Причины отказов рынков. Понятие экстерналий (внешних эффектов) в потреблении и в производстве. Интернализация внешних эффектов. Корректирующие налоги и субсидии Пигу. Теорема Коуза. Борьба с загрязнением окружающей среды. Общественные блага. Типология общественных благ. Проблема безбилетника. «Провалы» рынка. Производство общественных благ. Определение оптимального объема производства общественных благ.. Способы трансформации общественных издержек в частные.
На самостоятельную работу студентов по дисциплине Б1.Б.11 «Микроэкономика» выносятся следующие темы:
№
п/п
| Тема
| Вопросы, выносимые на СРС
| Очная форма
| Заочная форма
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
1
| Предмет и метод экономической науки. Микроэкономика как часть экономической теории.
| 1.Предмет и метод экономической теории. Особенности микроэкономики.
2.Потребности и производственные ресурсы. Ограниченность ресурсов и необходимость их эффективного использования. Кривая производственных возможностей общества и ее свойства.
3.Понятие экономические системы. Основные вопросы, решаемые функционированием экономической системы. Виды экономических систем. Особенности марксистской трактовки исторической эволюции общества.
| О
| Р
|
2
| Основы теории полезности, цены и потребительского поведения
| 1.Предпосылки анализа предпочтений потребителей. Кардиналистская концепция полезности и потребительского поведения.
2.Ординалистская концепция полезности. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения и её динамика.
3.Бюджетные ограничения. Бюджетная линия и ее свойства. Условие потребительского оптимума.
4.Реакция потребителя на изменение дохода и цен. Кривые "доход-потребление" и "цена- потребление". Кривые Энгеля.
5.Эффекты дохода и замещения. Их проявление относительно стандартных, низкокачественных товаров и «товаров Гиффена».
| О
| Р
|
3
| Спрос и предложение на товарном рынке
| 1.Определение спроса. Индивидуальный и отраслевой спрос. Закон и кривая спроса.
2.Неценовые факторы спроса. Изменение величины спроса и изменения в уровне спросе.
3.Определение предложения. Закон и кривая предложения.
4.Неценовые факторы предложения. Изменения величины предложения и изменения в уровне предложении.
5.Эластичность спроса и предложения и значение их анализа.
6.Равновесие на однотоварном рынке и его динамика. Излишек потребителей и производителей.
7.Основные модели установления равновесия на товарном рынке. Паутинно образная модель рынка.
| О
| Р
|
4
| Производственная функция и теория производства
| 1.Производство и факторы производства.
2.Закон убывающей предельной производительности.
3.Правило наименьших издержек.
4.Правило максимизации прибыли.
5.Изокванты и изокосты.
6.Зона технического замещения. Равновесия производителя. Путь развития и экономия от масштаба.
| О
| Р
|
5
| Основы теории фирмы и предпринимательства. Доход, издержки и прибыль фирмы
| 1.Технологическое, экономическое и правовое содержание понятий "фирма" или "предприятие".
2.Трансакционные издержки в экономике и размеры фирм.
3.Организационно-правовые формы деловых предприятий.
4.Концентрация, централизация и диверсификация производства.
5.Роль крупного бизнеса.
6.Значение мелкого бизнеса в современной экономике.
| О
| Р
|
6
| Теория рыночных структур. Фирма в условиях рынка совершенной конкуренции
| 1.Характеристика рынка чистой конкуренции. Особенности кривой спроса на продукт конкурентной фирмы. Рыночная цена и предельный доход конкурентной фирмы.
2.Два способа минимизации убытка в краткосрочном периоде.
3.Два подхода к оптимизации положения фирмы в краткосрочном периоде (по общему и предельному доходам).
4.Кривая предложения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Долгосрочное равновесие в конкурентной отрасли.
| О
| Р
|
7
| Чистая монополия. Проблемы естественных монополий
| 1.Характеристика рынка чистой монополии. Естественные монополии.
2.Кривая спроса на продукт фирмы - монополиста. Цена и предельный доход фирмы-монополии. Оптимальный объем выпуска фирмы-монополии.
