Критерии общественного благосостояния. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии общественного благосостояния.



Если некоторое хозяйственное мероприятие не только меняет, но и перераспределяет благосостояние членов общества, то нельзя однозначно оценить его влияние на благосостояние общества. Поэтому В. Парето предложил критерий экономической эффективности, нейтральный к распределению благосостояния между индивидами. В соответствии с ним некоторое мероприятие повышает благосостояние общества, если в результате его осуществления повышается благосостояние хотя бы одного индивида без ухудшения благосостояния других. Если при некотором состоянии экономики никакие изменения в производстве и распределении не могут повысить благосостояние хотя бы одного субъекта, не снижая благосостояния других, то такое состояние называется эффективным (оптимальным) по Парето. Достоинство критерия оптимальности Парето в том, что его применение не требует сравнения или сложения индивидуальных полезностей.

 

Несостоятельность конкурентных рынков и государственное вмешательство

Ограниченность конкуренции

 

Для того чтобы рынок обеспечивал эффективное по Парето распределение ресурсов, должна существовать конкуренция. Тем не менее в некоторых отраслях существует отно­сительно немного фирм (или же лишь одна фирма), доля которых на рынке велика. Это предполагает отсутствие сильной конкуренции. Однако то, что фирмы могут использовать монопольную власть, не означает, что они ее используют. Если существует большое число потенциальных конкурентов (национальных или иностранных фирм), уже функциони­рующие фирмы могут не иметь возможности действовать как монополисты. Как только они попытаются воспользоваться своей монопольной властью, потенциальные конкуренты могут вступить на рынок и сбить цены.

Однако существуют некоторые случаи, когда было бы неэффективно иметь большое число конкурирующих фирм. Это те случаи, когда средние издержки производства (из­держки на единицу продукции) уменьшаются с ростом объема производства. Дешевле ис­пользовать одну электростанцию в области, чем строить по одной в каждом из районов. Аналогичным образом может быть более эффективным иметь один газопровод, принад­лежащий одной компании, чем несколько газопроводов конкурирующих компаний, и т.д. В таких отраслях издержки новых компаний при ограниченном производстве будут гораз­до выше, чем у компаний, уже функционирующих на рынке, с большим объемом произ­водства. Когда фирма занимает монопольное положение в результате растущей экономии на масштабе, мы говорим о естественной монополии.

Внешние эффекты

Даже еслиэкономика хорошо описывается моделью конкурентного равновесия, ее ре­зультаты могут быть неэффективными из-за внешних эффектов. Для того чтобы рынки функционировали эффективно, цены должны отражать все издержки производства тех или иных товаров или услуг. Однако существуют ситуации, когда действия производителей (или потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, т.е. на людей, не являющихся в данной сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц и никак не отражающиеся в ценах, известны как внешние эффекты.

Внешние эффекты - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

Внешние эффекты бывают положительными и отрицательными. Отрицательные внешние эффекты связаны с издержками, а положительные - с выгодами для третьих лиц.

Классическим примером отрицательных внешних эффектов (часто называемых внеш­ними издержками) является загрязнение окружающей среды. Представим себе лакокра­сочный завод, который осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, чтопо мере роста производства растет и объем загрязнения. Это загрязнение вредит здо­ровью людей, проживающих рядом с этой рекой, убивает растительность и т.д. Поскольку лакокрасочный завод не осуществляет полной очистки воды, то его частные издержки оказываются ниже общественных издержек. Частные издержки - это затраты на производ­ственное оборудование, энергоресурсы, труд и т.д. Они покрываются самим лакокрасоч­ным заводом и находят отражение в рыночных сделках - в платежах производителям обо­рудования, рабочим и т.д. Общественные же издержки помимо частных издержек вклю­чают внешние издержки (МЕС), т.е. издержки устранения последствий загрязнения (на­пример, затраты на лечение заболеваний, вызванных загрязнением). Эти издержки назы­ваются внешними, поскольку они покрываются третьими лицами, а не лакокрасочным за­водом. С точки зрения экономики в целом, внешние издержки также являются частью из­держек производства лакокрасочной продукции. Таким образом:

Рис. 2.2 Отрицательный внешний эффект [10, с. 434]

Лакокрасочный завод, принимая решение об объеме выпуска, учитывает лишь свои предельные частные издержки (МРС). Поэтому рыночное равновесие установится в точке E1, в которой кривая предложения (кривая МРС) пересекается с кривой спроса, отражаю щей предельную общественную выгоду (MSB). Т.е. в точке E1 MPC = MSB: количество выпускаемой продукции составляет Q 1, а цена равняется Р1.

