Современные проблемы социально - экономического развития России . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные проблемы социально - экономического развития России .



 

Пространство оказывает большое

влияние на образ мыслей И. Бродский

Для начала неск слов об экономике и о России в целом.

Территория. Площадь – 17 млн км2, в 3.5 раза больше Европы. Огромное пространство всегда менее эффективно – косвенные издержки намного выше, возможность коммуникации с другими экономич. мирами затруднена. Большие расстояния тормозят разв-е рынка. Велики затраты на освоение и содержание территории, на обслуживание границы. Плюс – большие запасы ресурсов, но минус – ресурсная экономика. Самые большие с/х ресурсы, но низкая эфф использования.

Климат. 90% населения проживает в неблагоприятных климатических условиях. Велики затраты проживания в этих условиях (отопление), низкая эффективность.

Население. 143 млн чел. 2012 год.

   Смертность в 1.5 раза превышает рождаемость, особенно велика так называемая алкогольная смертность — 600 — 700 тыс в год. Компенсируется миграционным приростом (60-70%).

   в связи с этим трудовое население России быстро стареет — на 10 работающих приходится 6 пенсионеров.

   Понятие эффективного населения: 400 млн. Социологический вывод: приходится «брать не числом, а умением».

Плотность 7.5 человек при царе, 12 при коммунистах, 8 — при Путине.

   средняя плотность в Европе — 100 =>

   проблема сообщения и общения, и разобщения.

Фактор разнообразия по субъектам РФ (их 88).

   показатель валового регионального продукта на душу населения:

   Спб — Хельсинки 4000 (6600) — 27000 евро. НО Тюменская обл или Сургут превышают данные показатели Норвегии или США, а другие – Ингушетия – на уровне Уганды. Территориальное неравенство.

Национальный фактор

   100 наций и народностей: многоукладность экономики

   христианская, исламская и буддистская экономическая культура

   национальное меньшинство и неравенство регионов

   миграции внутренние и внешние

 

Россия входит в число стран, «обязательных» для мировых инвесторов – BRIC S. В мире нас видят именно так!

 

Общие экономические показатели России выглядят не так уж плохо – экономика была явно на подъеме до наступления мирового кризиса 2008г.

ВВП — 14600$ по данным ЦРУ. Больше чем в Бразилии, но меньше, чем в Британии.

Темпы роста ВВП — 7% - тоже в нашу пользу.

Структура занятости по секторам экономики вполне современная: 10.8% заняты в с/х, 28.8% - в промышленности, 60,5% в сферах услуг. ЧЕМ НЕ ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ?

Конкурентоспособность: Россия занимает 51 место, Бразилия — 64, Британия — 12.

Финансовые показатели России до недавнего времени выглядели просто прекрасно – все последние годы, за искл. кризисных, гос бюджет сводился с профицитом. И сегодня опять достугнут профицит. Внешний долг 8% ВВП – один из самых низких показателей в Европе. России присвоен инвестиционный уровень. Золотовалютные резервы достигли 3 места в мире. Россияне в 2008 году инвестировали за рубежом около 114 млрд долларов.

Все эти цифры сами по себе угрюмо молчат, но мы должны сказать за них: Весь 20в. за годы советской власти Россия модернизировала экономику и общество, что и создало основу превращения ее в современную державу.

   В 90-е годы и в последнее время проведены были рыночные реформы, и сейчас мы имеем в России индустриально развитую рыночную экономику и капиталистическое общество современного типа, а еще у России большой потенциал развития, достаточные трудовые ресурсы и огромный масштаб рынка.

Но все ли так уж хорошо?! Кризис показал, что все-таки мы недалеко ушли от Нигерии. За фасадом красивых цифр скрывается все та же сырьевая, экспортно ориентированная экономика, построенная в 70-е гг, с гигантскими полугосударственными или окологосударственными предприятиями, которые как-то оказались все в долгах. Малый бизнес – лишь 15% ВВП. Эта экономика целиком зависит от мировых цен на сырьевые ресурсы – нефть, газ, Ме, древесина – 80% экспорта и 30% гос доходов.

