Транспортные аварии (катастрофы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортные аварии (катастрофы)



Транспорт – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры России, предназначенная для перевозки грузов и пассажиров. Включает в себя железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный и трубопроводный транспорт. Аварии и катастрофы на транспорте могут быть двух типов:

происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно
с движением транспорта;

происходящие во время движения транспортных средств.

В общем случае авария – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей
и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также
к нанесению ущерба окружающей природной среде[25].

Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушения или уничтожение объектов и других материальных ценностей
в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среды называется катастрофой.

Основными причинами ЧС на транспорте являются:

ошибки членов экипажа, диспетчера, персонала служб технического обслуживания, в т.ч. нарушение правил эксплуатации и перевозки, особенно опасных грузов;

неисправность (изношенность и др.) транспортных средств;

погодные условия (туман, обледенение и др.), в т.ч. блокирование наземного транспорта вследствие лавин, селевых потоков, наводнений, снегопадов и оползней;

саботаж, терроризм и военные действия.

Основные поражающие факторы, возникающие при ЧС на транспорте:

удары вследствие метательного и деформирующего воздействия не­управляемой механической энергии транспортного средства и энергии взрывов;

воздействие высокой температуры вследствие пожаров, взрывов;

воздействие потоков жидкостей (газов), находящихся под высоким давлением;

воздействие химически и биологически опасных веществ;

воздействие ионизирующих излучений;

воздействие электрического тока;

недостаточное количество кислорода для дыхания (на больших высотах, при длительном пребывании в замкнутых пространствах и др.);

нервно-психологические воздействия и дезорганизация трудового процесса.

При организации АСР при ликвидации последствий транспортных аварий
и катастроф необходимо учитывать следующие их особенности:

аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно,
в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит
к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели;

несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;

отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;

трудность в определении числа пострадавших на месте аварии или катастрофы, сложность отправки большого их количества в медицинские учреждения с учетом требуемой специфики лечения;

усложнение обстановки в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества; необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств катастрофы часто на больших площадях;

необходимость организации приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших
и организация отправки погибших к местам их захоронения;

необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным ком­муникациям.

Железнодорожный транспорт.

Характерные особенности железнодорожного транспорта:

большая масса подвижного состава;

высокая скорость передвижения состава (до 200 км/ч), при этом отсутствуют ограждения в пределах населенных пунктов, а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров;

опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски и др.);

электроток высокого напряжения (до 30 кВ), проходящий по кабелю, подвешенному на высоте 6 м над рельсами;

наличие человеческого фактора (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание).

По железной дороге перевозятся различные, в том числе пожаро-, взрыво-, химически-, радиоактивно опасные грузы (более 400 наименований). На каждый опасный груз составляется и включается в грузовые документы аварийная карточка,
в которой дается краткая характеристика основных свойств и видов опасности, присущих данному грузу, рекомендуемые средства индивидуальной защиты
и необходимые действия при аварийной ситуации. Помимо этого грузовые места
с опасными грузами маркируются знаками опасности.

По прибытии на место железнодорожной аварии спасатели должны провести комплекс мероприятий, направленных, прежде всего, на поиск и спасение пострадавших. Для оказания помощи пострадавшим, находящимся в вагоне, спасатели должны: проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы
и специально проделанные люки; организовать поиск пострадавших, их освобождение, эвакуацию; организовать первую помощь пострадавшим. При столкновениях, резкой остановке поезда и переворачивании вагонов типичными травмами пассажиров являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания.

Проникновение спасателей в вагон можно осуществить через входные двери после их вскрытия снаружи или изнутри вагона. После проникновения спасателей в вагон, они приступают к вскрытию купейных дверей, поиску пострадавших, оказанию им помощи, эвакуации.

Особую опасность для пассажиров представляют пожары
в вагонах. Пожар в пассажирском вагоне очень быстро распространяется по внутренней отделке, пустотам конструкции и вентиляции. Он может охватить один вагон за другим. Особенно быстро это происходит во время движения поезда, когда
в течение 15-20 минут вагон полностью выгорает. Температура в горящем вагоне составляет порядка 950 оС. Время эвакуации пассажиров должно быть не более
2 минут. При тушении пожаров на железной дороге основная задача спасателей заключается в оказании помощи пострадавшим, в тушении пожара, защите соседних составов и строений от возгорания, в защите окружающей природной среды.

