Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическая и химическая стабильность смазочных материалов.
Под физической стабильностью понимают устойчивость смазочных материалов к физическим процессам, ведущим к изменению их состава и свойств. Изменение состава и свойств наступает в результате потери лёгких фракций при испарении, образованию стойкой пены и эмульсии при перемешивании, выпадению из масла комплексных присадок при отстаивании, нарушению коллоидной стабильности смазок. Испаряемость. Основу смазочных материалов составляют фракции нефти, выкипающие при 200-500оС. Потеря лёгких фракций при эксплуатации двигателей приводит к увеличению расхода масла, ухудшению его вязкостно-температурных свойств. Деэмульгирующие свойства заключаются в способности масла быстро отделятся от воды, после их перемешивания (в системе смазки машин, работающих во влажной среде). Эмульсии вызывают коррозию метала, ухудшают смазочные свойства, повышают вязкость и служат источником шлама. Образование стойких эмульсий сокращает срок работы масел. Вводят присадки – деэмульгаторы (нафтены кальция и алюминия и др.). Вспениваемость масел. В смазочном масле всегда содержится растворенный воздух (от 5-25% по объему масла). Вспениваемость – результат выделения из масла воздуха, лёгких паров горючего и отработанных газов. Наличие пены нарушает нормальный режим смазки: уменьшается подача масла к узлам трения, узлы трения перегреваются, изнашиваются. Пена вызывает скачкообразное движение работы механизмов. Борьба с пенообразованием – введение в масло антипенных присадок. Под химической стабильностью смазочных материалов понимают их способность противостоять химическим процессам, ведущим к изменению состава и свойств. В результате окисления и других реакций химический состав масла и его физико-химические свойства изменяются: масло темнеет, увеличивается вязкость, возрастает кислотное число, образуются нерастворимые вещества. Продукты окисления вызывают коррозию, лаковые отложения, нагары и отложения в системе смазки. Повышения стабильности смазочных материалов добиваются добавкой антиокислительных присадок. Склонность к отложениям. Отложения, образуемые смазочными материалами, разделяются на лаковые, нагарные отложения и осадки. 1. К лаковым отложениям относятся образования плотных продуктов окислительных превращений масел на горячих поверхностях металлов.
Толщина лаковых отложений не велика, но они усложняют работу двигателей. Пригорание поршневых колец и сепараторов, подшипников качения, заклинивание поршня в цилиндре и т.д. На лакообразование влияют температура, количество и качество масла. Термоокислительной стабильностью называется устойчивость масла к окислению в тонком слое при повышении температуры. 2. Под нагарообразующей способностью масла понимается его склонность к образованию нагара в двигателях. Нагар - это продукты глубокого окисления углеводородов масла в виде твёрдых отложений на стенках камеры сгорания, днище поршня, клапанах, форсунках. В образовании нагара принимает участие и топливо. 3. Осадки (низкотемпературные отложения или шлам) являются веществами, осаждающимися из используемого масла в масляных цистернах, маслопроводах, на фильтре, сетке приёмника и т.д. Своевременная смена масляных фильтров и промывка системы смазки перед заливкой свежего масла способствует снижению осадкообразования.
Лекция№12.
4. Защитные и коррозионные свойства масел. Причиной коррозии металла, на поверхности которого имеется смазочный материал, является окружающая атмосфера и коррозионно-активные продукты самого смазочного материала. Смазочный материал с одной стороны выступает в роли защитного средства от коррозии, так как его слой на металле служит изоляцией от агрессивного влияния окружающей среды, а с другой стороны, сам является причиной коррозии, так как в нём содержатся вещества, обладающие коррозионным действием. Защитное свойство смазочных материалов складывается из простой физической изоляции поверхности металла от агрессивных продуктов и способности активных компонентов смазочного материала формировать на поверхности металла водоупорную, адсорбционную или химическую плёнку. Коррозионные свойства смазочных материалов оценивают по данным физико-химического анализа на содержание коррозионно-активных веществ и потенциальную коррозионность.
К физико-химическим показателям относятся кислотное число, содержание водорастворимых кислот, щелочей и содержание воды.
Обработка масел на судне. В масло во время работы дизеля непрерывно поступают загрязнения и примеси от внешних и внутренних источников. Внешние загрязнения – пыль из воздуха, твёрдый углерод (сажа) от неполного сгорания топлива и другие продукты сгорания (SO2, SO3), водяная пыль на всасывании, топливо, вода. Внутренние загрязнения – продукты разложения самого масла (высокотемпературные продукты окисления и низкотемпературные осадки), продукты разложения сработавшей присадки, продукты изнашивания деталей. Аварийным браковочным параметром является содержание воды и топлива в масле (0,5% - вода, 2% - топливо), содержание воздуха (7-12%). Для очистки моторных масел применяют фильтры различных конструкций, фильтровальные установки, реактивные масляные центрифуги, сепараторы. Фильтрация – пропускание нагретого работающего масла через сетки, зазоры между пластинами, проволочные стаканы, войлок, фетр, специальные пористые фильтроматериалы.
