Часть I. Анализ психологической литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I. Анализ психологической литературы



Часть I. Анализ психологической литературы

Проблема страха в психологической науке.

Существует множество различных понятий страха. Вот как объясняют это понятие отечественные ученые, работавшие в этом направлении:

«Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности» - считает Л.А. Петровский.

По мнению А.С. Спиваковской: «страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой уже наступившей опасностью».

Известный физиолог И.П. Павлов считал, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

Российский психолог А.И. Захаров считает, что страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула.

Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека:

  • мобилизирующую (страх мобилизовал научный и творческий потенциал людей на борьбу со стихией.)
  • защитную (страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью.)
  • познавательную (страх также выступает своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни.)

Поэтому, по мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития.

Учёный К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них.

Психиатры четко различали тревогу и страх еще в XIX веке. Страх всегда имеет причину. Исчезла угроза - пропал страх. Тревога не имеет видимых оснований. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Тревога парализует волю, мучит, угнетает, причиняет душевное и физическое страдание, может привести к болезни.

Однако тревога, умело преодолеваемая человеком, не принимающая форму болезни, необходима. Выдающийся немецкий психиатр барон Виктор Эмиль фон Гебзаттель писал: «Несомненно, стоит стремиться к жизни без страха, но вовсе не очевидно, что стоит стремиться к такой жизни, из которой была бы изгнана тревога... Возбуждение тревоги и связанное с этим развитие способности к сочувствию, взаимопониманию может стать жизненной задачей для человека...».

Термины «страх» и «тревога» имеют отличие друг от друга.

Тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них.

Хотя очень часто они употребляются как синонимы.

Анализ результатов.

В результате исследования степени выраженности разных страхов у старшеклассников было выявлено (см. приложение 1), что наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (62 балла у юношей и 76 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (15 баллов у юношей и 36 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.
Следующим по выраженности у юношей идёт группа социальных страхов: страх утраты любви со стороны близких (25 баллов); страх предательства со стороны друзей (28 баллов), страх одиночества (29 баллов). А так же страх попасть в транспортную аварию (27баллов).
У девушек лидируют криминальные страхи. Это страх террористического взрыва (43 б.), страх сексуального насилия (41 б.), страх оказаться в толпе в момент паники (37б.) Так же девушкам присущи учебные страхи, они боятся получить плохую оценку (36б.) и испытывают страх перед вызовом родителей в школу (37б). Самая ярко выраженная фобия у девушек подросткового возраста, это страх темноты (41б.). Девятиклассницы также боятся одиночества (36 б.) и не оправдать доверия со стороны близких людей (36 б.).

Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными.

Судя по данным, школьников обоих полов не очень пугает возможность быть не такими как остальные ученики, по данному направлению подростки набрали минимальное количество баллов (юноши – 1 б., девушки – 8 б.) Так же юноши практически не испытывают страх закрытых помещений (4 б.) и страх сглаза и порчи (4б). Для школьниц наименее характерным был страх животных (7б.) и страх быть выгнанной из класса (11 б.) Для обобщенного анализа страхов, все они были сведены в группы в зависимости от источника (фобии, учебные страхи, социальные страхи, криминальные страхи, мистические страхи).

Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам(см. приложение).

В целом по тесту наибольшую выраженность у старшеклассников имеют социальные страхи (46б.). Второе место делят фобии и криминальные страхи, на третьем месте находятся мистические, и замыкают ряд учебные страхи.

Рассмотрим проявление страхов у девушек. Здесь, на первое место выходят криминальные страхи (29,2б.), на второе – фобии (27,3б.), на третье – социальные страхи (26,6 б.) и на последнее – учебные (23,4).

У юношей же лидируют социальные страхи (19,1б.), фобии, так же как и у девушек на втором месте (17,2 б.). Третье место разделили мистические и криминальные страхи (по 16 б.). Учебные страхи на четвертом месте (13,7б.)

При сравнении проявления страхов у девушек и юношей можно сделать вывод, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась по тем же шкалам, что и в предыдущей методике(см. приложение).

Данные, представленные в таблице, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, криминальными и социальными страхами. Учебные страхи в прошлом были выражены наиболее ярко (48,2 б.), в будущем, по мнению девятиклассников, данные страхи их практически не будут тревожить (23,4 б.). Так же обстоят дела и с остальными страхами, которые были наиболее ярко выражены в прошлом, в настоящее время находятся на среднем уровне, а во взрослой жизни уровень тревожности понизится. В будущем, как считают подростки, криминальные страхи выйдут на передний план, а учебные практически не будут беспокоить.