Между тем предельные общественные издержки равны сумме предельных частных из­держек и предельных внешних издержек. Следовательно, чтобы достичь эффективной точки Е2, где MSB = MSC, необходимо, чтобы объем производства сократился до Q2 при росте цены до Р2, т.е. необходимо, чтобы внешние издержки стали внутренними издерж­ками лакокрасочного завода.

Потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных общественных издержек, равны площади треугольника АЕ1Е2. Таким образом, в случае отрицательного внешнего эффекта уровень производства будет избы­точным.

Положительные внешние эффекты (или внешние выгоды) возникают в том случае, ес­ли деятельность одного экономического субъекта приносит выгоды другим. Хорошим примером положительного внешнего эффекта может служить развитие образования. Каж­дый член общества выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование (растет производительность, снижается преступность и т.д.). Однако каждый из нас, при­нимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, мы соотносим затраты, связанные с полу­чением хорошего образования, и те выгоды, которые в результате этого получим. Рыноч­ное равновесие Е(рис. 5) установится в точке пересечения предельных частных выгод (МРВ) и предельных общественных издержек (MSC).

 

Рис. 2.3 Положительный внешний эффект [10, с. 435]

Между тем предельная общественная выгода больше предельной частной выгоды на величину предельных внешних выгод (МЕВ):

 

                             MSB = МРВ + МЕВ,                                (2.1)

 

где MPB – предельные частные выгоды;

MEB – величина предельных внешних выгод.

Эффективность по Парето требует, чтобы равновесие достигалось в точке пересечения кривых предельных общественных выгод и издержек, т.е. в точке Е2. По сравнению с точ­кой рыночного равновесия общество может получить дополнительную выгоду, равную площади треугольника AE1E2, увеличив объем предоставляемых образовательных услуг с Q1 до Q 2 - тем самым, при наличии положительных внешних эффектов уровень производ­ства будет недостаточным.

Для того чтобы уменьшить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и увеличить производство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние.

Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута путем прибли­жения предельных частных издержек (выгод) к предельным общественным издержкам (выгодам). В качестве решения данной проблемы государство может использовать кор­ректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог - это налог на выпуск товаров и услуг, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные из­держки до уровня предельных общественных издержек.

В рассмотренном нами примере с лакокрасочным заводом налог Т, равный предель­ным внешним издержкам (МЕС), мог бы приблизить рыночное равновесие к точке, эф­фективной по Парето (MSB = MSC). При этом корректирующий налог не устраняет за­грязнения окружающей среды (ведь в нашем случае сброс неочищенной воды пропорцио­нален объему производства, а объем производства в точке Е2 отнюдь не равен нулю). Он просто приводит к тому, что частные издержки лакокрасочного завода будут отражать все общественные издержки производства лакокрасочной продукции.

Корректирующая субсидия - это субсидия производителям или потребителям то­варов и услуг, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая по­зволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам.

В примере с получением образования корректирующая субсидия S, равная предельным внешним выгодам (МЕВ), может быть предоставлена студентам, что повысит их спрос на услуги образовательных учреждений до уровня, при котором MSB = MSC [10, с. 434].                                                                                                                                                                       

Общественные блага

Существует особая категория товаров и услуг, которые рынки либо не предложат, ли­бо предложат недостаточное их количество. Это - общественные блага.

Чисто общественное благо - это такое благо, которое потребляется всеми индиви­дами коллективно независимо от того, платят они за него или нет.                                                                                                                                                   

Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: несоперничеством и неисключаемостью в потреблении. Свойство несоперничества в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступ­ности для других. Издержки предложения данного блага каждому дополнительному инди­виду равны нулю. Свойство неисключаемости в потреблении означает невозможность или запретительно-высокие издержки ограничения числа пользователей этим благом.

