Экономика и производство. Социологическая теория производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика и производство. Социологическая теория производства.



Индустриализация труда

К началу 17ого века в Англии, Франции и Нидерландах многие мелкие ремесленники либо разорились либо потеряли свою самостоятельность. В это время произошла смена акцентов капиталистической экономики, и вслед за торговым капитализмом развитие получил промышленный капитализм, вначале как мануфактурный, а затем – как индустриальный. Причинами трансформации мелкого производства в крупное стали:

  • Накопление капитала
  • Возникновение мирового рынка
  • Мировое разделение труда
  • Развитие промышленной техники

Новый толчок получила территориальная экономическая специализация – в некоторых городах и странах концентрировалась крупная промышленность. Как товарное производство это все ориентировалось на повышение доходов. Способ достижения такой цели в организации труда. Получило всеобщее распространение единичное разделение труда. Организация работников уже не подчинялась родовому единаличию, все в большей степени значимость работника проявлялась в его способности выполнять те или иные функции. Труд отдельного работник потерял свою самостоятельность, поскольку все в меньшей степени он мог производить конечный продукт. Однако для достижения цели производства отдельные работники должны были быть объединены в совокупность коллективных работников. Все эти условия были благополучно выполнены в рамках мануфактурного производства в Европе с середины 16ого до середины 18ого веков.

Мануфактура – это основанное на принципе капиталистического разделения труда, ремесленной и ручной технике производство. Это первое рыночно- ориентированное производство, т.к. в конечном итоге не учитывались уникальные потребности покупателя. Такое производство ориентировано производить продукт исключительно для рынка. Мануфактуры образовывались прежде всего в таких отраслях производства как текстильная, швейная, горнодобывающая и полиграфическая. Не только город, но и деревня была включена в процесс мануфактурного производства. В эпоху распространения можно было обнаружить два типа мануфактур:

  1. Децентрализованные мануфактуры, где часть производства осуществлялась на дому
  2. Централизованные, где весь процесс происходил в стенах предприятия.

Последний тип был прогрессивным и имел более высокие шансы стать господствующим. Он лучше всего отвечал целям производства- увеличению количества производимых продуктов и сокращению издержек производства.

Труд стал решающим ресурсом, позволившим развивать данные принципы. Позволившим развивать данные принципы. Уникальный и всеобщий капиталистический метод разделения труда – разделение труд внутри производства –имел колоссальный эффект. Благодаря этому методу, решались не только предыдущие две цели производства, но и удовлетворялось все большее количество людских потребностей и увеличивалось число рабочих мест. Мануфактура привлекала не только квалифицированных рабочих, но и необразованных детей, женщин, стариков. Но не смотря на все выгоды мануфактурного производства имелся один недостаток. Наемный работник(в недалеком прошлом обычный житель сельской местности) требовал постоянного надзора и контроля за собой. Капиталист вынужден был постоянно ставить статью затрат в строгое подчинение результатам. Это легло в основу промышленной модернизации и развития важнейшего принципа капиталистической экономики – рационализации производственной деятельности.

Стремление капитала максимально рационализировать производство привело к возникновению в середине 19ого века индустриальных предприятий. Индустриальное производство – продукт так называемой эпохи классического капитализма – это промышленное крупное, машинное, массовое производство, создающее стандартизированную продукцию и основанное на формализации производственных отношений и функций. Это такое производство где задействована исключительно наемная сила. Процессы, которые привели к развитию индустриального производства –

  • Промышленные революции(1784, 1884 гг) способствовавшие технизации и механизации процессов труда.
  • Введение безличной, ориентированной на экономию живого труда, дисциплины
  • Возникновение новой структуры отраслей, а также новых форм дифференциации трудовой деятельности на умственный и физический труд и сфер производства – материального производства и общественных услуг.

Промышленные революции создали материальный базис для изменения системы организации производства. За счет модернизации производства и использования машин производительность за два последних десятилетия19ого века и первое десятилетие 20ого века увеличилась более чем в 15 раз. Такой рывок предопределил характер массового производства. Это способствовало изменению качества продукта и отношению к нему общественных масс. Одновременно с этим технизция в производстве означала и увеличение свободы в организации производства, связанной с его местоположением. Увеличением интенсивности труда, заменой живого труда техникой.