   Бедность как отрицательный фактор развития экономики.

   Население (13,2%) с доходом ниже среднего по мировым меркам — ниже 4.593 руб и без всяких денежных накоплений (¾ россиян по опросам ВЦИОМ в 2008 году не имели никаких денежных накоплений).

Существует сверхцентрализованная, громоздкая и неэффективная гос система с совсем ничтожным региональным и местным бюджетами, неопределенными институциональными правилами и неуклюжими политическими решениями.

Трудовые ресурсы.

Вдвое больше чем UK, немного меньше бразилии, меньше Китае.

Трудовая этика — влияние православия и наследство советского образа жизни. Трудовая мобильность — оборот кадров (до 45%) и проблема территориальной мобильности

производительность труда: 19% от производительности труда в США. Скрытая избыточная занятость (до 15%) и низкая безработица. устаревшая техника и производственные мощности (до 25%). Оплата труда: средняя стоимость отличается от Европы и США, среднемесячная номинальная оплата около 23000 руб. средняя зарплата в США — 2200$. з/п квалифицированного рабочего — 600 — 1000. высшей квалификации — до 1300. менеджер 800 — 4000.

 

Социальные показатели развития:

Низкая продолжительность жизни: на 14 лет меньше среднего в европе. Она снижается. Население уменьшается. Социальное расслоение чуть ниже, чем в Бразилии. Для жилья используется 0,2% площади страны. Семья как фактор экономического развития:

На 100 браков приходится 60 разводов. В семье среднем по 1 ребенку, примерно четверть детей рождены вне брака, около трети семей с детьми можно признать малообеспеченными (получают пособия).

 

       

Зарубежные инвестиции

2007 — прямые иностранные инвестиции — 27 млрд $, как в Бразилии. В осн связаны с Москвой, либо Тюменской обл. Основной инвестр – Кипр и Виргинские острова.          Рейтинг привлекательности стран для бизнесаForbes «отгондурасил» Россию на 103 место из 127 между гондурасом и мавританией — не в порядке с правами и свободами граждан!

 

России необходимо человеческое отношение власти к гражданину, реформы и новые планы, где главным рез-том должно стать развитие человеческого потенциала и чел отношений, но также ей нужны инвестиции, которые помогут преобразовать экономику и общемтво. Важно сформировать доверие инвесторов к России, доверие к ее людям, к ее экономике, доверие гос власти к гражданам и бизнесу.

Все объективные и субъективные предпосылки означают лишь имеющееся поле возможностей. Все дальнейшее определяется полит выбором, психологией и настроением людей, процессом реформирования эк структуры. Рыньчные отношения – широкое развитие, но рано говорить о широком развитии экономич эффективного капитализма. Рыночная экономика не привела к либерализации экономики.

                       

Основные проблемы в России в соц-эк области:

  1. бедность (досталась от 19в и упрочнена социализмом)
  2. гипертрофированная государственность (ее слабость и широкий масштаб)
  3. неравенство (не тлько между классами, но и м/у регионами и центром)
  4. отсутствие юридической базы экономич отношений (слабое признание права) – тормоз реформ хоз-ва и общ-ва.
  5. Не сложилось свободной конкуренции и эффективно действующей институциональной среды.
  6. недостаточность институтов: суд и арбитраж
  7. отсутствие муниципальной власти и бюджетов
  8. проблемы доверия — государство и граждане, ассоциаций — граждане и гражданки, демократии — власть и ее делегирование, психологии — агрессия против симпатии.

Дискуссии о проблемах и перспективах капитализма в современной России: характеристики моделей соц-эк и соц-полит преобразований, как 1. “Имитационный” 2. “олигархический” 3. “номенклатурный” 4. “криминальный” капитализм и недолибирализованной эк и полит системой.

