Материал прошлых документов для госов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материал прошлых документов для госов



2) Отечественная История Образование Русского централизованного государства http://tepka.ru/slovar%27_istorika/106.html

История России с древнейших времен до 1861 года - Учебное пособие (Павленко Н.О.)

ИСТОРИОГРАФИЯ: Л. Черепнин, М. К. Любавский, А. П. Пьянков

Культура России в XV-XVII вв.

Этапы:

1) кон. XV-XVI;

2) XVII век.

1. кон. XV-XVI. В этот хронологический период культура сельского населения оставалась во многом неизменной. Сохранялись многочисленные обычаи и их смесью христианства и язычества. Участники церковного собора 1551 года с осуждением писали, что паства справляет поминки по усопшим, а на свадьбах играют скоморохи. Поэтому священникам предписывалось не допускать ничего подобного.

Литература и образование:

Духовной пищей городского и сельского населения, также большей части светской знати оставался народный героический эпос. Новым стало появлениепервых литератырных обработок эпических сюжетов («Сказание о киевских богатырях», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о разорении Рязани Батыем»).

Новыми памятниками стали исторические песни о современниках, в которых люди отражали своё отношение к нынешним событиям («Песнь о взятии Казани»). В этих песнях герои выступают как обычные люди, без признаков героической гиперболизации.

Другим важным явлением стало обращение к внецерковной литературе, которая даже прямо могло осуждать церковные знания. Это было связано с вазникновением первых ересей на Руси (ересь жидовствующих). Вырос интерес к «тайным знания» - астрологии. Собор 1551 года запрещал держать книги по астрологии («Звездочёт», «Шестокрыл» и др.).

Литератырные памятник были связаны с изменениями в мире, в частности с образование Российского государства. Появляется рассказ, в которых Рюриковичи происходят от Августа – «Сказание о князьях Владимирских». Развитие теории Филофея – «Москва – третий Рим», где Русь объявлялась столпоп всего христианства. Создаются книги, где история Руси встраивается в мировую историю («Русский Хронограф», «Лицевой свод», «Степенная книга», «Казанская история»). Архиепископ Макарий создаёт «Четьи минеи», где собраны все святые книги, которые находятся в Руси.

В середине XVI зарождается книгопетание на Руси. Иван Фёдоров печатает «Апостол».

В связи с ростом еретического движения и образованности светских людей острым стал вопрос об увеличенни образовательных учреждений, так как грамотность духовных лиц оставалась на низком уровне. Церковный собор 1551 года постановил во всех городах открыть училища в домах священников, которые должны были обучать грамоте и церковному пению.

Живопись:

Продолжения традиций, которые были заложены Рублёвым. Последователем стал Дионисий. Образы персонажей становятся изящными и утончёнными, колорит светлый и праздничный.

Изобразительное искусство в XVI веке правители стали использовать для упрочнения своей власти.

Архитектура:  

Строительство Кремля итальянскими мастерами. Аристотель Фиорованти строит Успенский собор Московского Кремля, который будет служить примером для других зодчих.

Развивается оригинальный архитектурный стиль на Руси – шатровый стиль - Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного).

2. XVII век. Главная тенденция – обмирщение сознания, то есть разрушение традиционного средневекового религиозного мировоззрения. Началась медленная секуляризация культуры.

ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЗНАНИЯ

Более широкого распространения достигла грамотность. В дворянских и купеческих кругах грамотность была обычным явлением. Многие горожане (торговые люди, ремесленники) умели читать и писать. Постепенно грамотность распространялась среди черносошного крестьянства, о чем свидетельствуют записи на рукописях XVII в., сделанные их владельцами − крестьянами. В 1618 г. в Вильно была издана «Грамматика» Мелетия Смотрицкого − основа церковнославянской грамматической науки.

В XVII ст. в России появилось первое высшее учебное заведение. Сначала правительство открыло по инициативе боярина Федора Михайловича Ртищева, сыгравшего заметную роль в русском просвещении, в Москве в 1682 г. Типографскую школу при Андреевском монастыре. В 1685 г. учеников перевели в Богоявленскую школу, в которой преподавали не только церковные, но и светские науки (арифметику, риторику и пр.) монахи братья Иоанникий и Софроний Лихуды, греки по происхождению. На основе этой школы возникла по инициативе Симеона Полоцкого, педагога и просветителя, в 1687 г. Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая видную роль в русском просвещении. Она размещалась в здании Заиконоспасского монастыря в Москве. Ученикам преподавали логику, философию, психологию, физику и пр. Среди выпускников академии − П. В. Постников, первый русский ученый, получивший степень доктора философии и медицины в университете Падуи, великий ученый М. В. Ломоносов.

