Тема 7. Итальянский опыт управления реформированием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Итальянский опыт управления реформированием



Италия – страна романтики и реформ

 

ХХ в. был не простым для итальянской экономики - после окончания Второй мировой страна оказалась буквально на грани банкротства. Военные расходы фашистского режима способствовали милитаризации экономики государства, в связи с чем вся ее структура была переориентирована на обслуживание оборонного комплекса.

В итоге, выйдя из конфликта в числе проигравших, Италия оказалась практически в безвыходной ситуации - страна была не способна справиться с экономическими проблемами самостоятельно. Поэтому долгое время она жила за счет дотаций от ведущих западных стран, главным образом от США. К примеру, в первые послевоенные годы среди неналоговых доходов видную роль играла американская помощь, поступления от которой возросли с 54 млрд. лир в 1947-м году (5,5% всех доходов бюджета) до 339 млрд. лир - в 1950-м (17%). Понятно, что такая поддержка отнюдь не была безвозмездной - Италия долгое время находилась под гнетом политической и экономической зависимости от Соединенных Штатов, Франции и Великобритании. Ситуация стала меняться лишь к середине 60-х годов, когда правительство страны наконец-то решилось на самостоятельные действия по развитию национальной экономики.

Так, главным принципом экономической реформы стало внедрение инновационных технологий, для чего было принято решение закупать, пусть даже в долг, все необходимые патенты у других государств. В частности, это коснулось машиностроительного и приборостроительного комплексов - договоры о сотрудничестве в этих областях были заключены с ведущими производителями Соединенного Королевства, США и Канады.

Естественно, внешний долг Италии при этом резко вырос, и для предотвращения возможного коллапса правительство разработало налоговую реформу, обращенную напрямую к социальной ответственности граждан. Пропаганда властей основывалась на следующем тезисе - каждый гражданин обязан исправно платить налоги, чтобы помочь своей стране. Примечательно, что даже в статье 53 Конституции Итальянской Республики было записано: "Все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими доходами. Налоговая система основывается на прогрессивном обложении". Кстати, это положение основного Закона до сих пор остается неизменным.

В первую очередь, система налогообложения опиралась на поступления от косвенных налогов, в частности, подоходного налога с физических лиц, ставка которого колебалась от 4% до 15% в зависимости от трудовых доходов населения. Минимальный уровень был установлен для граждан, доходы которых не превышали 480 тыс. лир в год. Тем же, чьи доходы достигали 20 млн. в год, приходилось платить налог по максимуму.

Новая политика принесла свои плоды уже в 1975 году, когда сумма налоговых поступлений в государственный бюджет составила 7,7 трлн. лир. Высокая налоговая доходность и четко выстроенная экономическая тактика позволили Италии уже к концу ХХ в. стать одним из ключевых игроков мировой экономики.

Налоги и реформы

В целом, налоговая система Италии сформировалась уже к началу 80-х годов и принципиальных модификаций впоследствии не претерпела. Как и во многих странах мира, основные налоги здесь - это подоходный налог с физических лиц (носит прогрессивный характер и максимально может составить 50%), подоходный налог с юридических лиц (носит пропорциональный характер и уплачивается в бюджет по фиксированной ставке - 36%). Кроме того, существуют налоги на рекламу, на автотранспорт, на использование общественных площадей, лицензионные сборы, налоги на наследство и дарение, государственные комиссионные сборы и т.д.

Особо следует отметить налог на добавленную стоимость. Он рассчитывается как разница между выручкой и непосредственной себестоимостью от товаров и услуг и взимается в пределах прироста стоимости в рамках производственного или коммерческого циклов. Обычная ставка НДС в Италии составляет 19%. Однако есть организации, которые пользуются послаблениями и платят лишь 14% - это, например, небольшие продовольственные магазины, газетные киоски. Полностью освобождены от уплаты этого налога компании, работающие в сфере кредитования, страхования, медицины и народного образования.

Налоговая система Италии долгое время являлась одной из наиболее жестких в Европе. Ситуация изменилась лишь в 90-е годы, когда в ЕС, членом которого страна является с 50-х годов, была разработана программа, согласно которой все участники Евросоюза были обязаны реформировать свою экономическую политику в соответствии с едиными стандартами Еврозоны. Естественно, Италия исключением не стала.