 

В России радикальные экономические реформы начались в 1990е гг. Процесс соц-эк изменений в 1980-90 гг:

1 этап: (1986-91гг) “перестройка”

2 этап: (1992-98гг) радикальные неолиберальные реформы

3 этап: (1998-99гг и по сей день) “социальный неолиберализм”

Каждый период имеет свою специфику, втч и в отн-ии включения страны в систему мирохозяйственных связей. Про специфику каждого этапа 752 стр в толстом учебнике (не уверена важно это или нет).

 

Задачи: 1.модернизация старых и создание новых производств.

2.Создание условий для расширенного воспроизводства интеллектуального капитала.

3.Инновационная политика должна стать основой для развития производственного сектора национальной экономики.

4.Создание возможностей для становление в России “экономики знаний” или “экономики производства культурных ценностей”.

5.Увеличение инвестиций в развитие интеллектуального капитала, развитие “фирменной науки”. Повышение роли культуры и образования.

6.Переориентация от экспортоориентированной экономики.

 

Перспективы России связаны со становлением “культурной экономики” (то, о чем он говорил про Петербург) и использовании интеллектуальных ресурсов (человеческого капитала).

 

14. Неформальная экономика и ее структура.

Исследовательское направление появилось во второй половине 20 века. Одним из первых, кто высказал предположение о взаимосвязи между предпринимательством и криминалом, был Р.Мертон. На примере США он показывает, что в странах, где преобладает «установка на достижение», экономического успеха пытаются добиться любыми способами. Если у потенциального предпринимателя есть легальные ресурсы для начала бизнеса (деньги, образование, связи), он в контактах с криминальными структурами не нуждается, в отличие от тех, кто подобными ресурсами не обладает. «Установка на достижение» - не единственная при основании собственного бизнеса. Психолог Д.Макклелланд («Достигающее общество») выявляет еще один мотив предпринимательской деятельности – «избегание неудач». Но этом основании функционируют компании, которые относятся к категории «вынужденное предпринимательство».

Но наиболее интенсивные исследования в сфере неформальной и теневой экономики были связаны с процессами, происходившими в развивающихся и социалистических странах мира. В случае со странами третьего мира – это отсутствие официальной работы, прежде всего в промышленном секторе экономики. Сам термин «неформальная экономика» был введен английским экономистом-антропологом К.Хартом, когда он проводил исследования городских рынков труда в Гане в 1971 и в Кении в 1972. Их результаты показали, что значительная часть городских жителей этих стран, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, практически не связана с официальной государственной экономикой. Огромное влияние оказала книга перуанского экономиста Э. де Сото «Иной путь» 1989 и его же монография «Загадка капитала» 2000, посвященная ситуации не только в развивающихся, но и в социалистических странах. Этой же проблемой занимался и Портес – учебник «Неформальная экономика и ее парадоксы».

Что касается исследований теневого сектора экономики, то они проводились в основном в странах социалистического лагеря. Хотя теневой сектор существовал и существует до сих пор и в экономиках более развитых стран мира.

Для того, чтобы сопоставить понятия «неформальная экономика» и «теневая экономика», воспользуемся подходом А.Каценелинбойгеном в статье «Цветные рынки и советская экономика». Автор разделил всю неформальную экономическую деятельность СССР на разноцветные сегменты в зависимости от степени ее общественной опасности:

