Древние центральноамериканские дома 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древние центральноамериканские дома



 

Изучение отдельных хозяйств позволяет нам вблизи рассматривать ежедневную жизнь. Сравнивая их облик, исследователи могут получить более широкое представление о том, как люди взаимодействовали друг с другом. Изучая дома древних поселений Центральной Америки, Кент Флэннери со своими коллегами четко отделили одни домашние хозяйства от других; хозяйственная единица характеризуется комплексом объектов, таких как ямы для хранения и могилы и зоны различных видов деятельности, иногда ассоциируемые с ними (Флэннери и Маркус — Flannery and Marcus, 1983; Уинтер — Winter, 1976).

Между 1350 и 850 годами до н. э. крытые соломой глинобитные однокомнатные дома стали самым распространенным типом жилья в древних центральноамериканских селениях. В долине Оахака в Мексике такие дома обычно были прямоугольными, полы были песчаными, соломенная крыша поддерживалась столбами из сосны. Утрамбованные глиняные стены шлифовали и иногда белили (Флэннери — Flannery, 1976; Флэннери и Маркус — Flannery and Marcus, 1983).

Во многих из домов люди убирались, прежде чем их оставить, но в некоторых имелся мусор, в котором были не только глиняные черепки, но также орудия из кости и остатки пищи. Маркус Уинтер по содержимому домов разделил их на пять возможных категорий по виду деятельности, включая шитье и плетение (иголки), приготовление пищи и ее потребление (горшки и остатки пищи), резку и свежевание (каменные орудия). Он составил схему содержимого отдельных домов, пытаясь выделить виды деятельности в семье, занимавшей каждое жилище (рис. 15.6). Работы в Оахаке достаточно перспективны в идентификации разделения труда в рамках домашнего хозяйства и артефактов, которыми пользовались скорее дети, чем взрослые.

 

Рис. 15.6. План дома в Тиеррас Ларгас, долина Оахака, Мексика, приблизительно 900 год до н. э. Отдельные артефакты, находившиеся на полу, указаны на схеме

 

Общины

 

Общины — это композиции домов и зон активности в рамках одного поселения: группа отдельных людей и домашних хозяйств, которые обычно располагаются рядом. Общины покрывают обширный спектр поселений, от крохотных стоянок охотников-собирателей до огромных городов. Расширенные версии тех же методов исследования и раскопок, которые используются в случае изучения отдельных домашних хозяйств, действуют и на уровне общин, но интересы исследователей в этом случае намного шире, чем те, что касаются рода деятельности в хозяйствах и плана самого поселения. Как условия окружающей среды, так и жизнеобеспечение ограничивают размеры и постоянство поселений человека (рис. 15.7). Большинство племен охотников-собирателей, таких как канг из пустыни Калахари или хэзда из Танзании, постоянно находятся в движении, поэтому их стоянки кратковременны, иногда они существуют не более нескольких дней. В противоположность этому, земледельцы из турецкого поселения Чатал-Хююк 6000 года до н. э. жили в одном и том же густонаселенном месте, в глиняных домах, разделенных узкими улочками, в течение многих столетий, потому что они были привязаны к свои полям (Меларт — Mellaart, 1967) (см. рис. 3.6).

 

Рис. 15.7. Окружающая среда и община: адаптация к холодным и влажным условиям. Художественная реконструкция дома эпохи неолита и связанных с ним строений из небольшого поселения Лох Олэбхэт, Гебриды, Шотландия. Деревянная дорожка ведет к узкому главному входу. Дом слева, на изображении сделан разрез, чтобы показать очаг. Неопределенностью художник мастерски передал неуверенность археологов относительно функции строения с правой стороны

 

Общины никогда не бывают статичным организмом. Подрастают дети, женятся, начинают свое хозяйство. Дома сгорают или разрушаются, на их мете строят новые. Как это часто бывало с поселениями ирокезов на северо-востоке США, поселение выходило за границы своих укреплений, и тогда возводился частокол (забор) для защиты новых домов. Изучение древней общины является выяснением постоянных взаимоотношений между отдельными людьми и домашними хозяйствами.

