Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материал прошлых документов для госов
2) Отечественная История Образование Русского централизованного государства http://tepka.ru/slovar%27_istorika/106.html История России с древнейших времен до 1861 года - Учебное пособие (Павленко Н.О.) ИСТОРИОГРАФИЯ: Л. Черепнин, М. К. Любавский, А. П. Пьянков Культура России в XV-XVII вв. Этапы: 1) кон. XV-XVI; 2) XVII век. 1. кон. XV-XVI. В этот хронологический период культура сельского населения оставалась во многом неизменной. Сохранялись многочисленные обычаи и их смесью христианства и язычества. Участники церковного собора 1551 года с осуждением писали, что паства справляет поминки по усопшим, а на свадьбах играют скоморохи. Поэтому священникам предписывалось не допускать ничего подобного. Литература и образование: Духовной пищей городского и сельского населения, также большей части светской знати оставался народный героический эпос. Новым стало появлениепервых литератырных обработок эпических сюжетов («Сказание о киевских богатырях», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о разорении Рязани Батыем»). Новыми памятниками стали исторические песни о современниках, в которых люди отражали своё отношение к нынешним событиям («Песнь о взятии Казани»). В этих песнях герои выступают как обычные люди, без признаков героической гиперболизации. Другим важным явлением стало обращение к внецерковной литературе, которая даже прямо могло осуждать церковные знания. Это было связано с вазникновением первых ересей на Руси (ересь жидовствующих). Вырос интерес к «тайным знания» - астрологии. Собор 1551 года запрещал держать книги по астрологии («Звездочёт», «Шестокрыл» и др.). Литератырные памятник были связаны с изменениями в мире, в частности с образование Российского государства. Появляется рассказ, в которых Рюриковичи происходят от Августа – «Сказание о князьях Владимирских». Развитие теории Филофея – «Москва – третий Рим», где Русь объявлялась столпоп всего христианства. Создаются книги, где история Руси встраивается в мировую историю («Русский Хронограф», «Лицевой свод», «Степенная книга», «Казанская история»). Архиепископ Макарий создаёт «Четьи минеи», где собраны все святые книги, которые находятся в Руси. В середине XVI зарождается книгопетание на Руси. Иван Фёдоров печатает «Апостол».
В связи с ростом еретического движения и образованности светских людей острым стал вопрос об увеличенни образовательных учреждений, так как грамотность духовных лиц оставалась на низком уровне. Церковный собор 1551 года постановил во всех городах открыть училища в домах священников, которые должны были обучать грамоте и церковному пению. Живопись: Продолжения традиций, которые были заложены Рублёвым. Последователем стал Дионисий. Образы персонажей становятся изящными и утончёнными, колорит светлый и праздничный. Изобразительное искусство в XVI веке правители стали использовать для упрочнения своей власти. Архитектура: Строительство Кремля итальянскими мастерами. Аристотель Фиорованти строит Успенский собор Московского Кремля, который будет служить примером для других зодчих. Развивается оригинальный архитектурный стиль на Руси – шатровый стиль - Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного). 2. XVII век. Главная тенденция – обмирщение сознания, то есть разрушение традиционного средневекового религиозного мировоззрения. Началась медленная секуляризация культуры. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЗНАНИЯ Более широкого распространения достигла грамотность. В дворянских и купеческих кругах грамотность была обычным явлением. Многие горожане (торговые люди, ремесленники) умели читать и писать. Постепенно грамотность распространялась среди черносошного крестьянства, о чем свидетельствуют записи на рукописях XVII в., сделанные их владельцами − крестьянами. В 1618 г. в Вильно была издана «Грамматика» Мелетия Смотрицкого − основа церковнославянской грамматической науки. В XVII ст. в России появилось первое высшее учебное заведение. Сначала правительство открыло по инициативе боярина Федора Михайловича Ртищева, сыгравшего заметную роль в русском просвещении, в Москве в 1682 г. Типографскую школу при Андреевском монастыре. В 1685 г. учеников перевели в Богоявленскую школу, в которой преподавали не только церковные, но и светские науки (арифметику, риторику и пр.) монахи братья Иоанникий и Софроний Лихуды, греки по происхождению. На основе этой школы возникла по инициативе Симеона Полоцкого, педагога и просветителя, в 1687 г. Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая видную роль в русском просвещении. Она размещалась в здании Заиконоспасского монастыря в Москве. Ученикам преподавали логику, философию, психологию, физику и пр. Среди выпускников академии − П. В. Постников, первый русский ученый, получивший степень доктора философии и медицины в университете Падуи, великий ученый М. В. Ломоносов.
