Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обобщение зарубежного опыта финансового менеджмента в частности управления заемным капиталом
В индустриально развитых странах (США, Канада, Япония) корпоративная форма предпринимательской деятельности является ключевой. О масштабах деятельности корпоративных групп свидетельствуют следующие данные. По оценкам специалистов, в современном мире насчитывается около 40 млн. межотраслевых объединений, имеющих признаки корпоративных структур, которые включают примерно 180 млн. филиалов в 150 странах. Они концентрируют примерно до 50% промышленного производства и торговли развитых стран, около 80% всех патентов и лицензий на новейшую технику, технологии и ноу-хау. Концентрация и централизация капитала служат исходной базой для формирования корпоративных структур. По определению Ван Хорна, «корпорация - это обезличенное предприятие, созданное законом: оно может владеть имуществом и брать на себя обязательства». 1 С. Росс дает следующую трактовку данного понятия: «Корпорация — это бизнес, основанный как отдельное юридическое лицо, состоящее из одного или более частных или юридических лиц». 2 Основное отличие корпорации от других форм организации бизнеса состоит в том, что она существует независимо от ее собственников. Ограниченная ответственность - важное преимущество по сравнению с индивидуальным предпринимательством или товариществом. Корпорация вправе привлекать капитал в денежной форме от своего имени, не возлагая на своих собственников неограниченную ответственность. Следовательно, для удовлетворения претензий к корпорации невозможно конфисковать личное имущество акционеров. Право на часть собственности корпорации подтверждается долей в акционерном капитале, причем каждому владельцу акций принадлежит та часть ее имущества, которая соответствует доле его акций в общем их объеме. Эти акции могут передаваться другим лицам, что является еще одним преимуществом акционерной формы собственности. Кроме того, корпорация продолжает свою деятельность и в случае выбытия отдельных держателей акций из-за продажи своего пакета другим инвесторам. Таким образом, основные отличительные черты корпорации - наличие общего капитала, разделенного на определенное количество равных долей (акций), а также принцип разделения ответственности корпорации и ее владельцев (юридических или физических лиц) имеют следующие позитивные особенности.
Первая особенность способствует аккумуляции значительных финансовых ресурсов в уставные капиталы акционерных компаний. Это делает возможным реализацию масштабных инвестиционных проектов, что не под силу малым и средним компаниям. Вторая особенность делает вложение средств в корпорацию менее рискованным, поскольку принцип ограниченной ответственности снимает с акционеров имущественную ответственность в случае неудачи коммерческой деятельности компании как единого целого. Проявление данного признака на практике порождает определенное противоречие: с одной стороны, возможны рискованные спекулятивные операции, поскольку акционеры в случае банкротства корпорации теряют только свой вклад, но не все имущество. С другой стороны, участие акционеров в управлении компанией, пропорционально объему вложенных в нее денежных средств, способствует эффективному контролю за действиями ее руководства и рациональному использованию активов и собственного капитала акционерного общества. В практике США корпорации могут занимать денежные средства и владеть собственностью, выступать истцом и ответчиком, заключать контракты. Корпорация может быть генеральным или ограниченным партнером в товариществе, а также владеть акциями другой акционерной компании. Поэтому учредить ее сложнее, чем организовать другие формы бизнеса. Формирование корпорации включает подготовку учредительных документов (договора и устава). Учредительный договор содержит ряд сведений, включая название корпорации, ожидаемый срок ее деятельности (в большинстве случаев он неограничен), цель бизнеса, имена ее владельцев и руководителей, количество разрешенных к выпуску акций, объем оплаченного акционерного капитала и др. После получения разрешения от властей штата выпускается устав корпорации, утверждающий ее как юридическое лицо, и устанавливаются условия ее деятельности. 1 В крупных корпорациях акционеры (совладельцы) и менеджеры - обычно разные группы лиц. Акционеры избирают правление (Совет директоров), которое назначает ведущих менеджеров, которые отвечают за управление делами корпорации в интересах акционеров. Номинально акционеры контролируют деятельность корпорации посредством избрания Совета директоров (Наблюдательного совета).
