И ликвидации последствий стихийных бедствий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И ликвидации последствий стихийных бедствий



 

 

ЗАЩИТА
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

Учебник

 

 

Москва

2018


УДК [614.8.086+614.0.06+614.835]

ББК 68.9

З340

Авторы:

Арефьева Е.В., Баринов А.В., Бобарико А.В., Борейко В.Я., Виноградов О.В., Горбунов С.В., Горячева Н.Г., Ермаков С.И., Измалков В.А., Казаков В.Ю., Кольцов Г.И., Кубиков Н.Н., Кудрявцев А.Н., Кузьмин А.И., Лебедев А.Ю., Лобанов А.И., Малышев В.П., Мясников Д.В., Нарышкин В.Г., Панченков В.В., Петешев И.В., Подрезов Б.В., Полевой В.Г., Пчелкин В.И., Решетников В.М., Рожков С.Н., Савельев М.И., Сорокина И.В., Сулима Т.Г., Тарабаев Ю.Н., Тараканов А.Ю., Ткаченко П.Н., Треушков И.В., Убин М.В., Фатыхов Р.Р., Федотов С.Б., Халимова А.С., Харламов А.А., Чяснавичюс Ю.К., Юхин А.Н.

 

Рецензенты:

Фролова М.В., заместитель директора Департамента гражданской защиты
МЧС России;

Заворотный А.Г., начальник кафедры гражданской защиты (в составе УНК гражданской защиты) Академии ГПС МЧС России, кандидат технических наук, доцент.

 

З340 Защита в чрезвычайных ситуациях / Издание 2-е, переработанное.
МЧС России. — М.: АГЗ МЧС России, 2018. — 418 с.

 

ISBN 978-5-91544-023-3

 

Материал учебника переработан в соответствии с положениями Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 12.

Допущен Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
в качестве учебника для курсантов, студентов, слушателей адъюнктов и аспирантов образовательных организаций МЧС России.

Может быть использован для подготовки руководителей территориальных органов и организаций МЧС России, осуществляющих выполнение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера, а также в ходе обучения курсантов, студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов образовательных организаций МЧС России.

 

УДК [614.8.086+614.0.06+614.835]

ББК 68.9

 

© Авторы, 2018

© МЧС России, 2018

© ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, текст, 2018

© ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России, текст, 2018

ISBN 978-5-91544-023-3           © ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), текст, 2018


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 3

СОКРАЩЕНИЯ.. 6

ВВЕДЕНИЕ.. 9

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.. 11

1.1. Государственное регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 11

1.2. Основные факторы, влияющие на состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 18

1.3. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 19

ГЛАВА 2. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ЗАЩИТА ОТ НИХ.. 23

2.1. Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника. 23

2.1.1. Чрезвычайные ситуации природного характера. 25

2.1.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. 25

2.1.3. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. 26

2.2. Классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от масштабов возможных последствий 28

2.3. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. 31

2.3.1 Опасные геологические явления и процессы.. 31

2.3.2. Опасные гидрологические явления и процессы.. 38

2.3.3. Опасные метеорологические явления и процессы.. 43

2.3.4 Природные пожары.. 47

2.4. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. 51

2.4.1. Транспортные аварии (катастрофы) 51

2.4.2. Пожары и взрывы.. 64

2.4.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса) и (или) сброса) аварийно химически опасных веществ. 68

2.4.4. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса, сброса) радиоактивных веществ 72

2.4.5. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов. 77

2.4.6. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород. 82

2.4.7. Аварии на электроэнергетических системах. 87

2.4.8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. 92

2.4.9 Аварии на очистных сооружениях. 100

2.4.10. Гидродинамические аварии. 103

2.5. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. 108

2.6. Чрезвычайные ситуации экологического характера. 114

ГЛАВА 3. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.. 119

3.1. Основные задачи, принципы построения, состав сил и средств и организация управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 119

3.1.1. Основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 119

3.1.2. Принципы построения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 121

3.1.3. Состав сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 122

3.1.4. Организация управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 124

3.1.5. Содержание процесса управления. 129

3.2. Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 131

3.3. Порядок выработки и выполнения решения руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации 136