Развивались научные знания. В XVII в. были сделаны важные географические открытия на северо-востоке Азии. В 1633–1636 гг. казак Иван Ребров и полярный мореход Илья Перфильев прошли по р. Лене до ее устья, по морю до р. Яны и р. Индигирки. В 1641–1644 гг. помор, казачий атаман Михаил Васильевич Стадухин прошел по Индигирке и дошел до р. Колымы. В. 1643-46 гг. Василий Данилович Поярков обследовал берега Охотского моря. В 1648 г. Федот Алексеевич Попов и Семен Иванович Дежнев, проплыв из Ледовитого океана в Тихий, установили, что Азию отделяет от Америки пролив. В 1647–1651 гг. С. Дежнев совершил путешествие по Амуру. Картограф Семен Ульянович Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири», этнографическую карту и «Историю Сибирскую».

ЛИТЕРАТУРА

Основными литературными жанрами остаются слова, поучения, летописи. Произведения начала XVII в., посвященные событиям Смутного времени, содержат характеристики Федора Ивановича, Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского и др. «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» Ивана Тимофеева, «Словеса дней и царей» Ивана Хворостинина отличаются пристрастностью и заинтересованностью авторов. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд «Синопсис», в котором излагалась история Руси с древнейших времен.

В жанре автобиографической литературы написано «Житие» протопопа Аввакума. Аввакум простым и выразительным языком говорит о своих деяниях, многострадальной жизни и борьбе за свои идеалы.

В «бунташном веке» в русской литературе появился жанр бытовой повести. «Повесть о Горе и Злочастии» описывает историю молодого человека, потерпевшего неудачу на жизненном пути. Сатирические произведения XVII в. осмеивают отрицательные стороны русской жизни. В «Повести о Ерше Ершовиче» под видом земельной тяжбы между ершом и лещом показаны неправедные приказные суды. «Повесть о Шемякином суде» изобличает взяточничество судей. Возникает сатира на церковные порядки, пьянство в монастырях, лицемерие монахов. Таковы «Калязинская челобитная», «Повесть о попе Савве», «Повесть о куре и лисице», «Праздник кабацких ярыжек».

В литературе второй половины XVII в. отчетливо звучат фольклорные элементы: в повестях об Азовском осадном сидении казаков, в сказаниях о начале Москвы, в повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком. В поэтической повести об Азовском осадном сидении народные запевы звучат в плаче казаков: «Простите нас, леса темныя и дубравы зеленыя. Простите нас, поля чистые и тихия заводи. Прости нас, море синее и реки быстрые».

«Бунташный век» нашел свое отражение в народной поэзии. Вокруг мощной фигуры Степана Разина сформировался цикл песен эпического характера. «Приворачивайте, ребята, ко крутому бережку, уж мы стену разобьем, а тюрьму по камню разнесем», − воспевала сложенная народом песня подвиги Разина, звала к борьбе против феодального угнетения.

Известным педагогом и просветителем XVII в. был Симеон Полоцкий, учитель царских детей. Он развернул широкую литературную деятельность как автор многочисленных стихов, драматических произведений, а также учебников, проповедей и богословских трактатов.

Дальнейшее развитие получило книгопечатание, главным центром которого стал Печатный двор в Москве. Здесь издавались в основном церковные книги. В первой половине XVII в. было выпущено около 200 изданий. Первой книгой гражданского содержания, напечатанной в Москве, был «Букварь» патриаршего дьяка Василия Бурцева-Протопопова ( 1634 г.). Во второй половине XVII в. количество изданных Печатным двором светских книг увеличилось, что было связано с потребностью в образовании. Среди них были «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Соборное уложение», Таможенный устав. В конце XVII в. был издан букварь с красочными иллюстрациями К. Истомина, иеромонаха Чудовского монастыря, одного из первых учеников школы Лихудов. Воссоединение с Украиной дало толчок созданию печатного сочинения по истории. Иннокентий Гизель написал "Синопсис", содержавший рассказ о совместной истории России и Украины.