При горении цистерн с горючими жидкостями необходимо организовать их охлаждение водой. Горящую растекшуюся жидкость тушат водой, пеной, адсорбционными материалами. Возможен отвод растекшейся жидкости по канавам или обвалование земли для направления жидкости в безопасное место. В случае горения нескольких цистерн одновременно, усилия необходимо направить на их охлаждение и защиту соседних вагонов и цистерн. При угрозе огня соседним составам горящую цистерну необходимо отвести в безопасное место и организовать её тушение.

Остановку выброса АХОВ проводят путем заделки отверстий в ёмкости или перекачиванием (перегрузкой) опасных грузов в запасные емкости или в безопасное место. Источник заражения локализуется обвалованием разлившегося вещества, сбором вредных веществ в естественные углубления, специальные канавы
и контейнеры, нейтрализацией АХОВ специальными растворами и адсорбентами. После этого проводится дегазация территорий и транспортных средств и санитарная обработка личного состава.

К особой разновидности железнодорожного транспорта можно отнести метрополитен. Метрополитен (от фр. «metropolitain», сокр. от «chemin de fer metropolitain» – «столичная железная дорога»), метро (фр. «metro», англ. «underground», амер. англ. «subway») – в традиционном понимании городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, отделенная от любого другого транспорта и пешеходного движения.

В городах со сложившейся застройкой линии метро, как правило, проложены под землей и лишь иногда выходят на поверхность или на эстакады. Габариты и масса подвижного состава могут достигать железнодорожных стандартов, хотя обычно уступают им. Метропоезда насчитывают, как правило, от 4 до 8 вагонов. Диаметр тоннелей достигает 5-6 метров (но во многих системах встречаются и более узкие тоннели, например, в Берлине ширина узкопрофильных тоннелей – всего 2,3 метра), предельные уклоны больше, чем на железных дорогах общего назначения, но меньше, чем на трамвае, минимальные радиусы закругления значительно больше трамвайных. Платформы на станциях обычно имеют длину 100-165 м и ширину 5-20 м. Линии метрополитена обычно проходят вдоль градообразующих осей и являются каркасом городской пассажирской транспортной системы[26].

При проектировании большинства метрополитенов учитывается необходимость обеспечения возможности использования их в качестве убежища для населения в чрезвычайных ситуациях. Для этого, как правило, предусматривают оборудование станций и перегонов аварийными автономными системами фильтровентиляции, энерго- и водоснабжения, запасными выходами, системами герметизации станций и вентиляционных шахт (в том числе – автоматическими, от действия ударной волны взрыва, проникающей радиации, появления в воздухе отравляющих веществ и т. п.). По действующим в России нормативам, метро должно обеспечивать укрытие населения в течение двух суток (предполагается, что за это время уровень заражения спадет до значений, при которых будет возможна эвакуация населения за пределы пострадавшей территории)[27].

Метрополитен является сложным инженерно-техническим сооружением. Спецификой подземных объектов метрополитена являются, с одной стороны, высокая пожарная нагрузка, наличие большого кабельного хозяйства, протяженные линии под высоким напряжением, а с другой – высочайшая (самая высокая в городе) концентрация людей, формирующих интенсивные пассажиропотоки. Любая, даже незначительная чрезвычайная ситуация способна спровоцировать панику, давку
и человеческие жертвы. Ввиду специфичности метро как объекта и его сложной структуры, сбои и чрезвычайные ситуации на нём происходят довольно часто.

Только в Московском метрополитене с момента его создания в 1935 году произошло более 30 крупных чрезвычайных ситуаций с человеческим жертвами.
В современных условиях проблема обеспечения безопасности метрополитена является приоритетной.

В современных метрополитенах существует множество инженерно-технических систем, направленных как на предотвращение чрезвычайных ситуаций (системы ограничения доступа, видеонаблюдение, автоматическая пожарная сигнализация, термокабели, системы автоматического торможения метропоездов для предотвращения столкновения), так и на скорейшую их ликвидацию (системы автоматического пожаротушения, системы дымоудаления и вентиляции, противопожарный водопровод и пожарные гидранты, резервные источники электроэнергии, системы связи). Для систем автоматического тушения на объектах метрополитена применяется целый спектр огнетушащих веществ – это и порошковые, и водяные, и водно-дисперсные системы, а также системы с газовыми огнетушащими веществами.

