Теоретико-методологические основы социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретико-методологические основы социальной психологии



Оглавление

Введение. 4

1.Основное содержание разделов курса «Социальная психология». 5

2. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям….....12

2.1. Планы семинарских занятий………………………………………………..12

2.2. Подготовка к семинарскому занятию.. 14

2.3. Подготовка доклада, выступления. 16

2.4. Составление компьютерной презентации. 17

2.5. Темы для докладов с презентациями. 19

2.6. Задания для решения кейс-задания. 19

2.7. Примеры тестовых заданий. 21

3. Методические рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации. 26

3.1. Подготовка к зачету. 26

3.2. Вопросы к зачету. 27

4. Список основной и дополнительной литературы.. 28

4.1. Основная литература. 28

4.2. Дополнительная литература. 29

4.3. Литература, рекомендованная к ознакомлению.. 29

4.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины…………………….……..30

 


Введение

Дисциплина «Социальная психология» посвящена изучению научных представлений о социально-психологических явлениях и процессах, их структуре, генезисе и функционировании. Преподавание дисциплины направлено на формирование у студентов системы теоретических знаний, практических навыков и умений социально-психологического анализа закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в различные социальные группы, изучение психологических характеристик социальных групп и социальных движений, анализа социально-психологических проблем в различных сферах общественной жизни, психологических и социально-психологических аспектов социально-культурной деятельности.

В начале пособия приводится основное содержание разделов курса «Социальная психология», ориентируясь на которое необходимо проводить подготовку к семинарским занятиям и зачету.

Задания по самостоятельной работе включают в себя:

· проработку учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе);

· подготовку к участию в тематических дискуссиях; докладов-презентаций на семинарских занятиях;

· работу с тестами и вопросами для самопроверки;

· подготовку ответов на вопросы к зачету и т.д.

Самостоятельная работа студента представляет собой работу со специальной учебной и научной литературой. Методические указания включают списки основной и дополнительной литературы по курсу «Социальная психология».

Самостоятельная работа студентов предполагает затрату такого же количества времени, как и аудиторная. Успешное изучение курса возможно при условии посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, глубокого ознакомления с литературой.

Учебно-методические указания по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине «Социальная психология» разработаны для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность».

 

1. Основное содержание разделов курса «Социальная психология»

Проблема личности в социальной психологии

Личность как объект и предмет социальной психологии. Различия в постановках проблемы личности в социальной психологии, социологии и общей психологии. Социальная сущность личности. Содержание социально-психологического исследования личности. Развитие личности с точки зрения социальной психологии. Деятельность, общение, самосознание - как основные сферы развития личности. Саморегуляция личности. Детерминация личностных качеств социальной средой. Социально-психологические свойства личности. Самомониторинг как социально психологический аспект изучения личности. Социальные типы личностей. Социальный интеллект. Авторитарная личность. Маргинальная личность.

Социализация личности

Социализация. Понятие социализации. Широкое и узкое определения термина «социализация». Социологическое и социально-психологическое представления о социализации. Основные сферы социализации: деятельность, общение и самопознание личности. Представление о стадиях социализации. Различные подходы к определению стадий социализации. Социально-психологическая адаптация и интеграция. Институты социализации. Особенности и роль социально-психологической социализации личности для её развития. Особенности социализации детей и подростков в культурно-досуговой сфере. Сущность и генезис социализации детей, подростков и юношества. Роль среды и наследственности в социализации индивида. Педагогика сотворчества как инструмент социальной интеграции детей, подростков и юношества. Свободное время подрастающего поколения и задачи организаторов досуга. Стратегия и тактика досуговых социальных институтов. Взаимодействие учебного, внеучебного и свободного времени; неформальный характер деятельности школьников; разнообразие видов деятельности; игра как метод социализации детей, подростков и юношества.

