Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Старинные меры измерения величин в начальном курсе математики
Авторы: Шалыгина Юлия Вячеславовна, Тимофеева Наталья Борисовна Журнал: Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г. https://moluch.ru/archive/136/38094/ Старинные меры величины в начальном курсе математики «Мера — это способ определения количества по принятой единице. Погонная, линейная мера служит для означения расстояний или величины линий» [2, С. 267] — такое определение мы встречаем в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля. Еще в древности люди умели измерять расстояние от одного пункта до другого, границы своих земельных владений, определять рост человеческого тела, время и т. д., но делали они это не с помощью привычных нами единиц измерения, а используя подручные средства и части своего тела, что было очень удобно для того времени. Например, «строители египетских пирамид эталоном длины считали локоть (расстояние от локтя до конца среднего пальца), древние арабы — волос из ослиной морды, англичане до сих пор пользуются королевским футом (в переводе с английского фут означает нога), равным длине ступни короля» [3]. Английский «ярд» тоже связан с размерами человеческого тела. Данная мера длины была введена королем Эдгаром и равнялась расстоянию от кончика носа его величества до кончика среднего пальца вытянутой в сторону руки. В связи со сменой королей, ярд так же менялся, что вносило большую путаницу, поэтому король Генрих I узаконил постоянный ярд и приказал изготовить из вяза эталон. Этим «ярдом» в Англии пользуются до сих пор, длина его равна 91 см 44 мм. «Для измерения небольших длин употреблялась длина сустава большого пальца, в переводе с голландского «дюйм» означает большой палец. Длина дюйма в Англии была уточнена и стала ровняться длине трех ячменных зерен, вынутых из средней части колоса и поставленных друг к другу своими концами. Из английских повестей и рассказов известно, что крестьяне часто определяли высоту лошадей ладонями» [4]. «В России меры длины изменялись в зависимости от времени и от местности. Только в XVII в. была установлена единая система мер. Окончательно же русские меры длины были уточнены указом Петра I в XVIII в». [1, стр. 137]. Указ приравнивал сажень 7 английским футам: миля равнялась 7 верстам или приблизительно 7,469 км (далее в тексте дается также приблизительное значение), верста — 500 саженям — 1,0668 км, сажень — 3 аршинам или 7 футам — 2,1336 м, аршинравнялся 16 вершкам — 0,7112 м, фут — 12 дюймам — 30,48 см, дюйм — 10 линиям — 2,54 см, а линия равнялась 10 точкам, или приблизительно составляло 2,54 мм.«Для измерения площадей применялись квадратные сажень, аршин, фут, дюйм, вершок. Основной земельной мерой, начиная с XVI в., служила десятина, равная 2400 кв. сажен, что приблизительно составляло 1,1 га. Как предполагают, название происходит от того, что первоначально десятина представляла квадрат, сторона которого равна 1/10 версты» [1, С.137]. Также при измерении объектов окружающего мира наши предки обращались к бытовым и обыденным предметам, попадавшимся под руку. Так, у славян была такая мера длины, как «вержение камня» — бросок камнем, «перестрел» — расстояние, выпущенной из лука стрелы. Мы можем сделать вывод, что первые сведения, связанные с понятием «величина» зародились в глубокой древности и связаны они были с практической необходимостью людей. Начиная с XI-XII вв. становится известно о единицах измерения, названия которые были связаны с частями человеческого тела. На протяжении исторического развития страны меры длины, площади изменялись, но некоторые мерки дошли и до наших дней. Рассмотрев историю развития русских мер длины, мы можем сделать вывод, что несмотря на то, что была создана единая универсальная метрическая система, старинные меры измерения величин сохранились в литературе, фольклоре, например в пословицах и поговорках, образной речи — сравнениях и фразеологизмах. Первое представление младших школьников в начальной школе о старинных мерах измерения возникают благодаря речевому окружению. В основе представления о величине предметов лежит словесное описание, которое приобретает особое значение. Например, в разговоре людей можно услышать о веревке «толщиной в большой палец» или дыре «шириной с кулак». В школе со старинными мерами измерения обучающиеся знакомятся на уроках математики в первом классе, знакомство это продолжается и в среднем звене. Так, в пятом классе на уроке математики мы сталкиваемся с задачей, в которой встречается одна из старинных мер измерения расстояния — «верста»: Двое вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, отстоящих друг от друга на 75 верст. Один проходит в час 4 версты, другой — 3. Через сколько часов они встретятся? Мы хотим отметить, что и на уроках литературного чтения, в произведениях русских поэтов и писателей есть упоминание о старинных русских мерах длины. Приведем примеры фрагментов произведений, содержащих в себе одни из этих мер: 1. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»: Наступает срок родин; Сына бог им дал в аршин,… 2. Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минуты вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. 3. П. П. Ершов «Конек горбунок»: «Да игрушечку конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами». 4. Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять»...: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Как уже было отмечено выше, старинные меры измерения встречаются младшими школьниками при изучении фольклора, а именно: в пословицах, поговорках, былинах и т. д. Приведем примеры: 1. «Не подпускать на пушечный выстрел». (Так говорят о человеке, с которым не следует иметь дела); 2. «У него семь пядей во лбу» (Так говорят о мудром человеке); 3. «От горшка два вершка» (Два вершка — это около девяти сантиметров: 4,45 * 2 = 8,9 см. Людей такого роста не бывает. Дело в том, что при указании роста человека раньше счет велся после двух аршин, то есть после 142,24 сантиметров. Значит, от горшка два вершка — это чуть больше полутора метров: 142,24 + 8,9 = 151,14 (см)). 4. «От горшка два вершка, а уже указчик» — молодой человек, который всех поучает. 5. «За семь верст киселя хлебать»? (Ехать, идти далеко без особой надобности). В былине «Святогор и Илья Муромец» мы встречаем упоминание о старинной мере измерения длины — «сажень». Наехал Илья в чистом поле на шатер белополотняный; Стоит шатер под великим сырым дубом, И в том шатре кровать богатырская не малая: Долиной кровать десять сажень, Шириной кровать шести сажень. Таким образом, мы можем говорить о межпредметных связях таких дисциплин как «Математика» и «Литературное чтение». Многочисленные исследования показывают, что «межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества» [5]. С помощью межпредметных связей решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, они выступают в качестве существенного фактора познавательной деятельности. Так, истолкование пословиц и поговорок на уроках литературного чтения, содержащих в себе старинные меры измерения величин, способствуют развитию творческого воображения, концентрации и увеличения объема внимания, активизации познавательной деятельности школьников. Использование же на уроках математики упражнений, включающих в себя такие меры измерения длины как сажень, верста, пядь, вершок и др. будет плодотворно сказываться на развитии младших школьников, так как данные задания способствуют «развитию у детей глазомера, аналитико-синтетической деятельности и пространственного восприятия объектов окружающего мира» [6, С. 138].
Литература: Глейзер, Г. И. История математики в школе: 4–6 кл. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981. — 239 с., ил. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т. 2; И — О. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 672 с. Электронный ресурс — Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie-istoricheskogo-materiala-pri-izuchenii-velichin-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkoln-1151020.html (Дата обращения: 03.01.2017). Электронный ресурс — Режим доступа: http://kilometru.com/ru/unitate-01.php (Дата обращения: 03.01.2017). Электронный ресурс — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/599559/ (Дата обращения: 05.01.2017). Шалыгина Ю. В., Тимофеева, Н. Б. Дидактические игры как средство формирования представления о величине у детей 5–7 лет // Новая наука: стратегии и векторы развития / в 3 ч. Ч.2 — Стерлитамак: АМИ, 2016. — 301 с. Основные термины (генерируются автоматически): человеческое тело, вершок, старинная мера измерения, сажень, Россия, литературное чтение, урок математики, старинная мера измерения величин, окружающий мир, мера длины, XI-XII, единица измерения, друг, длина, верста, аршин, Англия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.004 с.) |