  • «белый» сегмент – деятельность, которая не нарушает законодательство и права других людей; данный вид экономической деятельности относится к разряду неформальной в силу тех занятий, которые сюда относятся; во-первых, это домашняя работа, результаты которой не учитываются в ВВП, поэтому она не регулируется законодательством; в домохозяйстве выполняются две важные народнохозяйственные функции – производство и воспроизводство рабочей силы, что позволило поставить вопрос о необходимости оплаты труда домохозяек, их пенсионного обеспечения и социальной защиты; но решить этот вопрос непросто, так как семьи обладают доходами разного уровня, а выбор данного вида деятельности обусловлен различными причинами (бывают домохозяйки вынужденные и добровольные); во-вторых, это труд на дачном участке, в том случае, если производящаяся там продукция не попадает на рынок, а потребляется самими членами домохозяйства либо обменивается на основе бартера; согласно последним исследованиям, трудовая деятельность на даче экономически невыгодна, дача выполняет рекреационную функцию;
  • «розовый» сегмент - экономическая деятельность, которая не нарушает законодательство, но нарушает права других людей; такое возможно, если соответствующая законодательная база еще не разработана по каким-то причинам (например, целый ряд российских компаний, которые нанесли урон окружающей среде в связи с долговременным отсутствием экологического законодательства);
  • «серый» сегмент – экономическая деятельность, которая нарушает законодательство (в первую очередь Административный кодекс) и права других людей; пример – незарегистрированные компании, которые не выплачивают налоги, или официальные компании, выплачивающие налоги в неполном объеме, выдача зарплаты «в конверте», что позволяет владельцам компаний экономить на фонде заработной платы; в этом сегменте можно выделить две группы занятых – владельцы компаний, получающие дополнительную прибыль от ухода в сферу неформальной экономики, и те, кто попал в эту сферу вынужденно (предлагают не облагаемые налогами услуги – частный извоз, репетиторство и проч.);
  • «черный» сегмент – экономическая деятельность, которая нарушает Уголовный кодекс РФ и права других людей; сюда относятся наиболее экономически выгодные преступления – наркобизнес, заказные убийства, человеческий трафик, проституция, игорный бизнес, «силовое предпринимательство» (насильственное предложение услуг по охране бизнеса организованными преступными группировками).

Понятие «неформальная экономика» шире, чем понятие «теневая экономика», поскольку к последнему относится деятельность только в сером и черном сегментах (там, где нарушается законодательство).

15. Доверие в экономике.

Доверие в экономике

Подавляющее большинство сделок между свободными агентами в рыночной экономике объясняется наличием возможностей для взаимовыгодных сделок, сцементированных чувством доверия. Именно оно позволяет принимать на веру то, что в иных обстоятельствах требовало бы отдельных усилий и от конкретных индивидов, и от общества в целом. Так, беря в магазине упакованный товар, покупатель обычно не вскрывает упаковку на месте, а доверяется «обещанию» продавца или производителя, что в ней лежит именно то, что написано на коробке. Бизнесмен, поставляющий товар без предоплаты, доверяет покупателю и рассчитывает, что тот не скроется, получив товар и не заплатив. Банкир, выдавая потребительский кредит, рассчитывает на то, что клиент действительно рассчитается по кредиту, а не убежит с деньгами. Во всех этих случаях в современном обществе существует определенный принудительный механизм обеспечения сделки – законы, суды, правоохранительные органы, к услугам которых можно прибегнуть, если обманывает партнер. Однако в развитых обществах правовая и судебная системы, как и другие формальные институты, созданы и существуют не только для наказания нарушителей законов и общественных норм, но и (если не в большей степени!) для подтверждения готовности общества поддерживать и отстаивать эти ценности, т. е. в конечном счете – для поддержания уровня доверия к неформальным общественным институтам. Не будь таких институтов, нам пришлось бы вскрывать товар прямо в магазине, заводить досье и проверять партнера по бизнесу, выезжать на место, удостоверяясь в личности заемщика, и т. п. – короче говоря, тратить свои ресурсы (внимание, время, деньги) только для того, чтобы сделка состоялась. Такие траты (экономисты называют их трансакционными издержками) могут легко оказаться запредельно высокими, и тогда потенциально взаимовыгодная сделка окажется вовсе невозможной.

