Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой



 

Проблематика. В чем суть антикризисных методов государственного регулирования и управления в современных условиях?

 

Антикризисные аспекты государственного управления экономикой в разных странах выражаются в разных формах. В США, например, это проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличение рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др. Так, в Своде законов США указывается, что эффективные мероприятия правительства должны включать специально разработанные программы по снижению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников; уделять должное внимание увеличению роли экспорта и улучшению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения.

В США законодательно закреплена антициклическая политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматривается ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих большое значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом.

По мнению конгресса, число безработных особенно велико среди молодежи, и это в значительной степени способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т. п. При выработке мероприятий и программ по обеспечению работой молодежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательства, практики получения профессионального образования без отрыва от производства.

Вторым важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984 г. создан Президентский совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачей является выработка решений проблем, возникающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

• совершенствование управления финансовыми ресурсами;

• рационализация управленческих инструментов и процедур;

• координация деятельности генеральных инспекторов;

• усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений и др.

Антикризисное государственное управление значительно усиливается в периоды экстремального развития – от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции. Например, в Японии в послевоенные годы экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

Усилия государственной экономической политики Японии того периода были направлены, прежде всего, на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949–1950 гг.) продолжилась активная демонополизация экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно отменяется государственное регулирование цен.

В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации и их осуществление рассматривается как превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такой приватизации – поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.

Приватизация в каждой стране имеет свои особенности. Так, характерной чертой приватизации в Великобритании является постепенность, в Германии – осторожность, в Италии – ярко выраженный прагматизм. В Чешской Республике приватизация имела главную цель – уменьшить долю государства во владении собственностью и довести удельный вес государственной собственности до 10–15 %.

В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики. По мнению западных экономистов, смешанные предприятия в настоящее время признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для большинства государственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции. Обычно государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не коммерческие предприятия.

Основным побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в том числе иностранного капитала.

В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие формы:

• продажа государственных предприятий частным инвесторам – физическим и юридическим лицам;

• создание совместных предприятий с долевым участием частного капитала;

• продажа части акций предприятий, являющихся государственной собственностью.

Приватизация в этих странах, как правило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается экспертом‑оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая последовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации предприятия.

В Чешской Республике приватизация проходила в двух формах – малой и большой. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Экономический и социальный эффект – стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безработицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест.

Большая приватизация государственных промышленных предприятий осуществляется в два этапа. Первый этап проводится Министерством управления народным имуществом и приватизации и включает разработку, обсуждение и утверждение проектов приватизации. Второй этап связан с реализацией принятых проектов приватизации. Его проводит Фонд народного имущества. До конца 1993 г. Фондом было принято для реализации 7533 предприятия с разными формами приватизации: 23,6 % – преобразование в акционерные общества; 30,8 % – бесплатная передача населенным пунктам; 8,0 % – общественные аукционы; 22,3 % – прямые продажи; 6,7 % – торги; 9,8 % – реституции.

В Чехии в процессе приватизации активное участие принимали иностранные фирмы – Германии (31,2 % инвестиций), США (27,8 %), Франции (12,7 %), Бельгии (7,2 %), Австрии (6,2 %). Предприятия Чехии привлекают иностранных инвесторов относительно невысоким страновым риском, сравнительно высоким уровнем квалификации рабочей силы, более низкими затратами на заработную плату и материалы.

На рубеже XX–XXI вв. экономика ведущих развитых стран росла довольно высокими темпами. Например, экономика США в течение 10 лет – с 1991 г. до марта 2001 г. – ежеквартально увеличивалась в среднем на 1 %, а инвестиции в оборудование и программное обеспечение – на 3 %. При этом таких обычных признаков приближающейся рецессии, как ускорение инфляции или стремительное накопление запасов, не наблюдалось. Адепты новой экономики даже выдвинули концепцию, в которой утверждалось, что внедрение компьютеров, лазеров и Интернета ведет к прорыву в уровне производительности труда, якобы позволяющему одновременно сокращать безработицу, увеличивать зарплату и наращивать прибыль. Но радужные прогнозы не оправдались. Во второй половине 2000 г. – начале 2001 г. после некоторого замедления темпов роста экономики произошло сокращение производства и экономика вступила в фазу открытой рецессии.