ГЛАВА 4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА.. 141

4.1 Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. 141

4.1.1. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного характера 142

4.1.2. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера 146

4.2 Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. 152

4.2.1 Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. 153

4.2.2. Методы мониторинга. 157

4.2.3. Мониторинг технологических рисков. 162

4.2.4. Мониторинг гидрометеорологических рисков. 166

4.3. Порядок реагирования на прогнозы.. 181

4.4 Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 194

ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 199

5.1. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. 199

5.2. Оповещение и информирование населения. 204

5.3. Эвакуация населения. 204

5.4. Обеспечение населения средствами индивидуальной и коллективной защиты.. 231

5.5. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения. 244

5.6. Организация мероприятий радиационной, биологической, химической и медицинской защиты населения. 252

5.7. Инженерная защита населения и территорий. 266

ГЛАВА 6. ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.. 274

6.1. Общие принципы и правовые основы применения сил РСЧС.. 274

6.2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях 285

6.3. Организация взаимодействия органов управления, сил и средств при проведении АСДНР в районах чрезвычайных ситуаций. 298

6.4. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях. 306

6.5. Основы применения пожарно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях. 316

6.6. Основы применения медицинских сил и средств здравоохранения в чрезвычайных ситуациях 321

6.7. Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. ………………………………………………………………………………………………..330

ГЛАВА 7. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.. 340

7.1. Организация планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 340

7.2. Содержание и структура плана действий организации по предупреждению и ликвидации ЧС 353

7.2.1. Структура и этапы разработки плана действий организации по предупреждению и ликвидации ЧС. 353

7.2.2. Содержание приложений к плану действий организации по предупреждению и ликвидации ЧС.. 369

7.3.3. Анализ отражения в планах действий по предупреждению и ликвидации возможных крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. 372

7.3. Информационная поддержка планирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 373

ГЛАВА 8. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.. 379

8.1. Новые опасности и угрозы, влияющие на состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 379

8.2. Цель, задачи и приоритетные направления государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года. 381

8.2.1. Цель государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 381

8.2.2. Задачи и приоритетные направления государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 386

8.3. Основные мероприятия по реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года. 388

ГЛАВА 9. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.. 392

9.1. Основные положения по организации международного сотрудничества в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 392

9.2. Особенности сотрудничества государств в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 399

9.3 Организация международной гуманитарной помощи. 406

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 410

ЛИТЕРАТУРА.. 412

 