Все этим возможности стали возможными благодаря подчинению точных наук сфере производства. Связующим звеном стали потребности капиталистических производств в рациональности. Эти потребности создали профессию инженера, которая интегрировала в себе и научные знания и способ их применения на практике. Технический знания, а также знания накопленные в период ручного труда были систематизированы и применены к условия индустриального производства. В результате возникли 4 формы индустриального труда:

  • Индустриальный ручной труд в нестационарных производствах – таких как строительство и транспорт, а также трудоемких производствах(точная механика, оптика, машиностроение)
  • Индустриальный труд в сфере массового производства. В первую очередь это тяжелая промышленность, текстильная промышленность, а позже и автомобилестроительная. В них труд всецело подчинен технике. Возникает основное противоречие капиталистического общества: с одной стороны, производство нацелено на удовлетворение общественных потребностей, с другой – на ограничение личностных потребностей производителей в процессе труда. Техника становится решающим условием но еще все же не может функционировать без человеческого контроля.

(не знаю где еще две формы - в книге указаны только две)

Приблизительно с 60х гг 20 ого века индустриальное производство стало подчинять себе такую сферу как производство услуг. Примечательно но капитализм не привнес никакого разнообразия в сферу услуг. Те же принципы рационализации, технизации и формализации, которые были задействованы при материальном производстве, теперь были задействованы и в духовном.

Контроль над процессом производства был необходим, поскольку невыполнение одной функции могло привести к деформации всего процесса. Таким образом, у условиях капиталистического индустриального производства управление и контроль сформировали основу господства на предприятии. Чтобы максимально рационализировать рабочий труд необходим был научный подход к его организации.

Рационализация труда

Система научной организации труда была ориентирована на применение научных знаний на формализацию трудового процесса. Формальная организация труда покоится на трудовой дисциплине. Задачей трудовой дисциплины было привести каждый отдельный процесс в соответствие с целью целого производства. Работник должен был следовать строго установленным нормам. Учет и контроль производительности труда также являлись важными принципами индустриального производства. Контроль режима времени труда, посменная работа, сорокачасовая рабочая неделя – это достижения индустриального производства.

Индустриальная система позволяла работнику рассчитывать на получение вознаграждения при повешении производительности труда. Рационализация производства была введена в ранг сврехидеи, поскольку потребности в сфере массового потребления и индустриальное производство были массового согласованны. Таким образом в 19-20 вв ускорился процесс удовлетворения общественных потребностей.

Первый кризис потрясший индустриальное производство – кризис производства конца 20хх годов 20 в. Впервые была показано отсутствие независимости индустриального производства от рыночной непредсказуемости. Второй кризис индустриального производства был в 60-е годы 20 в. Основная причина, по которой индустриальное производство перестало быть лидирующим являлась неспособность его удовлетворять запросы рынка в качественном, количественном и временном аспектах. 

Трансформация классического индустриального производства в современные корпорации, и как следствие, согласование деятельности с конкурентами как более простой путь разрешения рыночных противоречий, распространение сетевых производств, развитие информационных технологий как главный ресурс развития экономики – все это изменило акценты в пользу интеллектуального труда, который в постиндустриальном обществе приобрел массовую ценность.

Информатизация труда

Особенностью 1960-х годов является конец формирования транснациональных корпораций. В результате массового экспорта в основном западного капитала в мировую экономику стало распространятся их экономической, политической и даже социальное господство. Укрупнение всегда позволяло решать задачу по предотвращению непредсказуемости влияния рынка. Альтернативой непредсказуемости являлась разработка стратегий и планов внутрипроизводственной организации. В производственную концепцию, которая основывалась на сэкономленном труде, была включена организационная концепция, предполагавшая экономию все ресурсов. Следствием стала еще большая вертикальная интеграция различных производственных процессов в рамках одного производства. Это легкло в основу планомерно развивающихся корпораций.

Благодаря развитию технико-экономических структур и в первую очередь – информационных и коммуникационных техники и технологии у крупных производителей появляется возможность рассредоточения комплексных производств, расположенных в рамках одного предприятия и на одной территории. Традиционная структура с централизованными функциями и вся парадигма ее существования подвергаются ревизии самой производственной системой.