Вероятно, в самом чистом виде примером общественных благ является национальная оборона. Нельзя защитить, скажем, от ядерной атаки, только одного человека, не распро­странив эту защиту на всех. Кроме того, затраты на защиту целого города или области не больше, чем на защиту одного жителя. Это резко контрастирует с частными товарами. Ес­ли я работаю на компьютере, я лишаю других возможности работать на нем. Хотя в чистом виде общественные блага встречаются редко, целый ряд благ может ха­рактеризоваться частичным отсутствием свойств несоперничества и неисключаемости в потреблении. Такие блага называются смешанными общественными благами. Услуги ми­лиции - наглядный тому пример. Выполняя функции поддержания общественного поряд­ка в целом и борьбы с преступностью, милиция предоставляет гражданам общественное благо. Однако, выполняя задачу раскрытия конкретного преступления, например, кражи, милиция предоставляет частную услугу лицу, которое надеется возвратить украденное. Пожарная служба, вакцинация, маяки - вот часто приводимые примеры благ, которые не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Частные фирмы испытывают большие трудности с получением прибыли при продаже товаров и услуг, которые, будучи единожды предоставлены в распоряжение одного потре­бителя, становятся доступными для других без дополнительных затрат. Представим, что некто попытался бы установить частную систему противоракетной обороны, а финансиро­вание ее решил организовать путем сбора денег с тех людей, которые хотят иметь гаран­тированную защиту от ядерной атаки. Если мои соседи внесли деньги и тем самым защи­тили себя, то мне уже нет необходимости платить самому. Зная, что их защита означает также и мою защиту, я испытаю сильное желание не платить. Однако мои соседи будут рассуждать аналогичным образом. Они не будут платить, надеясь, что заплачу я. Даже ес­ли некоторые из людей захотят внести свою долю, тогда как другие не сделают этого, то этих денег не хватит для покрытия всех затрат. Те, кто все же решит заплатить, в таком случае будут вынуждены платить намного больше, иначе вся система обороны потерпит банкротство. Иначе говоря, едва ли частная система противоракетной обороны вообще сможет быть создана. Проблема «безбилетника», возникающая в ситуациях с общественными благами, озна­чает, что только государство может предоставить эти блага. В противном случае они мо­гут быть не предоставлены вообще.

Проблема «безбилетника» - это нежелание людей добровольно оплачивать постав­ку общественных благ.

В некоторых случаях общественные блага отчасти создаются частным образом, но из-за существования проблемы «безбилетника» обеспечение ими не будет достаточным.

Так, крупная судоходная компания могла бы посчитать для себя выгодным построить несколь­ко маяков даже в том случае, если она не могла бы обязать другие компании платить за преимущества, которые они им приносят. Но решая, сколько маяков установить, компания рассматривала бы только те преимущества, которые бы получала бы она сама, а не сум­марные выгоды. Особенности общественных благ четко проявляются при формировании спроса на них и установлении равновесия в сфере их производства (рис. 2.4).

                    

Рис. 2.4 Равновесие в сфере производства общественных благ [10, с. 437]

Рис. 2.5 Равновесие в сфере производства частных благ [10, с. 437]

 

Для частных благ совокупный спрос определяется путем горизонтального суммирова­нияиндивидуальных функций спроса (рис. 2.5). Индивиды (A, B и C) сталкиваются с одной и той же ценой (Р*). Различия в их предпочтениях проявляются в том, что они приобретают по данной цене разные количества товара (Qa, Qb, Qc)- Совокупный спрос формируется пу­тем суммирования этих количеств.

В отличие от частных благ общественные не продаются на рынке. Следовательно, предпочтения индивидов не проявляются в привычных функциях спроса. Однако мы мо­жем представить спрос на общественные блага как оценку максимальной денежной сум­мы, от которой готов отказаться потребитель ради получения дополнительной единицы общественного блага. Она будет показывать предельную выгоду (МРВ) общественного блага для индивида, выраженную в денежной форме. Именно она и подразумевается, ко­гда речь идет о спросе на общественные блага.