Социальная установка

Определение социальной установки. Социальные установки как важнейшие составляющие социальной психологии личности. Три исторических этапа исследования социальных установок. Подходы к исследованию социальной установки обшей психологии. Становление проблемы социальной установки в западной социальной психологии. Функции социальной установки (автомативная, адаптивная, защитная, когнитивная, регулятивная, ригидная и стабилизирующая). Структура социальной установки. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты социальной установки. Разновидности социальных установок, определяемые по соотношению их компонентов. Факторы, влияющие на социальные установки. Зависимость влияния информации на социальные установки людей. Социально-психологические параметры, характеризующие состав участников социально-культурной деятельности. Сущность и содержание ее социальных установок и ценностных ориентаций. Методика изучения и учета социально-психологических особенностей участников социально-культурных процессов - детей, подростков, взрослых.

 

2. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

 

Планы семинарских занятий

 

Подготовка к семинарскому занятию

 

Основным промежуточным показателем успешности студента в процессе изучения дисциплины является его готовность к семинарским занятиям.

Семинарское занятие – это академическая форма активного усвоения знаний и формирования практических умений, навыков в самостоятельной подготовке и непосредственно на занятии.

Семинарские занятия являются естественным продолжением освоения студентами курса «Социальная психология» на лекциях и предполагают углубленное изучение отдельных психологических проблем на основе самостоятельной проработки материалов первоисточников.

Семинарское занятие является диалогической формой учебного занятия. У вас есть возможность усвоения знаний в процессе их активного обсуждения, причем степень вашей активности может быть различной.

К семинарским занятиям необходимо готовиться за неделю до срока их проведения, чтобы была возможность проконсультироваться с преподавателем по трудным вопросам. В случае пропуска занятия необходимо предоставить письменную разработку пропущенной темы. Самостоятельную работу следует выполнять согласно графику и требованиям, предложенным преподавателем. Допуск к зачету по дисциплине предполагает активное участие в семинарских занятиях, а также своевременное выполнение домашних и самостоятельных заданий.

При подготовке к семинарским занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке.

На семинарских занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике семинарских занятий.

 Вам рекомендуется следующая схема подготовки к семинарскому занятию:

· проанализируйте тему семинара, продумайте    цели и  основные проблемы, вынесенные на обсуждение;

· выясните наличие литературы или теоретического материала по соответствующей теме;

· внимательно прочитайте конспект лекции по этой теме;

· изучите основную и дополнительную литературу, рекомендованную к данной теме;

· изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспект прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

· определите ключевые понятия по каждому вопросу предложенной темы и запишите их в терминологический словарь;

· ответьте на вопросы плана семинарского занятия;

· выполните домашнее задание;

· проработайте тестовые задания и задачи;

· сформулируйте  свое мнение  по каждому вопросу и аргументировано его обоснуйте;

· ознакомьтесь с дополнительной литературой и законспектируйте основные положения для более глубокого понимания проблемы;

 Студент имеет право:

· Получить консультацию по подготовке к семинарскому занятию.

· Добавить библиографию по теме.

· Сделать записи в тетрадях для практических занятий наиболее важных положений, которые могут быть использованы при ответе на вопросы семинара (цель - сформировать собственное суждение по данной проблеме).

 В процессе работы на семинаре:

· внимательно слушайте выступления других участников семинара, старайтесь соотнести, сопоставить их высказывания со своим мнением;

· активно участвуйте в обсуждении рассматриваемых вопросов, не бойтесь высказывать свое мнение, но старайтесь, чтобы оно было подкреплено убедительными доводами;

· после семинара кратко сформулируйте правильные ответы на основные вопросы, которые были рассмотрены.

Итак, семинарское занятие поможет глубоко овладеть предметом, развить умения самостоятельно работать с учебной литературой и первоисточниками, освоить методы научной работы и приобрести навыки научной аргументации и научного мышления.

Преподавателю же работа студентов на семинаре позволяет судить о том, насколько успешно они осваивают материал курса.

 

Подготовка доклада, выступления

 

Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию.

Публичная речь – явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда является результатом накопленного опыта, знаний и умений. Выступающий должен быть подготовлен по заданной теме, должен уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям.

Преподаватель оценивает не только совокупность знаний, умений, навыков, приобретенных обучающимся, но и умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.

