Общая классификация смазочных материалов по агрегатному состоянию и назначению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая классификация смазочных материалов по агрегатному состоянию и назначению.



 

                          Смазочные масла

Газообразные

Жидкие

Пластичные

Твёрдые
        1 1 2 3 4 5 1 2 6 1
                   

 

В зависимости от назначения изменяются функции смазочных материалов.

1 – антифрикционные (к ним относятся моторные, турбинные, компрессорные, масло для газотурбинных двигателей, а также антифрикционные пластичные смазки);

2 – консервационные (ингибированные масла, жидкие составы и пластичные смазки);

3 – гидравлические (маловязкие масла, которые служат рабочим телом в гидравлических системах различного назначения);

4 – электроизоляционные (трансформаторные, конденсаторные и кабельные масла и смазки);

5 – технологические (используют при обработке металлов резанием и давлением с целью смазки и охлаждения инструмента и обрабатываемого материала);

6 – уплотнительные (пластичные составы).

По агрегатному состоянию масла бывают: жидкие, пластичные, твёрдые и газообразные.

Среди жидких смазочных материалов преобладают нефтяные масла плюс присадки, синтетические масла, и ограничено используют животные и растительные жиры.

Пластичные смазки различают по составу загустителей, наполнителей и т.д.

  К твёрдым материалам относятся вещества со слоистой структурой – графит, слюда, тальк. Применяют в условиях высоких температур, глубокого вакуума, больших нагрузок, в агрессивных средах.

Газообразной смазкой служит воздух или другой инертный газ (высокооборотные подшипники).

                             Эксплуатационные свойства масел

Наибольшее распространение получили смазочные масла и пластичные смазки.

 Для эксплуатационных целей важны следующие характеристики:

1. Антифрикционные свойства, определяющие способность смазочных масел снижать затраты энергии на трение в узлах и механизмах, а также возможность их подачи по каналам системам смазки и трубопроводам.

Характер антифрикционного действия смазочных масел проявляется по-разному, в зависимости от режима работы.

Классификация видов трения:

1. Чистое – отсутствие на поверхности следов посторонних веществ,

2. Сухое – при полном отсутствии смазки,

3. Полусухое – сочетание сухого и граничного трения, когда часть поверхностностей трения покрыта очень тонким слоем смазки.

4. Граничное – при наличии тонкой адсорбированной масляной плёнки (толщиной менее 0,1 мкм).

5. Полужидкостное – сочетание жидкостного и граничного трения, когда поверхности разделены масленой плёнкой переменной толщины.

6. Жидкостное – поверхности полностью разделены слоем смазки (более 10 мкм).

Качественно граничное трение подчиняется законам сухого трения, так как оба эти процесса развиваются в поверхностных слоях, однако наличие граничного слоя уменьшает потери энергий в 5-10 раз по сравнению с сухим трением.

 Наиболее значительное снижение коэффициента трения достигается при жидкостном режиме, когда сила трения определяется внутренним трением в смазочном материале (вязкость, пластичность, упругость).

 При выборе масла требуемой вязкости учитывают: обеспечение минимальной затраты на трение, несущую способность масляного слоя, прокачиваемость, охлаждение деталей, степень уплотнения узлов трения, очистку деталей от загрязнения.

 С увеличением вязкости – повышается гидравлическое сопротивление, увеличиваются затраты мощности на привод насоса соответственно снижается количество подаваемого масла. С увеличением вязкости масла - снижается его расход (труднее проникает через неплотности, менее интенсивно испаряется). Очистка трущихся деталей от продуктов окисления, металлических частиц, загрязнений лучше маловязким маслом. Роль вязкости неоднозначна.

 Выбирают масло по возможности небольшой вязкости, но такое, которое обеспечивает жидкостное трение в главных узлах.

 

2. Противоизносные свойства, характеризуют способность смазочных материалов предупреждать изнашивание или снижать его скорость. Противоизносные свойства зависят от способности смазочных материалов формировать объёмные слои и граничную плёнку на трущихся поверхностях. В условиях жидкостного трения предполагается исключение непосредственного касания поверхностей металлов.

3. Антинагарные свойства характеризуются стабильностью и склонностью к отложениям, определяющими способность смазочных материалов противостоять изменению их состава и свойств, не образовывать низко- и высокотемпературных отложений и нагара.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.006 с.)