Раскопки викторианской эпохи — самые впечатляющие и в то же время ненаучные. М. Де морган поднимает золотую корону мумии королевы хнемит в дахшуре, египет, 1896 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскопки викторианской эпохи — самые впечатляющие и в то же время ненаучные. М. Де морган поднимает золотую корону мумии королевы хнемит в дахшуре, египет, 1896



 

Содержание главы

 

Концепция культуры.

Природа культуры.

Модели культуры.

• Нормативные модели.

• Функциональные модели.

• Процессуальные модели.

• Постпроцессуальные модели.

• Археологический материал.

Матрица и положение.

• Метод «ассоциации».

• Метод совмещения положений.

Археологический контекст.

• Первичный и вторичный контекст.

• Пространственный контекст.

Артефакты, подкомплексы и комплексы.

• Артефакты.

• Подкомплексы.

• Комплексы.

Археологические памятники.

Культуры, области, регионы и модели заселения.

 

В этой главе представим некоторые основные концепции археологического исследования: культуру, данные в виде артефактов и их матриц, их локализации и контекст (см. также Шэрер и Эшмор — Sharer and Ashmore, 2002; Томас — Thomas, 2003). Локализация и контекст всех археологических артефактов исследуется на основе двух фундаментальных законов: объединения «родственных» групп и совмещения положений. От основных концепций мы перейдем к обсуждению пространственного контекста — не к безграничности небес, но к точно определенному местоположению каждой находки, обнаруженной во время археологических изысканий и раскопок.

 

Концепция культуры

 

В главе 1 было сказано, что «антропологи изучают человека как биологический организм, обладающий уникальной особенностью — культурой». Немногие теории в антропологии вызвали так много споров, как это высказывание (Кробер и Клюхорн — A. Kroeber and Kluckhohn, 1952). Все определения культуры, одной из самых трудных для понимания теоретических формулировок, являются средством объяснения сообществ и поведения человека с точки зрения идей, разделяемых определенной группой людей. Одно из самых лучших определений культуры было предложено великим антропологом эпохи королевы Виктории сэром Эдвардом Тайлером более ста лет назад. Он утверждал, что культура есть «сложное целое, включающее в себя знания, веру, искусство, мораль, законы, традиции и иные явления, приобретенные человеком как членом общества» (1871). К этому определению современные археологи добавили бы, что культура является основным средством приспособления к окружающей среде. Определение Тайлера и многие другие формулировки сходятся в одном: культура и поведение человека есть идеи, разделяемые группой людей.

Культура присуща исключительно человеку, так как мы являемся единственными животными, использующими культуру как основное средство приспособления к среде. Она является нашей адаптационной системой. Хотя биологическая эволюция и защитила белого медведя от арктических холодов пушистым мехом, а утке дала для плавания перепончатые лапы, только люди изготовили одежды и иглу для жизни в Арктике, а в тропиках живут в легких строениях и обходятся минимумом одежды. Культура является для нас буфером между нами и окружающей средой, буфером, который совершенствовался в течение долгих тысячелетий доисторической эпохи. Сейчас мы так отделены от нашей среды обитания, что если бы этот культурный буфер исчез, то мы оказались бы беззащитны и, возможно, вымерли бы в течение очень короткого периода времени.

Таким образом, человеческие культуры слагаются из человеческого поведения и его результатов; они состоят из сложных и взаимодействующих постоянных. Человеческая культура, не являясь статичной, постоянно приспосабливается как к внутренним, так и к внешним изменениям, будь это окружающая среда, техника или общество (Дитц — Deetz, 1967). Идя по этому пути все дальше и дальше, люди настолько изменили естественную окружающую среду, что создали свою собственную.

 

Природа культуры

 

Культуру можно разделять многими способами — по языкам, экономикам, технологиям, религиям, искусствам, политическим и общественным организациям. Но культура человека как единое целое есть сложный структурированный организм, в котором все категории формируют друг друга. Все культуры слагаются из мириад материальных и нематериальных элементов, содержание которых является результатом сложной адаптации к обширному ряду экологических, общественных и культурных факторов. Большая часть культуры передается от одного поколения к другому посредством сложных систем связи, благодаря которым сложные и бесконечные процессы адаптации позволяют выживать и помогают культурам быстро меняться, когда, например, менее развитые сообщества сталкиваются с более развитыми цивилизациями.

Каждый человек живет в рамках какой-либо культуры, и каждая культура идентифицируется какой-нибудь «этикеткой» — «культура американского среднего класса», или «эскимосская» культура, или «культура масаи». Такое деление вызывает в воображении характерные черты или поведенческие стандарты, связанные с такими ярлыками. Одной из таких черт в отношении среднего американца может быть гамбургер, для эскимоса — каяк, а для масаи — копье с длинной рукоятью. Элита народа майя ассоциируется с изысканными городами и сложными иероглифами, древним письмом или идеографическими символами. Наши представления о культурах также связаны и популярными стереотипами. Для многих американцев китайская культура ассоциируется с бумажными фонариками и трафаретным рисунком на фарфоре, а французская культура — с хорошей едой и прекрасными винами. Нам всем хорошо знаком «вкус» культуры, с которым мы сталкиваемся, ужиная в иностранном ресторане или выезжая за границу. Каждая культура имеет свою индивидуальность и узнаваемый стиль, которые формируют ее политические и юридические институты, а также моральные нормы.

К сожалению, такие ярлыки часто становятся слишком упрощенными, а иногда и унизительными. Так, коренные американцы считаются «храбрецами с перьями», а французы — романтическими любовниками. Реалии культуры намного сложнее, и «чужакам» часто трудно понять и проникнуть в них.

Археологи считают, что культуре присущи три компонента.

1. Собственная версия культуры — многообразные формы поведения отдельной личности, которые слагают мириады оттенков культуры. Решения личности играют жизненно важную роль в изменении даже развитых культур.

2. Общая культура — элементы культуры, которые разделяются всеми. Сюда могут входить такие действия, как человеческие жертвоприношения или ритуальные бои, или любые другие действия человека, так же как набор правил и предписаний, которые и дают в сумме культуру (рис. 6.1). Язык является важным для такого единого понятия, как и культурная система.

 

Рис. 6.1. Индейцы-ацтеки в Мексике ежегодно приносили в жертву богу Солнца Хутципочтли сотни человеческих жизней, веря в то, что кровь человеческих сердец будет питать Солнце в его пути по небу. Эта вера являлась частью общей культуры того общества, даже если такие жертвоприношения были совершенно чужды другим сообществам

 

3. Культурная система — система поведения, в которой участвуют все отдельно взятые личности. Личность не только разделяет культурную систему с другими членами общества, но и играет в ней активную роль. Итак, культуру можно рассматривать либо как смесь общих особенностей, либо как систему, позволяющую обществу взаимодействовать с внешней средой. Для того чтобы сделать нечто большее, чем просто выстроить хронологические последовательности, археолог должен рассматривать культуру как набор сложных взаимодействующих компонентов. Эти компоненты остаются статичными до тех пор, пока процессы, действующие на системы, не определены четко. Археологи тесно соприкасаются с культурными процессами, процессами, которые изменяли в прошлом сообщества людей.

 

ОТКРЫТИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.006 с.)