С 1621 г. в Посольском приказе составлялась газета «Куранты» в виде рукописных сводок о событиях в мире.

ТЕАТР.

Большим культурным событием стало появление в России первого театра. Элементы театральных постановок были на Руси и ранее, например представления скоморохов. Но первый театр возник в 1672 г. при дворе царя Алексея Михайловича. Была поставлена пьеса «Артаксерксово действо» на библейский сюжет. Пьеса понравилась царю, тем более что его духовник, чтобы избавить Алексея Михайловича от убеждения в греховности театральных постановок, привел примеры византийских благочестивых царей, любивших театральные зрелища. Режиссером придворного театра являлся И. Г. Грегори, пастор из Немецкой слободы. В 1675 г. его место занял С. Чижинский, воспитанник Киевской духовной академии. В придворном театре были поставлены балет и комедии об Адаме и Еве, об Иосифе. Труппа придворного театра (70 человек) была мужского состава. Со смертью Алексея Михайловича театр прекратил свое существование.

АРХИТЕКТУРА

Архитектурные объекты XVII в. отличает живописность. Здания любили украшать рельефами, "солнечными плитками" - изразцами и украшениями из резного камня, окна - наличниками. Такое обилие украшений называли "дивным узорочьем". В Московском Кремле по приказу царя Михаила Федоровича был построен в 1635–1636 гг. Теремной дворец каменных дел подмастерьями Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Это были первые каменные покои в царском дворце. В архитектуре Теремного дворца отразились не только традиционные черты русского деревянного зодчества, но и новое для того времени анфиладное построение внутренних помещений.

В XVII в. каменное строительство получило развитие не только в городах, но и в сельской местности. Появилось немало каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двух- или трехэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом. Таковы, например, Поганкины палаты, построенные в Пскове местными мастерами по заказу купца С. Поганкина, палаты Коробова в Калуге, принадлежавшие купцу К. Коробову.

В архитектуре каменных церквей долгое время преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с одной или пятью главами. Наружные стены церквей, как правило, украшались каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников, разноцветных изразцов. Каменные шатровые церкви строились еще в первой половине XVII в., позже они остались достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством: Владимирская церковь в с. Белая Слуда Архангельской области (1642 г.), острог Николо-Карельского монастыря на Северной Двине (1691–1692 гг.). В этих традициях был сооружен в 1667–1681 гг. деревянный дворец царя Алексея Михайловича в с. Коломенском, названный С. Полоцким восьмым чудом света. Дворец был разобран в XVIII в.

В конце XVII в. появляется новый стиль, получавший название «нарышкинского барокко», потому что шедевры этой архитектуры были созданы зодчими в усадьбах бояр Нарышкиных. Храмы получили крестовидную форму, их главы стали располагать крестовидно вместо традиционной расстановки по углам, необыкновенно эффектной была внешняя декорировка, преобладала двуцветность (красный кирпич и белый камень). Прекрасным образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях (1690–1694 гг.). Стройные, богато украшенные колонками, наличниками, парапетами здания этого стиля положили начало эпохе «русского барокко» в архитектуре.

ЖИВОПИСЬ

В XVII в. огромное влияние на иконопись оказало портретное искусство. Лучший мастер-живописец Симон Ушаков, деятельность которого развернулась в Оружейной палате, стремился отойти от иконописного лика и писать реалистические образы. Он хотел, чтобы живопись имела свойства зеркала. Иконы и роспись такого «фряжского письма» были связаны с намерением русских художников приблизиться к жизни. Однако новые веяния в искусстве враждебно встречались поборниками старины. Так, протопоп Аввакум отмечал, что на новых иконах «Спас милостивый» изображен будто пьяный иноземец с румянцем на щеках.

Мастера Оружейной палаты первыми обратились к жанру парсуны, для которого характерно условное портретное сходство. Парсуны второй половины XVII в. писались в основном на холсте в технике масляной живописи.

Высокого уровня достигло прикладное искусство: художественная вышивка, декоративная резьба по дереву. Прекрасные образцы ювелирного искусства были созданы в Оружейной палате, где работали лучшие мастера, выполнявшие заказы царского двора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.018 с.)