Основные особенности проведения АСР на объектах метрополитена:

подземное расположение большинства объектов метрополитена;

большое скопление людей;

сложные инженерные системы;

наличие подвижного состава, движущегося с определенными интервалами;

наличие линий электротока высокого напряжения (напряжение контактного рельса в российских метрополитенах 825 В);

необходимость применения специального оборудования и приспособлений для ликвидации ЧС.

Для проведения АСР в метрополитене привлекаются собственные аварийно-восстановительные формирования, а также службы и организации города. Например, для оказания помощи в ЧС на Московском метрополитене привлекаются более 20 различных городских служб[28].

Воздушный транспорт.

Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Он используется для перевозки грузов, при строительстве, в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, и тушение пожаров. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны.

Воздушный транспорт имеет ряд неоспоримых преимуществ:

высокая скорость перевозок;

возможность перемещения в труднодоступные районы;

относительно небольшие вложения в наземные средства;

большая организационная маневренность;

вместимость для пассажиров и большая грузоподъемность самолетов.

Но вместе с этим имеется и ряд недостатков:

высокая зависимость воздушного транспорта от погодных условий;

ограниченные объемы и габариты перевозимого груза;

необходимость использования дополнительных видов транспорта.

Несмотря на то, что авиакатастрофы происходят редко, они считаются очень опасным явлением. Ко всему прочему этот вид ЧС требует особых знаний и уровня подготовки при проведении спасательных работ. При авиакатастрофах ни бортпроводники, ни члены экипажа, обычно, не могут помочь пассажирам, потому что аварии происходят слишком быстро, несмотря на то, что в момент, возникновения аварийной или чрезвычайной ситуации они согласно нормативным документам должны быть первыми, кто оказывает помощь пассажирам до прибытия спасателей.

ЧС на воздушном транспорте могут происходить как в непосредственной близости от аэропортов (аэродромов), так и на маршруте движения воздушном судна (ВС) вдали от аэропорта (аэродрома).

В случае происшествия на территории аэропортов (аэродромов) или вблизи их к проведению АСР привлекается аварийно-спасательная команда аэропорта (аэродрома), а организация поиска и спасания экипажа и пассажиров ВС возлагается на начальника аэропорта (аэродрома).

В случае авиационного происшествия на маршруте движения ВС руководство организацией работ по поиску и спасению экипажей и пассажиров воздушных судов организуется руководителями управлений Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) или командирами соответствующих авиационных объединений видов Вооруженных Сил, в зонах ответственности (зонах ПСР) которых произошло авиационное происшествие. Для проведения ПСР применяются поисково-спасательные воздушные суда, наземные поисково-спасательные команды
и спасательные парашютно-десантные группы, задействуется международная спутниковая система поиска и спасания «КОСПАС-SARSAT».

ПСР организуются в следующих случаях:

при получении сигнала бедствия с борта ВС, а также при приёме сигналов аварийных радиостанций (радиобуев);

при получении доклада от экипажа ВС, наблюдавшего бедствие, а также сообщений других очевидцев бедствия;

если в течение 10 мин после расчетного времени прилета ВС не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует более 5 мин;

если экипаж ВС получил разрешение на посадку и не произвел её в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;

при потере радиосвязи с экипажем ВС и одновременном пропадании отметки радиолокационной проводки, или потери радиосвязи более чем на 5 мин, если радиолокационная проводка не велась;

во всех других случаях, когда экипажу ВС требуется помощь[29].

Первоочередные мероприятия по спасению людей при ЧС связаны
с эвакуацией пассажиров с ВС. Оптимальные места для вскрытия отмечены на фюзеляже уголками желтого цвета на белом фоне. Для аварийного покидания ВС на его борту размещены: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Место спасателя при эвакуации – возле каждого аварийного выхода.

Наиболее опасным явлением является пожар на борту ВС. Необходимо помнить, что пожар на борту ВС обладает следующим особенностями:

через 2-3 минуты после возникновения пламенного горения содержание двуокиси углерода в салоне достигает смертельной концентрации;

температура внутри пассажирских салонов резко нарастает по их высоте (на уровне пола t = 50 оС, а на высоте 1,5 м от пола уже t = 250 оС).