В маленьких общинах семейные и родственные связи играли большую роль и оказывали влияние на планы домов, составляющие хозяйств и группы жилищ. Нанося на карты и анализируя группы артефактов и описания домов, археологи иногда могут найти следы разных жилых групп в пределах одной общины. Кент Флэннери и исследовательская группа Университета штата Мичиган (1976) использовали такие данные и обнаружили по крайней мере четыре таких района в границах быстро растущего поселения Сан Хосе Моготе, существовавшего в мексиканской долине Оахака после 1350 года до н. э. Заполненный мусором овраг, образовавшийся в результате эрозии, отделял такую группу квадратных крытых соломой домов от соседей.

Раскопки в Китли Крик, описанные во вставке «Практика археологии», являются хорошим примером возможностей огромных по масштабам и качественных раскопок для раскрытия долговременных социальных и экономических отношений. Однако использование распределений артефактов по раскопанной площади для выводов о видах деятельности также является многообещающим.

Археологи часто пользуются аналогиями с современным населением и теоретическими моделями для того, чтобы осмыслить жизнь в прошлых поселениях. Джеральд Отелар (Gerald Oetelaar, 1993) изучал структуру памятника Бриджес, позднемиссисипианское поселение на юге Иллинойса, заселенное между 1100 и 1300 годами н. э. Для того чтобы лучше понять организацию деятельности на поселении, он разработал исследовательскую модель, в соответствии с которой разделил маленькие поселения на четыре главные зоны по видам деятельности: передний общинный регион для общественных видов деятельности; семейный передний и задний регионы для домашних работ, развлечений и грязных работ; задний общинный регион (рис. 15.8). В результате этих различий по роду деятельности получается различный мусор. Эта модель дает аналитическую рамку для выводов об организации и использовании пространства на памятнике. Отелар утверждает, что эта модель показывает долгосрочную стабильность на поселении, а большие общинные территории описывают степень сотрудничества между различными семьями, возможно, во время посадок и сбора урожая. Подобные модели позволяют ученым исследовать степень взаимодействия между отдельными хозяйствами в рамках одного памятника и могут также дать возможность идентифицировать специфические виды деятельности в отдельных поселениях в рамках более крупной поселенческой структуры.

 

Рис. 15.8 (a). Структура памятника. Гипотетическая модель, показывающая возможное расположение рабочих пространств в маленьком поселении

 

Рис. 15.8 (б). Структура памятника. План памятника Бриджес, на котором показаны зоны разных видов деятельности, нанесенные поверх археологических находок (Cbr — общественная задняя зона, Fbr — семейная задняя зона, Ffr — семейная передняя зона, Cfr — общественная передняя зона)

 

Ямы для столбов диаметром менее 30 сантиметров показаны одним размером и формой. Остальные были нанесены на рисунок приблизительно в соответствии с масштабом.

 

 

Этноархеология в Вайе

 

Этноархеология, этнографическое изучение материальной культуры с существенным упором на интерпретацию археологических остатков, помогает также моделировать схемы влияния разных факторов на устройство и распределение поселений. Изучение современных обществ обнаруживает многообразие социокультурных, экономических и политических переменных, которые диктуют людям, как им обустраивать свои социумы. Эти переменные оказывают особую помощь при интерпретации археологических памятников, ассоциируемых с населением, которое изучают этнографически. Они также помогают получить общее представление о разнообразии факторов, которые могут влиять на устройство древнего общества.

Потенциал этноархеологического исследования можно проиллюстрировать работой, которую в течение последних более чем 20 лет проводил Е. Кофи Агорса на территориях, связанных с племенем нчумуру в Вайе, в северной части бассейна Вольты в Гане (Агорса — Agorsah, 1983, 1985, 2003). Агорса изучал социокультурные факторы, которые играли роль при устройстве поселений нчумуру. Ему повезло — у него оказалось много материалов для изучения. Предыдущее местообитания Старое Вайе сгорело, и люди перебрались в Новое Вайе, в котором живут до сих пор. Таким образом, Агорса смог сравнивать археологические данные из Старого Вайе с этнографическими наблюдениями в новом месте (рис. 15.9).

 

Рис. 15.9. Карта, на которой показаны территории кланов в Старом Вайе. Такие этноархеологические исследования дают ключи к пониманию материальных аспектов, касающихся социальной организации, которая может быть представлена на археологических памятниках

 

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.134 (0.016 с.)