Изучению роли и характера формальных, а еще более неформальных институтов, равно как и роли чувства доверия в обеспечении уровня экономического благосостояния, посвящено немало работ, и практически все они сходятся в том, что высокий уровень доверия в обществе способствует повышению благосостояния. Напротив, как мы вскорости увидим, зависимость степени доверия от уровня экономического развития и благосостояния нации оказывается не такой очевидной. С этим обстоятельством связан целый пласт более глубоких вопросов: как возникает чувство доверия? от чего зависит его степень и распространенность в обществе? одинаков ли механизм его формирования в двусторонних отношениях, в малых группах и в масштабах целых обществ (стран)? Наряду с этими, фундаментальными, вопросами встает и ряд более конкретных: как изменяется чувство доверия во времени в зависимости от поведения других? как можно объяснить его устойчивость даже в тех случаях, когда с чисто эгоистической точки зрения (а многие экономисты привыкли думать, что люди по природе эгоисты, а не альтруисты) людям выгоднее было бы обманывать друг друга, т. е. скатываться в тотальное недоверие? каков механизм влияния доверия на экономическое развитие? Эксперимент с рогаликами уже проливает некоторый свет на вопросы из этого последнего круга. Так, он ясно показывает, что взаимная выгода есть необходимое условие существования рынка. В свою очередь, достаточным условием служит взаимность чувства доверия: оказывается, для существования эффективного рынка совершенно не обязательны инструменты контроля и принуждения какой-либо третьей стороны – будь то частные охранные агентства или государство. Рынок рогаликов работал без продавца за прилавком, без кассира, собирающего выручку, без охранника, ловящего воров. Все эти формальные институты рыночной экономики, о необходимости которых так долго говорили разные специалисты – экономисты и политологи, – с успехом заменил один неформальный институт, а именно взаимное доверие между участниками рынка. Именно благодаря этому чувству доверия сформировалась у покупателей привычка видеть каждое утро в корзине свежие рогалики, вспоминать их неземной вкус и охотно платить свои кровные за право повторить удовольствие. Именно подсчет ежедневной выручки побудил нашего героя переквалифицироваться в пекаря, чем он, по-видимому, осчастливил не меньшее количество людей, чем за годы своей государственной службы.

В данном случае рынок возник из-за привычки к доверию – привычке, которая стала нормой. За привычкой к доверию стоят многие очень простые и очень сложные вещи. В раннем детстве мы доверяем родителям – матери, отцу, – быть может, даже больше, чем собственному небогатому опыту. В конце концов, в этом общении формируются культурные пласты, порождающие доверие к обществу, в котором мы живем. Так мы приучаемся доверять тому, что дважды два всегда четыре, что существуют другие страны и у каждой своя история, что гостиницу на другом конце света можно заказать по телефону или по Интернету, что государственные ценные бумаги являются самым надежным инструментом финансового рынка, что кто-то умный в правительстве лучше нас знает, как нам обустроить Россию… На этой привычке стоит не только описанный нами рынок, но и вообще все человеческие институты: собственности и благодарности, наследования и семьи, государства и права, языка и культуры…

 

(Про доверие в макроэкономике, про ВВП) Другим аргументом в пользу отраслей нематериального производства применительно к постсоветской России может служить теория «виртуальной экономики», выдвинутая американскими экономистами Клиффордом Гэдди и Барри Икесом в середине 1990-х (Gaddy and Ickes, 1998). Эта концепция, достаточно популярная среди бывших «советологов» – экономистов и политологов, может быть сведена к следующим тезисам. Россия унаследовала от Советского Союза такую структуру экономики, которая не заслуживает никакого доверия, – от начала и до конца она была основана на вранье, пронизавшем все, от производства до статистики. В первом приближении можно даже считать, что единственная группа отраслей, производящих реально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию, – это отрасли сырьевого сектора (нефть, газ, металлы, древесина), тогда как базовые отрасли производят товары, неконкурентоспособные на мировых рынках и, следовательно, стóящие по мировым ценам значительно меньше, чем внутри страны. Если бы российская экономика была частью мировой, то базовые отрасли просто не выдержали бы конкуренции. Если же этого не происходит, то только потому, что сырьевые отрасли продают им сырье по ценам, заниженным относительно мировых, а сами базовые отрасли продают свою продукцию исключительно внутри страны и по ценам, завышенным по сравнению с мировыми. В результате в экономике функционирует громадный сектор (занимающий не менее половины всей рабочей силы), который производит «виртуальные» блага по завышенным ценам, на деле не добавляя, а уничтожая стоимость, – это и есть «виртуальная экономика». Если принять эту концепцию и включить услуги по снижению трансакционных издержек (например, услуги охранников) в число «реальных», то уменьшение в экономике доли виртуальных базовых отраслей за счет перетока ресурсов в отрасли сферы услуг также должно привести к росту «реального» ВВП. Впрочем, следует оговориться, что этот и подобные примеры трансакционных издержек, рост которых способствует росту ВВП, являются весьма экзотическими, не говоря о том, что вопросы адекватного учета и подсчета «истинной» стоимости того или иного товара и услуги были и остаются одними из самых сложных в экономической статистике.