При этом аварийно-спасательные работы необходимо проводить
в изолирующих индивидуальных средствах защиты, используя рабочую рукавную линию, заполненную раствором пенообразователя. Спасатели должны работать пригнувшись, охлаждая верхний высокотемпературный слой воздушного объема пассажирского салона. Эвакуацию пассажиров надо производить одновременно
с тушением пожара, при этом эвакуацию целесообразно осуществлять с наветренной стороны. Вскрытие фюзеляжа требуется начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем у различных проделанных отверстий.

Водный транспорт.

Водный транспорт – вид транспорта, перевозящий грузы и пассажиров по водным путям сообщения, как естественным (океаны, моря, реки, озера), так
и искусственным (каналы, водохранилища). Основным транспортным средством является судно. По типу используемых акваторий водный транспорт подразделяется на:

речной транспорт (перевозки по озерам обычно относят к речному транспорту, за исключением самых крупных озер – таких, как Каспийское море);

морской транспорт.

Сегодня более 60% мирового грузооборота совершается по морю. Морские просторы по приблизительным расчетам бороздят более 60 тысяч судов, рассчитанных на перевозку крупных грузов, а также чуть более 20 млн. мелких судов, выполняющих разнообразные цели (прогулочные катера, парусные яхты, лодки). Каждый день в акваториях пребывают 30 тысяч судов, а общая численность экипажей на них превышает 1 млн. человек.

Водный транспорт отличается высокой провозной способностью и очень низкой себестоимостью перевозок. Кроме того, он позволяет перевозить почти любые крупногабаритные грузы. Водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабо освоенных районах. Скорость движения на водном транспорте относительно невысока, поэтому
в настоящее время он почти не используется для деловых пассажирских перевозок. Зато он очень популярен у туристов и вообще любителей активного отдыха. Используются и большие туристические суда, и разнообразнейшие катера, яхты
и лодки. Для погрузки и выгрузки грузов служат порты, для обслуживания пассажиров работают морские и речные вокзалы.

Одной из разновидностей водного транспорта являются паромы. Особой ценностью обладают паромные сообщения в условиях политической, экономической или географической изоляции. Например, значимость паромного сообщения между Краснодарским краем и Республикой Крым резко возросла после марта 2014 года. Необходимость снабжения грузами полуострова и перевозки пассажиров таким путем способствовало быстрому развитию и расширению паромного сообщения «Порт Кавказ-Порт Крым». Объем перевозимых грузов в 2014 году превысил аналогичный показатель 2013 года в 6 раз. Паромное сообщение с островом Сахалин является жизненно важной артерией обеспечения жителей острова всем необходимым, так как воздушный транспорт не позволяет удовлетворить потребность острова в потребительских товарах, строительных материалах, продуктах. А других способов доставки грузов на остров просто нет.

По статистике в России ежегодно на водоемах происходит около 40 серьезных происшествий (аварий) водного транспорта. В летний период нередки аварии
с участием туристических пароходов, яхт или лайнеров. При возникновении нештатной ситуации на корабле выживание экипажа и пассажиров во многом будет зависеть от собственных действий.

Все возникающие аварии в зависимости от возможных повреждений делятся на несколько основных групп:

нарушения целостности корпуса судна, возникающие в результате столкновений с природными объектами или другим транспортом;

значительные разрушения в результате взрыва или пожара (терроризм, нарушение правил пожарной безопасности);

потеря плавающим средством остойчивости (способность судна сохранять равновесие даже при сильном воздействии внешних сил);

поломки механизмов или оборудования.

Причины аварий могут быть как природного характера (густые туманы, дрейфующие айсберги, мели, шторм, подводные скалы, бури, метели.), так и действия человека (ошибочные решения капитана судна либо оплошности других членов экипажа, недоработки на этапе строительства и проектирования корабля, безответственное отношение к плановым осмотрам и текущим ремонтным работам, перегруз или неравномерное распределение груза на борту).

Частым последствием аварий на водном транспорте является гибель людей. Это происходит в результате полученных трав, утопления, гипертермии (переохлаждение) в холодной воде, отравления ядовитыми токсинами при пожарах. Нередко при затоплении корабля образуется воронка, которая затягивает людей, находящихся в её зоне, на дно. Выбраться из водоворота удается немногим. Самые катастрофические последствия аварий на водном (морском) транспорте связаны
с попаданием нефтепродуктов в морские воды при столкновении или разрушении нефтеналивных судов. В результате таких катастроф образуется пленка на водной поверхности, вызывающая массовое уничтожение птиц, рыб, растений
и млекопитающих. Всей экосистеме наносится непоправимый ущерб.