Способы очистки масел. Регенерация (восстановление) моторных масел включает следующие технологические операции: 1) отстаивание от воды и примесей в статических условиях; 2) предварительная обработка масел электролитами или поверхностно-активными веществами; Поверхностно-активные вещества (ПАВ) легко вытесняют воду с поверхности металла и создают на ней гидрофобную плёнку, в результате чего устраняются условия для протекания электрохимической коррозии. Химическая коррозия также не развивается, поскольку ПАВ химически инертны к металлу. 3) отделение воды и механических примесей путем отстаивания и центрифугирования; 4) отгон воды и топлива; 5) контактная очистка отбеливающими веществами; 6) фильтрация и смешивание с присадками. При регенерации отработанных масел с присадками качество получаемых масел не всегда соответствует стандартам на свежее масло.
Применение и классификация моторных масел по вязкости и эксплуатационным свойствам. Современные ДВС имеют различную тепловую и механическую нагрузку, и различные условия эксплуатации в зависимости от объектов применения. При выборе марки масла необходимо учитывать реальные эксплуатационные свойства масел с присадками и предназначать их для различных групп двигателей. Все моторные масла разделены на 6 групп: А, Б, В, Г, Д, Е, причём каждая группа может включать масла, различающиеся по вязкости от 3,8 до 18 сСт при 100°С. Индекс 1 присваивают маслам для карбюраторных двигателей, 2 – для дизелей. Группа А включает масла без присадок или содержащих небольшое количество антиокислительной присадки. Эти масла предназначены для бензиновых карбюраторных двигателей или для некоторых типов малонапряженных дизелей, работающих на малосернистом топливе (например М6-А моторное масло с вязкостью 6 для карбюраторных). Группа Б – масла, содержащие до 3-4% алкифенольной присадки, предназначенные для относительно малонапряженных, в основном тракторных дизелей, работающих на топливе с ограниченным количеством серы (0,2-0,5%).
Группа В – масла содержащие 4-7% композиций присадок, для смазки тепловозных и судовых дизелей, работающих на сернистых топливах с содержанием серы до 1%. Группа Г – масла для особо тяжелых условий работы, содержащие 7-12% композиций присадок, для форсированных дизелей с наддувом, работающих на сернистом и тяжелом топливе (М8-Г1). Группа Д – масла для сверхтяжелых условий работы для форсированных дизелей с высокой степенью наддува, с содержанием присадок до 18-20% для тяжелых сернистых топлив. М14Д. Группа Е – масла предназначенные для смазки цилиндров крупных малооборотных судовых дизелей с наддувом, работающих на тяжелых сернистых топливах, а также для смазки свободнопоршневых генераторов газа, содержание присадок до 25%. Зарубежная классификация предусматривает разделение моторных масел по: 1) напряжённости условий их работы в двигателе (А,Р,I) 2) вязкости (классификации SAE) По жесткости условий работы: 1) Обычные масла, называемые регулярными или премиальными. Они не содержат, либо содержат малое количество антиокислительных присадок и предназначены для карбюраторных и малонапряженных дизелей, работающих на малосернистом топливе; 2) Масла для более тяжелых условий работы, чем обычные; обозначаются HD. Содержат значительное количество моющих и антиокислительных присадок; 3) Масла для особо тяжелых условий работы, делятся на 3 серии в зависимости от используемых присадок и их количества. По вязкости: По классификации SAE различают масла по классам вязкости: 4 зимние марки масел(5W,10W,15W,20W); 4 летние марки (20,30,40,50) и всесезонные (10W/20; 20W/40). Это означает, что при повышенных температурах масло имеет такую же вязкость как SAE-20, а при низких температурах его вязкость не превышает вязкости зимнего масла 10W.
Присадки к моторным маслам Критерием способности смазочного масла нейтрализировать образующиеся в цилиндре двигателя кислотные продукты является его щелочность, измеримая в (мг) KOH/г масла. Щелочность моторного масла в зависимости от условий их применения, может составлять от 2-3мг КОН на грамм для карбюраторных и до 70 – 100 КОН/г для цилиндровых масел. Чем меньше будет образовываться в масле продуктов старения, на нейтрализацию которых расходуется часть щелочных присадок, тем ниже может быть щелочное число масла и его зольность.
Чтобы предотвратить коррозию деталей в масло вводят специальные невымывамые водой противокоррозионные присадки, образующие на поверхности металла защитные пленки, предохраняющие его от коррозии. В качестве противоизносных присадок применяют поверхностно активные вещества, способные при повышенных температурах вступать во взаимодействие с металлом, образуя на его поверхности защитные пленки. Эти пленки предотвращают задиры и схватывания при высоких нагрузках, а также снижают интенсивный износ деталей при возникновении других неблагоприятных условиях трения.
Лекция № 13
Браковочные показатели масла. Качество работающего в дизелях масла контролируется по следующим показателям: 1) кинематическая вязкость 2) содержание нерастворимого осадка. 4) температура вспышки в открытом тигле. 5) щелочному числу. 6) кислотному числу. 7) содержанию топлива. 8) содержанию воды в масле. 9) капельной пробе.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.150.59 (0.021 с.) |