В результате разделения собственности и управления корпоративная форма организации бизнеса имеет ряд преимуществ. Доля капитала, представленная акциями, может быть передана другим владельцам, и поэтому период существования корпорации не лимитирован. Корпорация осуществляет привлечение долевого и долгового капиталов от своего имени. В результате акционеры несут ограниченную ответственность за долговые обязательства корпорации. Самое большое, что они могут потерять, - это денежные средства, которые они вложили в ее акции. Относительная простота передачи собственности, ограниченная ответственность их собственный. Холдинги, приобретая контрольный пакет акций той или иной компании, получают возможность назначать своих представителей в Совет директоров и другие органы управления подконтрольной компании. Для установления контроля над другими компаниями холдинги (материнские компании) широко используют систему долевого участия в акционерном капитале других фирм. Материнская компания в состоянии обеспечить полный контроль за дочерними фирмами, не обязательно обладая 100% их акционерного капитала. Материнская компания, владея 51% акций дочерней фирмы, также оказывает решающее воздействие на ее деятельность. На практике существуют и другие формы взаимного владения капиталом: круговой, перекрестный и иные холдинги. Таким образом, преимущества формирования капитала холдинговых компаний состоят в следующем. Во-первых, значимый контроль в виде доли в собственном капитале. Такой контроль возникает в том случае, если холдинговая компания владеет 25% обыкновенных акций и более, но он может иметь место и при 10%-ном пакете, если акции значительно распылены между многими акционерами. В отдельных случаях для установления значимого контроля могут быть налажены хорошие отношения с крупными акционерами, не работающими непосредственно в компании (аутсайдерами). Во-вторых, элиминирование (нейтрализация) рисков. Снижение рисков достигается за счет того, что отдельные компании внутри системы холдинга являются самостоятельными юридическими лицами и обязательства любой из них отделены от обязательств других компаний. Поэтому высокие финансовые потери, возникшие у одного из участников холдинга, не приводят к необходимости их возмещения за счет других членов. Однако на практике материнская компания часто вынуждена оказывать финансовую помощь своим филиалам ради удержания покупателей товаров (услуг), осуществления программы начальных инвестиций, представления гарантий банку-кредитору своей дочерней компании и т. д. Слияние - это лишь один из способов объединения потенциала двух и более компаний. Многие из них заключают соглашения о кооперации и образуют так называемые корпоративные альянсы, близкие по своей сущности к слияниям. Если при слиянии объединяются все активы, вовлекаемые в сделку компаний, а также управленческий и технический опыт, то альянс позволяет компаниям создать структуру, которая концентрирует свои усилия на определенном виде бизнеса (освоение новых технологий и рынков сбыта). Тем самым создается большой потенциал для синергии.
Альянсы существуют во многих формах: от соглашения, непосредственно ориентированного на рынок, до совместной собственности и операций международного масштаба. Одной из форм корпоративного альянса является совместное предприятие, в котором ряд компаний объединяется для достижения определенных целей (перекрестное лицензирование, консорциумы, совместная заявка на торги, франчайзинг ресурсов фирм и т. д.). Большинство крупных корпораций осуществляют зарубежные операции и являются транснациональными компаниями (ТНК), и здесь холдинговая организация бизнеса особенно необходима, так как прямой контроль за зарубежными филиалами (проверка, инспекции) затруднен. Поэтому головной холдинг ТНК выполняет следующие функции: разработка экономической и маркетинговой стратегии, координация финансовой политики всех филиалов, проведение крупномасштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В индустриально развитых странах (США, Канада, ЕЭС, Япония) корпорации становятся транснациональными по причине: 1) поиска и освоения новых рынков сбыта товаров; 2) поиска источников сырья и энергоресурсов; 3) поиска новых технологий; 4) диверсификации, которая позволяет обезопасить корпорацию от неблагоприятной экономической или политической ситуации в одной стране. Это достигается путем организации производства и сбытовой сети по всему миру; 5) обхода политических барьеров и мер по контролю. Например, обход импортных квот на автомобили, электронику и т. д.; 6) поиска путей повышения эффективности производства. Например, крупные компании стран с высокими производственными издержками перемещают свое производство, где аналогичные издержки минимальны (низкие расходы на сырье и материалы, энергию, оплату труда рабочих и др.). Это относится, в частности, к корпорациям США и Японии, которые производят автомобили, электронику и другие товары. Например, они имеют сборочные производства в странах Юго-Восточной Азии, бассейна Тихого океана, Мексике и пр. В процессе управления капиталом корпорации ее руководство может ставить перед собой различные цели: - недопущение банкротства и больших финансовых потерь (прибыли, дохода и капитала);
