:

минимизация потерь населения (персонала поражаемых объектов)
в вооруженных конфликтах и ущерба, наносимого поражаемым объектам (производственному и оборонному потенциалу);

обеспечение устойчивого функционирования экономики и инфраструктуры страны;

адекватное реагирование на военные опасности и другие виды угроз от ЧС различного характера;

соответствие единым требованиям к подготовке сил и основам ведения гражданской обороны, к поддержанию готовности сил, обучению населения защите от военной и других видов опасностей;

готовность к функционированию в круглосуточном режиме при ликвидации ЧС природного, техногенного и террористического характера;

мобилизационная готовность и стратегическая мобильность;

высокий уровень профессиональной подготовки к выполнению основных видов аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Необходимо продолжить совершенствование способов и систем оповещения населения по следующим основным направления:

реконструкция существующих и создание новых современных систем оповещения, в том числе и локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов и их сопряжение с территориальными системами управления гражданской обороной;

разработка и внедрение современной аппаратуры оповещения, работающей на цифровых сетях связи, по телерадиоканалам, в том числе, по каналам кабельного телевидения;

создание системы оповещения населения по каналам сотовой радиосвязи общего пользования;

Отличительной особенностью эвакуации в современных условиях является необходимость быть готовыми к различным вариантам проведения эвакомероприятий. При их подготовке следует учитывать те реальные изменения, которые произошли в жизни государства и граждан, такие как увеличение количества личного транспорта, загородного дачно-кооперативного фонда и т.д. Необходимо также учитывать и вероятность внезапного нападения противника, когда некогда будет организованно осуществлять эвакомероприятия. При этом могут возникать стихийные потоки беженцев. На этот случай необходимо заранее разрабатывать соответствующие планы действий органов гражданской обороны. Планирование и осуществление эвакуации населения предполагается  реализовывать на качественно новых принципах:

эвакуацию проводить не только по производственному, но и по семейному
и территориальному принципу;

предусматривать активное использование личного транспорта;

использовать загородный личный дачно-кооперативный фонд;

разрешать самостоятельный выбор мест расселения.

Как показывает опыт современных военных конфликтов, с учётом того, что массовая эвакуация населения, как правило, не проводится. При этом на территории городов появляется необходимость в укрытии значительно большего количества населения. Основным способом защиты в ближайшей перспективе продолжит оставаться укрытие населения в защитных сооружениях по месту работы и жительства.
В качестве защитных сооружений необходимо активно использовать подземное пространство городов. Речь идёт как о фундаментальных сооружениях, типа метрополитенов, так и о таких сооружениях, как подвалы, переходы, гаражи и т. д. Наряду
с этим возможно устройство специальных отсеков на первых этажах жилых домов, оборудованных более прочными конструкциями. Это позволит более рационально
и эффективно расходовать средства на строительство коллективных средств защиты
и на накопление средств индивидуальной защиты, а также обеспечить более надежную защиту населения при ведении боевых действий с применением высокоточных боеприпасов.

Гражданская оборона продолжит своё активное участие в сохранении экономического потенциала в годы войны. В условиях, когда важнейшие промышленные объекты становятся первоочередными целями поражения, особое значение приобретают мероприятия гражданской обороны, направленные на сохранение этих объектов.

Основные мероприятия по повышению устойчивости объектов, необходимых для обеспечения функционирования экономики и выживания населения в условиях ведения боевых действий должны выполняться заблаговременно, в мирное время. Это потребует внесения корректив в нормы инженерно-технических мероприятий гражданской обороны с учётом опыта современных войн с применением высокоточного оружия. В этом направлении необходимо проведение исследований и разработка методик применения средств комплексной защиты населения.

Также необходимо провести работу по формированию новых принципов организации и проведения медицинской защиты с учетом особенностей современных войн. В рамках этого направления целесообразно:

разработать правовые основы объединения сил и средств здравоохранения, учреждений санитарно-гигиенического и противоэпидемического профиля, аптечных предприятий вне зависимости от их ведомственной принадлежности и форм собственности, для единого управления при решении задач медицинской защиты;

разработать организационно-штатную структуру и табель оснащения мобильных медицинских отрядов взамен отрядов первой медицинской помощи;

разработать комплекс нормативных правовых методических документов, регламентирующих порядок проведения в военное время мероприятий по массовой иммунизации населения и экстренной йодной профилактике, массовому забору крови
у доноров.