Национальное бюро экономических исследований США объявило, что последний пик был достигнут экономикой в марте 2001 г. В третьем квартале 2001 г. на 1,3 % в годовом исчислении снизился ВВП[74]. Основной причиной этого стало замедление роста потребительских расходов с привычных 3–4 % до 1 % в годовом исчислении вследствие шока, вызванного терактом 11 сентября.

Федеральные органы власти США, руководство ведущих американских компаний разработало и осуществляет комплекс антикризисных мер.

В течение всего 2001 г. Федеральная резервная система (ФРС) оперативно реагировала на ухудшение экономической конъюнктуры снижением уровня процентных ставок. За год ключевая ставка по федеральным фондам уменьшилась с 6,5 % годовых до 1,75 % – самого низкого уровня за последние сорок лет. По инициативе президента Дж. Буша после 11 сентября принят пакет чрезвычайных мер (40 млрд долл.) для удовлетворения «первоочередных потребностей» авиапромышленности и военного сектора. Более объемный пакет (100 млрд долл.), предложенный Бушем, прошел палату представителей, но был заблокирован демократической оппозицией в Сенате.

Как обычно, в условиях спада американские корпорации решительно сокращают персонал (с марта по декабрь 2001 г. были уволены 1 млн 367 тыс. работников). Эксперты считают, что в нынешних условиях эффективнее было бы не увольнять работников, а пойти на уменьшение их заработной платы. Скидки и льготы, предоставляемые потребителям, ложатся бременем на прибыль компаний – «бесплатных завтраков не бывает», что может вынудить их пойти на новое сокращение работающих, а за этим может последовать уменьшение потребительского спроса и т. д.

Что дальше? По мнению экспертов, в еврозоне ситуация окажется лучше, а в Японии – несколько хуже, чем в США, однако эксперты не учитывают влияния на экономику США и других развитых стран возможных военных действий в Ираке и вокруг него.

В странах с развитой рыночной экономикой уделяется надлежащее внимание совершенствованию института банкротства. Во Франции, например, законодательство о несостоятельности выполняет макроэкономическую роль, направленную на сохранение в первую очередь действующих предприятий. Основной закон в этой сфере так и называется – «О финансовом оздоровлении предприятий».

Поставив цель максимального сохранения предприятий, французская система была вынуждена ущемить права кредиторов, в том числе и обеспеченных. С 1994 г. права кредиторов по разработке и принятию плана восстановления платежеспособности предприятий существенно урезаны. В то же время значительно расширены полномочия Торгового Суда (аналог Российского арбитражного суда). Представители суда стремятся инициировать переговоры предприятия‑должника с кредиторами при первых признаках надвигающейся неплатежеспособности. Президент Торгового суда в определенных случаях может пригласить руководителя предприятия в суд и предложить ему начать переговоры с кредиторами. Переговоры могут длиться максимум три месяца. Если по истечении этого срока согласие не будет достигнуто, начинаются судебные процедуры о несостоятельности.

Если предприятие имеет возможность продолжить работу, суд может открыть процедуру реструктуризации. Это означает, что в сравнительно короткие сроки прежнее или новое руководство должника обязано предложить план деятельности предприятия, предусматривающий удовлетворение требований кредиторов в срок, не превышающий 10 лет, либо будет предложена продажа предприятия третьим лицам на условиях продолжения деятельности предприятия.

Законом «О финансовом оздоровлении предприятий» определена юридическая ответственность руководителя, доведшего предприятие до банкротства, в результате которого было уволено большое количество сотрудников, ему может грозить до 20 лет тюремного заключения.

Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт как предотвращения, так и преодоления кризисных ситуаций на макро– и микроуровнях. Конечно, исторические и социально‑экономические условия возникновения, развития различных типов кризисов в России и других странах по многим позициям не совпадают. Но данное обстоятельство не умаляет необходимости тщательного изучения этого опыта и вдумчивого, творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разного уровня.

 

Вопросы

 

1. Каковы основные направления совершенствования антикризисного государственного управления в США на современном этапе?

2. Каковы особенности проведения приватизации в странах Западной Европы?

3. В чем состоят особенности проведения процедур банкротства предприятий во Франции?

 

 

Глава 31



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.017 с.)