СОКРАЩЕНИЯ

АИУС РСЧС ‒ автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС
АСДНР ‒ аварийно-спасательные и другие неотложные работы
АСР ‒ аварийно-спасательные работы
АСС ‒ аварийно-спасательная служба
АСФ ‒ аварийно-спасательное формирование
АТЕ ‒ административно-территориальная единица
АТЗ ‒ антитеррористическая защищенность объектов
АХОВ ‒ аварийно химически опасное вещество
АЭС ‒ атомная электростанция
ВВ ‒ взрывчатое вещество
ВМ ‒ взрывчатые материалы
ВС ‒ воздушное судно
ВСМК ‒ Всероссийская служба медицины катастроф
ВЦМП ЧС ‒ Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС
ВЦЭРМ ‒ Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России
ГГС ‒ громкоговорящая связь
ГДА ‒ гидродинамическая авария
ГИБДД ‒ государственная инспекция безопасности дорожного движения
ГО ‒ гражданская оборона
ГПС ‒ Государственная противопожарная служба
ГРП ‒ газорегуляторные пункты
ГРР ‒ группы радиационной разведки
ГРС ‒ газораспределительная станция
ГРУ ‒ газорегуляторная установка
ГСХР ‒ группа санитарно-химической разведки
ГСЭР ‒ группа санитарно-эпидемиологической разведки
ГТС ‒ гидротехническое сооружение
ГУ ‒ Главное управление
ГЭС ‒ гидроэлектростанция
ДДС ‒ дежурно-диспетчерская служба
ДЗЗ ‒ дистанционное зондирование Земли
ДТП ‒ дорожно-транспортное происшествие
ЕДДС ‒ единая дежурно-диспетчерская служба
ЕСОДУ ‒ единая система оперативно-диспетчерского управления
ЕЭС ‒ Единая энергетическая сеть
ЖКХ ‒ жилищно-коммунальное хозяйство
ЗС ГО ‒ защитное сооружение гражданской обороны
ИТП ‒ информационно-технологический процесс
КА ‒ космический аппарат
КД ‒ капсюль-детонатор
КИМГЗ ‒ комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты
КИП ‒ комплект индивидуальный противоожоговый (с перевязочным пакетом)
КОБ ‒ комплексное обеспечение безопасности
КПП ‒ контрольно-пропускной пункт
КЧС ‒ комиссия по чрезвычайным ситуациям
КЭС ‒ коммунально-энергетические системы
ЛПР ‒ лицо, принимающее решение
ЛЭО ‒ лечебно-эвакуационное обеспечение
МАГАТЭ ‒ Международное агентство по атомной энергетике
МВД России ‒ Министерство внутренних дел Российской Федерации
ММБ ‒ мобильная медицинская бригада
МОСН ‒ медицинский отряд специального назначения
МСИЗ ‒медицинские средства индивидуальной защиты
МЧС России ‒ Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
НАСФ ‒ нештатные аварийно-спасательные формирования
НПС ‒набор перевязочных средств противоожоговый
НРС ‒ наибольшая работающая смена
НЦУКС ‒ Национальный центр управления в кризисных ситуациях
ОГ ‒ оперативная группа
ОИВС РФ ‒ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
ОКСИОН ‒ Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения
ОМСУ ‒ органы местного самоуправления
ООП ‒ объектно-ориентированное программирование
ОПБ ‒ оперативно-поисковое бюро
ОУ ‒ органы управления
ОХВ ‒ опасное химическое вещество
ОЭ ‒ объект экономики
ПБА ‒ патогенные биологические агенты
ПВР ‒ пункт временного размещения
ПДП ‒ пункт длительного проживания
ПЖОН ‒ первоочередное жизнеобеспечение населения
ПМДП ‒ передвижной многофункциональный медико-диагностический пункт
ПО ‒ программное обеспечение
ПОО ‒ потенциально-опасный объект
ППЭ ‒промежуточны1 пункт эвакуации
ПСР ‒ поисково-спасательные работы
ПСФ ‒ поисково-спасательное формирование
ПЭБ ‒ противоэпидемическая бригада
ПЭП ‒приёмный эвакуационный пункт
РЛЧС ‒ руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации
РНК ‒рибонуклеиновые кислоты
РСФСР ‒ Российская советская федеративная социалистическая республика
РСЧС ‒ Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
РХБЗ ‒ радиационная, химическая, биологическая защита
РЦМП ЧС ‒ региональный центр мониторинга и прогнозирования ЧС
СВ ‒ средства взрывания
СВФ ‒ спасательное воинское формирование
СДЯВ ‒ сильнодействующее ядовитое вещество
СИЗ ‒ средства индивидуальной защиты
СКМ ЧС ‒ система космического мониторинга и прогнозирования ЧС
СМИ ‒ средства массовой информации
СМИК ‒ подсистема мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений
СМИС ‒ система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений
СМП ЧС ‒ система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
СНЛК ‒ сеть наблюдения и лабораторного контроля
СНЛК ГО ‒ система наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны
СПК ‒ санитарно-противоэпидемическая комиссия
СПО ‒ специальное программное обеспечение
СПЭБ ‒ специализированные противоэпидемические бригады
СПЭБ – специализированная противоэпидемическая бригада
СПЭО ‒ санитарно-противоэпидемический отряд
ССП ‒ подсистема сбора данных и передачи сообщений
СУКС ‒ подсистема связи и управления в кризисных ситуациях
СЦО ‒ системы централизованного оповещения
СЭБ ‒ санитарно-эпидемиологическая бригада
СЭП ‒ сборный эвакуационный пункт
ТОРС ‒ тяжелый острый респираторный синдром
ТСМП ‒ территориальная система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования
ТЦМК ‒ территориальный центр медицины катастроф
ТЦМП ЧС ‒ территориальный центр мониторинга и прогнозирования ЧС
ТЭК ‒ топливно-энергетический комплекс
ФМС ‒ федеральная миграционная служба
ФОИВ ‒ федеральные органы исполнительной власти
ХОО ‒ химически опасный объект
ЦТП ‒центральный тепловой пункт
ЦУКС ‒ Центр управления в кризисных ситуациях
ЧС ‒ чрезвычайная ситуация
ЭД ‒ электродетонатор
ЭК ‒ эвакуационная комиссия
ЭПК ‒ эвакоприёмная комиссия