3.Эластичность спроса на продукт фирмы-монополии и сила монопольной власти в отношении цены.
4.Коэффициент Лернера.
5.Проблема общественного регулирования естественных монополий.
| О
| Р
|
8
| Рынок монополистической конкуренции
| 1.Условия возникновения рынка монополистической конкуренции.
2.Определение цены и объема производства.
3.Издержки монополистической конкуренции.
4.Дифференциация продукта и монопольная власть фирмы.
5.Неценовая конкуренция, реклама и её роль.
6.Экономические последствия монополистической конкуренции.
7.Прикладные аспекты теории эластичности спроса и предложения.
| О
| Р
|
9
| Теория олигополистического поведения.
| 1.Олигополия и ее модели.
2.Условия возникновения олигополии.
3.Определение цены и объема производства при олигополии.
4.Виды ценообразования фирм – монополистов.
5.Олигополия на рынке гомогенного товара.
6.Олигополия на рынке гетерогенного товара.
7.Олигополия в свете теории игр.
8.Преимущества и недостатки олигополии.
9.Ценовая дискриминация на рынках несовершенной конкуренции.
| О
| Р
|
10
| Монопсония на товарных рынках
| 1. Рынок государственных закупок как монопсония.
2. Проблема градообразующих предприятий с позиции теории монопсонии.
| О,Т
| Р
|
11
| Основы теории ценообразования на рынке факторов производства. Рынок труда
| 1.Спрос на рынке труда и его детерминанты.
2.Особенности предложения труда. Зависимость предложения труда от его цены. Особенности кривой предложения труда.
3.Модели рынков труда: конкурентный, монопольный, монопсонный, двусторонняя монополия.
4.Заработная плата как цена труда. Номинальная и реальная заработная плата Факторы, определяющие уровень заработной платы. Минимальная заработная плата. Средняя заработная плата.
| О
| Р
|
12
| Рынок капитала
| 1.Особенности капитала как фактора производства. Капитал как «запас» и как «поток» будущего дохода.
2.Прибыль и процент. Норма прибыли и ставка процента.
3.Дисконтирование будущих доходов от использования капитала. Текущая и чистая дисконтированная стоимость.
4.Цена капитальных активов и услуг капитала. Арендная плата.
5.Ценные бумаги, их виды и роль в рыночной экономике. Курс ценных бумаг.
6.Товарные рынки с асимметричной информацией.
7.Риски на товарных рынках: измерение и основные способы минимизации.
| О
| Р
|
13
| Основы теории земельной ренты и ценообразования на земельном рынке.
| 1.Особенности рынка земли как фактора производства.
2.Спрос и предложение на землю.
3.Дифференциальная земельная рента.
4.Абсолютная земельная рента.
5.Цена земли.
| О
| р
|
14
| Общее рыночное равновесие
| 1.Цены частичного и общего равновесия.
2.Модель общего экономического равновесия Вальраса.
3.Первая теорема общественного благосостояния.
4.Вторая теорема общественного благосостояния.
5.Распределение доходов в рыночной экономике.
6.Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
7.Причины и цели государственного вмешательства в распределение доходов.
| О
| Р
|
15
| Теория общественного благосостояния. Проблема неравенства
| 1.Методологический индивидуализм.
2.Концепция «экономического» человека. Политика как обмен.
3.Общественный выбор в условиях прямой демократии.
4.Общественный выбор в условиях представительной демократии.
5.Бюрократия и проблемы формирования конституционной экономики.
| О
| Р
|
16
| Отказы рынков и аллокативная роль государства. Экстерналии в функционировании товарных рынков. Общественные блага.
| 1.Причины отказов рынков.
2.Понятие эстерналий (внешних эффектов).
3.Интернализация внешних эффектов.
4.Теорема Коуза.
5.Общественные блага. Проблема безбилетника. «Провалы» рынка.
5.Производство общественных благ. Определение оптимального объема производства общественных благ.
6.Модель «принципал – агент».
7.Способы трансформации общественных издержек в частные.
| О,Т
| Р,Т
|