Возникают новые, не характерные для индустриальных производственных структур. Единичное разделение труда, деквалификация производительного труда, разделение функций и внутрипроизводственная специализация, поляризация квалификаций более не решают проблем производственных издержек. Напротив эти принципы несут в себе дополнительные издержки. Проблема видится в устаревшей системе внутрипроизводственного разделения труда. Стремление индустриальных производств посредством технизации сократить издержки на труд привело к тому что неквалифицированная рабочая сила перестала быть единицей производства. Всеобщее внедрение автоматизированных систем форсировало перераспределение производственного и непроизводственного труда в пользу последнего. Непроизводительный труд был призван решать часто нестандартные и даже принципиально новые задачи. Все они связаны с огромным объемом разнообразной по содержанию информации. Материальное богатство перестает играть решающую роль. На смену ему приходят активы, связанные с информацией.

И еще один процесс заставил индустриальное производство меняться. Он оказался связана с развитием общественного сознания и появлением новый приоритетов ЗОЖ.

Информация как предмет деятельности сформировала особые требования к рабочей силе. Стали поощряться инициатива, самостоятельность, коммуникация и кооперация, ответственность и т.д.

 

5. Производство и труд. Понятие общественного разделения труда.

Труд – целесообразная деятельность человека по созданию благ, необходимых для удовлетворения его потребностей.

Маркс исследовал труд как способность создавать стоимость. Стоимость вообще есть не что иное, как кристаллизованное рабочее время.

Конкретный труд:

Производит потребительную стоимость,

Производит качественно определенную потребительную стоимость и противопоставляется другим видам труда, производящим другие потребительные стоимости,

Не связан ни с какой исторически обусловленной организацией труда,

Может осуществляться лишь в соединении с силами природы и опираясь на них.

Абстрактно человеческий труд который является качественно однородным человеческим трудом, является источником стоимости. Это та сторона действительного труда, которая обнаруживается в виде физиологической затраты человеческой рабочей силы.

 

Производство — это процесс изготовления материальных благ или процесс использования рабочей силы, оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления необходимых товаров и выполнения услуг.В производстве продукта человек воздействует на объекты природы, придает им форму, пригодную для удовлетворения материальных потребностей. Как уже отмечено, производство — это переработка веществ природы для непосредственного потребления или для дальнейшего производства. Такая функция производства сохраняется при любой его социальной форме.

Производительные силы — ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства. Производительные силы играют ведущую роль по отношению к производственным отношениям.Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит убыстряющийся в рамках сменяющихся общественно-экономических формаций процесс становления и развития самого человека.

Производительные силы включают в себя простые моменты процесса труда:

1) предмет труда - тот элемент природы, на который направлено воздействие человека с целью его преобразования;

2) средства труда - орудия труда, с помощью которых происходит воздействие на предмет труда (механические, физические, химические), а также производственная инфраструктура - производственные здания, сооружения, каналы, трубопроводы, дороги, энергосети, средства связи и т. д.

Производственные отношения – это совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. П. о. являются необходимой стороной общественного производства. "В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство".

Производительные силы + производственные отношения образуют Базис или способ производства материальных благ или экономическую формацию.

 

По мнению Маркса,Подлинная история человеческого общества наступит с утверждением коммунистической формации, черты которой: исчезновение порабощающего человека разделения труда, противоположности умственного и физического труда, превращение труда из средства в необходимость жизни, всестороннее развитие человека, небывалый рост производительных сил и общественного богатства, реализация лозунга французского коммуниста Э. Кабе: «Каждый по способностям, каждому по потребностям».

 

Классы в широком смысле слова — любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борьбе.

Классы в узком смысле слова — социальные группы, различающиеся по отношению к средствам производства.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - относительное обособление различных видов хозяйственной деятельности людей, специализация работника на изготовлении какого-нибудь продукта или совершении определенной трудовой операции.

 

ЭТАПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

 

I. Отделение земледелия от скотоводства.

 

II. Отделение ремесла от земледелия.

 

III. Отделение торговли от ремесла.

 

На первом и втором этапах в основном завершается общее разделение труда, общественное производство расчленяется на крупные сферы – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т.д. На третьем этапе получает всестороннее развитие частное (внутри отдельных отраслей) и единичное (внутри отдельных предприятий) разделение труда. При этом наряду с разделением труда по видам полезной деятельности формируется и углубляется территориальное разделение труда, в т.ч. разделение труда между странами.