Развивались научные знания. В XVII в. были сделаны важные географические открытия на северо-востоке Азии. В 1633–1636 гг. казак Иван Ребров и полярный мореход Илья Перфильев прошли по р. Лене до ее устья, по морю до р. Яны и р. Индигирки. В 1641–1644 гг. помор, казачий атаман Михаил Васильевич Стадухин прошел по Индигирке и дошел до р. Колымы. В. 1643-46 гг. Василий Данилович Поярков обследовал берега Охотского моря. В 1648 г. Федот Алексеевич Попов и Семен Иванович Дежнев, проплыв из Ледовитого океана в Тихий, установили, что Азию отделяет от Америки пролив. В 1647–1651 гг. С. Дежнев совершил путешествие по Амуру. Картограф Семен Ульянович Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири», этнографическую карту и «Историю Сибирскую». ЛИТЕРАТУРА Основными литературными жанрами остаются слова, поучения, летописи. Произведения начала XVII в., посвященные событиям Смутного времени, содержат характеристики Федора Ивановича, Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского и др. «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» Ивана Тимофеева, «Словеса дней и царей» Ивана Хворостинина отличаются пристрастностью и заинтересованностью авторов. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд «Синопсис», в котором излагалась история Руси с древнейших времен. В жанре автобиографической литературы написано «Житие» протопопа Аввакума. Аввакум простым и выразительным языком говорит о своих деяниях, многострадальной жизни и борьбе за свои идеалы. В «бунташном веке» в русской литературе появился жанр бытовой повести. «Повесть о Горе и Злочастии» описывает историю молодого человека, потерпевшего неудачу на жизненном пути. Сатирические произведения XVII в. осмеивают отрицательные стороны русской жизни. В «Повести о Ерше Ершовиче» под видом земельной тяжбы между ершом и лещом показаны неправедные приказные суды. «Повесть о Шемякином суде» изобличает взяточничество судей. Возникает сатира на церковные порядки, пьянство в монастырях, лицемерие монахов. Таковы «Калязинская челобитная», «Повесть о попе Савве», «Повесть о куре и лисице», «Праздник кабацких ярыжек». В литературе второй половины XVII в. отчетливо звучат фольклорные элементы: в повестях об Азовском осадном сидении казаков, в сказаниях о начале Москвы, в повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком. В поэтической повести об Азовском осадном сидении народные запевы звучат в плаче казаков: «Простите нас, леса темныя и дубравы зеленыя. Простите нас, поля чистые и тихия заводи. Прости нас, море синее и реки быстрые». «Бунташный век» нашел свое отражение в народной поэзии. Вокруг мощной фигуры Степана Разина сформировался цикл песен эпического характера. «Приворачивайте, ребята, ко крутому бережку, уж мы стену разобьем, а тюрьму по камню разнесем», − воспевала сложенная народом песня подвиги Разина, звала к борьбе против феодального угнетения.