Таким образом, выступление-презентация – это публичная речь-представление самостоятельно созданного студентом продукта интеллектуальной/творческой деятельности. Выступление-презентация обучающегося должно представлять собой устное сообщение на определённую тему и излагаться в свободной форме, без чтения письменного подготовленного текста. В процессе выступления можно использовать подготовленные заранее вспомогательные материалы: план выступления или тезисы.

В жизни приходится часто выступать перед разным кругом слушателей. Публичное выступление для многих становится обязательной частью их работы. Хороший оратор знает, насколько важна подготовка к таким выступлениям. Понадеявшись только на свой опыт, можно испортить не только само выступление, но и отношение к себе слушателей. Хорошо подготовленное публичное выступление может представить выступающего не только как высококлассного специалиста, но и отличного оратора.

В учебных заведениях время доклада, как правило, составляет 15-20 минут.

Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельной и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать в себя следующие этапы:

· изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;

· анализ изученного материала, выделение наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;

· обобщение и логическое построение материала доклада.

Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается его логическая связь с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема и т. п. Основное содержание выступления должно отражать суть, главные итоги: новизну и значимость материала. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (лучше пересказа) заранее подготовленного текста. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений учащихся по соответствующей теме.

В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы. Основная часть также должна иметь четкое логическое построение. Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным, лишенным ненужных отступлений и повторений. Выступающий должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были поняты слушателям, что будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих.

До, во время и после выступления на семинаре докладчику необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой выступления - это внешний вид и речь докладчика, используемый демонстрационный материал, а также формы ответов на вопросы в ходе выступления. Темп речи – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.

 

Содержание ситуационной задачи:

В ходе учебной практики Вы имели возможность принять участие в разработке концепции досуговых программ среди молодежи.

Задания для студентов:

Дайте характеристику социально-психологических особенностей молодежного возраста.

Укажите социально-психологические особенности организации культурно-досуговой деятельности среди молодежи.

Внесите свои предложения в концепцию по организации досуговых мероприятий с учётом социально-психологических особенностей молодёжной среды. Обоснуйте свой выбор.

Ситуационная задача «Социально-психологические аспекты подросткового досуга».

Цель: выработка навыков умения применять в профессиональной деятельности знания психологических и социально-психологических аспектов социально-культурной деятельности.

Содержание ситуационной задачи:

В ходе учебной практики Вы имели возможность принять участие в разработке концепции досуговых программ среди подростков.

Задания для студентов:

Дайте характеристику социально-психологических особенностей подросткового возраста.

Укажите социально-психологические особенности организации культурно-досуговой деятельности среди подростков.

Внесите свои предложения в концепцию по организации досуговых мероприятий с учётом социально-психологических особенностей подростковой среды. Обоснуйте свой выбор.

 

Ситуационная задача «Социально-психологические аспекты детского досуга».

Цель: выработка навыков умения применять в профессиональной деятельности знания психологических и социально-психологических аспектов социально-культурной деятельности.

Содержание ситуационной задачи:

В ходе учебной практики Вы имели возможность принять участие в разработке концепции досуговых программ среди детей младшего школьного возраста.

Задания для студентов:

Дайте характеристику социально-психологических особенностей детей младшего школьного возраста.

Укажите социально-психологические особенности организации культурно-досуговой деятельности среди детей.

Внесите свои предложения в концепцию по организации досуговых мероприятий с учётом социально-психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Обоснуйте свой выбор.

 

Примеры тестовых заданий

 

Тестовые задания

 

1. Научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, называется:

а. социология;

б. психология образования;

в. социальная философия;

г. социальная психология.

 

2. К социально-психологическим явлениям не относятся:

а.  слухи, паника, мода;

б.  общение между личностями;

в. характерологические особенности личности;

г. взаимодействие между группами.

 

 

3. Социально-психологическая концепция «психологии народов и масс» разрабатывалась:

а.  В. Вундтом;

б.  Г. Лебоном;

в.  У. Мак-Дагулом;

г.  Г.Тардом.

 

 

4. К психологическим механизмам социально-культурного воздействия относят:

а. подражание,

б. внушение,

в. заражение,

г. все ответы верны.