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы обеспечения безопасности населения от чрезвычайных ситуаций различного характера всегда будут иметь высочайшую актуальность. Человечество
в XXI веке не будет избавлено от катастроф и бедствий природного и техногенного характера. К сожалению, возрастает количество и масштаб чрезвычайных ситуаций обусловленных глобальными изменениями климата, переходом мировой экономики к новому этапу технологического развития.

Статистические данные свидетельствуют о том, что на территории России за год в среднем происходит до 230-250 событий чрезвычайного характера, связанных
с опасными природными процессами, и до 900-950 чрезвычайных ситуаций, связанных с производственной деятельностью. Рост производственных аварий и катастроф, стихийных бедствий последних лет создает чрезвычайные ситуации (ЧС) с тяжелыми последствиями для жизни людей и усугубляет экологическую обстановку.

Значительную часть чрезвычайных ситуаций техногенного характера составляют пожары. В мире ежегодно регистрируется 6-7 млн. пожаров. В результате воздействия опасных факторов пожара ежегодно в мире погибает до 75 тыс. человек, получают ожоги и травмы свыше 6 млн. человек. В нашей стране ежегодно происходит около 250 тыс. пожаров, в огне погибают свыше 15 тыс. человек, примерно столько же получают травмы различной степени тяжести.

Рост количества ЧС техногенного характера возможен в настоящее время также от разрушения потенциально опасных объектов в ходе международных конфликтов и локальных войн.

Учитывая современное состояние Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возрастание опасных факторов и угроз в результате прогнозируемых природных катаклизмов
и техногенных аварий на территории Российской Федерации и соседних государств, роль и значимость государственной политики в области защиты населения
и территорий от ЧС должна неуклонно повышаться.

Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 года № 12 утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года (далее – Основы государственной политики), в которых определены её задачи и приоритетные направления.

В данных Основах государственной политики, подчеркивается, что основными угрозами, влияющими на состояние защиты населения и территорий Российской Федерации на современном этапе, являются:

стихийные бедствия, в том числе вызванные глобальным изменением климата, активизацией геофизических и космогенных процессов;

техногенные аварии и катастрофы, в том числе вызванные ухудшением состояния объектов инфраструктуры, а также возникшие вследствие пожара или стихийного бедствия;

особо опасные инфекционные заболевания людей, животных и растений, в том числе связанные с увеличением интенсивности миграционных процессов
и повышением уровня урбанизации.

Возникают новые угрозы для населения и территорий, вызванные негативным изменением окружающей среды, а также усложнением технологических процессов, что влечет за собой увеличение размеров ущерба в результате аварий

При этом особая роль в реализации Основ государственной политики отводится МЧС России, как основному организатору и координатору совместной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение устойчивого социального развития нашей страны и приемлемого уровня безопасности жизнедеятельности населения вовлекает в свой процесс большое количество участников, сил, материальных, финансовых и других ресурсов, требует умелого и рационального их использования. Эта задача не может быть решена без сосредоточения усилий, слаженной работы, тесного взаимодействия и высокой ответственности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан. Это требует от организаторов
и исполнителей широкого диапазона знаний как в области комплексных подходов, так и специфических узкопрофессиональных вопросов, умения вести анализ быстро меняющейся обстановки, зависящей от многочисленных и противоречивых факторов. Следовательно, уровень подготовки должностных лиц всех уровней принимающих участие в планировании, организации и выполнении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является существенным фактором обеспечения их эффективности и результативности.

Авторский коллектив полагает, что материал, представленный в данном учебнике окажет существенную помощь руководителям территориальных органов
и организаций МЧС России, осуществляющим выполнение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обучающимся (курсантам, студентам, магистрантам, адъюнктам и аспирантам) образовательных организаций МЧС России.

Материал учебника переработан и дополнен в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, а также с учетом произошедших изменений в нормативной правовой базе, приоритетов и перспектив, сформулированных в Стратегии развития МЧС России до 2030 года.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.113.186 (0.039 с.)