 

Существует разделение труда внутри общества и внутри предприятия. Эти два основных вида Р. т. взаимосвязаны и взаимообусловлены. Разделение общественного производства на его крупные роды (такие, как земледелие, промышленность и др.) К. Маркс называл общим разделением труда, разделение этих родов производства на виды и подвиды (например, промышленности на отдельные отрасли) — частным Р. т. и, наконец, Р. т. внутри предприятия — единичным Р. т. Общее, частное и единичное Р. т. неотделимы от профессионального Р. т., специализации работников. Так как разделение труда было предпосылкой для борьбы классов, то Маркс считал РТ негативной особеннотью капитал общ-ва

 

ДЮРКГЕЙМ КОНТ СПЕНСЕР напротив считали что РТ благоприятно влияет на общество в целом.О. Конт,Г. Спенсер отмечали благотворное значение Р. т. для общественного прогресса, а отрицательные последствия считали его необходимыми и естественными издержками либо относили их не к Р. т. самому по себе, а к искажающим внешним влияниям (Э. Дюркгейм). Разделение труда, под которым Дюркгейм понимал профессиональную специализацию, все более и более выполняет ту интегрирующую роль, которую некогда выполняло общественное сознание, создавая в обществе социальную солидарность.

 

6. Рынок труда: сетевой подход.

Универсальный и самостоятельный метод в социальных науках.

Сеть – совокупность устойчивых связей (например, взаимоотношения между людьми и группами людей, организациями и целыми странами).

Специфика подхода: фокусируемся не на самих агентах, в каком бы виде они не выступали, и не на мотивах, нормах и ценностях, которыми они руководствуются в своих действиях, а на связях между этими агентами.

Сетевой подход концентрируется на структурах межиндивидуального и межорганизационного взаимодействия.как правило, под сетями имеются в виду совокупности устойчивых связей между агентами, которые сохраняют при этом относительную самостоятельность по отношению друг к другу.

Сетевой подход обрел свою особую популярность в науке в 1980-е гг. Далее происходило его укрепление за счет создания совокупности операциональных инструментов, которые опирались, в том числе на стремительный прогресс компьютерных методов обработки и анализа данных (измерения весьма сложных сетевых переплетений, визуализация результатов в виде наглядных графических изображений).

Преимуществами сетевого подхода воспользовалась новая экономическая социология, которая стала использовать и развивать предлагаемые им инструменты в анализе современных рынков.

Рынок – переплетение социальных сетей (не означает, что рынок сводится исключительно к сетевым связям, но сети рассматриваются как ключевой элемент: определение структуры и профиля его участников).

Представители:М. Грановеттер,Р.Сведберг,Х. Уайт,Р.Бёрт,Д.Старк и др.

Предпосылка, основание сетевого подхода: участники рынка, вступая в добровольный рыночный обмен, с большей вероятностью завязывают отношения с теми, с кем они имели дело ранее, убедившись в надежности уже известных им партнеров. При регулярно повторяющихся актах обмена для участника рынка становится важным опыт предыдущего взаимодействия. Для него постоянные партнеры, в случае успеха прежних взаимодействий, имеют приоритет перед новыми партнерами. участник рынка исходит, прежде всего, из персонального взаимного доверия,но не отрицаются наличие и значимость случайных рыночных связей на рынке.

Использование сетевого подхода

В самых разных областях социологии рынков и теории хозяйственных организаций. Например, при анализе рынков труда (Гранноветтер): люди чаще ищут работу и успешнее ее находят через личные неформальные контакты. Также связи помогают успешно продвинуться по служебным лестницам, делать карьеру. Чем квалифицированнее работник, тем больше вероятность того, что он прибегнет к такому рода личным контактам. Наконец, более эффективными оказываются не сильные связи (strong ties) с родственниками и близкими друзьями, а напротив, слабые связи (weak ties) с коллегами и знакомыми. Поскольку вторые помогают не замыкаться в узком кругу,а выводят к дополнительным, новым источникам информации.

Суть предпринимательской деятельности

Сходная идея у предпринимательской деятельности, разработанная Р. Бёртом, введено понятие «структурных пустот» (holes). Структурная пустота образуется в том случае, когда контрагенты того или иного хозяйственного агента не связаны между собой,

т. е. принадлежат к разным сетям (или разным фрагментам одной сети), и их взаимосвязь осуществляется через данного агента, занимающего центральную позицию.