 

 

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вы можете представить себе человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?... Конечно же, вы скажете, что таких людей не бывает. И действительно, все мы в разные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то боимся.

Страхи – это отрицательные, эмоциональные неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного развития ребёнка и построения поведения. Эмоции страха возникают в ответ на угрожающее действие.

 Страх – это ответ на опасность, чувство опасности.

Подводя итоги результатов проведенного исследования можно сделать выводы:

  • Возрастная динамика содержания страхов от детского возраста к зрелому уменьшается;
  • Все виды страха более выражены у девушек по сравнению с юношами. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно молодых людей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Таким образом, гипотеза, что девушки более подвержены страхам, нежели молодые люди и с возрастом количество страхов уменьшается подтверждена.

Несмотря на свою отрицательную характеристику, страх позволяет человеку избежать угрозы, тем самым выполняя защитную функцию. При благоприятных обстоятельствах жизни у ребёнка страхи исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, создавая проблемы.

Учащиеся могут научиться побеждать свои страхи, для этого нужно учиться жить и преодолевать трудности, обращаться за помощью к взрослым в сложных ситуациях. Всегда есть такие люди, которые могут оказать помощь в ситуации, когда страшно.

 

 

                                     Список литературы.

 

1.Абакумова Т.В. Классификация основных видов страха современного общества // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург – Якутск.- СПб, 2002, с.133-140.

2.Айзенк Г. Структура личности. - СПб, 1999.

3.Акопян Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста. Дис. … канд. психол. наук. - Самара, 2002.

4.Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха. - СПб., 1995.

5.Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 2000.

6.Изард К. Эмоции человека. - М.,1980.

7.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002.

8.Кемпински А. Психопатология неврозов. - Варшава, 1975.

9.Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.

10.Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь.1970.

11.Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001.

12.Прихожан А.М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000.

13.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.,1999.

14.Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. - СПб.,2001.

15.Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. - М., 1997.

 16.Откуда у подростков разные страхи [Электронный ресурс] //Код доступа: https://www.pravda.ru/science/planet/humanbeing/25-11-2012/1130060-tin_brain-0

17.Е.Н. Просекова. Страхи детей в подростковом возрасте [Электронный ресурс] //Код доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-4-19.pdf

18.Захаров А.И. Детские страхи. От 11 до 16 лет. http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01j.shtml

 

19.Назаров Д. Энциклопедия страха//«Огонек», № 38, сентябрь 2001

 

20.Как преодолеть страх.                   http://psymiracle.taba.ru/blog/1314025_Kak_borotsya_so_strahom.html

 

21.Овчарова Р.В. «Практическая психология» - М.,Т.Ц. «Сфера», 1996 г.

 

22..Страх. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%F0%E0%F5

 

23.Стрига В. О страхах. http://www.planetapsy.ru/psihicheskie-sostoyaniya/o-strahah

 

 

                                                                                                                              Приложение 1

   Таблица степени выраженности страхов у юношей и девушек

1 Страх темноты 14 41
2 Страх перед вызовом отвечать на уроке 13 27
3 Страх утраты любви со стороны близких 25 28
4 Страх физического насилия 7 16
5 Страх оказаться заложником в руках бандитов 15 21
6 Страх высоты 11 21
7 Страх быть осмеянным классом 9 13
8 Страз предательства со стороны друзей 8 34
9 Страх не оправдать доверия со стороны близких людей 20 36
10 Страз перед потусторонними силами 14 20
11 Страх животных 10 7
12 Страх получить плохую оценку 13 36
13 Страх быть высмеянным друзьями или родней 8 11
14 Страх оказаться в толпе в момент паники 11 37
15 Страх сглаза и порчи 4 19
16 Страз закрытых помещений 4 13
17 Страх попасть в транспортную аварию 27 35
18 Страх перед вызовом к директору 18 23
19 Страх выглядеть смешным или жалким 19 19
20 Страх перед Богом 19 25
21 Страх полета на самолетах 5 14
22 Страх быть не таким как остальные ученики 1 8
23 Страх быть уличенным во лжи 15 28
24 Страх аттракционов 6 12
25 Страх быть ограбленным на улице 20 17
26 Страх болезни 24 29
27 Страх быть выгнанным из класса 17 11
28 Страх медицинских процедур 9 25
29 Страх критики со стороны близких 9 23
30 Страх смерти близких людей 62 76
31 Страх одиночества 29 36
32 Страх собственной смерти 15 36
33 Страх перед вызовом родителей в школу 17 37
34 Страх наказания родителями за неуспеваемость 22 32
35 Страх сексуального насилия 23 41
36 Страх террористического взрыва 20 43