Известным педагогом и просветителем XVII в. был Симеон Полоцкий, учитель царских детей. Он развернул широкую литературную деятельность как автор многочисленных стихов, драматических произведений, а также учебников, проповедей и богословских трактатов. Дальнейшее развитие получило книгопечатание, главным центром которого стал Печатный двор в Москве. Здесь издавались в основном церковные книги. В первой половине XVII в. было выпущено около 200 изданий. Первой книгой гражданского содержания, напечатанной в Москве, был «Букварь» патриаршего дьяка Василия Бурцева-Протопопова ( 1634 г.). Во второй половине XVII в. количество изданных Печатным двором светских книг увеличилось, что было связано с потребностью в образовании. Среди них были «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Соборное уложение», Таможенный устав. В конце XVII в. был издан букварь с красочными иллюстрациями К. Истомина, иеромонаха Чудовского монастыря, одного из первых учеников школы Лихудов. Воссоединение с Украиной дало толчок созданию печатного сочинения по истории. Иннокентий Гизель написал "Синопсис", содержавший рассказ о совместной истории России и Украины. С 1621 г. в Посольском приказе составлялась газета «Куранты» в виде рукописных сводок о событиях в мире. ТЕАТР. Большим культурным событием стало появление в России первого театра. Элементы театральных постановок были на Руси и ранее, например представления скоморохов. Но первый театр возник в 1672 г. при дворе царя Алексея Михайловича. Была поставлена пьеса «Артаксерксово действо» на библейский сюжет. Пьеса понравилась царю, тем более что его духовник, чтобы избавить Алексея Михайловича от убеждения в греховности театральных постановок, привел примеры византийских благочестивых царей, любивших театральные зрелища. Режиссером придворного театра являлся И. Г. Грегори, пастор из Немецкой слободы. В 1675 г. его место занял С. Чижинский, воспитанник Киевской духовной академии. В придворном театре были поставлены балет и комедии об Адаме и Еве, об Иосифе. Труппа придворного театра (70 человек) была мужского состава. Со смертью Алексея Михайловича театр прекратил свое существование.
АРХИТЕКТУРА Архитектурные объекты XVII в. отличает живописность. Здания любили украшать рельефами, "солнечными плитками" - изразцами и украшениями из резного камня, окна - наличниками. Такое обилие украшений называли "дивным узорочьем". В Московском Кремле по приказу царя Михаила Федоровича был построен в 1635–1636 гг. Теремной дворец каменных дел подмастерьями Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Это были первые каменные покои в царском дворце. В архитектуре Теремного дворца отразились не только традиционные черты русского деревянного зодчества, но и новое для того времени анфиладное построение внутренних помещений. В XVII в. каменное строительство получило развитие не только в городах, но и в сельской местности. Появилось немало каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двух- или трехэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом. Таковы, например, Поганкины палаты, построенные в Пскове местными мастерами по заказу купца С. Поганкина, палаты Коробова в Калуге, принадлежавшие купцу К. Коробову. В архитектуре каменных церквей долгое время преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с одной или пятью главами. Наружные стены церквей, как правило, украшались каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников, разноцветных изразцов. Каменные шатровые церкви строились еще в первой половине XVII в., позже они остались достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством: Владимирская церковь в с. Белая Слуда Архангельской области (1642 г.), острог Николо-Карельского монастыря на Северной Двине (1691–1692 гг.). В этих традициях был сооружен в 1667–1681 гг. деревянный дворец царя Алексея Михайловича в с. Коломенском, названный С. Полоцким восьмым чудом света. Дворец был разобран в XVIII в. В конце XVII в. появляется новый стиль, получавший название «нарышкинского барокко», потому что шедевры этой архитектуры были созданы зодчими в усадьбах бояр Нарышкиных. Храмы получили крестовидную форму, их главы стали располагать крестовидно вместо традиционной расстановки по углам, необыкновенно эффектной была внешняя декорировка, преобладала двуцветность (красный кирпич и белый камень). Прекрасным образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях (1690–1694 гг.). Стройные, богато украшенные колонками, наличниками, парапетами здания этого стиля положили начало эпохе «русского барокко» в архитектуре. ЖИВОПИСЬ В XVII в. огромное влияние на иконопись оказало портретное искусство. Лучший мастер-живописец Симон Ушаков, деятельность которого развернулась в Оружейной палате, стремился отойти от иконописного лика и писать реалистические образы. Он хотел, чтобы живопись имела свойства зеркала. Иконы и роспись такого «фряжского письма» были связаны с намерением русских художников приблизиться к жизни. Однако новые веяния в искусстве враждебно встречались поборниками старины. Так, протопоп Аввакум отмечал, что на новых иконах «Спас милостивый» изображен будто пьяный иноземец с румянцем на щеках. Мастера Оружейной палаты первыми обратились к жанру парсуны, для которого характерно условное портретное сходство. Парсуны второй половины XVII в. писались в основном на холсте в технике масляной живописи. Высокого уровня достигло прикладное искусство: художественная вышивка, декоративная резьба по дереву. Прекрасные образцы ювелирного искусства были созданы в Оружейной палате, где работали лучшие мастера, выполнявшие заказы царского двора.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.018 с.) |