Жизнеспособность сетевых образований осуществляется за счет:

1. Постоянные контакты: обмен между участниками полезной информацией, взаимоконтроль, оперативное разрешение конфликтных ситуаций.

2. Длительное знание друг друга: формирование социального капитала в виде накоплений взаимных обязательств, формирование доверия и деловой репутации.

3. Одновременно конкурентное напряжение и взаимная поддержка для общей стабилизации рынка.

4. Структура представительства коллективных интересов: контрактные+социальные отношения.

 

7. Потребление и распределение как социологические категории.

 

Социология потребления.

Экономика знаков- презентация себя, стремление показать людям себя так, как вы хотите, чтобы они вас видели. Потребление имеет социальный хар-р. Высший класс(по Веблену) – праздный класс, потребление не с целью использования, а с целью демонстрации. Идентичность - то, как мы себя ыидим, осознание и видение собственного «Я». Выбор конкретных брендов, марок для себя с целью идентификации себя.

 

Предельная полезность (теория) – полезность имеет предел, появилась теория в 19 в (до этого А.Смит, Д.Рикардо использовали средние величины). Например, один ipad нужен нам- это предельная полезность, два ipad обладают меньшей полезностью, потому что не настольоко необходимы нам оба.

С увеличением кол-ва. Полезность следующего однородного блага уменьшается, но это не относится ко всем продуктам (искл- книги), благо идет по убывающей полезности. Человек- максимизатор блага, лучше получить больше, чем меньше. У денег, впечатлений нет предельной полезности.

Эффект Веблена – две одинаковых вещи, одна из которых дороже, люди выбирают ту, что дороже, потому что по их суждениям, если дороже, то лучше, даже если нет разницы.

Бодрийяр – «жизнь растворяется в телевидении» - люди не интересуются тем, что происходит вокруг них (в их доме, дворе), а интересуются тем, что показывают по телевизору. Виртуальная жизнь становится реальной – постмодернизм. Потребление становится потреблением знаков, люди что- то репрезентируют. Потребление знаков и символов. Например, «значок Мерседес» - обозначение марки машины, + обозначение того, что это дорогая, модная машина. Мы прежде всего потребляем значение вещи, а уже потом использование.

Бодрийяр- система вещей. Вещи образуют систему, цепочку связей. (к столу нужен стул, к вилке нужен нож). Вещь нужно рассматривать в отношении с др. вещами.

Латур – вещи предполагают какое – то собственное существование (в противовес Канту – он говорил, что человек – господин всех вещей, в центре этого), но он не отрицает его моральных позиций. Латур – отношения между вещами становятся человеку очень значимыми (компьютер не ладит с модемом).

Одушевление чел-ком автомобиля, разговор с ним, придание ему пола.

Категорический императив – к чел-ку не нужно относиться только как к средству. Вместо швейцара можно поставить автомат. Дверь.

 

Новый хар-р потребления.

- понятие «общество изобилия» Гэлбрейт

- потребление как эеон. Категория и как социолог. Категория

- понятие «общество потребления» - общ-во, в кот. Потрбление стало содержанием социальной жизни

Гэлбрейт- потребление- стрмление к изобилию

Свид-во изобилия – девушки хотят есть меньше, чтобы похудеть, но очень много возможностей и разных вар-тов приемов пищи

 

Антиконсюмеризм – антипотребление, минимизация потребления, покупка использованных ранее вещей б\у

Управление потрблением, реклама, мнения (духи –брендовые, apple)

Навязывание потребностей – мобильная свзяь, ранее потребность в автомобиле. Соц. принуждение.

 

Ошибка экономической теории, и марксизма в том числе, связана с тем, что распределение

считается равнозначным с производством и обменом, распределение как бы заранее дается в моменте производства. У Маркса, например, производство стоимости предполагает и форму распределения — прибавочную стоимость, предназначенную капиталисту, полагал Туган-Барановский. Но распределение общественного продукта — совершенно иное явление, нежели обмен. Обмен предполагает равенство сторон, участвующих в нем, распределение — неравенство и существование двух разных классов, в обмене роли продавца и покупателя могут меняться, в распределении — нет. Распределение средств производства и деление общества на различные социальные классы предполагается в теории политэкономии данным, такое же отношение должно быть и к распределению продукта.

