Классицизм выдвинул новые этические нормы, поскольку огромное значение придавал общественно-воспитательной функции искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классицизм выдвинул новые этические нормы, поскольку огромное значение придавал общественно-воспитательной функции искусства.



Герои произведений классицизма обладают стойкостью перед превратностью и жестокостью судьбы. Для них общее выше личного, страсти подчинены долгу, разуму, общественным интересам.

Эстетика классицизма, исходя из ориентации на разумное начало, определила соответствующие требования, т. е. нормативные правила. Была установлена строгая иерархия жанров. Так, в живописи «высокими» жанрами признавались исторические картины, мифические, религиозные. К «низким» относились пейзаж, портрет, натюрморт.

Для скульптуры и живописи устанавливалась четкая разграниченность планов и сглаженность форм: если в фигурах было движение, то оно не нарушало их спокойной статичности и пластической замкнутости. Для четкого выделения предметов использовался локальный цвет: коричневый — для ближнего, зеленый — для среднего, голубой — для дальнего плана.

В архитектуре общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли, дворцово-парковые комплексы проникнуты духом торжественной парадности. Их пространственное решение отличается ясной логикой, фасады — гармонией композиционного построения с соразмерностью частей, архитектурные формы — простотой и строгостью.

 

Строгая упорядоченность вносится даже в природу: мастерами классицизма была создана система так называемого регулярного парка. Зодчие классицизма широко обращается к античному наследию, изучая общие принципы античной архитектуры.

 

Дух классицизма не благоприятствовал выражению религиозно-мистических идей, и поэтому культовые постройки не имеют в архитектуре классицизма того огромного значения, как в барокко. Классицизм оставил такие замечательные памятники художественного синтеза, как скульптура и декоративно-прикладное искусство в архитектурном ансамбле. 

 

В изобразительном искусстве классицизма одной из основных тем была тема долга, победы общественного над личным, тема утверждения высших этических принципов: героизма, доблести, моральной чистоты, которые находят свое художественное претворение в образах, исполненных возвышенной красоты и величия. Противоречиям и несовершенству действительности классицизм противопоставляет принцип разумности и суровой дисциплины, с помощью которых человек должен преодолевать жизненные препятствия.

Согласно эстетике классицизма, разум является основным критерием прекрасного. Художник в своем творчестве должен исходить из совершенных образцов, которыми считались произведения античного искусства и Высокого Возрождения.

В средствах изобразительного языка теория классицизма отдает предпочтение рисунку, а колориту отводится подчиненная роль. Признавая красоту реального бытия, красоту природы, художники классицизма отдавали предпочтение изображению природы, которая служит не только активным фоном в сюжетных композициях, но часто составляет определяющую основу в общем строе картины.

 

Художники: Лидер французского классицизма в живописи — Жак Луи Давид (1748— 1825). «Клятва Горациев»; «Коронация Наполеона»; «Андромаха, оплакивающая смерть Гектора»; «Смерть Марата».

 

Жан Огюст Энгр (1780— 1867) — блестящий мастер композиции, строгого тонкого рисунка. Он автор картин на исторические и религиозные сюжеты («Обет Людовика XIII», «Апофеоз Гомера»). В историю французского искусства он вошел и как первоклассный реалистический портретист. «Портрет Бертена»; серия «Одалиски», «Большая купальщица».

 

Никола Пуссен (1594—1665) — основоположник классицистической живописи, основного стилевого направления Франции; «Танкред и Эрминия», «Смерть Германика». Прекрасны величественные героические пейзажи Пуссена: «Пейзаже Полифемом», «Аркадские пастухи».

 

 11. Дворянская культура 18 века. Стиль рококо в изо и прикладном иск-ве. Быт и нравы.

В 18 веке культуру определяют 2 сословия: буржуазия и дворянство.

Дворянство очень много заимствует из культуры 17 века. Но теперь дворянство не опора трона, а его украшение. На рубеже 17 -18 веков расцветают французские салоны, которые были широко известны по всему миру. Здесь был дух доброжелательности, намёков и полунамёков (для того, чтобы отличить своих -чужих). Придворный этикет времен Людовика 14 постепенно облегчается, благодаря Маркизе де Помпадур (уменьшила каблуки и юбки, имитация натуральной прически).

 

Культура салонов – культура, преимущественно, женская. Салоны были различной направленности: художественные, литературные и пр. В салоне нужно было уметь вести себя, здесь завязывались полезные связи.

На первый план выходят сюжеты частной жизни, сюжеты мирные. Изображается атмосфера вечного праздника; герои – не воины (нежные юноши); много галантных сцен.

Эталон – женщина, не мужчина. Даже в мужчинах ценились женские черты. Женственность подчёркивалась и во внешности, и во внутреннем мире. Наиболее привлекательный возраст – подростковый, когда человек ещё нежен, не совсем созрел.

Жанр эпохи: пастораль, действующие лица которой – пастушки и поселяне, где всегда царит лето и радость. Предшественники пасторали – античная идиллия.

 

Стиль рококо (перевод «завиток раковины») – появился во Франции в пер. половине 18 века. Франция – законодательница мод. Часто используется мотив завитка. Изящный, прихотливый стиль. Предпочтение отдавалось изысканным, утончённым, нежным цветам. Раковина бесполезна, она лишь источник красоты.

Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль — декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве первой половины восемнадцатого века. Для рококо характерны гедонистические настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически-пасторальной и чувственно-эротической сюжетике. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы.

Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара).

Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков.

Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Одним из основоположников стиля рококо был талантливый живописец Антуан Ватто, давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам персонажей картин Ватто особую утонченность.. Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик художника исторического жанра живописец Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров.

   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.005 с.)