                                                                                                             

 

                                                                                                           Приложение 2

        Таблица средних значений степени выраженности страхов

Шкала Юноши Девушки
Фобии 17,2 27,3
Учебные 13,7 23,4
Социальные 19,1 26,9
Криминальные 16 29,2
Мистические 13 25

 

Частотный анализ видов страха в прошлом, настоящем и будущем

Виды страхов Прошлое   Настоящее   Будущее  
  Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки
Фобии 19,5 28,7 17,2 27,3 12,1 21
ИТОГО 48,2 44,5 32,1      
Учебные 14 28 13,7 23,4 8 15,4
ИТОГО 42 37,1 23,4      
Социальные 18,3 29,2 19,1 26,9 16 19,4
ИТОГО 47,5 46 35,4      
Криминальные 19,2 32,5 16 29,2 14,6 25,2
ИТОГО 51,7 45,2 39,6      
Мистические 13,5 28,5 13 25 9,2 21,5
ИТОГО 42 38 30,7      

 

 

Приложение 3

                                   СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

«Как помочь ребенку преодолеть страх?»

                                УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Давайте попробуем разобраться в том, что могут сделать родители, чтобы помочь своим детям преодолеть возникшие у них страхи. Начнем с того, что малопонятные иррациональные страхи у детей обычно не встречают понимания у родителей. Как правило, взрослым вообще свойственно относиться к проявлениям детских страхов с некоторой долей снисходительности. «Смешно бояться таких вещей» или «Ты не должен бояться таких глупостей» — могут услышать от них дети. Правы ли мы, взрослые? Ведь в общем-то нами движет намерение рассеять страх ребенка, помочь ему с ним справиться. Что чувствует в этот момент ребенок? Что с ним происходит что-то «неправильное». «Бояться нехорошо», — понимает он. Но поскольку так просто от страха обычно не отделаться, то каждый раз, когда ребенок чувствует страх, он может опасаться признаться в своих переживаниях. Помогает это преодолению страха? Да ничуть! Ведь первая задача родителей, которые хотят помочь ребенку преодолеть свой страх, — это изучить этого «врага», так сказать, в лицо. Причем во всех подробностях. Иногда родители считают, что, вызывая своего ребенка на разговор о причинах его страхов, они тем самым только усиливают их. Но это не так. Страх безотчетный, неосознаваемый гораздо сильнее, чем страх строго определенный, возникающий лишь в определенной ситуации. Выясняя у ребенка, что его пугает, можно уменьшить «радиус» действия страха «загнать тем самым в рамки». А это тоже уже шаг к победе.

И последний совет – самый важный: постарайтесь сделать все возможное, чтобы ребенок ощущал вашу защиту, поддержку и любовь. Родители должны дать понять ребенку: что бы ни случилось, они – рядом и всегда придут на помощь. В этом случае страхи, если они и возникнут, будут незначительными и легко преодолимыми.

                                                                                                                                

 

                                                                                       

 

                                                                                          

 

                                                                                                     Приложение 4

РАЗГИБ

(Лежа, сидя или стоя, можно и на ходу, а лучше всего в теплой просторной ванной). На глубоком вдохе разжать, распрямить, разогнуть и выгнуть, насколько удастся, все что возможно: спину с позвоночником, шею и поясницу, руки и ноги, пальцы рук и ног... Задержать в таком положении и задержать вдох... С выдохом отпустить свободно. Повторить, 5-10 раз или сколько потребуется.

РАСТОПЫР

Сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук - желательно также и ног (тесная обувь может этому помешать). Можно в виде последовательных сжатий - разжатий. Повторить, 5-10 раз.

Дикопляс

Танец, совершенно импровизированный, свободный, с любой музыкой или без музыки - прямо на месте, с ходу, без подготовки. При приближении всякого страха во всяком месте мгновенно его отпугивает, и надолго, а никому другому ничего плохого не делает и не мешает.

Топотун

То же, что и дикопляс только с акцентом на топоте ног, можно степом или чечеткой. Чудное средство от страхов, тревоги, навязчивых сомнений и лишних мыслей.

ВРАЩА л KA-КРУЖИ л КА

Выполните 10-15 круговращательных движений на одном месте (подвариант: центрифужно вращать только головой).