 

 

8. Обмен как форма социальной жизни.

Обмен в экономике — движение товара от одного владельца к другому.

Теория социального обмена представляет собой научный, особый подход, опирающийся на концепцию соц взаимодействия, под которым понимается следующий процесс: любой участник сможет получить выгоду из результатов действий всех участников этого общения.

Упор будет делаться на совершение тех действий, которые приносят значительную выгоду. В ее качестве могут выступать как материальное вознаграждение, так и нематериальное. Помимо этого, часто участники данного процесса выбирают символическое благо – знак уважения и престижа, положительные эмоции и прочее.

Концепция социального обмена утверждает, что в основе процесса межиндивидуального взаимодействия положено то, что его участники ожидают подтверждения ожиданий. В результате закрепляется поведенческий образец, социальный рефлекс, который связывает в сознании каждого индивида систему определенных действий как соотношение "стимул - реакция".

ХОМАНС

Образцом для исследователей, которые придерживаются этой концепции, стала теория социального обмена Хоманса, ее основателя, выдающегося американского социолога.

В своей основной работе он смог выделить следующие положения и закономерности,

Во-первых, чем чаще конкретное действие человека вознаграждается, тем больше он или она стремится это действие совершать.

Во-вторых, если какой-то стимул привел к конкретному действию, которое вознаградили, то при его повторении индивид постарается повторять эту цепочку действий.

В-третьих, наиболее ценный для человека результат действий будет способствовать тому, что он постарается совершать действия, направленные на достижение подобного результата.

В-четвертых, чем чаще в прошлом индивид получал какое-либо вознаграждение, тем менее важным будет повторение его.

В-пятых, если индивид не получил ожидаемого для себя вознаграждения, то тогда он будет стремиться показать демонстративно агрессивное поведение, а результат его станет наиболее ценным, чем то вознаграждение, которое не получено. Но при получении вознаграждения сверхожидаемого, человек будет стремиться совершать демонстративно лояльное поведение, результат которого станет очень привлекательным.

Теория социального обмена утверждает, что поскольку все индивиды будут стремиться поддержать и возобновлять взаимодействия, приносящие им выгоду, и избегать негативных взаимодействий, то будут формироваться устойчивые межчеловеческие связи, которые представляют собой структуру обмена.

Они складываются на базе непосредственного (двустороннего), либо же прямого обмена. Помимо этого, возможны варианты наличия опосредованного, либо генерализованного обмена.

Более подробно это можно рассмотреть на примере процесса обучения. Так, выгодно для обучающихся получать знания, умения и навыки в аудитории, а преподаватель приобретает выгоду в признании его статуса и самоутверждении. Это - прямой социальный обмен.

Если же говорить об опосредованном обмене, то нужно отметить, что труд, за который учитель получает зарплату, оплачивается учениками. Не важно, речь идет о бюджетном финансировании, либо об обучении на договорной основе.

Блау сосредоточился на процессе обмена, который, по его мнению, управляет значительной частью человеческого поведения и лежит в основе как межличностных, так и межгрупповых отношений. Учёный исследовал четырёхступенчатую ​​последовательность, направленную от межличностного обмена к социальной структуре и далее к социальному изменению:

межличностный обмен, который ведёт к следующему, ведь индивиды не всегда обеспечивают вознаграждение друг друга в равной степени, при этом они постоянно оценивают друг друга с точки зрения владения ресурсами;

дифференциация статуса и власти;

легитимизация и организация. Социальная структура рождается из взаимодействия отдельных индивидов и сама начинает влиять на взаимодействие, предполагая два типа организации: первый порождается процессами обмена и конкуренции, по второму организации создаются специально для достижения определённых целей;

оппозиция и изменение: как правило, создание организаций оборачивается возникновением оппозиции и конфликта между ними.

 

МОСС.Ему удалось раскрыть специфику отношений обмена (непосредственного обмена материальными благами — пищей, орудиями труда, а также женщинами, престижными украшениями и др.) в архаических обществах. Во-первых, обмен осуществлялся всегда как дарение, имевшее взаимный, двусторонний характер, ему придавался большой моральный смысл.

Во-вторых, материальная сторона обмена — это лишь одна из его сторон, опора для утверждения социального положения, престижа: группы или индивиды, вступающие в материальный обмен, обмениваются также символами различных областей общества — политической, юридической, эстетической.