 

5. Социальная психология – научная дисциплина на стыке:

а. философии и социологии;

б. философии и психологии;

в. социологии и психофизиологии

г. психологии и социологии.

6. Социально-психологическая среда обитания – это:

а. многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми;

б. закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы;

в. характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей;

г. совокупность людей, проживающих на одной территории и обладающих самобытной культурой.

 

7. Общение – это:

а.  метод в социальной психологии в системе научных знаний и жизни общества;

б. многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми;

в. социально-психологическая характеристика личности.

г. характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей;

 

 

8. Сторона общения связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами:

а.  рефлексивная;

б.  перцептивная;

в.  интерактивная;

г. коммуникативная.

9. К коммуникативным барьерам непонимания относятся:

а.  фонетический;

б.  стилистический;

в.  логический;

г.  все ответы верны.

10. Сторона общения связана с восприятием и пониманием и оценкой людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп;

а.  коммуникативная;

б. интерактивная;

в.  перцептивная;

г. все ответы верны.

 

11. Сопереживание, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, называется:

а.  эмпатией;

б. идентификацией;

в.  рефлексией;

г.  экстраверсией.

 

12. Приписывание некоторой причины поступку человека или наблюдаемому действию называется:

а.  ингибицией;

б. социальной перцепцией;

в.  каузальной атрибуцией;

г.  интеракцией.

 

13. Сторона общения связана с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействие:

а.  коммуникативная;

б.  перцептивная;

в.  интерактивная.

г. все ответы верны.

 

14. Основоположником интеракционизма является:

а. Дж. Мид

б. Г. Келли

в. А. Бандура

г. Т. Шибутани

15. Один из подходов к описанию взаимодействия в процессе общения – трансактный анализ – был разработан ученым:

а.  Я. Щепаньским;

б.  Р. Бернсом;

в. Э. Берном;

г.  Э. Холлом.

 

16. Социальная группа - это:

а. совокупность индивидов, выделяемых из социального целого,

б. объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений,

в. совокупность социальных объектов,

г. социальная прослойка или страта.

 

17. Б.Ф. Поршнев утверждал, что главной психологической характеристикой группы является:

а.  переживания «свой – чужой»;

б.  рефлексия границы группы;

в. наличие «Мы-чувства»;

г.  отсутствие доверия к другим группам.

 

18. Граница малой группы определяется:

а.  возможностью непосредственных межличностных контактов всех членов группы;

б.  возможностью опосредованных контактов всех членов группы;

в. обладанием всеми ее членами общими ценностями;

г.  объемом непосредственной памяти человека, т.е. до 9-10 человек.

 

19. Большая группа - это:

а.  совокупность некоторого количества малых групп;

б. группа, содержащая больше пяти-семи человек, где границей служит число сущностей, которыми может одновременно оперировать человеческий мозг;

в.  реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения).

г.  количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пола, возраста, национальности и т. п.)

 

20. Высшей формой социально-этнической общности является:

а.  народность;

б. нация;

в.  племена;

г.  этническая группа

 

21. Толпа, масса, публика и аудитория относятся к:

а.  большим социальным слоям и общностям;

б.  устойчивым (организованным) большим социальным группам:

в.  стихийным (неорганизованным) большим социальным группам;

г. нет правильного варианта ответа.

 

22. Личность – это:

а.  человек как субъект социальной деятельности;

б. персона, публичное лицо;

в.  социальный статус;

г.  социальная роль.

 

23. Неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой:

а.  индивид;

б.  индивидуальность;

в. персона;

г.  личность.

 

24. Совокупность свойств личности, которые определяют успешность обучения или выполнение какой-либо деятельности, носит название:

а.  способности;

б.  задатки;

в.  талант;

г.  оригинальность.

 

25. Двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности — это:

а.  развитие;

б.  образование;

в. формирование;

г.  социализация.

 

26. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, трансляторы социального опыта называются:

а.  факторами социализации;

б.  группами социализации;

в.  механизмами социализации;

г.  институтами социализации.

 

27. Социализация ребенка происходит через:

а.  самоутверждение личности;

б.  групповую идентичность;

в.  игру и общение;

г.  стабильное положение в обществе.