Возможна, однако, и обратная причинная связь: если верно, что «у голодного человека нет души» (Шарль де Голль), то если его накормить, то появится шанс (не более чем шанс, разумеется!), что эта самая душа начнет-таки проявляться. Значит, отношение к другим людям (в частности, доверие к ним) само может улучшаться по мере роста доходов, благосостояния и ВВП. Подобная связь, не будучи логической истиной, вместе с тем не может быть исключена, а на практике ее могли наблюдать многие наши соотечественники, выезжавшие за границу и имевшие шанс хоть ненадолго погрузиться в иную социальную среду. Если вместо хамства на дорогах «наш человек» встречает предупредительность, если пешеходов принято пропускать, а не обдавать грязью с ближайшей обочины, если любой продавец в магазине встречает вас улыбкой, если даже слегка задевший вас случайный прохожий непременно рассыплется в извинениях – то даже самый «закоренелый» homo postsoveticus начнет хоть немного, но мимикрировать под такое «непривычное» окружение. Справедливо это и в отношении доверия: столкнувшись несколько раз с тем, что даже в учреждении с вас могут вообще не спросить документа, а просто поверить вам на слово, довольно быстро начинаешь привыкать к тому, что это и есть норма. Эти примеры, по-видимому, наводят на мысль, что высокий уровень доверия стимулируется однородностью общества по доходам, социальному и этническому составу, степенью развитости гражданского общества, развитием формальных институтов (судов, законодательства), подконтрольностью государства обществу и т. п. Таким образом, нормы доверия (trust – «оказание доверия») и честности (trustworthiness – букв. «заслуживание доверия») не только способствуют росту материального благосостояния, но и могут быть его следствием.

 

16. Национально-религиозные факторы экономического развития. Лиза Наумова.

 

17. Распределение доходов и социальная структура.

 

Проблема распределения малоизученна. Общество можно представить как многомерный процесс распределения и перераспределения (доходы, собственность, пространство, время, знание, власть, престиж, вкус). Социология добавила много чего, что неравно распределяется в обществе – права и обязанности, статусы и роли, здоровье и смерть, доверие и безопасность и т.д.

Бурдье: классы- это способ отношения одних индивидов к другим, и тогда в игру различения вступают такие факторы, как стиль жизни, вкус, вид спорта ит.д.

Кингсли Дэви с и Уилберт Мур: через стратификацию происходит формировании всеобщего порядка в обществе, а всякое упорядоченное общество в противовес хаосу более эффективное. Стратификация обеспечивает мотивацию действии. Распределение –это процесс, оно постоянно меняется, и социальная конкуренция ведет к перераспределению социальных позиций и социальной мобильности.

Вебер: общественное распределение- не только объективный общественный процесс, но одновременно и процесс осознания перспектив и оценивания результатов этого распределения. Справедливость в социальном действии предполагает «другого как каждого» и выступает мерой в оценке действия и его результатов.

Современное общество- это система распределения, неравным образом распределяются доходы и соответствующие им классы и слои. Распределение не только отражается общественном сознании, но и конструируется субъектами экономического действия. Справедливость необходима как социальная мера в оценке процесса и результатов распределения.

Экономические и социальные теории распределения.

Физиократы: распределение – фора присвоения доходов, способы извлечения доходов различными социальными классами. Кэне: 1) производительные расходы-производительный класс (обработка земли),2) бесплодные расходы – бесплодный класс (не заняты в с.х, но производят другие услуги и работы),3) расходы дохода –класс владельцев

Классическая школа политэкономии: Смит связь распределения с образование различных видов доходов, в частности с определением среднего абсолютного размера индивидуальных доходов. Труд представляет собой действительное мерило меновой стоимости всех товаров. Разделение доходов на отдельные вилы происходило в соответствии с тремя факторами производства – земля, труд, капитал. Три вида дохода полностью исчерпывают цены на товары. Вид дохода определяет социальный класс. Распределение определяет, какое количество произведенного продукта достается определенному социальному классу – землевладельцам, рабочим капиталистам.