- лидерство в конкурентной борьбе; - максимизация «цены фирмы» через рост курсовой стоимости акций; - рост объема производства и продаж; - максимизация прибыли и минимизация расходов; - обеспечение достаточного уровня доходности (отдачи) активов, собственного капитала и продаж и др. Приоритет той или иной цели по-разному трактуется в рамках существующей теории фирмы. Наиболее распространено утверждение, что корпорация должна работать таким образом, чтобы обеспечить максимальный доход владельцам-заемщикам. Обычно это ассоциируется с ростом прибыли, высокой доходностью капитала при минимальном уровне риска. В рамках традиционной неоклассической экономической модели предполагается, что любая фирма должна максимизировать прибыль (с позиции долгосрочного ее получения). В идеальном случае, когда предполагаются равнодоступность информации, наличие квалифицированного руководства и других аспектов, достижение такого максимума невозможно. Поэтому в реальной действительности используется понятие «нормальной» прибыли, устраивающей владельцев данной компании. Прибыльность различных видов производства неодинакова, что не вызывает стремления всех предпринимателей сменить свой бизнес на более доходный. В основе такого подхода лежит весьма распространенная система ценообразования на выпускаемую продукцию - полные издержки плюс средняя норма прибыли. Кроме того, действует тенденция перелива капитала между отраслями хозяйства и сферами бизнеса, что предполагает выравнивание нормы прибыли. Другие исследователи выдвигают предположение, что в основу деятельности руководства корпорации положено стремление к увеличению объема производства и продаж. Обосновывается это тем, что многие менеджеры олицетворяют свое положение в обществе в большей степени с размерами своей компании, нежели с ее доходностью, что не всегда бесспорно. Наибольшее распространение на Западе получила в последние годы «теория максимизации цены фирмы». Разработчики данной теории исходили из предпосылки, что ни один из существующих критериев: объем продаж, прибыль, рентабельность и другие - не может рассматриваться в качестве измерителя эффективности принимаемых решений финансового и инвестиционного характера. Выбираемый критерий должен быть: 1) достаточно обоснованным; 2) основанным на прогнозировании доходов владельцев корпорации; 3) приемлемым для принятия инвестиционных решений, включая поиск источников собственных средств для выплаты дивидендов и финансирования программ развития корпорации. Признается, что этим условиям отвечает критерий максимизации стоимости собственного капитала и заемного капитала, т. е. рыночной цены акций корпорации. С позиции инвесторов в основе данного подхода лежит предпосылка, что повышение благосостояния владельцев компании заключается не в росте текущей массы прибыли, а в повышении рыночной цены ее акций. Следовательно, любое решение, обеспечивающее рост курсовой стоимости обыкновенных акций, должно приниматься владельцами и менеджерами корпорации как отвечающее их интересам. Критерий максимизации цены акций корпорации как наиболее обоснованный и приоритетный в финансовом менеджменте применим лишь в том случае, если на фондовом рынке нет ограничений (дискриминации) в определении цен на финансовые инструменты, т. е. соблюдается принцип «спрос-предложение».
Отметим, что в рамках теории рыночного ценообразования на финансовые активы и поведения инвесторов основные идеи эффективного рынка состоят в следующем. В условиях такого рынка любая новая информация по мере ее поступления немедленно отражается на цене акций. Более того, данная информация может поступить на фондовый рынок случайно, и ее нельзя заранее прогнозировать, когда она поступит и в какой степени будет полезна для эмитентов и инвесторов. Следует отметить, что прибыль и риск воздействуют на цену обыкновенных акций неоднозначно. Более высокая прибыль вызывает рост дивидендов, следовательно, и повышенный спрос на акции на фондовом рынке. Наоборот, увеличение риска приводит к понижению их цены (особенно для консервативных и умеренных инвесторов). Происходит «сброс» таких акций на фондовом рынке их владельцами, что приводит к финансовой нестабильности корпорации и потере доверия инвесторов к ее ценным бумагам. Таким образом, прибыль и риск - два ключевых звена в системе управления заемным капиталом в зарубежных корпорациях. Соотношение этих двух переменных параметров в каждый момент времени определяет конкретные решения финансового менеджера (директора). Они направлены на решение двух ключевых задач: 1) увеличение прибыли или собственного (акционерного) капитала; 2) сохранение ликвидности, т.е. способности корпорации выполнять свои внутренние и внешние финансовые обязательства перед партнерами, государством и персоналом. Перед финансовым менеджером всегда стоит локальная задача - максимизировать дивиденд на одну обыкновенную акцию по каждой отдельно взятой сделке. Глобальная задача - достижение долговременной устойчивости дивиденда, ускорение оборачиваемости капитала заемного капитала и повышение защищенности компании от финансовых рисков. Роль кредита в финансировании деятельности зарубежных фирм весьма значительна. Исследователи отмечают, что в США, Великобритании, Германии, Японии, Канаде акции не являются самым важным источником финансирования для фирм, просто о них больше сообщается информации. В 1970 - 1985 годах акции давали только 2,1% всех внешних источников финансирования американских фирм. В последние годы американские корпорации прекратили выпуск новых акций и, наоборот, стали их выкупать. В других странах - то же. Выпуск обращаемых ценных бумаг не является основным способом финансирования фирмами своих операций. Облигации составляют 29,8% внешнего финансирования, вместе с акциями 31,9%, то есть меньше 1/3 внешних источников (исключение -Канада). Косвенное финансирование, включающее в себя деятельность финансовых посредников, значительно важнее, чем прямое финансирование, которое получают непосредственно от кредиторов. Кроме того, финансовые посредники поглощают большую долю и ценных бумаг. Прямое финансирование обеспечивает только 5% внешнего финансирования. Банки - наиболее важный источник внешнего финансирования фирм. В США, как и в других развитых странах, 61,9% внешнего финансирования - банковские ссуды. В США фирмы ежегодно привлекают в среднем в 25 раз больше средств в виде банковских ссуд, чем за счет акций, только крупные устойчивые корпорации имеют доступ на рынок ценных бумаг для финансирования своей деятельности Таким образом, эффективное управление заемными средствами призвано разрешить противоречие, которое возникает между стратегическими целями акционерной компании и финансовыми возможностями их достижения на различных этапах ее развития.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.019 с.) |