Антикризисная экономическая политика японии в послевоенный период (1945–1952 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антикризисная экономическая политика японии в послевоенный период (1945–1952 гг. )



 

Проблематика. В чем заключаются причины столь впечатляющих успехов Страны восходящего солнца? Объясняется ли японское «экономическое чудо» уникальным геополитическим положением, особым национальным характером населения, историческими особенностями развития или удачной программой антикризисных реформ, проведенных в период 1945–1952 гг.? Можно ли применить японский опыт антикризисной социально‑экономической политики в условиях современной России?

 

Поражение Японии во Второй мировой войне существенно подорвало ее экономические позиции. Две атомные бомбы, сброшенные по решению правящих кругов США на японские города Хиросиму и Нагасаки, привели к гибели сотен тысяч мирных жителей. Правящая элита и большинство граждан Японии были потрясены атомными взрывами. Немало аналитиков считали, что национальной экономике и культуре страны нанесен непоправимый ущерб. Для их восстановления потребуется длительное время, исчисляемое десятками, а может быть, и сотнями, лет. Однако пессимистический прогноз не оправдался, японская экономика достигла своего довоенного уровня к 1952 г. По основным экономическим показателям – валовому национальному продукту на душу населения, темпам промышленного производства – Япония в настоящее время вышла в число самых преуспевающих в мире.

 

29.1. Комплексный подход к возрождению социально‑экономической жизни Японии (1945–1947 гг.)

 

В отличие от Германии, где в результате оккупации правительство было распущено и управление страной осуществлялось непосредственно союзными державами, создавшими Союзную военную администрацию для Германии, в Японии в основном был сохранен старый государственный аппарат во главе с императором, перестроенный и обновленный в ходе чистки, которому было поручено проведение в жизнь американских директив о послевоенных преобразованиях. В то же время США присвоили себе ряд государственных функций: полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть и т. д.

Сразу после капитуляции Японии было официально объявлено о роспуске ультранационалистических обществ, нелегальных правых организаций, всех воздушных сил страны, запрещении военного производства, об аресте главных военных преступников, о ликвидации тайной полиции. Роспуск силовых и карательных органов означал устранение наиболее реакционных сил, препятствующих демократическому развитию Японии. Японские монополии, связанные с военно‑промышленными кругами, в начале оккупации саботировали восстановление ее экономики.

В течение первых двух лет оккупации Япония занимала последнее место в мире по темпам восстановления промышленного производства. Объясняется это не только экономическим саботажем, но и политикой оккупационных властей США, которые считали, что «бедственное положение Японии является прямым следствием ее собственного поведения». Американское правительство, говорилось в одном из заявлений, не намерено брать на себя бремя по возмещению нанесенного ее войной ущерба. Несмотря на это, США все же вынуждены были оказывать Японии солидную экономическую помощь для восстановления ее хозяйства.

В результате прекращения военного производства, демобилизации армии и флота, репатриации японцев из бывших японских колоний и оккупированных территорий возникла массовая безработица. Реальная заработная плата в конце 1945 г. составляла 13,1 % довоенного уровня. Во многих районах страны население находилось на грани полного истощения и голода.

В марте 1946 г. правительство Японии приняло закон «О чрезвычайных мерах в области экономики и финансов», объявило об обмене старых денег на новые и предложило населению сдать в банки все имевшиеся в наличии старые денежные знаки. Из этих денег главе семьи ежемесячно выдавалось на руки 300 иен плюс 100 иен на содержание семьи. Подобная денежная реформа, по существу, свелась к замораживанию не только вкладов, но и заработной платы.

В августе 1946 г. по указанию оккупационных властей при кабинете министров были созданы Бюро экономической стабилизациии Комитет по регулированию цен в качестве важных органов государственного регулирования. Согласно распоряжению оккупационных властей в полномочия Бюро экономической стабилизации вошло составление общегосударственных планов и программ в области производства и распределения товаров, рабочей силы, финансов, транспорта и т. д. «В настоящее время в Японии еще более, чем во время войны, необходимо здоровое планирование, – указывалось в письме оккупационных властей. – Для роста производства и равномерного распределения товаров необходимо, чтобы бюро стало чрезвычайным органом, способным осуществлять эффективный экономический контроль»[70].

В мае 1947 г. полномочия и аппарат Бюро экономической стабилизации были значительно расширены. Ему было предоставлено право координации планов каждого министерства по вопросам экономики, а также надзора за осуществлением этих планов. Весьма положительную роль в восстановлении экономики Японии сыграл роспуск монополистических объединений (дзайбацу). Стимулирующим фактором для принятия решения о роспуске дзайбацу явилась директива генерала Макартура «о демократизации экономической системы Японии». В соответствии с указаниями оккупационных властей японское правительство разработало план роспуска головных компаний концернов «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо» и «Ясуда», а их активы были заморожены. Дзайбацу получали полную компенсацию за ценные бумаги в виде правительственных долговых обязательств, которые подлежали оплате через 10 лет. Оккупационные власти предприняли также меры, которые препятствовали возрождению крупных монополистических концернов. По их требованию в апреле 1947 г. был принят закон о запрещении монополий и обеспечении справедливых сделок. В декабре 1947 г. парламент принял закон против чрезмерной концентрации экономической мощи, предусматривавший разукрупнение больших монополистических компаний, в том числе и не входивших в объединения дзайбацу. Согласно этим и другим «антимонополистическим» законам создавалась благоприятная среда для развития свободной конкуренции.

Нельзя переоценить положительного влияния на послевоенное социальное и экономическое развитие проведения земельной реформы в Японии. Существовавшая система крупного землевладения и феодальные пережитки сковывали развитие производительных сил в сельском хозяйстве, препятствовали повышению производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Поэтому ликвидация помещичьего землевладения имела особое значение для демократизации всей социальной, экономической и политической системы Японии.

Земельная реформа была основана на принципе превращения арендаторов в собственников путем выкупа государством помещичьей земли сверх установленного лимита с последующей продажей ее крестьянам. Государство регулировало цены на землю с учетом ее плодородия, назначения и развития инфраструктуры в регионах. Земельная реформа была в основном закончена в 1949 г. По официальным данным, на 1950 г. государство выкупило и продало крестьянам 80 % всей арендной земли. Частное крестьянское хозяйство на собственной земле стало преобладающей формой хозяйства. Реформа создала более благоприятные условия для развития рыночных отношений в сельском хозяйстве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.005 с.)