Основным сигналом бедствия на водном транспорте является международный призыв о помощи – сигнал «SOS», с указанием координат места ЧС. После получения этого сигнала в район катастрофы для оказания помощи пострадавшим направляются находящиеся поблизости суда.

В тех случаях, когда судно терпит бедствие недалеко от берега в пределах видимости, его состояние определяется методом визуального наблюдения
с использованием оптических средств (бинокль, подзорная труба, перископ) или получением сигналов знаковой и звуковой сигнализации. Место затопления судна определяется относительно местных ориентиров. Для оказания помощи пострадавшим в район ЧС незамедлительно направляются спасательные суда.

Иногда терпящее бедствие судно не может подать сигналов тревоги. Оно считается пропавшим, если не вышло на связь в установленное время. После этого
в район последнего сеанса связи направляются поисковые суда, которые обследуют всю территорию, куда могло бы дойти судно за время, прошедшее с момента последнего сеанса связи.

В ПСР задействуются спасательные суда, авиация, космические спутники международной спутниковой системы поиска и спасания «КОСПАС-SARSAT».

С целью оперативной организации и проведения ПСР необходимо владеть следующей информацией:

место ЧС, тип судна, характер груза, количество людей на борту, их местонахождение и общее состояние;

состояние судна;

причины, последствия и возможные варианты развития ЧС.

Доставка спасателей к месту ПСР осуществляется на катерах, лодках, яхтах, судах или по воздуху – на вертолетах, гидропланах, экранопланах.

В зоне катастрофы спасатели незамедлительно приступают к оказанию помощи пострадавшим, находящимся в воде без каких-либо спасательных средств, затем
– удерживающимся на поверхности воды с помощью различных предметов, одетых
в индивидуальные спасательные средства. Далее оказывается помощь тем, кто находится на групповых спасательных средствах. Людей поднимают с помощью канатов (шнуров) или сетей на борт спасательного судна или вертолета. Необходимость оперативного проведения этих работ связана с отрицательным воздействием воды на организм человека по причине большой теплоотдачи. Опасно проводить спасательные работы при ливневом дожде, шторме и сильном ветре (
8 баллов и выше).

Автомобильный транспорт.

Среди всех видов транспорта печальное лидерство по количеству трагических последствий и материальному ущербу принадлежит автомобильному транспорту. Статистика свидетельствует, что на дорогах России ежегодно гибнет около 20 тысяч человек. Факторы, вызывающие ДТП, подразделяются на две группы:

субъективные – водители, пешеходы и пассажиры;

объективные – состояние пути, техническое состояние транспорта, освещенность дороги, местные условия и т.д.

При этом субъективные факторы порой выходят на первый план. Например, только за 2017 год количество ДТП, виновниками в которых стали водители, превышает 163 тысячи.

Автомобильным транспортом перевозится большое количество грузов. По объему грузовых перевозок автомобильный транспорт может соперничать
с железнодорожным. Как и железнодорожными составами, автомобилями перевозятся пожаро-, взрыво-, химически-, радиоактивно опасные грузы. Особенности проведения АСР при ликвидации последствий ДТП будут связаны с тем, какой груз перевозил аварийный автомобиль.

Современные автомобили оборудованы системами безопасности, которые
с одной стороны защищают водителя и пассажиров во время аварии, с другой стороны представляют опасность при проведении АСР. Системы безопасности автомобиля, представляющие угрозу для спасателей и осложняющие ведение АСР, следующие:

решетки безопасности (усилители кузова);

подушки безопасности;

преднатяжители ремней безопасности и ограничители усилия ускорения;

зоны смятия;

композитные материалы и углепластики;

ламинированные стекла или пластики.

Опасные и вредные факторы при ликвидации последствий ДТП:

опасность возникновения пожара;

опасность взрыва;

опасность удушения или получения тяжелых отравлений от горючих газов и дыма;

конструктивные элементы автомобиля, находящиеся под давлением;

утечка автомобильного топлива или другого опасного вещества;

опасность химического поражения;

опасность, возникающая вследствие движения транспортного потока;

потеря устойчивости автомобиля;

возможность срабатывания подушек безопасности.