БЮХЕР. Исследуя экономику докапиталистических обществ. Б. правильно подчёркивал (в отличие от ряда буржуазных модернизаторов экономической истории) её натурально-хозяйственную основу, но при этом он приуменьшил роль обмена, торговли в древности и в средние века; его работы по истории средневековых городов содержат ценный материал по численности городского населения, организации ремесла и др.

ЗИММЕЛЬ

Как считает Зиммель, происхождение и развитие интеллекта взаимосвязано с возникновением и развитием денежного хозяйства. Возникновение сознания и появление денег знаменует вступление общества в его "исторический" период. История общества, по Зиммелю, это история нарастающей интеллектуализации (то есть по существу рационализации) социальной жизни и углубления влияния принципов денежного хозяйства.

 

 

9. Социальные функции денег

Выделение функций в исследуемом предмете позволяет определить целевой аспект их использования. В социологии выделяют следующие основные социальные функции денег:

1. Историко-культурологическая, отражающая национальную идентификацию. Однако в условиях глобализации происходит стирание национальных особенностей. С2002 г. в 12 странах Европейского союза единой валютной единицей стал евро. Это одна из негативных сторон процесса глобализации, стирающего традиционную социальную функцию денег — историко-культурологическую.

2. Статусная функция. Она отражает влияние денег на социальный статус личности как интегративный показатель положения человека в обществе. Деньги всегда в значительной мере определяли положение человека и его социальные возможности.

3. Социально-стратификационная функция отражает влияние денег на неуклонную социальную дифференциацию общества по уровню доходов и качеству жизни, что ведет к социальной поляризации на бедных и богатых. Это явление получило определение «социального разлома».

4. Регулятивно-поведенческая функция регулирует социальные и межличностные отношения между людьми в зависимости от уровня их обеспеченности и обусловливает выбор личностью модели экономического поведения.

5. Конфликтогенная функция. Суть ее в том, что деньги выступают основой возникновения социальной напряженности и конфликтной ситуации в обществе, которые могут достигать масштабов социального конфликта.

6. Нравственная функция денег — весьма противоречива. Деньги, с одной стороны, разжигают низменные чувства людей: жадность, алчность, корысть, стремление к наживе и обогащению любой ценой, вплоть до преступлений, и ведут, как правило, к коррупции и к масштабной криминализации общества. С другой стороны, деньги служат стимулом экономической свободы и экономической активности, трудового поведения человека, основой его морально-психологического комфорта и уверенности в себе. В зависимости от морально-нравственных принципов, которыми руководствуется человек при определении базовых жизненных ценностей,

(Далее-по Абрамовой и Зарубиной)

7. Функция поддержания стабильности экономической и социальной структуры общества. Деньги «ответственны» за процессы социальной стратификации, приобретающие в конкретных обществах форму социальной поляризации… либо форму открытых социальных структур, общества «равных возможностей»… Деньги способны разрушить личность и систему там, где они не имеют шансов полноценно реализовать как экономические, так и социальные функции.

8. Функция денег как средства достижения различных целей, инструмент прагматического решения социальных задач. … Деньги занимают в иерархии средств достижения целей доминирующую роль: поле связанных и оцененных деньгами объектов растет, а сами деньги теряют свою специфику, становясь орудием чего угодно. Внутренняя противоречивость денег заключается в том, что, являясь абсолютным средством обмена, они становятся абсолютной целью для людей, а все другие цели становятся их средствами. Деньги сводят все шкалы ценностей к шкале денежной стоимости.

9. Функция социализации личности, развития способностей и самореализации человека. … Деньги наполняют материальной силой волю человека и одновременно создают общественный механизм ее реализации, но они индифферентны к тому, на что эта воля направлена. При этом деньги как средство реализации воли не пассивны — они творят или разрушают самого человека, влияют на расстановку приоритетов и духовное ориентирование личности… По У. Джемсу, личность в широком смысле — это «Я» плюс капитал и наличность, изменение которых неизбежно приводит к трансформации «Я».

10. Интеграция общества. Практически единственная реальная социально-интегрирующая сила заключена в процессах обмена и деньгах как их средстве. Деньги оказываются основой общества и его сутью, превращая массу разобщенных индивидов в социальное целое.

11. Социальное уравнивание людей. Деньги в силу с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.102 с.)