Организация археологических раскопок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация археологических раскопок



 

Руководителю современной археологической экспедиции требуются навыки, намного превосходящие просто компетентного археолога. Он или она должны уметь быть и бухгалтером, и политиком, и врачом, и механиком, и менеджером по персоналу, и даже пекарем. Руководитель проекта в области управления культурными ресурсами должен обладать юридическими знаниями (глава 18). При крупномасштабных раскопках руководитель, может быть, и не будет принимать активного участия в ручных работах, но сложности могут возникнуть при обеспечении экспедиции материальнотехническими ресурсами. Под его руководством будут работать управляющие по памятнику, группы художников, фотографов и узкоспециализированных специалистов (Дэнси — Dancey, 1981; Юковски — Joukowsky, 1981; Хестер и другие — Hester and others, 1997). Кроме того, руководитель экспедиции должен возглавлять группу специалистов по полевым работам (Ходдер — Hodder, 1999).

 

 

Многодисциплинарные исследовательские группы

 

Современная археология настолько сложна, что все проекты, связанные с раскопками, будь то чисто исследовательские или по линии управления культурными ресурсами, требуют взаимосвязанной работы многодисциплинарных групп, состоящих из археологов, ботаников, геологов, зоологов и других специалистов. Командный подход особенно важен в таких случаях, когда остро стоят проблемы окружающей среды, когда исследуются взаимоотношения между культурой человека и иными сферами экосистемы.

Хорошее междисциплинарное или многодисциплинарное исследование базируется на интегрированном проекте, в котором тесно сотрудничающая друг с другом команда специалистов проверяет тщательно сформулированные вопросы исследования по данным, собранным всеми специалистами. Обратите внимание: мы говорим «по данным, собранным всеми специалистами». Эффективно работающая многодисциплинарная группа должна быть именно единой командой, находки которой должны способствовать всесторонней оценке памятника. Подобный подход вполне логичен, но редко доводится до полного совершенства, когда специалисты вместе составляют проект, полностью разделяют цель экспедиции и ежедневно сообщают о своих находках и обсуждают проблемы исследования (Айзэк и Айзэк — Isaac and Isaac, 1989).

Примером фундаментальных междисциплинарных исследований может быть Чатал-Хююк в Турции, где Айэн Ходдер приступил к реализации долгосрочного проекта по исследованию поселения земледельцев (см. вставку «Памятники» в главе 3). Он собрал большую группу археологов из разных стран, которые использовали различные подходы к раскопкам, а также небольшую группу специалистов по всем отраслям — от керамики до зооархеологии и по всем видам данным, связанным с окружающей средой. У Ходдера присутствовали также специалисты, представлявшие результаты исследований общественности, у него был даже антрополог, который изучал не только местные социальные группы и рабочих, но и динамику в работе самой раскопочной команды. Основой этого замечательного проекта было убеждение, что наилучшие полевые результаты появятся благодаря длительному диалогу между членами проекта и синтезу теории и наблюдений с первого дня раскопок. «Теория начинается на краю лопаты», — говорил Ходдер (1999). Многодисциплинарный подход на раскопках Чатал-Хююка достиг своего пика при объединении всех археологов и специалистов в компьютерную сеть, в которой они вели дневники об исследовании так, что любой заинтересованный человек имел к ним доступ через Интернет (Ходдер — Hodder, 1999).

 

 

Сотрудники экспедиции

 

В штат больших и сложных экспедиций, длящихся несколько полевых сезонов, входят руководитель и другие специалисты, а также несколько техников (technicians). Среди техников можно выделить следующих.

Инспекторы на памятнике. Опытные раскопщики отвечают за рытье траншей и фиксирование местоположений. Крупномасштабные раскопки в средневековом Йорке на севере Англии были поделены на районы, в которых квалифицированные раскопщики следили за добровольцами, которые, собственно, занимались «рытьем».

Специалисты по фиксированию. В некоторых крупных экспедициях есть штатные специалисты, которые полный рабочий день занимаются только тем, что изображают и фиксируют стратиграфические профили и структуры, найденные во время раскопок. Велика потребность в квалифицированных археологических художниках и фотографах, которые даже в течение короткого сезона сделают тысячи цифровых снимков и слайдов. Их задача — создать полный отчет о раскопках с самого начала до конца (Эдкинс и Эдкинс — Adkins and Adkins, 1989; Доррел — Dorrell, 1994). Сегодня многое из этого выполняется электронным образом с использованием трехмерных картографических систем.

Сотрудники лабораторий. Даже небольшая экспедиция может раскопать много артефактов, флористических и фаунистических остатков, с которыми могут не справиться те, кто копают. Сотрудники лаборатории должны отмывать и упаковывать находки, проводить грубую сортировку, делать маркировку для последующей транспортировки в лабораторию. Все это жизненно важно и может не касаться разве что очень маленьких экспедиций.

Мастера. Оплачиваемые мастера обычно имеются на больших средиземноморских раскопках. Они могут стать квалифицированными археологическими раскопщиками, но их главная задача — руководить платными работниками. Некоторые из них всю свою жизнь посвящают археологии.

Сотрудники проектов по управлению культурными ресурсами. Многие раскопки в рамках проектов по управлению культурными ресурсами являются частью проектов, в которых памятники перед разрушением раскапывают. Большие УКР-организации в общественном и частном секторах нанимают профессиональных раскопщиков, часто людей со степенями магистров и бакалавров по археологии, для выполнения как общих, так и специальных работ по раскопкам, фиксации материалов и для работы в лабораториях.

В наше время, когда цены растут, а бюджеты сокращаются, большинство раскопок являются сравнительно небольшими. Обычно это группа студентов или оплачиваемых рабочих во главе с руководителем и одним или двумя помощниками. Помощниками могут быть студенты выпускных курсов, имеющие техническую подготовку и некоторый опыт работы в поле и которые могут взять на себя часть обязанностей руководителя, тем самым позволив ему сосредоточиться на общем руководстве и проблемах интерпретации. Но на большинстве памятников руководителю приходится не только быть во главе всех исследовательских и управленческих дел экспедиции, но и лично надзирать за рытьем траншей. На этого одного человека возложены работы по фиксированию материалов, фотографированию, рисованию, измерениям и надзор за работами. Руководитель может также заниматься хрупкими захоронениями или другими сложными объектами, которые нельзя доверить студентам или рабочим, он также должен вести дневник раскопок и журнал учета находок, заниматься хранением и маркировкой артефактов, доставкой находок в лабораторию.

Навыки работы раскопщика настолько разнообразны, что уровень профессиональной подготовки студентом-выпускником в археологии в основном достигается в процессе выполнения рутинных задач и освоения методов раскопок и исследования памятника под руководством опытного наставника. Что касается руководителя, то такие студенты являются не просто работниками, но и замечательными советчиками, которым можно изложить свои теории и детально обсудить интерпретацию памятника. Дружеская обстановка и радость хорошо организованных, ориентированных на студентов раскопок являются одними из самых ценных особенностей археологии.

 

ОТКРЫТИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.008 с.)