Опасные и вредные факторы, возникающие при ликвидации последствий ДТП, определяют и особенности проведения работ:

выбор и применение специальных средств защиты;

проведение первоочередных оперативно-тактических мероприятий по обеспечению безопасности;

применение определенных технологий ведения работ;

применение специального аварийно-спасательного инструмента[30].

Первоочередные оперативно-тактические мероприятия по обеспечению безопасности работ направлены на создание безопасной среды для спасателей,
для пострадавших и для других участников движения.

Первоочередные оперативно-тактические мероприятия представлены на рисунке 2.8.

Рисунок 2.8. Первоочередные оперативно-тактические мероприятия по обеспечению безопасности АСР при ДТП.

Все пострадавшие в автомобиле должны быть надежно защищены перед началом АСР. Может оказаться необходимым использовать одного из спасателей внутри автомобиля для оказания помощи пострадавшим и их защиты.

В настоящее время широкое распространение получили гибридные бензиново-электрические автомобили. Эти автомобили используют как электродвигатель, так и бензиновый мотор. Электрическая мощность используется для движения с низкими скоростями, электродвигатель питается от блока высоковольтных аккумуляторных батарей, которые, как правило, устанавливаются в задней части автомобиля.

В гибридных автомобилях высоковольтные провода идентифицируются изоляцией и разъемами оранжевого цвета. Необходимо знать об этих проводах, они проходят под полом и в усилителях нижней части пола автомобиля, и, как правило, недоступны для спасателей.

Очень важно помнить, что гибридные автомобили, даже при выключенном бензиновом двигателе, находятся в «состоянии готовности» и могут в любой момент начать ход. Для того чтобы этого не произошло, спасателям необходимо, отключив 12-вольтовый аккумулятор, проверить, что зажигание находится в положении «выключено», а сам ключ вынут из гнезда, тем самым произведен запрет включения электронной приводной системы.

Никогда не следует прикасаться, резать или раскрывать высоковольтные провода и другие высоковольтные компоненты.

Кроме описанных выше мер предосторожности, при работе с гибридными автомобилями необходимо использовать стандартные принципы и технику для эвакуации пострадавших. Дополнительную информацию можно получить
в руководствах по АСР, публикующимся компаниями-изготовителями автомобилей.

Трубопроводный транспорт.

Трубопроводный транспорт – вид транспорта, обеспечивающий транспортировку по трубам сырья (жидкостей или газов) и продуктов (любых химически стабильных веществ, которые возможно перемещать по трубопроводам). В зависимости от назначения и территориального расположения различают магистральный и промышленный (технологический) трубопроводный транспорт.

К магистральному трубопроводному транспорту относятся газопроводы
и нефтепроводы, по которым транспортируются продукты от мест добычи к местам переработки и потребления. По магистральным нефтепродуктопроводам перемещаются готовые нефтепродукты с заводов в районы потребления.

По промышленным (технологическим) трубопроводам транспортируются газ, пар, жидкость, являющиеся сырьем, полуфабрикатами, готовой продукцией, отходами производства или продуктами, необходимыми для нормального течения технологического процесса. По технологическим трубопроводам транспортируются также вредные для здоровья и опасные в пожарном отношении продукты, причем при разных давлениях и температурах.

По существу трубопроводный транспорт не соответствует общепринятому определению понятия транспорт – здесь нет подвижного состава, пути и т.п. Подвижной состав – это сам трубопровод. Груз в нем перемещается под давлением. Трубопроводы представляют собой металлические трубы различного диаметра. Через каждые 100–140 км устанавливаются насосные станции с автоматическим режимом работы. При перекачке газа на линии устанавливаются компрессорные станции на расстоянии до 200 км друг от друга.

Трубопроводный транспорт эффективен на любых расстояниях. Он используется преимущественно для газообразных и жидких грузов и для твердых грузов узкой номенклатуры. По трубопроводам транспортируется более 2/3 добываемого топлива, около 95 % сырой нефти, практически весь добываемый природный газ. Характерной особенностью работы трубопроводного транспорта является непрерывность транспортного процесса.

Активное развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 1960-х годов. К 2018 году протяженность магистральных трубопроводов составила  250 тысяч км, в том числе газопроводов 175 тысяч км, нефтепроводов 55 тысяч км
и нефтепродуктопроводов 20 тысяч км. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности в широтном направлении.