В первую очередь реформа была направлена на развитие организационной и финансовой самостоятельности отдельных регионов. К примеру, сегодня основная масса налоговых поступлений идет в федеральный бюджет Италии, а в результате реформирования системы налогообложения значительная их часть стала оставляться в местных бюджетах. Кроме того, региональные власти получат возможность самостоятельно устанавливать ставки по некоторым видам налогов и определять порядок их уплаты.

Ключевой этап реформы - создание нового налогового кодекса как единого документа в сфере налогообложения; не менее важным является изменение ставок по отдельным видам налогов для физических и юридических лиц, а также правил их применения. Правительственные чиновники намерены уделить внимание и совершенствованию отраслевых оценок налогового потенциала, углублению и расширению детализации категорий субъектов налогообложения и факторов оценки их деятельности (включая количество работающих, площадь занимаемых помещений, местонахождение).

Налоговая реформа, по заявлению властей, не обошла стороной ни малый, ни средний бизнес. Этот нюанс очень важен, ведь экономика Италии существует, в основном, благодаря небольшим фирмам - они составляют более 90% всех зарегистрированных предприятий в стране. Такими показателями не может похвастаться ни одна из стран-участниц ЕС.

Но, с другой стороны, существование огромного количества малых предприятий препятствует эффективному контролю за их деятельностью, поэтому в Италии действует так называемый "механизм самообложения", суть которого заключается в том, что каждая небольшая организация самостоятельно готовит и предоставляет налоговую документацию, а также рассчитывает и перечисляет налоги в соответствующее ведомство.

В качестве помощи предпринимателям в Италии издается специализированный справочник, который можно условно назвать справочником по доходности различных видов бизнеса; вводится и обеспечивается необходимыми ресурсами практика подачи налоговых деклараций налогоплательщиками в электронном виде; развиваются различные механизмы сбора и перечисления налогов, а также взимания недоимок.

Казалось бы, все налажено - система действует, экономика развивается. Но и итальянские аналитики высказывают опасения, что из-за многочисленных политических скандалов в высших эшелонах власти так непросто достигнутое во второй половине XX века "экономическое чудо" может рухнуть в одночасье.

 

Италии есть что терять. Прежде всего, стоит помнить, что эта страна - активный участник многих экономических союзов (к примеру, ЕС, ЕОУС). Значит, у нее есть определенные обязательства перед этими организациями. Понятно, что если экономика страны пошатнется, остро может встать вопрос о состоятельности Италии как сильного игрока в системе глобальной экономики. Сегодня страна занимает седьмое место в мире по уровню экономического развития, но, согласно прогнозам ведущих аналитических агентств, уже в скором времени Италию могут потеснить такие страны, как Россия или Бразилия.

Главная опасность для итальянской экономики кроется в зависимости промышленного сектора этой страны от импортных поставок, в первую очередь, от ввоза полезных ископаемых из за рубежа, цены на которые стабильно растут. Причем импорт идет по таким ключевым направлениям, как электроэнергетика, химическое продовольствие, минералы, металлы. В то время как основные статьи экспорта - автомобили, текстиль, машиностроение, продукты питания.

Не обошел стороной Италию и мировой финансовый кризис - иначе и быть не могло со страной, которая является одним из ведущих игроков на глобальном рынке капиталов. Первой удар приняла на себя крупнейшая авиакомпания страны Alitalia, которую чудом удалось спасти лишь благодаря экстренному вмешательству итальянского правительства. Но, наряду с решением актуальных проблем, итальянское правительство не прочь помочь и другим. Сильвио Берлускони, премьер-министр страны, заявил, что сделает все возможное для защиты своих граждан от последствий мирового финансового кризиса. При этом он предложил для обеспечения безопасности менее защищенных членов ЕС создать единый общеевропейский фонд, который бы стал "гарантийным зонтом" для всех стран Еврозоны.

Это предложение, по сути, является посылом для зарождения новой экономической политики, которая может стать спасительной для ЕС. Неудивительно, что ее идейным вдохновителем стала Италия - страна, которая пережила немало экономических потрясений, но, несмотря ни на что, сумела не просто остаться на плаву, но и стать одним из символов современной единой Европы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.01 с.)