 

28. Социальная установка (аттитюд) – это:

а. определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

б. многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми;

в. характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей;

г. закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы

 

29. В 1942 г. М. Смитом была определена структура социальной установки. Из скольких компонентов она состоит:

а.  из двух;

б.  из трех;

в. из четырёх,

г.  из пяти.

 

30. Феномен, по которому между социальной установкой и реальным поведением личности существует расхождение, назван:

а.  феноменом Ла Пьера;

б.  феноменом Фолля;

в.  феноменом Перова;

г.  феноменом Олпорта.

 

 

3. Методические рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации  

 

Подготовка к зачету

 

В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:

- самостоятельная работа в течение семестра;

- непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;

- подготовка к ответу на вопросы зачета.

Подготовка к зачету осуществляется на основании методических рекомендаций по дисциплине и списка вопросов изучаемой дисциплины, конспектов лекций, учебников и учебных пособий, научных статей, информации среды интернет.

Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем и указана в разделе 4. Для полноты учебной информации и ее сравнения лучше использовать не менее двух учебников. Студент вправе сам придерживаться любой из представленных в учебниках точек зрения по спорной проблеме (в том числе отличной от преподавателя), но при условии достаточной научной аргументации.

Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Зачет проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Положительным также будет стремление студента изложить различные точки зрения на рассматриваемую проблему, выразить свое отношение к ней, применить теоретические знания по современным проблемам социальной психологии. Результаты зачета объявляются студенту после окончания ответа в день сдачи.

 

Вопросы к зачету

 

1. Социальная психология в системе наук (соотношение с общей психологией и социологией). Современные представления о предмете социальной психологии.

2. Структура социальной психологии как науки. Междисциплинарный характер становления социальной психологии.

3. Предмет социальной психологии и его структура.

4. История развития социально-психологических знаний. Основные этапы в истории развития социальной психологии.

5. Интеракционистская ориентация в развитии западной социальной психологии.

6. Когнитивистская ориентация в развитии западной социальной психологии.

7. Необихевиористская ориентация в развитии западной социальной психологии.

8. Психоаналитическая ориентация в развитии западной социальной психологии.

9. Психологические условия и механизмы социально-культурной деятельности.

10. Психологические механизмы социально-культурного воздействия.

11. Социально-психологические факторы, влияющие на формирование мастерства специалиста в области социально-культурной деятельности.

12. Общение как социально-психологический феномен: сущность, структура, функции и виды.

13. Специфика изучения общения в социальной психологии.

14. Коммуникативная сторона общения. Специфика обмена информацией между людьми. Виды вербального общение.

15. Коммуникационные барьеры в общении. Пути преодоления коммуникационных барьеров.

16. Социально-психологический механизм социально-культурной коммуникации.

17. Сущность и особенности невербального общения. Знаковые системы невербальной коммуникации.

18. Перцептивная сторона общения. Механизмы социального восприятия.

19. Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции.

20. Общение как интерактивный процесс. Психологические механизмы взаимовлияния людей.

21. Социально-культурные технологии социального взаимодействия.

22. Социальные группы. Понятие, классификация и основные характеристики групп.

23. Малая социальная группа как объект социальной психологии. Виды малых групп.

24. Структурные характеристики малой группы.

25. Виды и характеристика внутригрупповых коммуникаций в малой группе.

26. Социально-психологическая среда как категория социально-культурного проектирования.

27. Динамические процессы в группе. Отечественные и зарубежные модели развития малой групп.

28. Понятие и показатели групповой сплочённости в малой группе.

29. Психологические механизмы развития малых групп.

30. Феномен конформизма в малых группах.

31. Эксперименты С. Милграма. Факторы подчинения личности.

32. Социальная психология больших социальных групп: понятие, уровни развития и психические явления в больших социальных группах.

33. Психологические особенности этнических групп.

34. Стихийные группы и массовидные социально-психологические явления.

35. Социальная психология толпы.

36. Социологические и психологические методы исследования групповых потребностей и запросов при разработке социально-культурных проектов.

37. Личность как предмет социальной психологии.