Важной и актуальной в условиях современных вооруженных конфликтов остается задача обеспечения постоянной готовности к первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения. В целях её безусловного выполнения необходимо:

сформировать перечень объектов жизнеобеспечения населения и осуществить их паспортизацию;

разработать схему размещения объектов жизнеобеспечения населения, организовать государственный надзор за её поддержанием в постоянной готовности;

разработать проектные решения по реконструкции существующих объектов, приспосабливаемых для решения задач первоочередного жизнеобеспечения;

поддерживать на необходимом уровне запасы средств первоочередного жизнеобеспечения населения;

провести комплекс организационно-технических мероприятий по защите имеющихся в различных организациях запасов продовольствия, пищевого сырья и товаров первой необходимости и по обеспечению своевременного перебазирования таких запасов в случаях, когда они могут оказаться в зонах возможного химического заражения и радиоактивного загрязнения.

В качестве одного из важнейших направлений развития гражданской обороны следует также отметить её адаптацию к условиям Арктики. В последние годы Арктика стала привлекать повышенное внимание военных разных стран. Связано это, главным образом, с тем, что после длительного периода затишья и своего рода «интернационализации» Арктики, снова на повестку дня поставлены национальные экономические интересы России, США, Канады, Дании и ряда других стран.

Этот регион играет поистине ключевую роль для современной России. Дело даже не в шельфовых богатствах, которые, может быть, весьма велики, но до них непросто добраться. Дело в том, что основной объем природного газа, который является главным в России энергоносителем и экспортным товаром, добывается как раз в арктическом регионе, главным образом на Ямале. Геологические запасы газа в Ямало-Ненецком округе достигают 93 трлн. кубометров, из которых 35 трлн. относятся к запасам промышленных категорий. Это 72% российских запасов газа и 25% мировых запасов. Примерно с 2007 года добыча газа стала сдвигаться из континентальных районов непосредственно на полуостров Ямал, практически на побережье океана.
С этого времени старые, крупные месторождения, такие как Уренгой, Медвежье,
Ямбургское вступили в стадию падающей добычи, то есть объем добываемого газа на них постепенно сокращается, и добыча стала развиваться на новых месторождениях. В 2012 году вступило в строй давно ожидаемое месторождение Бованенковское. При этом сам Ямал обладает подготовленными запасами в 10 трлн. кубометров, прогнозные ресурсы – 22 трлн. кубометров, а шельф Карского моря уже в середине 2000-х годов давал не менее 50 трлн. кубометров газа ресурсов. Из чего следует, что в ближайшие 20-30 лет российская газодобыча будет сосредоточена в сравнительно небольшом районе полуострова Ямал и прилегающей акватории. Там же строится порт Сабетта в Обской губе, рядом с которым располагаются по плану мощности по сжижению природного газа.

Это экономико-географическое положение подводит нас к тому, что военные
и экономические вопросы в Арктике для России сводятся не только и не сколько
к спорам за шельф или за какие-то участки акватории, за право рыболовства и тому подобным вопросам. Главное – это защита Ямала и его газовых промыслов. Это решающая и ключевая задача, которую должна решить и российская военная доктрина в Арктике, и система гражданской обороны. В противном случае, России очень легко нанести крайне серьезный экономический ущерб. Ямал уязвим к ударам с моря,
с воздуха, к захватам объектов нефтегазовой промышленности десантами, и диверсиям. Достаточно разрушить основные газопроводы, газонапорные станции, комплексы подземных газохранилищ, наиболее важные скважины, чтобы лишить российскую экономику основного энергоносителя. Прекращение подачи газа приведет к тому, что основная часть российской промышленности, два крупнейших города: Москва и Петербург, и большая часть населения страны останутся без электроэнергии и тепла. Даже сокращение подачи газа крайне негативно отразится на экономическом состоянии страны. В свете того, что в настоящее время строится газопровод «Сила Сибири», по которому газ не только будут поставлять в Китай, но и пустят в определенном объеме на снабжение промышленно развитых сибирских регионов, экономическое
и стратегическое значение Ямала после достройки этого газопровода еще более вырастет. Ямал станет энергетическим центром России, и это обстоятельство определит необходимость внесения корректив в планы гражданской обороны России в Арктике.

В важнейшем программном документе – докладе Министра МЧС России
В.А. Пучкова «О долгосрочных перспективах развития системы МЧС России (Программа МЧС–2030)» определяется вектор развития МЧС России до 2030 года
и уделяется особое внимание безопасности в Арктическом регионе. Происходящие
в Арктическом регионе процессы необходимо учитывать и отразить при определении перспектив развития гражданской обороны. Необходима «инвентаризация» многочисленных нормативных актов разного уровня, посвященных Арктике. В разрабатываемом законе «Об Арктической зоне» целесообразно подчеркнуть роль и значение предупреждения и ликвидации последствий ЧС как одной из важнейших функций государства в Арктике. В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» нужно обозначить и закрепить особенности реализации в Арктике указанной новой функции государства. Скорейшего решения требует проблема изменения принципов и критериев отнесения территорий к Арктической зоне Российской Федерации. В Указе Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных границах Арктической зоны Российской Федерации» данные критерии также не закреплены и требуют правового обесп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.074 с.)