Для общественных благ совокупный спрос определяется путем вертикального сумми­рованияиндивидуальных функций спроса. Вертикальное суммирование означает сумму предельных готовностей платить, т.е. это суммарное количество денег, которое все инди­виды вместе готовы заплатить за дополнительную единицу общественного блага. Общест­венное благо достается каждому из потребителей в одинаковом количестве (Q). Различия же в предпочтениях проявляются в том, что индивиды проявляют разную предельную го­товность платить за данное количество блага (МРВА, МРВВ, МРВС). Необходимо только, чтобы индивидуальные платежи, вносимые каждым из потребителей за общественное бла­го, в суммепокрывали издержки его производства.

Таким образом, условие равновесия в сфере производства общественных благ можно записать как:

 

                          Σ МРВ = MSB = MSC,                               (2.2)

 

Фактически это - выражение эффективности по Парето. Если чисто общественное бла­го предлагается рынком, то во внимание принимается не предельная общественная выгода MSB, а предельные частные выгоды некоторых индивидов, которые готовы оплатить про­изводство общественных благ (скажем, А и В). В результате Е МРВА,в окажется меньше MSC, т.е. сумма, от которой готовы отказаться данные индивиды (А и В), недостаточна для покрытия издержек производства данного количества общественного блага. В итоге объем производства окажется равным нулю, но это - неэффективно, так как Σ МРВ A,B,C  ≥ MSC.

Следует также отметить, что хотя рыночное равновесие обнаруживается на пересече­нии кривых спроса и предложения, мы не дали какого-либо объяснения тому, почему рав­новесное предложение общественных благ должно возникать именно в той точке. Мы только установили, что будь это так, уровень производства общественного блага был бы эффективным по Парето. Решение относительно уровня производства общественных благ принимается государством, а не индивидами. Таким образом, достигнет ли производство описанной точки, зависит от принимаемых политических решений.

Кроме того, то, что государство должно обеспечивать поставку общественных благ, вовсе не означает, что общественный сектор должен брать на себя непосредственное про­изводство этих благ. Проблема «безбилетника» - это проблема участия в усилиях по соз­данию общественных благ. Если государство обеспечивает такое участие (за счет сбора налогов), то непосредственное производство может быть возложено на предприятия част­ного сектора или некоммерческие организации, которые в этом случае должны получать от государства средства в оплату выполненных работ [10, с.43

Несовершенство информации

Эффективность рынка во многом зависит от того, насколько точно цены передают не­обходимую информацию. Модель совершенно конкурентной рыночной экономики пред­полагает полную информированность покупателей и продавцов. В этом случае цены пере­дают точную информацию о качестве того или иного товара или услуги. Наличие точной информации не гарантирует успеха, но значительно облегчает его достижение, способст­вуя эффективному распределению имеющихся ресурсов. Однако реальная действитель­ность далека от этой идеальной картины. Продавцы товара осведомлены о его качестве значительно лучше, чем покупатели; страхующиеся располагают большей информацией об объектах страхования, чем страховые компании; работодатели не обладают полной ин­формацией о квалификации работников и т.д. Потенциальные продавцы (как и потенци­альные покупатели) нередко скрывают реальные цены благ, используя различные способы для получения односторонних преимуществ. Тем самым рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу несовершенства (асимметрии) информации.

Асимметрия информации - положение, при котором отдельные участники рыноч­ной сделки располагают важной информацией, которой не обладают другие заинтересо­ванные лица.

Классическим примером несовершенства информации является рынок подержанных автомобилей. Предположим, что на рынке продаются машины двух категорий: ниже сред­него и выше среднего качества. Продавцам автомобили ниже среднего качества обходятся в 1000 евро, а выше среднего - в 3000 евро. Покупатели готовы заплатить за них - 1200 и 3600 евро соответственно. Пусть обе категории автомобилей имеются в одинаковом коли­честве. Если бы проверить качество автомобилей было легко, проблем на рынке не было бы. Автомобили ниже среднего качества продавались бы по цене в диапазоне от 1000 до 1200 евро, а выше среднего качества - от 3000 до 3600 евро. Но что произойдет на данном рынке, если покупатели не могут непосредственно видеть качество автомобиля?