 

Милль: представляет, что законы производства по своему характеру близки к физическим законам природы, а законы распределения – социальны (зависят от воли людей). Свое учение о распределение переводит в плоскость изучения института частной собственности, также прав владения и перехода собственности. Заключает, что общий закон распределения -это закон конкуренции, т.е. закон спроса и предложения.

 

Маркс: именно ему принадлежит приоритет в создании социальной теории распределения. Труд – единственный источник стоимости, объявляется центральным содержанием эк процесса производства.Производство стоимости содержит стоимость средств существования работника и прибавочную стоимость. Прибавочная стоимость делится между всеми классами, но распределение это неравное. Теория распределения Маркса подчинена теории производства, доход выступает лишь следствием собственности: собственность на капитал дает прибыль, собственность на рабочую силу – з/п. Основные классы – собственники и несобственники, нетрудящиеся и трудящиеся, в условиях капитализма ими являются капиталисты и рабочие, все остальные классы и слои преходящие.

 

Социальные теории распределения.

Дюринг: исследует политико правовой фактор в системе социальных отношений распределения. Институты права – вот что дает основание для понимания отношений распределения в различные исторические эпохи Вводит проблему «присвоения», которое всегда основано на насилии.

Идеографическое направление (Струве): распределение- чисто социальное явление, лишенное стоимостной основы.Распределение – явление социальное, оно вытекает из социального неравенства индивидов, находящихся в хозяйственных отношениях.

 

Социально органическое направление (Штольцмен): распределение социальное явление, которое следует из общественной природы человека, законов человеческого общежития. Распределение- результат отношений силы и права. Проблема распределения- это проблема «наделения» -, т.е. разделения общественного дохода между социальными классами.

 

Социальная теория распределения Туган-Барановского: явление распределение как проблемы отношений в зависимости между доходами и социальных классов рассматривает в тесной связи с явлениями капиталистического производства и обмена. Социальная роль каждого участника процесса распределения определяется его принадлежностью к социальному классу т никак не зависит от индивидуальной воли. В рамках распределения, субъекты вступающие во взаимодействие, социально не равны. Так, в акте распределения определенным образом проявляется классовое неравенство. Делает попытку разграничения теории распределения и теории стоимости. Признает, что доли общего дохода различных социальных классов получают форму цены. Однако не цены делают индивидов неравными, а их принадлежность к разным социальным классам. Высота з/п зависит определяется производительностью общественного труда и социальной силой рабочего класса. Высота прибыли определяется производительностью общественного труда, соотношением социальных сил капиталистов и рабочих и скоростью оборотов общественного капитала. Высота ренты зависит от степени плодородия земли.

Джон Бейтс Кларк выделял четыре фактора производства: капитал как деньги, капитал как средство производства, предпринимательские способности и труд наемных рабочих. Распределение в обществе осуществляется в зависимости от вида фактора и его производительности. При этом оценка эк благ и их полезность осуществляется большими группами людей вследствие законов спроса и предложения, поэтому распределение- объективный процесс.

 

Вебер: распределение и доходы зависят от социальных условий. Подчеркивал, что в докапиталистическом мире з/п была связана не с рынком и спросом – предложение, а с традиционным представлением об образе жизни и потреблении.

Во второй половине 20 века исследования, посвященные неравенству в доходах, можно разделить на три группы: экономические, политические и миросистемные.

Саймон Кузнецов «Эк рост и неравенство в доходах»: социальное неравенство появляется на начальной стадии эк развития и уменьшается по ере завершения модернизационного перехода. «П-образная гипотеза».