УЛЫБКА ДЖУНГЛЕЙ - ОСКАЛ

Сильный, предельный оскал, не оставляет места ощущению мандража- испробуй! Сжимай и показывай зубы 10 - 12 раз подряд, и уже очень легко, сама по себе удается улыбка Будды и соответствующее состояние...

РА здув

Медленно, сильно и глубоко вдохни, можно с небольшими толчками... вдыхай дальше, до предела, до надувания щек, до раздувания всего тела... До этого, разумеется, не дойдет, но представить можно!.. Представь, что воздух уже в кости входит... Задержи воздух на пике вдоха, почувствуй, как он упирается в диафрагму, поиграй ею, помассируй нижележащие органы... Все! - Выдыхай, выдыхай так же полно, под конец выдоха сложи губы трубочкой. Повтори 5 раз.

РЫК

Представь, что ты собака и порычи на все свои страхи и неуверенность.

ГАРМОШКА

Представь: страх твой - гармошка, играющая в груди. Выдохни до предела - гармошка сжата. Теперь, полно вдыхая, с любым звуком, растягивай ее до отказа... Теперь снова сжимай, в любом темпе, с любым звуком, чем громче, тем лучше... До отказа сжать-выдохнуть, подождать чуть-чуть... снова разжать... Раз 7-12, с полным сосредоточением. В конце упражнения от страха не останется и следа.

ЗМЕЙ ШИПУЧИН

Громкий звук «Ш-Ш-Ш... Щ-Щ-Щ...», издаваемый в течение полуминуты, снимает любой страх и тревогу, как минимум, на ближайшие полчаса.

ПОКАЖИ СТРАХУ ЯЗЫК

Общее условие действия всех вышеназванных способов: применять, не боясь применять. Или боясь - но применять! Спросишь: «как не бояться». А вот хоть так – показать язык страху.

УДАЧИ!

 

 

                                                                                    Приложение 6

 

Кто не испытывал в детстве различные страхи? Помните, как вы боялись зайти в темную комнату, какие ужасные видения чудились в вечерних сумерках? Проходит время, и давние страхи рассеиваются, исчезают навсегда, но, увы, появляются новые, и это осложняет нашу жизнь. Страх перед экзаменами, страх быть покинутым или тяжело заболеть - миллионы людей испытывают подобные чувства.

Термин «фобия» происходит от греческого «phobos» - страх, ужас.

Необходимо отличать фобии от таких состояний как страх, навязчивых состояний.

Многие проявляющиеся в жизни человека страхи на самом деле фобиями не являются. Фобия – разновидность невроза.

Каковы причины возникновения фобий? Обычно они возникают, если у человека уже существует биологическая предрасположенность (чаще всего это дети мнительные, тревожные, нерешительные, имеющие хронические заболевания, физически слабые, склонные к фантазированию), а пусковым механизмом для развития фобий могут быть несколько причин. Основной причиной является внутренний конфликт. В основе внутреннего конфликта ребенка может лежать внешний конфликт - между семьей и школой, между сверстниками и взрослыми.

Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Очень часто виновниками возникновения фобий становятся наши родители. Постоянно тревожась за успеваемость в школе, они невольно заражают нас своими страхами. Что с плохой успеваемостью нет перспектив для дальнейшего образования, получения престижной профессии и т.д. Большинство родителей слишком эмоционально реагируют на каждую плохую оценку, полученную их сыном или дочкой. Хорошо, если дело обходится только упреками, но, к сожалению, нередки и физические наказания.

Наиболее распространенная система воспитания - "ты должен быть отличником". Без сомнения, добросовестное отношение к делу необходимо, однако дело школьника (учение) - особое дело, в котором процесс важнее результата и слабо с ним связан. Если рабочий трудится, прежде всего, ради результата, например ради производства какой-либо детали, то ребенок учится не для того, чтобы решить ту или иную задачу: она давно решена и ответ помещен в конце задачника. Смысл учения - в самом процессе учения и развития, ориентация на результат, а тем более на отметку как конечную цель всех стараний школьника в сочетании с завышенными требованиями родителей способствует перенапряжению его сил, извращают их направленность. От отметки часто зависит отношение к ребенку значимых для него людей. Ребенок чувствует, что отношение к нему прямо пропорционально его успеваемости, и оценки становятся средством достигнуть расположения родителей, учителей, одноклассников.

Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания.

 

 

Часть I. Анализ психологической литературы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.079 с.)