В этом случае им приходится догадываться об истинной стоимости каждого автомоби­ля. Поскольку автомобиль с равной вероятностью может оказаться и ниже, и выше сред­него качества, то типичный покупатель будет готов заплатить среднюю цену за автомо­биль, т.е. 2400 евро.

Но кто захочет продать автомобиль по этой цене? Для владельцев хороших машин це­на в 2400 евро заведомо является убыточной, а потому неприемлема. Наоборот, для вла­дельцев плохих машин цена в 2400 евро превышает все их ожидания. В условиях асим­метричной информации (продавцы знают о качестве автомобиля больше, чем покупатели) продавцы хороших машин будут отказываться от их продажи. Предложение же плохих машин возрастет. В конце концов, на рынке останутся только плохие машины.

Описанное явление - пример неблагоприятного отбора. В рассмотренном нами приме­ре товары низкого качества вытеснили товары высокого качества.

Неблагоприятный отбор - это ситуация, в которой одна сторона рыночной сделки не может наблюдать тип или качество товаров, предлагаемых другой стороной.

Аналогичные примеры несовершенства информации можно найти и на других рынках. На рынке страховых услуг в отличие от рынка подержанных автомобилей информацией о качестве владеют покупатели страховых полисов. Кто больше заинтересован в страхова­нии жизни: здоровый человек или больной? Очевидно, что страховку от болезней захотят приобрести большей частью те люди, которым она может понадобиться в наибольшей степени, т.е. люди со слабым здоровьем. Что произойдет, если страховые компании будут определять величину страховых взносов, основываясь на средней частоте возникновения проблем со здоровьем у населения в целом?Вероятно, страховые компании быстро разорятся.

Следовательно, они должны определять размер взносов на основе информации о сред­ней частоте возникновения проблем со здоровьем в группе потенциальных покупателей стра­ховки.Это заставит страховые компании поднять цену страховки, что может сделать ее покуп­ку нерациональным с точки зрения здоровых людей. Тем самым риск высокой степени вытес­няет с рынка риск низких степеней. Все это усиливает неблагоприятный отбор и завершится тем, что страхование станет доступно лишь по ценам максимального риска.

Еще одной проблемой, возникающей в области страховых услуг, является так назы­ваемая проблема морального риска.

Моральный риск - это ситуация, когда одна сторона рыночной сделки не может наблюдать действия другой.

Человек, застраховавшийся от риска, чувствует себя намного увереннее. Однако на не­которых эта уверенность действует расслабляюще: они перестают выполнять те меры пре­досторожности, которые были для них обязательными до страхования. Это повышает риск и делает более вероятным то событие, от которого человек застрахован. В результате мо­ральный риск приводит к увеличению размера страховых взносов, принося тем самым прибыль небрежным и нечестным людям за счет аккуратных и порядочных.

Информационная асимметрия проявляет себя и на рынке труда. В данном случае про­давцом является человек, который нанимается на определенную должность, а покупателем - работодатель. Тот, кто ищет работу, заведомо лучше знает свои возможности, уровень квалификации и т.д., чем наниматель.

Как же можно решить проблему несовершенства информации?

Страховые компании могут смягчить эту проблему, осуществляя более тщательный отбор кандидатов, классифицируя клиентов по группам риска, дифференцируя страховые взносы или идя лишь на частичное возмещение ущерба, что заставит людей проявлять должную осторожность. На рынке автомобилей немаловажным фактором является репу­тация торговца. Сигналами о качествах нанимаемого работника могут выступать, в част­ности, его образовательный уровень и прилагаемые рекомендации.

Однако во многих обстоятельствах необходимым оказывается вмешательство государ­ства. Оно может приобретать различные формы: регламентирование, предписание об об­народовании информации, контроль за качеством продукции, сертификация, лицензирова­ние как обязательное условие для занятия тем или иным видом деятельности. На рынке страховых услуг к повышению эффективности может привести всеобщее обязательное страхование, обеспечивающее некоторую экономию на масштабе [10,с.439].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.15.248 (0.045 с.)