Развитие энергетики, в т.ч. атомной, ракетно-космической и авиационной техники, химической промышленности, связано с широким использованием трубопроводов высокого (до 10 Мпа) и сверхвысокого (до 500 Мпа) давления.

В последние годы значительно возросло производство, транспортирование
и потребление жидкого аммиака на производящих (до 70 тысяч тонн), перерабатывающих предприятиях, транспортирующих базах (на припортовых базах – до 130 тысяч тонн). На химических предприятиях в больших объемах производят, хранят и транспортируют жидкий хлор. Быстрый рост его производства обусловливает увеличение объемов складов, а, следовательно, и увеличение потенциальной опасности.

На стартовых ракетных комплексах, использующих жидкостные реактивные двигатели, широко применяются специальные трубопроводные системы (с давлением до 60 Мпа и температурами до 1200 °С) для жидких топлив и окислителей, создающих опасность пожаров, взрывов и заражений.

В объектах ядерной энергетики по трубопроводам прокачиваются со скоростями до 50 м/с водяной и паровой теплоносители, жидкие металлы (натрий, свинец, висмут) с давлениями до 20 Мпа и температурами до 650 °С.

При авариях на таких трубопроводах возникают:

опасные струйные течи, разрушающие инженерные сооружения;

мощные реактивные силы, перемещающие трубопроводы на десятки и сотни метров;

большие осколочные эффекты.

Особо опасны аварии на главных циркуляционных трубопроводах и трубных пучках парогенераторов ядерных энергетических установок с потерей радиоактивного теплоносителя.

В настоящее время по трубам транспортируются только грузы. Первой разновидностью пассажирского трубопроводного транспорта является авангардный проект Hyperloop – проект вакуумного поезда, предложенный в 2013 году в США.

Аварии трубопроводов происходят в основном из-за коррозии металла (33-50 %), дефектов строительного происхождения (механические повреждения, дефекты кольцевого шва), дефектов заводского шва, нарушений правил эксплуатации, неисправности оборудования. Статистические данные по разрушениям газопроводов и нефтепроводов свидетельствуют о достаточно большом числе отказов. Ежегодно на магистральных трубопроводах регистрируется 50-60 крупных ЧС, которые влекут за собой большие экономические и экологические потери.

Анализ аварий трубопроводов, проработавших более 20 лет, показывает, что их старение влияет на увеличение числа отказов. Это, прежде всего, связано со снижением защитных свойств изоляционных покрытий, с накоплением и развитием дефектов в трубах и сварных соединениях, процессами усталости металла. Снижаются пластические и вязкостные свойства металла и сварных соединений.

Особенности аварий на трубопроводах обусловлены перемещаемым веществом. Однако общим для всех аварий будет:

высокое давление вырывающегося вещества;

риск возникновения возгорания;

сложность подхода к месту аварии.

При проведении АСР на трубопроводном транспорте спасатели осуществляют, в первую очередь, спасение и эвакуацию людей из опасной зоны (особенно это касается предприятий, на которых произошла авария), а также, при необходимости, из прилегающей к опасной зоне местности.

При повреждении продуктопровода необходимо немедленно изолировать аварийные участки с помощью задвижек, затворов и других запорных устройств. Одновременно отключаются емкости, останавливается работа насосов, компрессоров. При крупных авариях возможна остановка деятельности всего предприятия.

При выбросе АХОВ и других агрессивных веществ осуществляется химическая разведка с целью определения состава и концентрации выброса. Организация работ
в очаге заражения АХОВ поддерживается постоянной связью с техническим персоналом объекта для решения вопросов. АСР необходимо проводить с участием личного состава газоспасательных служб объекта, так как самостоятельное перекрывание и открывание кранов и вентилей на технических коммуникациях, перемещение конструкций и аппаратуры, не согласованное с администрацией объекта, может отрицательно повлиять на ход выполнения работ.

При разливе нефтепродуктов во время аварий выполняются следующие работы:

отключается поврежденный участок коммуникации;

локализуется дальнейшее растекание продукта, который собирается в выемки, низины, а также на территории, окруженной земляными валами;

производится откачка нефтепродукта в запасные емкости.

Ликвидация аварий на газопроводе начинается, прежде всего, с отключения его поврежденного участка и перекрытия газопровода запорными устройствами (замками, задвижками), расположенными на нем и у газгольдерных станций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.11 с.)