Герхард Лески «Власть и привилегии. Теория социальной стратификации»: тип распределения в обществе политической власти является ключом к пониманию эк распределения. Распределение в обществе на основе двух принципов – потребности и власти. Система распределения варьируется в зависимости от степени социального, т.е. технического прогресса общества. В менее развитых обществах блага распределяются по потребностям, а в технологически развитых обществах на основе власти. Демократия является наиболее сильной и справедливой системой распределения политической власти, так как опирается на большинство в обществе.

Миро-системный подход (Валлерстайн): различия в распределении доходов между странами определяются главным образом местом национального государства в системе мировой экономики. социальная стратификация и неравенство в доходах зависят от организации производства и контроля над ним различных групп, т.к. национальные государства не являются социально, экономически, политически изолированными.

Распределение доходов в обществе между классами тесным образом связано с проблемой справедливости.

Джон Ролз «Справедливость как честность», «Теория справедливости» (антиутилитаристкая система справедливости): распределение доходов и богатств необязательно должно быть равным, но оно обязательно должно быть направлено на получение преимуществ всеми. Неравенство оправдано в том случае, если оно выгодно всем, но в большей степени тем социальным слоям, которые находятся в наихудшей ситуации.

 

Роберт Нозик «Анархия, государство и утопия»: отстаивает позицию минимального государства-, функции которого ограничены узкими рамками- защита от насилия, воровства, мошенничества, обеспечение соблюдения договоров и т.п. Принцип распределительной справедливости утверждает, что распределение справедливо, если каждый обладает титулом собственности на имущество, которое он имеет в соответствии с этим распределением.

 

 

18. Символическое потребление как предмет экономической социологии.

Взаимодействие людей не может быть чистым пространством социальной интеракции (face to face). Оно опосредовано еще одним отношением – вещами и их организованным пространством.

Понятие потребления в социологии: символическое потребление, демонстративное потребление, потребление как коммуникация

Сейчас все больше индивид реализует себя прежде всего не в сфере производства, а в сфере потребления. Через вещи и предпочтения человек теперь формирует свое собственное «Я» и через вещи это «Я» отличается от других. Тенденция связана с переходом к постиндустриальной стадии развития общества. Раньше у всех различалась работа, а потребление было примерно одинаковым для одинаковых групп, то сейчас у все большего числа людей работа одинакова (офисный планктон), а выделиться можно только разными стилями и моделями потребления.

Человек как потребитель не свободен ни в своих предпочтениях, ни в своем выборе. Его вкус одновременно и социален, и индивидуален. Потребление предполагает выделение блага их круга других благ и придание ему некоторой субъективной и объективной ценности. Субъективная ценность – в том, что вы придаете ему такие качества, которые делают его полезным лично для вас. Объективная ценность – в том, как в обществе задаются стандартизированные качества благ, и как типическим образом они оцениваются людьми. Более точная категория – не «полезность блага», а его «потребительная стоимость».

Потребление как социальная категория предполагает структуру и институты потребления и основывается на согласовании индивидуального выбора и предпочтений с социально заданным набором благ и предпочтений, правил и ограничений выбора.

Человек в процессе потребления выступает в качестве социально заданной роли, то есть потребление – это ролевое поведение, формирующее правило поведения роли, атрибуты роли и ролевое пространство. Потребление на публике – особенная ролевая игра, она предполагает еще и других – некое индивидуально-коллективное действие. По Гидденсу – public inattention - публичное невнимание. Отсюда, по Веберу, начинается социальность – появляется фигура «другого». Тогда ваше поведение по смыслу ориентировано на другого. Потребление почти всегда с этой точки зрения – социальная деятельность: вы потребляете в социальном пространстве.

Как потребление ориентируется на другого?

Т.Веблен «Теория праздного класса» - феномен демонстративного (показного) потребления. Это стиль потребления «праздного класса», не несущего полезной общественной нагрузки. За счет каких потребительских практик можно добиться такого эффекта?

1) за счет покупки очень дорогих товаров, товаров роскошного потребления;

2) покупка товаров, произведенных вручную;

3)внешний вид представителей данного класса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.073 с.)