Энергоэффективность, капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда, реновация аварийного жилищного фонда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Энергоэффективность, капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда, реновация аварийного жилищного фонда



В Российской Федерации порядка 25% жилищного фонда МКД составляют дома массовых серий 1950 - 1970-х годов. Существенный объем жилищного фонда признан аварийным, по данным Росстата это около 27 млн кв. м (0,7%), а 67,5 млн кв. м – это ветхий жилищный фонд.

В рамках национального проекта в период 2019–2024 годов планируется переселить 530 тыс. граждан из 9,54 млн кв. м аварийного жилья. Вместе с тем переход из состояния «ветхого» в состояние «аварийного» жилья в последние 10 лет (по 2 млн кв. м в год) происходит быстрее, чем осуществляется расселение аварийного жилья. В период реализации национального проекта прогнозируется, что еще 11,72 млн кв. м будут признаны аварийными. Меры по привлечению дополнительных внебюджетных инвестиций для расселения аварийного жилья пока неэффективны из-за низкой заинтересованности инвесторов, высоких рисков и несовершенства правовой базы.

Жилищный фонд страны характеризуется низкой энергетической эффективностью. Более 54% МКД потребляют вдвое больше энергии по сравнению с их современными аналогами. Во вводимом жилье только 27-30% соответствуют показателям энергетической эффективности (А++, А+, А, В, С), менее 5% оснащены системами теплоснабжения с погодным регулированием.

Действующие программы капитального ремонта ориентированы на устранение физического износа. Износ жилищного фонда, построенного с 1955 до 1970 года, составляет от 31% до 65%. Старение 5- и 9-этажных жилых домов в ближайшее десятилетие, помимо системы капитального ремонта, потребует введения программ по реконструкции, модернизации или реновации такого жилищного фонда на основе экспериментальных подходов.

В региональные программы капитального ремонта включено 736,8 тыс. МКД общей площадью 2,5 млрд кв. м с проживанием 93 млн человек. Средства капитального ремонта размещают: в 87% МКД – в региональных фондах капитального ремонта и в 13% МКД – на специальных счетах ТСЖ в банках. Для проведения работ по повышению энергоэффективности в МКД отсутствует мотивированный заказчик. У собственников для этого возможности платежей за ресурсы ЖКХ на общедомовые нужды ограничены тарифами и нормативами, а для применения энергосервисных контрактов и кредитных инструментов существуют административные барьеры.

Сложившаяся система деятельности региональных фондов и их программ капитального ремонта не обеспечивает модернизацию жилищного фонда с повышением его энергоэффективности и несет в себе высокие финансовые риски невыполнения программ. Это связано с разбалансированностью обязательств региональных операторов и их доходов, которые формируются за счет обязательных взносов собственников жилья.

Выходом из этой ситуации должна стать активизация собственников жилья по принятию на себя ответственности за модернизацию МКД и открытию в этой связи специальных счетов собственников жилья в банках для аккумулирования фондов капитального ремонта каждого конкретного МКД.

Для этого необходимо разработать схемы кредитования работ по модернизации каждого МКД, стимулированию заключения энергосервисных контрактов и предоставления бюджетных субсидий на компенсацию части затрат на работы по повышению энергоэффективности. Опыт по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 № 18 с участием Фонда реформирования ЖКХ подтверждает актуальность предлагаемого подхода, когда средства Фонда ЖКХ и средства региональных бюджетов позволили привлечь на софинансирование в два раза больше средств собственников МКД и получить ощутимый экономический эффект.

Цель Стратегиидостигается решением следующих основных задач:

- развитие системы государственного учета состояния жилищного фонда, включающей данные о техническом состоянии и энергоэффективности МКД, их постоянный мониторинг и актуализацию;

- переход от капитального ремонта по нормативным срокам к ремонту по фактическому состоянию конструктивных элементов, создание механизма гибкой корректировки программ капитального ремонта;

- установление единых критериев признания МКД аварийными и порядка оценки их состояния;

- расширение механизмов расселения аварийного жилья: института наемного жилья, государственно- частного партнерства (концессий), льготной ипотеки, выплаты компенсаций собственникам жилья;

- комплексное развитие территорий, застроенных аварийным жильем, за счет оценки домов и привлечения частных инвесторов;

- расширение перечня работ для МКД со специальными счетами, на которые могут быть направлены средства по решению собственников;

- разработка и реализация региональных программ реконструкции, модернизации или реновации жилых зданий, имеющих 50-70 летний срок эксплуатации, с решением вопросов повышения их энергоэффективности;

- повышение эффективности региональной системы капитального ремонта по расходованию средств для восстановления конструктивных элементов МКД и повышения их энергоэффективности;

- введение правил внутреннего заимствования средств региональным оператором при капитальном ремонте МКД с превышением его накоплений;

- создание системы стимулирования сособственников, привлечения средств частных инвесторов, кредитов банков и энергосервисных контрактов для повышения энергоэффективности МКД, в том числе по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 № 18;

- разработка и внедрение «энергоэффективных стандартов» для МКД по их капитальному ремонту, реконструкции или модернизации.

Целевые показатели:

- снижение с 2024 года удельного потребления энергии на отопление МКД – с 29,9 т. у. т./ тыс. кв. м в год до 23,9 т. у. т./тыс. кв. м в год;

- рост с 2024 года в 2 раза объема работ по капитальному ремонту, модернизации и повышению энергоэффективности МКД;

- достижение баланса между ежегодными объемами признания и расселения аварийного жилищного фонда – на уровне 3,1 - 3,5 млн кв. м.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.008 с.)