38. Социализация личности. Стадии и механизмы социализации. Институты социализации.

39. Социально-психологические подходы к оценке соотношений адаптации и интеграции в процессе социализации.

40. Особенности социализации детей и подростков в культурно-досуговой сфере.

41. Понимание и структура социальных установок. Основные виды социальных установок.

42. Понимание социальных установок. Причины расхождения социальных установок и поведения личности. Эффект Лапьера.

 

 

Оглавление

Введение. 4

1.Основное содержание разделов курса «Социальная психология». 5

2. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям….....12

2.1. Планы семинарских занятий………………………………………………..12

2.2. Подготовка к семинарскому занятию.. 14

2.3. Подготовка доклада, выступления. 16

2.4. Составление компьютерной презентации. 17

2.5. Темы для докладов с презентациями. 19

2.6. Задания для решения кейс-задания. 19

2.7. Примеры тестовых заданий. 21

3. Методические рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации. 26

3.1. Подготовка к зачету. 26

3.2. Вопросы к зачету. 27

4. Список основной и дополнительной литературы.. 28

4.1. Основная литература. 28

4.2. Дополнительная литература. 29

4.3. Литература, рекомендованная к ознакомлению.. 29

4.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины…………………….……..30

 


Введение

Дисциплина «Социальная психология» посвящена изучению научных представлений о социально-психологических явлениях и процессах, их структуре, генезисе и функционировании. Преподавание дисциплины направлено на формирование у студентов системы теоретических знаний, практических навыков и умений социально-психологического анализа закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в различные социальные группы, изучение психологических характеристик социальных групп и социальных движений, анализа социально-психологических проблем в различных сферах общественной жизни, психологических и социально-психологических аспектов социально-культурной деятельности.

В начале пособия приводится основное содержание разделов курса «Социальная психология», ориентируясь на которое необходимо проводить подготовку к семинарским занятиям и зачету.

Задания по самостоятельной работе включают в себя:

· проработку учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе);

· подготовку к участию в тематических дискуссиях; докладов-презентаций на семинарских занятиях;

· работу с тестами и вопросами для самопроверки;

· подготовку ответов на вопросы к зачету и т.д.

Самостоятельная работа студента представляет собой работу со специальной учебной и научной литературой. Методические указания включают списки основной и дополнительной литературы по курсу «Социальная психология».

Самостоятельная работа студентов предполагает затрату такого же количества времени, как и аудиторная. Успешное изучение курса возможно при условии посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, глубокого ознакомления с литературой.

Учебно-методические указания по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине «Социальная психология» разработаны для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность».

 

1. Основное содержание разделов курса «Социальная психология»

Теоретико-методологические основы социальной психологии

Социальная психология как фундаментальная психологическая наука. Место социальной психологии в системе научного знания. Пограничный характер социальной психологии: связь социальной психологии с психологией и социологией. Социально-психологическое явление как универсальное понятие социальной психологии, единица её анализа. Предмет, задачи, методология и методы социальной психологии. Основные направления социальной психологии. Взаимосвязь социальной психологии с другими научными дисциплинами. Общая характеристика методов современной социальной психологии. Классификация социально-психологических методов. Исследовательские методы и методы социально-психологического воздействия. Теоретические и эмпирические методы исследования. Общая классификация эмпирических методов исследования.

История развития социальной психологии. Основные этапы формирования социально-психологических идей: этап становления социально-психологического знания (60-е гг. 19в.-20-е.гг. 20в.); этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в 20 веке. Социально-психологическое содержание концепций «психологии народов» (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт), «психологии масс» (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле) и «теории инстинктов социального поведения» (В. Макдугалл). Общая характеристика современных социально-психологических теорий. Необихевиористская (теории агрессии и подражания, диадического взаимодействия) и когнитивная (теории структурного баланса, коммуникативных актов, когнитивного диссонанса и конгруэнтности, когнитивный подход С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда) ориентации в социальной психологии. Психоаналитическое направление: динамическая теория функционирования группы В. Байона, теория группового развития В. Бенниса и Г. Шепарда, трехмерная теория инт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.206 с.)